Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание -сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_fin_gram.docx | 58.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Рабочая программа
по формированию основ финансовой грамотности
детей старшего дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы
3. Этапы реализации программы
4. Основные принципы работы
5. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы.
6. Методы и формы проведения занятий. Развивающая предметная среда.
7. Работа с родителями
8. Список литературы
Приложение 1.
Календарно-тематический план на 2019-2020 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (далее-Программа) направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание -сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний.
Новизна, педагогическая целесообразность.
Новизна опыта состоит в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Программа составлена в целях реализации Федерального Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:
-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13»)
- Декларацией прав ребёнка, 1959 г.
Данная программа базируется на основе авторской программы А. Д. Шатовой “Дошкольник и экономика”, с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников Смоленцевой А. А.- « Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок.»
Программа рассчитана на 2 года обучения (старшая – подготовительная группы), с сентября по май и предусматривает реализацию разделов через организацию и проведение развивающих, интегрированных занятий. Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию ОУ. Продолжительность занятий: 1 раз в неделю. Длительность занятий в старшей группе (5-6 лет) – 25 мин. (всего 37 занятий, в подготовительной группе (6-7 лет) – 30 мин. (всего 37 занятия).
Цели и задачи программы.
Цели программы:
− формирование первичных экономических представлений и компетенций;
− развитие экономического мышления дошкольников;
− воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Исходя из цели программы предусматривается решение следующих основных
задач:
− сформировать первичные экономические понятия понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).;
− научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
− объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
― формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
− научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)
― воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;
― воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
― воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит их растить общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
- максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.
- креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения.
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
- обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения.
- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Этапы реализации программы.
Программа состоит из трех связанных между собой блоков:
Ӏ блок-« Труд – продукт – товар».
Педагогическими задачами данного блока являются:
-формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
-формировать умение уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
-поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
-стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности.
В разделе закрепляются представления о сложном мире предметов и вещей, как результата труда людей, человеческих взаимоотношениях. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В таких играх, как например, и «Кондитерская фабрика», «Кем быть?», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения
ӀӀ блок- «Реклама».
Педагогическими задачами данного блока являются:
-развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
-дать представление о рекламе, о ее назначении;
-формировать умение детей правильно воспринимать рекламу ("Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение”);
В разделе закрепляются представления о понятие «реклама», поясняется ее значение как положительное, так и отрицательное, с тем, что реклама это механизм воздействия на экономические процессы, но никак не экономическая категория и вовсе не экономический показатель, и говорить о ней, видимо результативнее, в ракурсе ее влияния на экономический результат.
В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство» и др. играх развиваются коммуникативные и творческие способности дошкольников, умения составлять рекламу, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей, формировать речевое общение дошкольников и учить культуре поведения. Речевая игра используется и для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память.
ӀӀӀ блок- « Деньги».
Педагогическими задачами данного блока являются:
-формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
-воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
-дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
Основная задача данного раздела – объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важно обсуждение возможных вариантов, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими. Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки («как у всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого» и т.д.) и получить иной взгляд со стороны.
В играх закрепляются знания детей о соотношении стоимости вещей (услуг), умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.), умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного – и соответственно определять приоритеты). Умение выбирать развивает мышление и способности анализировать.
Программа второго года обучения дополняется направлениями: «Потребности», «Обмен и деньги (валюта). Рынок. Спрос и предложение», «Производитель и ресурсы».
1. Потребности
Педагогические задачи:
• знакомить с экономической категорией «потребность»;
• расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди;
• развивать творческие способности и воображения детей, их способность участвовать в дискуссиях, учить выслушивать мнения других, вежливо отстаивать свою точку зрения.
2. Обмен и деньги (валюта). Рынок. Спрос и предложение
Педагогические задачи:
• развивать у детей представления: о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между производителями товаров и услуг; об обмене товарами и услугами; о деньгах как универсальном средстве обмена; о спросе и предложении и их влияние на величину цены.
• объяснить значение слова «рынок», принцип организации «рынка» обмена товарами и услугами, чтобы каждый мог получить желаемое.
• расшить представления детей о бартере как операции взаимообмена товарами, выяснить вопрос о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.
