Опыт работы по теме: «Современные подходы и эффективные формы работы с дошкольниками по нравственно – патриотическому воспитанию»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Савинова Екатерина Михайловна

Содержание.

 

          Введение ……………………………………………………………….3

  1. Актуальность………………………………………………………...…4

2. Теоретическое обоснование……………………………………………7

3. Практическая часть…………………………......……………………..11

4. Заключение…………………………………………….…….…………21

    Литература………………………………………………….…...……...23

Приложение........................................................................................25

 

 

Введение

 

«Только тот, кто любит,

ценит и уважает накопленное

и сохранённое предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом»

С. Михалков.

         Проблема нравственно - патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – важная задача отечественной дошкольной педагогики. С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления детей о родном городе, стране, особенностях русских обычаев и народных традиций; способствовать воспитанию сочувствия, сострадания и доброжелательного отношения к людям; приучать к этическим нормам поведения; формировать художественно – речевые навыки, пополнять словарный запас детей.

     Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в России были чертами национального характера. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников можно рассматривать как основную часть одного из направлений воспитательно - образовательного процесса.    

         В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации отмечено, что «система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края, своего родного города. Нравственное возрождение – главное условие сохранения нашего общества, русского народа и российской государственности.

 

  1. Актуальность

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Усиливающаяся экспансия антигуманных явлений массовой коммерческой культуры, угрожает самобытности национальных культур и культурному развитию человечества в целом. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе, потому что детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Происходят глубочайшие изменения в жизни общества, заметна утрата традиционного патриотического сознания, в связи с этим, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. У подрастающего поколения искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, т. к. материальные ценности доминируют над духовными.

В этих непростых условиях, каждый из нас, как воспитатель, так родители, начинают задумываться о необходимости воспитания у детей духовных, нравственных качеств и чувства патриотизма. Необходимость связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о своей стране, родном городе, людях, природе, культуре и традициях, тем более действенными окажутся они нравственно – патриотическом воспитании детей.

Патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально, он связан с духовным миром человека. И задача педагога сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

Очень важно создать такие условия для воспитания и образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое и патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным городом, краем, областью, понять историю, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данного проекта.

         В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Д.С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стране - будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати-поле».

В педагогическом аспекте, под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордится историческими достижениями своего народа и своей культурой.

Любовь детей к Родине зарождается в отношении к самым родным и близким людям – маме, папе, бабушкам и дедушкам, а также своему дому, улице, двору, детскому саду, городу и стране в целом.  

Усвоенные, в период дошкольного детства, знания, навыки, привычки и способы поведения – являются фундаментом дальнейшего развития личности.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Но никакие знания воспитателя не дадут нужного эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

Современные дети мало знают о стране, родном городе, народных традициях, часто бывают равнодушными к своим близким, в том числе к детям, с которыми они вместе находятся в группе детского сада. В содержании ФГОС дошкольного образования отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

Исходя из вышеизложенного, я определила актуальность опыта работы, которая характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования нравственно - патриотического сознания детей является их ознакомление с историей нашей Родины России, родного города, края и области, формирование чувства ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Таким образом, патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения наследования традиционной Отечественной культуры. Нравственно - патриотическое воспитание является важным направлением в работе нашего дошкольного образовательного учреждения.

Цель: формирование представлений у детей о стране, родном крае, малой родине, воспитание гуманной, духовно - нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, через приобщение к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям.

