Инновационная/экспериментальная деятельность
проект (старшая группа)

Осипова Эльмира Радиковна

Инновационная эксперементальная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования

Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.

Фрэнсис Бэкон, английский философ

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

  • здоровье сберегающие;
  • технологии проектной и исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные;
  • технологии «лэпбук»;
  • личностно-ориентированные;
  • игровые технологии;
  • технологии проблемного обучения и др.

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников

Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале урока, а затем продолжить его рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.

Старшим дошкольникам с помощью интерактивных технологий легче освоить чтение и письмо (группировка на экране картинок в зависимости от твёрдого или мягкого звука в слове, определение с помощью схемы места звука в слове — начало, середина или конец и т. п.). Большой интерес у старших дошкольников вызовут игры-путешествия, которые проводятся по типу квеста. Например, игра-путешествие по озеру Байкал включает карту маршрута, по которой дети будут выполнять задания («Распределите цифры по порядку, и мы узнаем, на чём будем путешествовать») и двигаться дальше в своём «путешествии» (первая станция — история, вторая станция — животный мир и т. д.). А красочная презентация с красивейшими видами озера оставит у детей яркие впечатления.

По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.

Применение лэпбука

Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию.

Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Например, информацию можно распределить подобным образом: для младших дошкольников выделить конверты с картинками животных внутри, а старшим детям оставить материал, где нужно применять навыки чтения, счёта и т. д.

Проектные технологии

Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.

В процессе реализации проекта у детей повышается познавательная активность

Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:

  • Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.
  • Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.
  • Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.
  • Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п.

Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные проекты («Животные и птицы», «Мои друзья», «Растения вокруг нас»).

Таблица: примеры проектов для разных возрастных групп

Средняя группа

Проект «Зимние фантазии»

Тип проекта: информационно-творческий

Участники проекта: дети средней группы, родители

Кратко срочный 1 месяц

Дата проведения: Январь.

Воспитатель 1 категории: Осипова Э.Р

Цель проекта: создание совместно с родителями развивающей среды на участке детского сада для активной деятельности детей зимой.

Проект на тему: «В гостях у сказки»

Воспитатели средней группы «Смешарики»

Осипова Э.Р

Долгосрочный -1 год.

Цель проекта:

Создать условия для духовно - нравственного развития ребенка. Развитие творческой личности детей.

Старшая группа

Информационно-творческий проект «Мой город»

Дата проведения: Сентябрь.

(старший дошкольный возраст)

Проект кратко срочный 1 неделя

Воспитатель 1 категории: Осипова Э.Р

Цель проекта. Создание условий для развития интереса к родному городу.

Формирование представлений о родном городе

Проектная деятельность.

Проект в старшей группе на тему: «Я в безопасности»

Дата проведения: Декабрь.

Проект кратко срочный 1 неделя

Подготовил воспитатель 1 категории: Осипова Э.Р

Цель проекта:

создать условия для обогащения детей знаниями обязательного поведения на дороге в различных дорожно-транспортных ситуациях, способствовать формированию правильной модели поведения через различные формы и виды деятельности.

Проект «Зимние фантазии»

Тип проекта: информационно-творческий

Участники проекта: дети старшей группы, родители

Кратко срочный 1 месяц

Дата проведения: Январь.

Воспитатель 1 категории: Осипова Э.Р

Цель проекта: создание совместно с родителями развивающей среды на участке детского сада для активной деятельности детей зимой.

Разработка инновационного проекта в детском саду

Безусловно, инновационная деятельность как новый вид работы с детьми имеет долю риска. Но если продумать все нюансы при организации предстоящей деятельности, эти риски сведутся к минимуму. Педагогу следует учитывать:

  • выбор направления инновационной работы;
  • разработку концепции и программы инновационной деятельности;
  • создание условий для реализации инновационного проекта;
  • подготовку и грамотное введение документации по инновационной деятельности.

Перед внедрением инновационного проекта в работу с детьми воспитателю следует тщательно изучить все нюансы выбранной темы

Задача педагога-новатора — создать мотивацию для участия группы в совместной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника, его психологическую готовность.

Структура инновационного процесса:

  1. Анализ и сбор информации.
  2. Выбор и реализация новшеств.
  3. Обобщение опыта и диагностика внедряемой информации.

Технология игрового обучения

Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации. В совместной деятельности с дошкольниками рекомендуется систематически применять игровые приёмы работы.

