Педагогическая практика «Развитие коммуникативных компетенций и интонационной выразительности речи у детей с ТНР через театрализованную деятельность».
методическая разработка (подготовительная группа)
для воспитанников 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пед практика с результатами педагогической диагностики | 63.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая практика «Развитие коммуникативных компетенций и интонационной выразительности речи у детей с ТНР через театрализованную деятельность».
Красноярский край, г.Ачинск. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 47».
Авторы: Русакова Евгения Николаевна – воспитатель, МБДОУ «Д/с № 47», Минаева Ольга Николаевна – воспитатель, МБДОУ «Д/с 47».
Основная идея практики:
Актуальность: мы работаем в группе компенсирующей направленности с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Чаще всего у таких детей наблюдаются проблемы в понимании и воспроизведении текста, его запоминании, неярко выраженной интонационной, эмоциональной, выразительной стороны речи, что вызывает трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Для преодоления трудностей в общении требуется постоянный поиск новых технологий. Изучив работы, посвященные развитию эмоционально-выразительной стороны речи через театрализованную деятельность О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, «Методика развития речи детей дошкольного возраста», мы пришли к выводу, что развитие коммуникативных компетенций и интонационной выразительности речи у детей с ТНР через театрализованную деятельность, может быть эффективной в коррекционной работе по устранению речевых затруднений в интонационной выразительности, запоминании и воспроизведении текста.
Исходя из этого, нами был разработан педагогический творческий проект «Развитие коммуникативных компетенций и интонационной выразительности речи у детей с ТНР через театрализованную деятельность».
Цель проекта: развитие и совершенствование коммуникативных компетенций и интонационных компонентов речи у старших дошкольников с ТНР через театрализованную деятельность.
Задачи:
- формировать у детей коммуникативную компетенцию;
- формировать умения передавать эмоциональную выразительность произведений русского народного творчества через театрализованную деятельность (мимикой, позой, жестами, тембром голоса, движением);
- способствовать снятию психического и эмоционального напряжения,
предупреждению агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности;
- создать условия для организации театральной деятельности, через пополнение развивающей предметно-пространственной среды.
- вовлекать родителей в процесс формирования коммуникативных компетенций и интонационной выразительности речи через театрализованную деятельность.
Планируемые результаты обучения:
- у дошкольников старшего дошкольного возраста коммуникативные компетенции соответствует возрастным нормам;
- воспитанники передают эмоциональную выразительность произведений русского народного творчества через театрализованную деятельность (мимикой, позой, жестами, тембром голоса, движением);
- дети стали наиболее эмоциональными, раскрепощенными, дружелюбными, - адекватно эмоционально реагируют в различных ситуациях.
- педагоги и родители поддерживают дружеские связи детей, не мешают проявлять самостоятельность, создают условия для развития эмоционально-выразительной стороны речи, активно принимают участие.
- создана предметно-развивающая среда в группе для формирования и развития коммуникативных компетенций, эмоционально-выразительной стороны речи через театрализованную деятельность.
Практика реализуется с сентября 2019 года.
Для организации работы по данной теме подобрали и изучили необходимую психолого-педагогическую литературу, передовой опыт работы по развитию интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста.
Провели первичную диагностику уровня развития интонационной и выразительной (область «Речевое развитие» педагогической диагностики образовательной программы). В результате выявили, что у 66.7% детей недостаточно сформирована коммуникативная компетенция интонационная и выразительная сторона речи, на основании этого разработали перспективный план работы по развитию интонационной выразительности у старших дошкольников.
В ходе реализации перспективного плана работы по развитию интонационной выразительности речи у детей с ТНР использовали разные методы и технологии:
- дидактические игры и упражнения на развитие мимики, просодики ( интонация, ритм, тембр, пауза); такие игры как «Вьюга», «Передай соседу», на развитие мимики: «Мимический куб», «Чистим лук», «Огородное пугало», «Потеряли игрушку», «Мышки» и др ,
- игры-драматизации, чтение стихов по ролям, проигрывание и озвучивание разных героев-зверей, пересказывание монологов из сказок.
- применяли дистанционные образовательные технологии (видео и фотоотчеты, дидактические задания, консультации).