Данная цель осуществляется путем решения целого комплекса задач:

  • формировать любовь к Родине, родному городу, через интерес к прошлому и настоящему своей страны;
  • формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;
  • развивать бережное отношение к достопримечательностям, культурным ценностям и природным объектам;
  • развивать эмоционально - ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, городу, стране;
  • воспитывать чувство гордости за своих земляков, уважи­тельное отношение к ветеранам - участникам Великой Отечественной войны, героям Труда, защитникам Отечества и сопричастности к этому;
  • развивать чувство ответственности и гордости за достижения нашей Родины;
  • расширять представления о России как о родной стране, Москве - столице нашей Родины, о родном городе Тейково, городах России;
  • приобщать детей к народной культуре и традициям, знакомить с народным творчеством и промыслами, воспитывать уважение к труду людей;
  • знакомить детей с государственными символами (герб, флаг, гимн) и государственными праздниками;
  • формировать элементарные знания об основном законе Российской Федерации, о правах и обязанностях человека;
  • повышать познавательную активность, интерес и компетентность воспитанников,  через использование эффективных современных технологий;
  • воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице;
  • знакомить детей с конкретными историческими событиями и личностями, повлиявшими на ход истории страны.
  • формировать бережное отношение к природе;
  •  знакомить с литературными произведениями и произведениями живописи, повествующими об истории России;
  • воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей.

 

  1. Теоретическое обоснование

Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И, двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого - определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Прочность, устойчивость нравственного качества зависит от того, как оно сформировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Нравственно - патриотическое развитие и воспитание ребенка необходимо начинать с развития эмоциональной сферы. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Большой вклад в развитие теории нравственного воспитания в XVIII веке внесли М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Г.С. Сковорода и другие мыслители. Они считали нравственное воспитание условием прогрессивного развития общества, подчеркивали важность формирования нравственных понятий, отражающихся в положительных поступках, рассматривали справедливость, искренность, доброжелательность как необходимые качества нравственной личности.

Многие отечественные педагоги трактовали патриотизм как любовь к Отечеству. Н.А. Добролюбов показал динамику развития патриотизма детей с момента его зарождения до проявления в деятельности. Важным звеном такого воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в историческую и национальную культуру. Приобщение детей к культурному наследию воспитывает уважение к родной земле и народу. Для ребенка дошкольного возраста восприятие Родины начинается с восприятия родного дома, идентификации себя как члена семьи, нации. Нравственно - патриотическое воспитание в значительной степени зависит от родителей ребенка. Воспитание патриотизма в семье способствует развитию у дошкольника эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей. На сегодняшний день разработано большое количество образовательных программ для детей дошкольного возраста.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввёл термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

Большую роль в развитии патриотического воспитания сыграли Н.К.  Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Их изучения явились основой теории и практики патриотического воспитания. Ими были рассмотрены принципы патриотического воспитания: принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, принцип приоритетности регионального культурного наследия, принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - дошкольника.

В 50-80-е гг. ХХ в. были проведены целенаправленные исследования в области нравственного воспитания дошкольников. Их возглавляли видные ученые, специалисты в области дошкольной педагогики и психологии.

Л.С. Выготский и И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников.

Научное обоснование вопроса о нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста раскрыто в трудах Р.И. Жуковской, А.М. Виноградовой, С.А. Козловой. В них отмечены педагогические условия воспитания патриотических черт: эвристическая предметная среда в детском саду и семье, поддержание контакта воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.

В.И. Логинова, П.Г. Саморукова раскрывают некоторые особенности развития старших дошкольников как предпосылки патриотического воспитания – опосредованное освоение знаний, выходящее за пределы личного опыта детей, проявление устойчивого интереса к социальным явлениям.

По мнению психолога В.С. Мухиной, процесс формирования нравственно - патриотической основы ребенка, его чувств, эмоций, механизмов адаптации в обществе, осознание себя частицей окружающего мира, происходит в период старшего дошкольного возраста. Зарождение патриотического чувства не появляется у ребенка само по себе, требуется целенаправленное, длительное воспитательное воздействие с раннего возраста. Этому способствует влияние многих факторов: образ жизни ребенка, воспитательные мероприятия, проводимые в семье, в дошкольных учреждениях, в трудовом коллективе и другие. Важно осознавать, что сформировать нравственные качества в дошкольном возрасте окончательно невозможно, все только начинает зарождаться: трудолюбие, гуманизм, чувство патриотизма, достоинства и прочее, но, тем не менее, именно этап дошкольного созревания является первоначальным звеном пробуждения нравственности в ребенке.