Игровые технологии призваны сочетать игру и обучение

Виды игр, которые используются в инновационной деятельности, очень разнообразны. Они могут различаться:

  • По виду деятельности:
  • двигательные;
  • интеллектуальные;
  • психологические и т. д.
  • По характеру педагогического процесса:
  • обучающие;
  • тренировочные;
  • контролирующие;
  • познавательные;
  • воспитательные;
  • развивающие;
  • диагностические.
  • По характеру игровой методики:
  • игры с правилами;
  • игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры;
  • игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
  • По содержанию:
  • музыкальные;
  • математические;
  • социализирующие;
  • логические и т. д.
  • По игровому оборудованию:
  • настольные;
  • компьютерные;
  • театрализованные;
  • сюжетно-ролевые;
  • режиссёрские и т. д.

Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей.

Личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии

Личностно-ориентированные технологии развивают индивидуальность дошкольника, отмечают личные качества каждого. Главным является не предметное обучение, а ориентир на диалоги, умение мирно решать конфликты, понимание интересов и реализация творческой деятельности ребёнка. Занятия могут строиться на творческой деятельности, театральных сценках, играх, обсуждении положительных качеств героев сказок, в процессе дети делятся своими мыслями и отношением к происходящему, учатся контролировать свои поступки.

Совместная работа приучает детей уважать интересы других, а также выражать своё мнение в коллективе

Например, в первой младшей группе можно провести занятие «Свободный рисунок» с использованием нетрадиционных техник рисования (пальчиковое, ладошкой). В процессе творческой деятельности происходит социализация ребёнка и его адаптация в детском саду. В средней группе можно провести занятие по дизайну, например, в кулинарии. Ребята с удовольствием займутся украшением пряников или других кулинарных изделий. У каждого воспитанника будет возможность проявить собственное мнение, приобщиться к работе в коллективе. Подобные занятия актуальны и для старших дошкольников.

Здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать культуру здоровья у дошкольников. Приёмы и методы направлены на формирование у ребят навыков, сохраняющих здоровье, а также получение определённых знаний по ведению ЗОЖ. У ребёнка постепенно появляется осознанное отношение к заботе о здоровье и полезных действиях, на это нацеленных.

Важно дать понять детям, что необходимо бережно относиться к своему здоровью

Инновационные здоровьесберегающие технологии могут реализовываться различными способами, например,

  • контроль за физическим состоянием воспитанников, контроль режима питания;
  • выполнение различных видов гимнастик (ортопедической, дыхательной, пальчиковой), закаливания;
  • введение новых видов двигательной активности — детской йоги, стретчинга, танцев;
  • проведение бесед о здоровом образе жизни, важности правильного питания, тематических игр;
  • проведение коррекционных занятий с элементами арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии.



Предварительный просмотр:

Проект «Зимние фантазии»

 Тип проекта: информационно-творческий

 Участники проекта: дети средней группы, родители

                        Воспитатель 1 категории: Осипова Э.Р

Раздел I.

Актуальность проблемы.

Зима - удивительное время года, когда вся природа одевается в белый, пушистый наряд и у детей появляется прекрасная возможность кататься на лыжах, санках, сооружать разнообразные постройки из снега.

Мы совместно с родителями провели акцию «Снежные постройки на нашем участке детского сада». Главная задача акции доставить радость и удовольствие детям. Снежные скульптуры украшают участок, вызывая у детей положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку. Зимнее убранство поднимает настроение детям, позволяет вдоволь насладиться снежными забавами.

Привлечение детей к созданию и украшению снежных построек, ежедневному уходу за ними способствует развитию у воспитанников трудовых умений и навыков, бережного отношения к результатам коллективного труда, заботу о сверстниках, оказывать помощь малышам и взрослым.

Для обеспечения качественной организации прогулки в зимний период необходимо создать определенные условия: расчистить участок от снега, соорудить постройки для развития основных движений (ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазание, прыжки, метание).

Зимние детские игры на свежем воздухе гораздо полезнее, чем занятия в закрытом помещении. Зимой ребенок выполняет движения намного активнее, иначе легко замерзнуть. Подвижные игры на свежем воздухе хорошо влияют на здоровье ребенка и придают ему силы и бодрость.

