Педагогический проект в старшей группе "Хлеб - всему голова"
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._hleb-_vsemu_golova_-_kopiya.docx | 31.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 125»
Проект на тему: «Хлеб – всему голова» для детей старшей группы
Срок реализации: 9 месяцев
Возраст детей: 5 – 6 лет
Авторы проекта: Коваль С. В.
г. Калининград
2019 год
Участники проекта:
Воспитатели старшей группы
Дети старшей группы;
Родители воспитанников.
Актуальность темы:
Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)
Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Между тем, человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили бережно относиться к куску хлеба, как к самому большому богатству. Самое главное в предстоящей работе - способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми.
Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи: Образовательные:
- расширить знания у детей об истории хлеба, значении хлеба в жизни человека; - расширить представления о многообразии хлебных продуктов - знакомство с русскими народными традициями и фольклором Развивающие: - показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас; - развитие и стремление к самостоятельному познанию и размышлению - выявить, какую пользу имеет хлеб для человека - развитие умственных способностей и речи Воспитательные: - воспитывать духовно-нравственные качества, чувство уважения к труженикам села через знакомство с произведениями литературы и искусства; - воспитывать бережное отношение к хлебу. - содействовать освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;
Формы работы: индивидуальные; групповые.
Методы: Объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; эврестические; продуктивные
Вид проекта:
Интегрированный информационно – познавательный проект с элементами творческой деятельности с воспитанниками старшей группы Продолжительность проекта: долгосрочный (9 месяцев) Сроки реализации: 2019 -2020 учебный год
Системная паутинка
Образовательная область | Задачи | Ценностные категории | Методы, формы |
Социально- Коммуникати-вное | обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми; развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость | Семья Литература Благодарность Великодушие Родина Патриотизм Добросердечие | Творческое задание; Образовательные ситуации «Беседа-опрос по теме «Как в семье относятся к хлебу» Взаимодействие с родителями: доброжелательность экскурсии |
Познавательное развитие | способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора; развивать умение включаться в коллективную работу, обсуждать её ход, договариваться о совместных продуктивных действиях; представлять совместные результаты познания; систематизировать и совершенствовать знания о произведениях литературы; развивать память, мышление, воображение. |
Любознательность Сотрудничество Наблюдательность Активность Самостоятельность Инициативность Образ родины Благочестие |
Рассматривание картин, чтение рассказов, сказок,стихов, пословиц, поговорок, загадок Экскурсия на Хлебозавод Взаимодействие с родителями: Консультация Беседы |
Речевое развитие | развивать связную монологическую, диалоговую речь; интонационную выразительность; обогащать словарный запас; воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труженикам села | Красота родного слова Доброжелатель- ность Культура общения Творчество Родина
| Наглядный материал Чтение художественной литературы Беседа – обсуждение по картинам Разучивание стихов, пословиц, поговорок Взаимодействие с родителями: Консультации Беседы |
Художественно- эстетическое развитие | развитие художественно-продуктивной деятельности; развитие детского творчества; приобщение к искусству; | Книжная культура Искусство Труд Усидчивость Терпение Родная культура | Художественное творчество Коллективные и индивидуальные работы Совместные работы 2-3 детей Тематические занятия Дидактические игры Развлечения Взаимодействие с родителями: Консультации, беседы Конкурсы работ родителей и воспитанников Выставки детских работ для родителей |
Физическое развитие | формирование навыков безопасного поведения; развитие умения ориентироваться в пространстве; создание условий для положительного эмоционального настроения | Командное взаимодействие Активность Здоровье | Дыхательная гимнастика Психогимнастика Физминутки Игровые упражнения, задания Взаимодействие с родителями: Консультации |
Планируемый результат:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.
Этапы реализации проекта
1 Подготовительный этап
1. Определение проблемы, постановка цели и задач 2. Составление перспективного плана мероприятий 3.Определение методов работы 4.Подбор иллюстраций, литературы 5.Подбор материала, оборудования для продуктивной деятельности 6. Подбор материала, атрибутов для театральной и игровой деятельности Основной этап: 1. Планирование образовательной деятельности, экскурсии, бесед с детьми по выбранной теме. 2. Совместная работа с родителями, направленная на знакомство с проектной деятельностью Заключительный этап: 1. Подготовка и проведение итоговой викторины «Как к нам хлеб пришел?» 2. Изготовление альбома
План реализации проекта
мероприятия | цели | сроки | |||
1 этап – концептуальный | |||||
Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности | формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов. | сентябрь | |||
2 этап – подготовительный | |||||
1. Подбор и знакомство с методической литературой по проблеме духовено – нравственного воспитания дошкольников 2. Подбор наглядного и практического материала для организации работы с дошкольниками по теме | Повышение знаний педагогов Создать условия для реализации проекта | ||||
2 этап – внедренческий | |||||
-рассматривание колосков ржи - сравнение семян ржи и пшеницы - посадка семян ржи и дальнейшее наблюдение за их ростом - рисование поля с колосками – чтение Нияра Самкова. «О хлебе»; - знакомство с картиной Васнецова «На пашне. Весна» - проговаривание скороговорок о хлебе | Дать знания о том, что рожь и пшеница растут колосьями, семя – зерно, цвет – желтый; отличаются разной формой зерен (пшеницы – округлой формы, ржи – продолговатой), усики у ржи длиннее, чем у пшеницы. | Сентябрь | |||