В конце 80-90-х гг. ХХ в. концепция воспитания изменилась. Почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», меняется взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план выдвигается приобщение детей к национальному искусству, к народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты, ставиться под сомнение целесообразность воспитания коллективизма.

Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Э.П. Костина и другие исследователи, которые предлагали одним из решений проблемы воспитания патриотизма дошкольников познание ими Родины - России.

Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т. Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова и другие), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О.А. Князева, Е.С. Шукшина и другие), восприятия детьми мира предметов (О. А. Артамонова), формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М. В. Крулехт) и т.д.

На сегодняшний день существует большое количество альтернативных школ и методик, направленных на выявление потребности души ребенка, воспитании его патриотизма и нравственности, любви ко всему окружающему, уважении, трудолюбию.

Понятие «нравственное воспитание» в педагогической энциклопедии определяют так: «Нравственное воспитание - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении».

В педагогическом словаре нравственное воспитание определяют так: «…нравственное воспитание - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения».

Проанализировав несколько источников, дадим свое определение понятию «нравственность» - это есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность - есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Можно с уверенностью сказать, что нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста есть постоянный процесс развития и обогащение их знаниями, умениями, опытом. Воспитанник должен обладать такими принципами, нормами и правилами поведения в социуме, где его моральные идей становятся достоянием общества, страны и превращаются в нормы и правила поведения.

Таким образом, анализ психолого - педагогической литературы, реализующихся в дошкольных учреждениях, показывает, что в России на данный момент достаточно актуальна проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Но, чтобы формировать нравственные представления и развивать патриотические чувства дошкольника, необходимо знать его возрастные особенности.

 

  1. Практическая часть

Педагогическая целесообразность моего опыта работы заключается в построении эффективной системы, обеспечивающей формирование основ нравственно – патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Оно должно пронизывать все виды детской деятельности, как в повседневной жизни, так и на организованных занятиях.

Мною были отобраны следующие формы работы с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию:

- создание развивающей предметно – пространственной среды в группе (оформление центров детского творчества по патриотическому воспитанию)

- тематические занятия;

- беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о людях, о подвигах защитников Отечества;

- чтение детской художественной литературы (книг) на патриотические темы;

- подбор и разучивание песен и стихов;

- просмотр видеороликов, мультфильмов, презентаций;

- целенаправленные прогулки и экскурсии, в том числе и виртуальные и т.д.;

-использование ЭСО (создание интерактивных игр, электронных пособий и мультимедийных презентаций);

- изготовление дидактических пособий из бросового материала, с применением технологии «апсайклинга»;

- организация творческих выставок;

- проведение экскурсий, целевых прогулок, флешмобов, акций, праздников, спортивных развлечений;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом.

В своей работе я использовала следующие методы:
• Наблюдения (позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, его улиц и т. п.).
• Рассказ в сочетании с показом городских объектов.
• Тематические беседы с детьми (о стране, родном городе и т.п.).
• Использование произведений детской художественной литературы, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение).
• Разучивание с детьми песен, стихотворений, прослушивание литературных и музыкальных произведений.
• Знакомство детей с народно – прикладным искусством и народными промыслами.
• Привлечение детей к посильному общественно - полезному труду в ближайшем окружении (выполнение трудовых поручений, труд на участке, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.).
• Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни.
Основные направления работы по патриотическому воспитанию:

1. Здоровьесберегающее.

2. Духовно - нравственное.

3. Культурно - краеведческое (национально - региональный компонент).

4. Гражданско - патриотическое.

5. Экологическое воспитание.

Блок 1. Тема: «Моя семья»

Цель: укрепление связи поколений в семье, воспитание уважения к представителям старшего поколения.

Задачи:

1. Развивать интерес к своим близким, друзьям.

2. Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.

3. Воспитывать уважения к членам семьи и представителям старшего поколения.