Зимние игры на улице – отличное средство для укрепления иммунитета. Много существует забав, в которые могут играть и взрослые и дети.

Цель проекта: создание совместно с родителями развивающей среды на участке детского сада для активной деятельности детей зимой.

Задачи проекта:

спроектировать и создать развивающую среду для всестороннего развития детей в зимнее время на прогулке;

установить доверительные и партнерские отношения с родителями;

обогащать мотивы для совместной деятельности родителей и детей, способствующих формированию коммуникативных умений и трудовых навыков, уважение к результатам труда других людей.

активизировать и обогатить воспитательные умения родителей в процессе совместной проектной деятельности с детьми.

Совместная деятельность взрослых и детей основывается на следующих принципах:

принцип доброжелательного общения воспитателей, родителей и детей. Позитивный настрой на общение является фундаментом продуктивного взаимодействия;

принцип реализации индивидуального подхода. Каждый участник (родитель, ребенок) может внести свою лепту в общее дело;

принцип сотрудничества, а не наставничества. Осознанное участие родителей в совместной деятельности;

принцип единства воспитательных, развивающих задач в процессе совместной деятельности взрослых и детей;

Проект предусматривает реализацию трех этапов деятельности:

1 этап – проектировочный.

Цель: совместная разработка воспитателями, родителями и воспитанниками детского сада проектов зимних построек на участке ДОУ.

привлечение родителей и детей к выбору темы зимних построек;

выбор плана построек на участке

На нашем участке будут:

- Вал для равновесия (высотой 30 см – дети любят бегать и прыгать по ним, прыгать с них).

- Лабиринт. (Развивать двигат. активность детей)

- Бум для перешагивания.

- Снежные брёвнышки (для перешагивания и перебегания.)

- Гараж для санок. (подвижные игры детей)

- Ледяная дорожка (по ним дети скользят).

- Снежная горка.

- Кормушка. (заботиться о птицах)

-«Русская печка» (метание в цель)

«Русская красавица» (для проведения народных игр)

-Флажки» (для эстетич. развития детей, радостного настроения)

Одно из основных требований к оформлению зимних участков – их безопасность. Чтоб избежать травматизма, поверхность построек должна быть гладкой, без острых выступов и углов. Они должны быть прочными, способными вынести любые нагрузки.

При строительстве снежного городка мы уделим внимание украшению фигур. Чтобы они стали яркими и красочными, будем использовать ткань, веревки, тесемки, бахрома, флажки.

2 этап – практический (постройка снежных скульптур).

Цель: выполнение поставленных задач по созданию развивающей среды на участке детского сада совместно с родителями и детьми. Реализация этого этапа осуществлялась в различных видах деятельности:

чтение художественной и познавательной литературы (сбор родителями мини-библиотеки по теме проекта;

трудовая деятельность; постройка снежных скульптур родителями по задуманным эскизам);

экспериментальная деятельность детей с водой и снегом (изготовление «снежного теста»);

продуктивные виды деятельности (украшение снежных скульптур тканью, которые принесли родителями из дома).

При сооружении построек руководствовались следующими критериями:

-постройки должны способствовать физическому, интеллектуальному и эстетическому развитию детей;

-быть относительно легкими в изготовлении и достаточно крепкими;

-соответствовать требованиям безопасности и возрасту детей;

-соответствовать игровой тематике.

3 этап – презентационный подведение итогов конкурса

Планируя прогулку, мы задействуем снежные постройки ограниченно, в ходе одного из компонентов прогулки (во время наблюдений, игр, организации трудовой деятельности, или индивидуальной работы, или комплексно (для организации тематической прогулки, проведения досуга или занятия).

На участке мы уже развесили кормушки для птиц, наблюдаем за ветром, используя флюгеры.

Для украшения зимнего участка широко используем цветные льдинки.

Дети с удовольствием ходят по змейке, сохраняя равновесие, играют в снежной крепости, развивая двигательную активность, кидают снежки в печку, упражняясь в меткости.

Совместный труд по созданию снежных построек способствует праздничному настроению, обогащает воспитанников новыми впечатлениями, способствует физическому развитию детей дошкольного возраста.

«Кто веселится, тот мороза не боится», - так мы определили идею при оформлении зимних участков!



Предварительный просмотр:

Информационно-творческий проект «Мой город»

(старший дошкольный возраст)

Воспитатель: Осипова Э.Р
Проект
 «Мой город»

Тип проекта:

информационно – творческий.