Все эти мероприятия направлены на: развитие коммуникативных компетенций, снятие психического и эмоционального напряжения, развитие мимической стороны речи, интонационной выразительности, чувства ритма, темпа, тембра голоса, на преодоление застенчивости и нерешительности, сплоченность в коллективе и дружелюбия в общении, профилактику замкнутости, тревожности.
Совместно с нами сотрудничали родители (дистанционные задания, изготовление костюмов и атрибутов, участие в играх-драматизациях и т.д.), специалисты, педагоги других групп (акция «Взрослые-детям»).
Постепенно пополняли предметно-пространственную развивающую среду, создавая условия для развития интонационной выразительности речи, театрализованной деятельности. (дидактические игры, разные виды театров, ширмы, атрибуты к театрализованной деятельности).
Итогом реализации нашего проекта стало театрализованное представление сказки «Колобок». Воспитанники активно выбирали себе роли, интонационно правильно исполняли их, не испытывая при этом никакого эмоционального напряжения.
В сентябре 2020 года мы провели промежуточную диагностику на выявление уровня развития коммуникативных компетенций и интонационно-выразительной стороны речи. И убедились, что в результате внедрения театрализованной деятельности в образовательный процесс, наблюдается положительная динамика развития с 66.7 % детей с недостаточным уровнем до 58.3%.
- у дошкольников старшего дошкольного возраста коммуникативные компетенции соответствуют возрастным нормам;
- воспитанники передают эмоциональную выразительность произведений русского народного творчества через театрализованную деятельность (мимикой, позой, жестами, тембром голоса, движением);
- дети стали наиболее эмоциональными, раскрепощенными, дружелюбными, адекватно эмоционально реагируют в различных ситуациях.
Анкетирование родителей по итогам реализации проекта показало, что дети стали более общительными, речь интонационно-выразительная, правильная. В результате этого мы решили продолжить развитие коммуникативных компетенций и интонационной выразительности речи и в 2020-2021 учебном году.
Сейчас наша деятельность на этапе реализации перспективного плана работы, при планировании мероприятий мы опираемся на запросы родителей и предложения детей, используем разные методы и технологии.
В январе 2021 года планируем начать реализацию проекта «Театральный мир», итоговым мероприятием этого проекта будет постановка сказки «Заюшкина избушка» с участием не только наших детей и родителей, но и всех педагогов ОО. Опыт таких обще садовых постановок у нас есть «Красная шапочка на новый лад». Но теперь писать сценарий сказки, распределять роли будут воспитанники вместе с воспитателями нашей группы.
При реализации проекта возникали некоторые трудности: специфика речи детей, отсутствие костюмов для всех персонажей сказок - нехватка материально-технического оснащения, разучивание роли не дома, а в детском саду, для сохранения правильности произношения и интонационной выразительности - посещаемость в группе.
По итогам реализации нашего проекта мы можем сделать вывод, что внедрение в практику театрализованной деятельности для развития коммуникативных компетенций и интонационной выразительности речи детей с ТНР, позволит им легче включиться в жизнь общества, получить образование соответствующего уровня.
Для коллег мы можем показать мастер-класс по развитию коммуникативных компетенций и интонационной выразительности речи, поделиться методической копилкой, пригласить на театрализованное представление сказки.
Всю необходимую информацию по данной практике вы можете найти на сайте ДОО по адресу: detsad4761@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Статья для педагогов...
«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность и сюжетно-ролевые игры».
laquo;Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность и сюжетно-ролевые игры»....
Развитие речи у детей средней группы через театрализованную деятельность
Благодаря театру ребёнок познаёт мир, не только не только умом , но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. В работе для повышения уровня речи детей, мы решили использовать теат...
Развитие интонационной выразительности речи у детей с речевой патологией средствами театрализованной деятельности.
В своей работе я использую имаготерапию как средство развития интонационной выразительности речи.Для этого на основе методики Л. В. Лопатиной я разработала свою систему работы «Развитие ин...
«Развитие интонационной выразительности речи у детей с ТНР через театрализованную деятельность».
Охарактеризовать условия развития интонационной выразительности стороны речи дошкольников с ТНР через театрализованную деятельность. ...