Чувство Родины выстраивается «от близкого к далекому»: от любви к дому, к семье, детскому саду, улице, городу до любви к родной стране. Через воспитание любви и уважения к родному дому, выстраиваются отношения с членами семьи, с самыми близкими людьми – мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Необходимо помочь детям осознать свой статус в семье и оценить значимость семьи в своей жизни.

Вовлечение родителей воспитанников в совместные мероприятия детского сада, помогает сплочению семей, радует детей и вызывает у них чувство гордости.

Блок 2. Тема: «Мой детский сад»

Цель: знакомство с трудовой деятельностью работников детского сада, с профессиональными навыками, которыми они владеют.

Задачи:

1. Развивать любознательность, познавательный интерес.

2. Воспитывать нравственные качества, уважение к труду людей.

Необходимо дать предоставления о том, что в то время, когда взрослые работают, чтобы дети не оставались дома одни их приводят в детский сад, где много разных людей - работников, которые заботятся о них. В детском саду с ними проводят много интересных занятий, здесь многому можно научиться и сформировать трудовые навыки.

Совместная деятельность детей и взрослых помогает формированию нравственно - патриотических чувств. Дети стали ответственно относиться к труду и трудовым поручениям. Так у них появилось положительное отношение к труду и окружающему миру.

Блок 3. Тема: «Я живу в городе Тейково»

Цель: закрепление и расширение знаний о родном городе.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей города, с достопримечательностями и предприятиями, на которых трудятся жители.

2. Формировать чувство любови к природе родного края.

3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, уважительное отношение к ветеранам - участникам Великой Отечественной войны, героям Труда, защитникам Отечества, ответственности за все происходящее и сопричастности к этому.

Чтобы начать работу по реализации данного блока, я выявила имеющиеся знания детей о родном городе. Также дала домашнее задание узнать, где трудятся их мамы и папы.

Темы блока:

1. Родной город - название, местоположение, экономическое значение, история возникновения, герб города.

2. Транспорт города - виды транспорта.

3. Предприятия города на которых трудятся жители.

4.Природа родного города - флора и фауна, охрана природы, экологическая обстановка.

5. Праздник на День города Тейково.

Тем самым, впечатления, полученные в ходе различных мероприятий, приобщили детей к истории родного города и своего народа, помогли воспитать любовь к своему Отечеству.

Таким образом, в детском саду, созданы оптимальные условия для формирования у детей основы гражданственности, воспитания патриотизма, а также формирование интереса к своей малой родине.

Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, важно научить его быть честным, справедливым и любить свою малую родину, потому что любовь к именно с этого начинается любовь к Отечеству. В связи с этим, мы знакомили дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным – экологическим своеобразием родного города Тейково.

Воспитание любви к окружающей природе, родному краю, городу – это составная часть воспитания глубоких патриотических чувств. Чтобы реализовать данный блок, я решила выбрать самые эффективные способы формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному городу:

- экскурсии и целевые прогулки (позволяют воспринимать окружающие объекты, расширяют кругозор детей, уточняют их представления об окружающей жизни, а также помогают конкретно и образно видеть красоту родного края);

- посещение музея истории города (знания об историческом прошлом и настоящим);

- тематические беседы (дают возможность детям учиться выражать свои чувства и переживания);

- занятия с детьми (помогают расширить и закрепить имеющиеся знания);

- составление творческих рассказов (развитие творческих способностей, речи и коммуникативных навыков);

- изодеятельность (возможность устроить выставки, проиллюстрировать свои рассказы);

- рассматривание фотографий, иллюстраций, картин (побуждала делать выводы, давать оценку услышанному и увиденному ранее, уточнять знания);

-использование электронных средств обучения (мультимедийных презентаций, интерактивных игр и электронных пособий).

Блок 4. Тема: «Наше государство – Российская Федерация»

Цель: привитие чувства уважения и гордости за свою страну Россию.

Задачи:

1. Развивать представления детей о государственной символике российского государства, историческом происхождении герба, гимна и флага.