3. Производитель и ресурсы.
Педагогические задачи:
• ознакомить детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими), разнообразием природных ресурсов, различными способами их применения.
• ознакомить детей с понятиями «товар» и «потребитель».
• обсудить необходимость ресурсов для изготовления любого товара.
• дать представление о сути ресурсов (человеческих, природных, капитальных) и их использование для изготовления товаров.
Основные принципы работы.
− Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
− Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
− Комплексный подход при разработке занятий,
− Вариативность содержания и форм проведения занятий;
− Систематичность и последовательность занятий;
− Наглядность;
− Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
− Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
Целевые ориентиры и планируемые результаты.
В конце реализации программы планирую сформировать у детей следующие понятия и представления:
− Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
− Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
− Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
− Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
− Финансы нужно планировать(приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
− Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
− Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
− Финансы – это интересно и увлекательно.
В конце I года обучения дети должны:
По блоку «труд-продукт-товар»
-овладеть первоначальными представлениями: о профессиях людей (традиционных, новых профессиях), о цене;
-дифференцированными представлениями об основных личностных качествах, позволяющих ценить результаты труда людей;
-обобщенными представлениями о труде как основном виде деятельности людей, источнике их существования; о продуктах труда людей разных профессий; об элементарных связях между результатом труда и его стоимостью; о связи между понятиями «продукт» - «товар» - «качество» - «цена».
-элементарными умениями: проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения; испытывает чувство неловкости, вины за поломку вещей, предметов и стремится устранить свою оплошность.
Проявляет сопереживание, сочувствие, содействие в ситуациях непредвиденной поломки вещей сверстниками
- оказывает помощь взрослым в повседневных бытовых делах
осуждать:
- аморальное поведение: обман, жадность, утаивание игрушек, лень и др.
По блоку «реклама»:
-овладеть дифференцированными представлениями: о рекламе, о ее предназначении, о том, как ее воспринимать и относиться к ней;
-обобщенными представлениями (понятиями):о потребностях человека и его возможностях;
-элементарными умениями: чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи; проявлять интерес: к социокультурным аспектам экономики
В конце II года обучения дети должны:
-овладеть первоначальными представлениями: о бюджете, о доходах, о расходах
-дифференцированными представлениями: о деньгах, о процессе их зарабатывания
-обобщенными представлениями: о потребностях человека и его возможностях, о закономерности влияния материальных возможностей на благополучие семьи;
-элементарными умениями: чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи; руководствуется общественно-значимыми мотивами расходования денег (например, накопленных в копилке, желанием доставить радость близким людям (родным, друзьям), обращается с вопросом к родителям, хватит ли у них денег приобрести желаемое, спокойно воспринимает ситуации отказа от требуемой или желанной вещи (не кричит, не плачет и т. п.)
-проявлять интерес: к социокультурным аспектам экономики (деньги, реклама, богатые, бедные, благотворительность, щедрость и др.), осуждать:
аморальное поведение: воровство, обман, жадность и др. Выражать эмоциональную удовлетворенность благополучием (материальным) своей семьи.
Описание форм и методов работы.
Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети подготовительной к школе группы, возраст 6-7 лет
Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев: (с 01.09.2019 по 31.05.2020).
В течение 1 месяца предусмотрено 4 занятия.
Методы: игровой практический, наглядный, словесный.
Формы проведения:
1. Фронтальное (подгрупповое) занятие.
2. Индивидуальная работа.
Время проведения: вторая половина дня, продолжительность - 30 минут.
Участники: дети старшей (подготовительной) группы .
Структура занятия:
1.Мотивационный этап: 4 мин. (сообщение темы занятия, проблемная ситуация.)
2. Содержательный этап: 22 мин. (дидактическая игра, работа в тетради финансовой грамотности, беседа, чтение и анализ сказок, практические упражнения).
3. Рефлексивный этап: 4 мин.(подведение итогов)
Занятия по экономике проводятся в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д., включают в себя:
• Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
• Решение проблемных ситуаций.
• Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
• Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
• Решение элементарных арифметических задач, кроссвордов.
• Чтение художественной литературы.
• Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
• Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
- анализ, классификация предметов;
- обобщение по заданному признаку;
- сравнение и выделение главного;
- простые умозаключения;
- действия по предложенной схеме-алгоритму
• Игровые упражнения для развития математических способностей:
- овладение счетными операциями;
- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
- сравнение количества предметов;
- освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);
- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.
Для закрепления сложных экономических понятий можно использовать сказочных персонажей. Например, «поселить» в группе игрушечного мальчика- Эконома. Лучшему пониманию материала поможет экономический уголок в группе с экономической картой для путешествий, дидактическими материалами, интерактивная папка-лэпбук «Школа гнома-Эконома».
Предметная среда
1. Пособия “Назови профессию”, “Профессии”.
2. Дидактические игры «Мой город», «Я – строитель», «Я – повар», «Из чего что сделано».
3. Посуда, книги разного качества (сорта).
4. Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.
5. Мелкие игрушки (для магазина детских товаров).
6. Ценники.
7. Рекламные газеты.
8. Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
9. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей
10. Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.
11. Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 руб., 5 руб., 10 руб.
12. Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
13. Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.
14. Книга для детей “Деньги” А.Д.Шатова.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Формы работы с родителями:
-буклеты (презентация лэпбука по формированию финансовой грамотности "Школа Гнома Эконома" на первом родительском собрании группы)
- консультация для родителей детей подготовительной группы: «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»;
- индивидуальные беседы, день открытых дверей (октябрь , январь);
-итоговое открытое занятие (май).
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование
по экономическому воспитание дошкольников 5-7 лет.
Первый год обучения. Старшая группа.
№ п/п | Тема | Содержание образовательного мероприятия | Педагогические технологии | |||
1 | Труд – основа жизни | Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. | Беседа, игра-соревнование папка-передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде | |||
2 | Домашний труд. | Виды домашнего труда. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. | Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности | |||
3 | Работать и зарабатывать | Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.). | Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно» | |||
4 | Все работы хороши, выбирай на вкус (1) | Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» | |||
5 | Все работы хороши, выбирай на вкус (2) | Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар). | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» | |||
Труд и продукт | Формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада. Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. | Нод на тему: «Что такое труд?» Д/И «Что сделано руками человека?» Чтение сказки «Петушок и двадва мышонка» | ||||
6 | Трудиться - всегда пригодиться | Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться | Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем, рисуем | |||
7 | Мини-спектакль «В волшебном лесу» | Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать. | Интерактивный мини-спектакль | |||
8 | Труд во благо | Закрепление материала. | Итоговое мероприятие по теме | |||
Блок № 2. «Деньги» | ||||||
9 | Как придумали деньги | Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). | Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ | |||
10 | Какие бывают деньги | Виды денег (монеты, банкноты). | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы» | |||
11 | Как выглядят деньги и откуда берутся | Изготовление денег: печать, чеканка. | Беседа, исследование, чтение,– придумываем деньги для группы. Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали» | |||
12 | Как деньги попадают к нам в дом. | Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд. | НОД. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» | |||
13 | Трудовая денежка всегда крепка | Заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом. | Сказка «Трудовые деньги». Рассказ «Отец и сын» | |||
14 | Образовательный -квест «Путешествие с Гномом Экономом» | Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы». | квест «Путешествие с Гномом по Денежному городу» | |||
15 | Откуда берутся деньги и зачем они нужны? | Закрепление материала. | Итоговое мероприятие по теме | |||
Блок № 3 | ||||||
24 | Реклама вокруг нас: хорошо или плохо? | Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность | Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). Рекламируем собственные поделки. | |||
25 | Реклама в сказках. | Уточнить представление о назначении рекламы, развивать понимание зависимости между спросом на товар и его ценой, развивать способность критически оценивать рекламу, экономические категории: реклама, выгода, формировать отрицательное отношение к глупости, обману, излишней доверчивости | Чтение истории «Как Сорока Мишин товар хвалила» из книги Т.Поповой и др. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом» | |||
26 | Создаем рекламу | Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность | Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). Рекламируем книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей | |||
27 | Распространители рекламы | воспитание эстетического отношения к месту своего проживания, осознание смысла соблюдения чистоты и порядка. | Рекламируем : свой д/с, группу, город, улицу, дом. | |||
28 | Сказочный рекламный агент. | Сформировать представление о профессии рекламного агента | Чтение и беседа с детьми по сказке Ш.Перро «Кот в сапогах» | |||
29 | Если бы у меня было собственное дело | Уточнение смысла предназначения рекламы, развитие творческого воображения у детей. | Беседа с детьми: Что такое «собственное дело» (хозяин, руководитель фирмы, директор предприятия), пробуем придумать рекламу своего предприятия. | |||
29 | Сюжетно-ролевая игра «Торговый Центр» | Закрепление материала по темам: труд, деньги, товар, реклама. | Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). | |||