по образовательным областям – познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Участники проекта – дети старшей группы, родители, Воспитатель.

Сроки реализации проекта – одна неделя.

По длительности – краткосрочный.

Актуальность: В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Чтобы вызвать интерес к родному городу, необходим подбор материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял яркие впечатления. Это могут быть образы природы, общественные события, традиции, труд близких людей. Полученные знания о родном городе будут способствовать воспитанию у дошкольников таких чувств как привязанность, любовь к родному краю. Хотелось, чтобы впечатления детства у наших детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем. Данный проект "Мой город" поможет ребятам узнать историю своего города. Ведь каждый город в России уникален, необычен по-своему. И показать ребёнку красоту родного города – задача не такая уж и сложная. Стоит только начать!

Данный проект: «Мой город» поможет ребятам узнать историю города, увидеть его с другой стороны, снова с ним познакомиться.

Проблема: У детей недостаточно знаний о родном городе. Они не задумываются о том, что город, в котором они живут - это их Малая Родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.

Цель проекта. Создание условий для развития интереса к родному городу.

Формирование представлений о родном городе

Задачи проекта:

Образовательные: Сформировать у детей начальные представления об истории родного города, его достопримечательностях, расширять кругозор детей и активизировать словарный запас.

Развивающие: Расширение кругозора дошкольников посредством знакомства с достопримечательностями города, развивать патриотические чувства у детей и продолжать работу над развитием творческих способностей.

Воспитательные: Воспитывать у детей чувство гордости за свой город и людей, живущих в нем. Воспитывать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему.

Обеспечение интеграции образовательных областей:

Познавательное развитие – расширять представления о родном городе Ессентуки. Развивать умение составлять рассказы о своём городе с опорой на наглядный материал.

Художественно – эстетическое развитие – развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа.

Речевое развитие – продолжать развивать речь как средство общения, умение поддерживать беседу.

Социально – коммуникативное развитие – формирование элементарных представлений о правилах безопасности и поведении в быту и в социуме. Воспитание любви к Родине, гордости за её достижения, патриотических чувств.

Взаимодействие с родителями:

Консультация для родителей «Их именами названы улицы нашего города»

Практические рекомендации «Что рассказать детям». Легенды о Гусиноозерске.

Развлечение «С Днём рождения, любимый город»

Предполагаемые результаты:

Повышение познавательного интереса к малой родине, своему городу.

Приобщение к традиции проведения Дня рождения города.

Умение делиться впечатлениями, используя начальные знания об истории родного города.

Этапы реализации проекта

1 этап подготовительный

Дать детям знания о родном городе. Развивать чувство гордости за регион, желание сохранить его и приумножить его красоту.

Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.

Заинтересовать детей и родителей темой проекта, приблизить их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей. Составить перспективный план мероприятий.

2 этап реализация проекта

Проведение практических мероприятий.

Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.

3 этап заключительный.

Организация выставки детского рисунка «Город глазами детей»

Развлечение «Поздравления в День рождения»

Литературная викторина «Стихи о родном городе»

Фотоотчёт.

План практических мероприятий.

Понедельник

1. Беседа «Город, в котором я живу».

2. Игра «Знаменитые места»

3. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу».

(Фотографии любимых мест города, фото детей на улицах города и др.)

Вторник

1. Беседа «Флаг, герб города»

2. Рассказ воспитателя «Чем славен наш город»«Самые красивые места в нашем городе».

3. Игра «Ты мне – я тебе»

4. Аппликация. «Фонтаны в нашем городе».

Расширять представление у детей об архитектуре нашего города. Учить передавать симметричное строение нашего фонтана в работе, дополняя ее необходимыми деталями. Развивать творческое воображение.

Среда

1. НОД Рисование «Мой любимый город Гусиноозерск».

Продолжать формировать представление об архитектуре родного города. Учить передавать в рисунке образ города в любое время года, дома, в окнах горят разноцветные огни. Развивать чувство композиции, цвета.

2. Игра «Кто больше назовёт» - что мне нравится в нашем городе больше всего.

3. Д/Игра «Угадай, где я нахожусь».

Четверг

1. Беседа «Приезжайте в наш город»

2. Творческая мастерская «Мой город» - лепка, раскраски.