2. Познакомить с историей России.

3. Воспитывать уважения к могуществу Российской державы, любви к Родине, чувство гордости за свою страну.

4. Познакомить с русскими народными промыслами - дымковской игрушкой, хохломской росписью, гжельскими мастерами и с русской матрешкой.

Формы и методы работы с детьми:

-непосредственная образовательная деятельность «Наша Родина – Россия!» по знакомству с государственными символами и городами России;

- беседа по темам «Мы-Россияне» и «Природа нашей страны»;

- рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций с изображением нашей страны России;

- рассматривание иллюстраций и предметов народного творчества;

- интерактивная игра «Народные промыслы»;

- просмотр презентации «Наша Родина Россия»;

- дидактические игры «Сложи Российский флаг», «Сложи пазлы – получится Российский герб», «Узнай символы России».

Блок 5. Тема «Москва – столица нашей Родины»

Цель: создание условий для познавательного развития детей в процессе ознакомления со столицей нашей Родины  - Москвой.

Задачи:

1. Формировать представления детей о столице нашей Родины – городе Москва.

2. Расширять и систематизировать знания детей о столице, ее истории и достопримечательностях.

3. Развивать творческие способности дошкольников, стремление к продуктивным видам деятельности.

4. Воспитывать любовь к своей Родине.

Формы работы:

- Беседа «Что мы знаем о Москве»: знакомство с историческими памятниками и гербом столицы.

- Рассказ о Московском метро.

- Чтение художественной литературы.

- Рассматривание иллюстраций, картин.

- Просмотр презентации «Столица нашей Родины», "День народного единства".

Блок 6. Тема: «День Конституции. Я и мои права»

Цель: ознакомление детей с Конституцией и Конвенцией о правах ребенка в доступной для них форме, продолжать прививать детям патриотические чувства.

Задачи:

1. Дать понятие детям об основных документах Конституции России и Конвенции о правах ребенка в соответствующей возрасту форме.

2. Познакомить с праздником «День Конституции РФ», значении и истории его возникновения.

3. Воспитывать уважение к законам России, развивать познавательный интерес к своей стране.

4. Формировать эмоционально - положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.

5. Привлечь внимание ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

6. Формировать чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности, закреплять полученные знания в повседневной жизни.

Познакомить детей с основными документами Конституцией России и правами ребенка через проведение:

- занятия «Конституция России – основной закон жизни» с просмотром мультимедийной презентации;

- чтение русских народных сказок с последующей беседой о нарушении прав персонажей сказок «Какие права нарушены в прочитанных сказках?»;

- интерактивную игру «Мои права».

Блок 7. Тема: ««Наша армия сильна. День защитников Отечества»

Цель: дать представление о защитниках Родины через образы реально существовавших личностей, былинных и сказочных богатырей.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «Защитники Отечества», с особенностями службы солдат.

2. Расширять представления о Российской армии, обобщить понятия: наша армия – армия – освободительница, миролюбивая и гуманная.

3. Формировать чувство уважения к защитникам Родины, закрепить знания о военных профессиях, 

4. Развивать патриотические чувства.

Формы работы с детьми:

- проведение тематических занятий;

- организация выставки рисунков на тему «Наша Армия сильна!»;

- проведение спортивного праздника;

- изготовление открыток своими руками для пап и дедушек, бойцов СВО, военнослужащих Тейковской ракетной дивизии.

Блок 8. Тема: «Мамочка любимая»

Цель: воспитание доброго, внимательного, уважительного отношения к маме и к старшему поколению.

Задачи: 

1. Познакомить с профессиями мам воспитанников.

2. Дать представление о праздничном Дне Матери и международном женском дне 8 Марта.

3. Воспитывать любовь и уважение к женщинам – матерям.

Формы работы с детьми:

- выставка рисунков «Портрет моей мамы»;

- изготовление праздничных открыток;

- организация праздничных мероприятий;

- проведение спортивного досуга «А, ну – ка, девочки»»

Блок 9. Тема: «Космос»

Цель: знакомство с глобусом и физической картой Земли.

