Модель взаимодействия детского сада и семьи
методическая разработка
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями.
Моделирование - один из универсальных способов, позволяющих воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_vzaimodeystviya_detskogo_sada_i_semi.docx | 115.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Модель взаимодействия детского сада и семьи»
Подготовила: старший воспитатель МБДОУ Детский сад №16 «Медвежонок» |
Модель взаимодействия ДОУ и семьи.
Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями.
Моделирование - один из универсальных способов, позволяющих воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием.
Цель – создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ и семьи что способствует успешному развитию и реализации личности ребенка.
Разработанная модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми.
Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности.
У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка.
Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания необходимо координировать ее с работой с детьми, включая в работу всех специалистов ДОУ.
Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:
- активизировать воспитательные возможности родителей;
-привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения и общественной жизни ДОУ;
- использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;
- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения;
Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации работы с родителями.
Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, можно эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.
Объединение усилий дошкольного учреждения и родителей в процессе воспитания детей - непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Принципиальные условия для ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями, администрацией и педагогами ДОУ, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.
Поскольку контингент детей ДОУ постоянен на всех возрастных этапах развития детей, у каждого родителя есть уникальная возможность больше общаться с педагогами ДОУ и своим ребенком, познавать новое, учиться слушать и слышать, находить компромиссные варианты в возникающих проблемах.
Влияние как психологическая категория осуществляется общением, его коммуникативной и интерактивной сторонами.
Роль накопленного багажа знаний впервые годы жизни гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той колоссальной работой, которую совершает ребенок самостоятельно, пытаясь чему-либо научиться.
Работу с семьей многие педагоги считают одним из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.
Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:
-формирование банка данных социальных характеристик семей;
-составление программы изучения семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы);
-изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;
-оборудование помещений для общения с родителями;
-координационную работу по содержанию функционала каждого участника проекта;
-систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки);
-апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения;
-создание семейных клубов по интересам (педагогическим возможностям);
-изучение педагогических инициатив родителей, представление возможностей поделиться своим мнением по проблемам воспитания и образования детей, взаимодействия с педагогами;
-составление картотек, буклетов «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства);
-обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения;
-информационно-аналитическую работу по реализации проектов;
-систематизацию учебно-методических разработок;
-планирование работы по распространению инициативы.
Для реализации основных концептуальных положений данной модели сотрудничества требуется система психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Для сближения родителей с ДОУ реализуется ряд программ, предусматривающих общение в родительских гостиных, проведение совместных праздников, недель творчества на основе идей социального партнерства. Большую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например проекты, направленные на укрепление здоровья воспитанников. Очень важным условием взаимодействия является доверие и уважение сторон друг к другу. Кроме того, для родителей имеет значение имидж учреждения, результаты участия детей и педагогов во всевозможных конкурсах, выставках и т.д. В связи с этим информация о достижениях является доступной и открытой для всех участников образовательного процесса. Система работы учреждения предусматривает совместное с семьей определение перспектив, параллельные действия, взаимное дополнение и взаимную коррекцию. Все это находит отражение в работе с родителями, заседаниях родительского комитета дошкольного учреждения, совета ДОУ.
Каждый сотрудник детского сада участвует в организации работы с родителями, выработке совместно с родителями общих целей и задач деятельности. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний. Психолог дошкольного учреждения играет важную роль в построении конструктивного диалога между воспитателями, родителями, детьми, администрацией детского сада.
Реализация модели позволяет добиться следующих результатов:
-создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;
- достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;
-снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;
-признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;
– гармонизация детско-родительских отношений;
– повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения;
Модель социально - педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Она ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность для разработки данной модели.
Формы работы с семьей в МБДОУ Детский сад №16 «Медвежонок»
Мероприятия | Задачи |
Родительские собрания в группах | Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей, научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы. |
Адаптационный период для детей раннего возраста | Задача: Обеспечить наиболее комфортные условия адаптации малыша и его родителей к условиям ДОУ. В течение одного-двух месяцев в группу приходит педагог – психолог, который игры с детьми, беседы. Дает советы родителям, как безболезненно преодолеть адаптационный период. |
Психологический центр | Задача: дать конкретные знания родителям в той или иной области педагогики. |
Фотоальбом "Давай познакомимся" | Задача: познакомить ребенка и его родителей с детским садом еще до прихода ребенка в детский сад. |
Плакаты «Моя семья», «Мои семейные традиции», Фотоальбом "Моя семья" | Задача: привнести часть семейного тепла в стены детского сада. |
Ваши добрые дела | Задача: поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь. |
Выставки детско-родительского творчества | Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности. |
Анкетирование | Задача: сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения |
Информационные стенды | Задача: информировать родителей: |
Папки – передвижки, буклеты | Задача: ознакомление родителей с различной информацией. |
Медиаплан | Задача: информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе |
Список использованной литературы:
1. Антонова Т.С. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка/ Т.С. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина//Управление дошкольным образованием.-2003.-№4-с.80-84.
2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. //Управление ДОУ 2002г., № 4. - 66с.
3. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика - Синтез, 2007 - 167с.
4. Евдокимова Е.С. Управление детского сада и семьи/ Е.С. Евдокимова//Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2008.-№5.-с.8-15.
5. Доронова Т.Н. О взаимодействии ДОУ с семьей/ Т.Н. Доронова//Дошкольное воспитание.-2004.-№3.-С.13-90.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание модели взаимодействия детского сада и семьи с использованием ИКТ
В данной статье представленосоздание пошаговой модели взаимодействия детского сада и семьи с использованием ИКТ. Разработка данной модели обусловлена проблемно - ориентированным анализом в 2011 уч.год...
Модель взаимодействия детского сада и семьи в совместной проектной деятельности «Здоровье, спорт, сила, красота».
В прошлом году мы предложили родителям наших воспитанников создать «Портфолио дошкольника», в котором каждый родитель показал и рассказал о личности своего ребенка, его особенностях и потребностях. Тв...
Создание модели взаимодействия детского сада и семьи в творческом развитии дошкольников.
Презентация - работа с родителями создание клуба, для развития творческих способностей детей....
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе....
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. ...
Модель организации взаимодействия детского сада и семьи в области укрепления и сохранения здоровья ребенка.
выступление на семинаре...
Модель взаимодействия детского сада и семьи по ранней социализации ребёнка в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данная работа представляет собой з-х летний опыт по реализации и апробированию проектов, направленных на профилактику и предупреждение дезадаптации детей...