3. Игра «Собери герб нашего города»

4. С/Р игра «Профессии жителей города»

Пятница

1. Литературная викторина «Стихи о нашем городе»

2. Творческая мастерская – коллективная работа коллаж. «Мой город в будущем».

Цель: Продолжать формировать умение работать с разными художественными материалами, умение работать вместе, развивать воображение.

3. Развлечение «Поздравления в День рождения»

Достигнутые результаты

Дети ближе познакомились с историей родного города, его достопримечательностями и богатствами. Научились составлять небольшие рассказы о городе, с опорой на наглядный материал и полученные знания в процессе проекта. Дети получили возможность почувствовать себя частью большого города, получив при этом массу положительных эмоций.

Используемая литература:

1. «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. Мозаика - Синтез,2014.

2. «С чего начинается Родина» под редакцией Л. А. Кондрыкинской.

3. «Мы живём в России» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова.

4. «Стихи о родном городе».

5. «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыкова.



Предварительный просмотр:

Проектная деятельность.

Проект в старшей группе на тему: «Я в безопасности»

Подготовил воспитатель 1 категории: Осипова Э.Р

Психофизиологическая система ребенка по сравнению со взрослым находится в состоянии становления, и еще не достигла своего полного развития. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда - разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

Вот несколько причин, влияющих на число дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.

1. Переход проезжей части в неустановленном месте

2. Неожиданный выход из-за транспортного средства, сооружения, деревьев.

3. Переход проезжей части вне пешеходного перехода.

4. Нахождение на проезжей части ребенка в возрасте до 7 лет без сопровождения взрослых

5. Неподчинение сигналам регулирования

6. Игра на проезжей части

Необходимо дать детям возможность увидеть все опасности на дороге, их осознавать; сформировать соответственную модель поведения, прививать навыки безопасного поведения на дорогах.

Цель проекта:

создать условия для обогащения детей знаниями обязательного поведения на дороге в различных дорожно-транспортных ситуациях, способствовать формированию правильной модели поведения через различные формы и виды деятельности.

Задачи.

1. Пополнить и закрепить знания детей ПДД, дорожных знаках, дать представление о работе инспекторов ДПС.

2. Развивать у детей навыки ориентирования в дорожно- транспортных сигналы светофора и дорожные знаки.

3. Развивать умение применять полученные знания и делится ими с окружающими.

4. Воспитывать бережное отношение к своей жизни и здоровью, уважение ко всем участникам дорожного движения.

5. Активизировать работу по пропаганде соблюдения ПДД среди родителей.

.

Участники проекта

дети старшей группы, воспитатели и родители;

Прогнозируемые результаты.

Дети: социально адаптированы к условиям окружающей действительности; осознают значение соблюдения правил дорожного движения, умеют ими пользоваться; имеют понятие о ценности жизни;

Родители: повышение знаний родителей по ПДД; проявление активности родителей в образовательном процессе;

Педагог: Повышение профессионального мастерства.

Реализация проекта.

Подготовительный этап:

Цель:

- изучение публикации в эскизах по теме «Дорожная безопасность»

- составить тематический план по работе с детьми (безопасность на дороге)

- составить план работы с родителями;

1. Сбор информации: - Анализ проблемы.

-Подбор методической литературы по теме «Дорожная безопасность»

- Мониторинг

2. Разработка проекта.

Основной этап

Цель: прививать культуру поведения пешехода, обогащать детей знаниями правил безопасного поведения на дороге, пропагандировать правила безопасности на дорогах среди родителей, обогащать предметно - развивающую среду, накапливать опыт.

1. Разработка конспектов НОД по образовательным направлениям

2. Создавать проблемные ситуации, решать спорные вопросы по теме.

3. Знакомство с правилами поведения на дороге.

4. Подбор детской художественной литературы по теме «Безопасность», заучивание стихов, рифмовок.

5. Знакомство с основными дорожными знаками для пешеходов и их назначением.

6. Изготовление и приобретение игр, наглядных пособий.

7. Изготовление макета улицы города

8. Работа с родителями:

Анкетирование родителей

Проведение индивидуальных бесед.

Родительское собрание «Меры профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»

Консультации для родителей.

Памятки для родителей

«Обучение детей оцениванию скорости движения машин»«Обучение предвидению скрытых опасностей»

Открытый показ НОД «Школа пешеходных наук».