30 | Сюжетно-ролевая игра «Развлекательный Центр» | Закрепление материала. Праздник в рамках «Финансовой недели». | Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). |
Второй год обучения, подготовительная группа
Тема: «Потребности Обмен и деньги (валюта). Рынок. Спрос и предложение. Производитель и ресурсы» | |||||
№ п/п | Тема | Содержание образовательного мероприятия | Педагогические технологии | ||
Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино» | Познакомить детей на примере мультфильма с экономическим понятием – товар (это то, что изготавливает мастер для продажи). Учить внимательно и слушать и отвечать на вопросы по содержанию. | Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино» | |||
2 | Мини-спектакль «Лисенок Рыжик» | В процессе постановки дети уясняют, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, без толку, бессмысленно. Навык бережливости, грамотного расходования вырабатывается с детства. | Интерактивный мини-спектакль | ||
3 | Копим и сберегаем | Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно. | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Ситуационные задачки, папка-передвижка «Мы копим», обсуждения, игра «Копим и сберегаем» | ||
4 | Выгодно – невыгодно | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. | Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно». | ||
Обмен – подарок | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. | Сказка «Что за птица?» – обмен, сказка «Как старик корову продавал», «Что может реклама» – обсуждение | |||
Потребности и желания (1) | Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. | Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное» | |||
Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи) | Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь. | 1.Беседа с детьми «Д/И «Моя семья» | |||
Потребности и желания (2) | Соотносим потребности, желания и возможности. | Ситуационные задачки, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение | |||
Мини-спектакль «История про заек Мазаек» | Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. | Интерактивный мини-спектакль | |||
Где покупают и продают разные товары? (1) | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра «Где что купить?», обсуждение, папка-передвижка «Мы идем за покупками» | |||
Где покупают и продают разные товары? (2) | Торговые предприятия: базары, рынки, ярмарки, торговые центры. | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд. | |||
Наша мастерская (1) | Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. | Технология моделирования. Творческо-трудовая деятельность | |||
Наша мастер - класс (2) | Изготавливаются товары для города мастеров: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. | Технология моделирования. Творческо-трудовая деятельность | |||
Стоимость и цена товара | Разбираем цепочку товар-стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену. | Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение | |||
28 | Русская ярмарка | Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее. | Обсуждение, игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. | ||
Мониторинг | Закрепление пройденного материала. Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. | Деловая игра «Финансовая азбука» (итоговая) |
Приложение №2
Перечень базовых финансово-экономических понятий
№ | Понятие | Описание | |
5-6 лет | |||
11 | Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга | Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга. | |
22 | Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата | Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические). | |
33 | Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство | Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства. | |
44 | Сбережения, копилка, кошелек | Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить. | |
55 | Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево | Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар- цена – покупка» | |
66 | Долг, должник, займ | Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. | |
6-7 лет | |||
71 | План, экономия | Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. | |
82 | Потребность, капризы, желание, возможность | Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. | |
93 | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки | Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги. | |
14 | Подарок, реклама | Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него. | |
15 | Богатство, бедность, жадность, щедрость | Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. |
Список используемой литературы.
1. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду:
Для занятий с детьми 3–7 лет. Издательство «Мозаика - Синтез» Москва 2016 год.
2. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. ,
3. Шатова А. Д .Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. Издательство. ВЕНТАНА-ГРАФ
3. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
Обучающий видеоконтент
Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:
Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? - https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0
Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. - https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE
Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. - https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. - https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc
Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. - https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4
Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. - https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU
Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs
Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ
Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977
«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)
Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень»
Мультсериал «Навигатум»: Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...
Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...
Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»
Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...
Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....
Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Гном - Эконом»
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспит...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Старшая -подготовительная группа....