- рассказ воспитателя о том, как выращивали хлеб в старину - знакомство с сельскохозяйственной техникой - рассматривание иллюстраций «Трактор пашет землю», «Трактор баранует землю» - знакомство с профессией - агроном - чтение Токмакова «Что такое хлеб» - загадывание загадок о хлебе | Дать знания о том, как выращивали хлеб в старину Познакомить с сельскохозяйственной техникой – трактором, комбайном, машиной-сеялкой Познакомить с профессией агроном, его обязанностями (руководит посадкой и сбором сельскохозяйственных растений, заготовкой удобрений, борьбой с вредителями и болезнями) | октябрь | |||
- рассказывание с показом иллюстраций «Как сеют хлеб» - знакомство с репродукцией картины И.И. Шишкина «Рожь» - приметы о хлебе - просмотр диафильма «От зерна до каравая» - драматизация по русской народной сказке «Колосок» | Формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве | ноябрь | |||
- рассматривание иллюстраций: «Сбор урожая Хлеба» - знакомство с профессией комбайнер - беседа «Что такое элеватор?» заучивание Аким. Хлеб - знакомство с картиной художника Пластова «Жатва» - заучивание пословиц и поговорок о хлебе | Воспитывать интерес к профессиям, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда Познакомить с творчеством художника Аркадия Александровича Пластова; формировать умение анализировать произведение живописи, обобщать материал и делать выводы Активизировать в речи слово –жатва (время уборки хлеба; жать, то есть срезать колоски | декабрь | |||
- беседа: «Что такое мельница?» - эксперимент. Получение из колосков муки - беседа: «Какой бывает хлеб?» знакомство с профессией – мукомол - чтение. Ремизов. Хлебный голос - составление узоров и рисунков из круп | Дать знания о том, что мукомольная техника прошла большой путь развития от примитивных орудий первобытного человека до современных механизированных мукомольных мельниц (зернотерка и ступка, затем жернов, приводившие движения вручную ; с развитием техники использовали водяные колеса в водяных мельницах; в средние века строили ветряные мельницы Рассказать о современном предприятии мукомольной промышленности | январь | |||
- знакомство с профессиями – пекарь, кондитер - рассматривание иллюстраций «В пекарне» - беседа: «Как приготовить тесто?» - лепка хлебобулочных изделий из соленого теста - дидактическая игра «Из какой муки испекли хлеб?» - экскурсия на хлебозавод - сюжетно-ролевая игра «Кондитерский цех» - чтение сказки «Легкий хлеб» | Повысить уровень познавательного развития. Пополнить знания детей о профессиях пекарь и кондитер Углубить знания по организации работы кулинарного цеха пекарни Обобщить знания о хлебобулочных изделиях Воспитывать бережное отношение к хлебу | февраль | |||
- беседа: «Куда отправляют хлеб с хлебозавода? - сюжетно-ролевая игра «Магазин хлебобулочных изделий», «Кулинария», «Булочная» - дидактические игры: «Назови одним словом», «Найди лишнее», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий?» «А какой он хлеб?» - чтение. Хармс «Очень, очень вкусный пирог» | Сформировать представления о ценности хлеба Расширить представления о многообразии хлебобулочных изделий Формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений | Март | |||
- беседа: «Как хлеб на стол пришел?» - «Как испечь хлеб дома?» - дидактическая игра «Назови ласково» (булка-булочка, хлеб-хлебушек, кекс-кексик, пирог-пирожок) - Беседа «Берегите, Хлеб» - чтение. Шарыгина. Ломоть хлеба – пальчиковые игры «Бублик», «Каша» | Формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба и его ценности Учить связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствия в предложенной ситуации Совершенствовать грамматический строй речи Воспитывать бережное отношение к хлебу как главному продукту питания | апрель | |||
- Игра. ТРИЗ. «Что сначала, что потом?», «Пятиэкранка» - чтение. Коганов. Хлеб-наше богатство - НОД «Хлеб – всему голова» | Довести до сознания детей, что хлеб – итог большой работы многих людей; хлеб – главный продукт на столе, символ благополучия и достатка Продолжать знакомить ребенка со способами установления причинно-следственных связей Учить объяснять смысл пословиц о хлебе. | Май | |||
3 этап - заключительный | |||||
- Подготовка и проведение итогового мероприятия - Презентация для родителей и педагогов. 3. Анкетирование родителей | Подведение итогов проекта Обратная связь | май |
Условия реализации проекта:
1. Учебно-методические ресурсы проекта
План работы;
Список методической литературы;
Сборники стихов;
Репродукции картин.
2. Материально – технические ресурсы проекта.
DVD-центр, музыкальный центр, компьютер;
Репродукции картин на бумажном и электронном носителе;
Сборники стихов, рассказов, сказок, пословиц, загадок
3. Организация РППС
• Создание мини-выставки «Хлеб – всему голова»
• Пополнение библиотеки группы художественными произведениями по теме проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Среднесрочный проект на тему: «Хлеб - всему голова».
Обогащение знаний о хлебе и труде людей его выращивающих от зерна до колоска. Знакомство со способами приготовления муки и теста. Обобщение и систематизация полученных знаний и отражение их...
Проект иследовательно-творческий : «Хлеб — всему голова»
Проект: «Хлеб — всему голова» Полное название проекта: «Хлеб - всему голова»Авторы проекта: Вокуева О.В. Дерябина С. А.Город, представивший проект: Нарьян – Мар Вид, тип проекта:...
Проект на тему: "Хлеб - всему голова!"
Информационно, практико-ориентированный проект: "Хлеб - всему голова"...
Проект на тему: «Хлеб - всему голова».
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....
Проект на тему: "Хлеб- всему голова"
Проект для подготовительной группы...
Экологический информационно-исследовательский проект в ДОУ «Хлеб – всему голова»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА«Приобщение дошкольников к истокамнациональной культуры через экологическое образование» « Хлеб – всему голова!» Актуальность опытаПрирода – это наш...
Краткосрочный проект на тему: «Хлеб-всему голова» в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №33» Краткосрочный проект на тему: «Хлеб-всему голова» в старшей гр...