Выступление на педсовете: «Соблюдение элементарных правил дорожного движения детьми старшей группы».

Беседы с детьми:

1. «Безопасное поведение на улице».

2. «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать.

3. «Как не потеряться».

4. «Как вести себя в транспорте».

5. «Культура пешехода».

6. «Как работают водители».

7. «Где ремонтируют машины».

8. «Что должен знать и уметь водитель».

Сюжетно-ролевые игры:

«Шоферы»;

«Автобус»;

«Служба спасения» (01,02,03)

«Медосмотр водителей»;

Подвижные игры

«Мчимся, как поезд»

«Трамвай»

«Такси»

«Самолеты».

Дидактические:

«Найди пару»

«Юный пешеход»

«Дорога в детский сад»,

«Разложи знаки по форме»,

«Дорожные знаки»«Кто, чем управляет»,

«Дорожное лото»«Можно- нельзя»,

«Куда едут машины»«Автомобили»,»Поезд».

НОД по образовательным областям:

1. «Познавательное развитие» - «Транспорт»«На улицах города»«Школа пешеходных наук»

2. «Художественное художественно-эстетическое развитие»-

«Машины –спецтранспорт».(рисование свечой)

«На перекрестке» (коллективный коллаж)

3. «Социально –коммуникативное развитие» - «Как я шел в детский сад?»

4. «Социально –коммуникативное развитие» - «Как я шел в детский сад?»

Наблюдение за проезжим транспортом, за дорогой, движением машин в дождливую погоду.

Другие формы работы.

Викторина «Что мы знаем о транспорте»

Вечер загадок

Заучивание стихов о безопасности с привлечением родителей.

Чтение художественной литературы:

• «Волшебный мяч» (Т. А. Шорыгина,

• «Как неразлучные друзья дорогу переходили (А. Иванов,

• «Марта и Чичи идут в парк» (Т. А. Шорыгина,

• «Как Стобед качался на качелях» (Д. Орлова,

• «Законы улиц и дорог» (И. Серяков,

Поэтические произведения:

• «Дяда Степа- милиционер» (С. Михалков,

• «Если бы…» (О. Бедарев,

• «Посмотрите, постовой» (Я. Пишумов,

• «Самый лучший переход» (Я. Пишумов,

• «Как ребята переходили улицу» (Н. Калинина,

• «Новые правила поведения для воспитанных детей (Г, Шалаева, О. Журавлева)

Заключительный этап.

Викторина для детей и родителей «Опасности на дороге». Презентация проекта на педсовете



Предварительный просмотр:

Проект на тему: «В гостях у сказки»

Воспитатели средней группы «Смешарики»

Осипова Э.Р

Долгосрочный -1 год.

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.

Аннотация проекта:

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно - нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

 

Цель проекта:

Создать условия для духовно - нравственного развития ребенка. Развитие творческой личности детей.

Задачи:

  1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
  2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  3. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
  4. Прививать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
  5. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
  6. Побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок, использовать различные виды театра.

Постановка проблемы

     Стимулом для творческой деятельности ребенка служит театрализованная игра, доступная с самого раннего возраста. Необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое не авторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Сказочный фонд для детей очень разнообразен. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме, и сказки с острым захватывающим сюжетом. Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего. Сказки приучают детей к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Дети внимательнее начинают слушать сказки, вникать в события и характеры. Ребенок мысленно участвует во всех персонажах сказки, глубоко переживает чувства, волнующие ее персонажей. Рассказывать сказку надо неоднократно. Ребёнок вслушивается в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.

  

Этапы работы:

Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Работа по плану с детьми, родителями.

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Презентация по сказкам (сказка в картинках).

План работы с детьми :

  1. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
  2. Знакомство и чтение сказок:

     «Зимовье зверей»

     «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

     «Лисичка со скалочкой»

     «Петушок и бобовое зернышко»

     «Лиса и журавль»

     «Кто сказал мяу?»

     «Три поросёнка»

     «Муха-цокотуха»

     «Айболит»

  1. Просмотр  мультфильмов:

«Пузырь, Соломинка и Лапоть»

«Лиса и кувшин»

«Смоляной бычок»

«Гуси-лебеди»

«Мешок яблок»

«Капитошка»

«Домовенок Кузя»

  1. Дидактические игры:

«Будьте внимательны и найдите ошибки»

«Кто лишний»

«Кого не хватает?»

«Из какой сказки фраза?»

«Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот»

«Назови сказки, где есть бабка, дедка, кошка, мышка. ..»

«Сложи из частей»

«Отгадай сказку по отрывку»

«Назови ласково»

  1. Пересказ прочитанных сказок.

     6. Инсценировка сказки «Федорено горе», «Лисичка со скалочкой».

     7. Загадки о сказках, героях сказок.

      8.Участие во Всероссийской занимательной викторине для дошкольников «Путешествие в страну сказок»; «Знатоки мультфильмов».

     9. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ «Сказка к нам пришла».

   

Содержание работы с родителями:

Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, изготовление масок к сказкам).

Консультации для родителей «Для чего детям нужно читать книги».

Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

Предполагаемый результат

Дети умеют внимательно слушать сказки, понимают содержание, следят за развитием действий.

У детей развивается мышление, память, выразительность речи.

Развивается активный словарь детей.

Дети самостоятельно пересказывают знакомые сказки.

Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

Ответственность за свои дела и поступки.

Заключительный этап.

Подведение итогов.

Драматизация сказки «Федорено горе»; «Лисичка со скалочкой» для родителей.

Презентация проекта.

 

Список литературы:

  1. Алябьева Е.А. Игры-путешествия на участке детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  2. Русские народные сказки. – М.: Сфера, 2010, цв. ил.
  3. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2014.



Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.

Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций.

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К. Ю. Белая, А. Г. Асмолов и др.). А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Основные виды инновационных технологий,

применяемых в ДОУ.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

• здоровьесберегающие технологии;

• технологии проектной деятельности;

• технологии исследовательской деятельности;

• развивающие технологии;

• коррекционные технологии;

• информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии; игровые технологии.

1. Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей:

• они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;

• они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов — например, хатха-йоги;

• они могут знакомить с культурой здоровья;

• они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;

• они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-).

2. Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проекты различаются:

• по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

• по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

• по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;

• по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Учебные проекты можно классифицировать следующим образом:

1. «Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.

2. «Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.

3. «Повествовательные», посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.

4. «Конструктивные», направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: построить скворечник, посадить цветок и др.

Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Мальчики и девочки играючи познают мир, а полученные знания стараются применять на практике.

3. Технологии исследовательской деятельности

Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает, кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.

Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как: постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

• наблюдения;

• беседы;

• опыты;

• дидактические игры;

• моделирование ситуаций;

• трудовые поручения, действия.

Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение». Благодаря этому родителям больше не приходится уговаривать своих любимых чад идти в детский сад. Малыши с удовольствием посещают ДОУ и с каждым днем обогащают свой пока еще небольшой багаж знаний.

4. Развивающие технологии

В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

5. Коррекционные технологии

Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

6. Информационно-коммуникационные технологии

Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ. Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Нынче такими передовыми технологиями, как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивит ни одного дошколенка. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Анимационные компьютерные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, заставляют малыша буквально примкнуть к монитору, позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.

Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

При этом вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

7. Личностно-ориентированные технологии

Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологийспособствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.

Цель личностно-ориентированной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

8. Игровые технологии

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личности ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

• которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;

• которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;

• которые учат ребенка отделять вымысел от реального;

• которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач, ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ МАДОУ ДСКВ «СКАЗКА» В ИННОВАЦИОННОЙ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по продвижению ВФСК ГТО среди детей, педагогов и родительской общественности

ОПЫТ РАБОТЫ  МАДОУ ДСКВ «Сказка» по продвижению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди детей и родительской общественности....

Инновационная/экспериментальная деятельность

Инновационная/экспериментальная деятельность...

ИННОВАЦИОННАЯ/ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В детском саду  муз.рук-лем разработана и апробирована программа ансамбля "Веснушки" - новое направление в дошкольной жизни.  В нём занимаются дети старшего дошкольного возраста....

Инновационная/экспериментальная деятельность

Проект: Студия "Мульт.ТВ "РОСИНКА"Цель проекта: обновление педагогического процесса, направленного на создание условий для становления гармонично развитой, духовно богатой, эмоционально...

Материал по теме:Инновационная /экспериментальная деятельность.

В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного обр...

Инновационная/экспериментальная деятельность

В данном разделе раскрывается проблема использования новых технологий на занятиях.  Это использование информационной технологии, интерактивных экскурсий, проектной технологии....