Задачи:

1. Обобщить и расширить интерес о внутреннем строении Земли.

2. Развивать творческие, познавательные способности.

3. Познакомить с профессией космонавта.

- выставка рисунков «Космические дали»;

- тематическое развлечение «Путешествие на веселую планету».

Блок 10. Тема: «День Победы»

Цель: закрепление знаний детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны.

Задачи:

1. Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны.

2. Познакомить с героями войны.

Темы блока:

1. Что такое героизм? - формировать представление о героизме, воспитывать у детей уважительное отношение к воинам и их подвигам.

2. Воинская слава - подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди помнят о защитниках Отечества, воздвигают им памятники.

- экскурсия к монументам и обелиску с возложением цветов;

- праздничное мероприятие;

- конкурс чтецов «Мы помним! Мы гордимся!»;

- выставка поделок и рисунков;

- изготовление открыток своими руками для бойцов СВО;

- акция «Бессмертный полк»;

- акция «Георгиевская ленточка».

 

Использование инновационных педагогических технологий

На современном этапе реализации задач нравственно – патриотического воспитания осуществляется через использование инновационных педагогических технологий.

Одной из них является технология проектирования. Она является эффективным способом развивающего, личностно - ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. И для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями.

Был разработан и реализован проект «Использование современных образовательных технологий в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» для работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию гражданских и патриотических чувств через использование современных образовательных технологий. Он представлял собой цикл мероприятий и совместную деятельность педагогов и детей по нравственно - патриотическому воспитанию (Образовательная социальная сеть nsportal.ru - https://nsportal.ru/node/6833897)

Современные игровые технологии охватывают широкий спектр развития способностей детей дошкольного возраста, обеспечивая эффективность усвоения материала по нравственно - патриотическому воспитанию. Они позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно - следственные связи, делать умозаключения. В игровой деятельности ребенок знакомится с нравственными нормами и раскрывает их внутренний смысл.

Важную роль в формировании основ нравственном – патриотического воспитания у детей играют дидактические игры. Для организации таких игр с детьми необходимы хорошие дидактические пособия. Моя педагогическая находка «Воспитание в дошкольниках нравственно-патриотических чувств посредством дидактического пособия «Наша Родина – Россия». Оно изготовлено для центра детской активности «Патриотическое воспитание». Т. к. дети проявляли большой интерес к данной тематике (интересовались флагом, гербом России, а также картой и достопримечательностями Родины), возникла идея объединить уже имеющиеся настольные игры в одном пособии, дополнив их другими материалами, касающимися «малой родины».

Основная цель моей находки: приобщение детей к культуре нашей страны России, формирование у детей нравственно- патриотических качеств: честь, долг, мужество, воспитание уважения и бережного отношения к народной культуре, сохранение и преумножение знаний о нашей родине, об Ивановской области и близлежащих областях, малой родине (городе Тейково), воспитывать любовь к природе и научить детей беречь окружающий мир, через игровую деятельность.

Новизна заключается в использовании современных образовательных технологий и форм работы с детьми, где ребенок является субъектом детской самостоятельной деятельности, а взрослые партнером по его деятельности.

Игр довольно много, но в педагогической работе необходимо выбирать инновационные (трендовые) игры, привлекающие внимание дошкольников. Современный рынок дидактических игр предлагает широкий выбор различных игр и игрушек для педагогов и родителей, поэтому выбор более необходимых, познавательных остаётся актуальной проблемой, которую возможно решить, учитывая активный интерес ребёнка к всевозможным мелким объектам и требующих вложения его действий. Нам всем известно, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В таких играх есть душа и любовь к своему делу, и в результате они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников.

Новизна также состоит в том, что переработка мусора и нравственное воспитание детей связаны между собой через формирование у детей ответственного отношения к окружающей среде. Для нравственного воспитания важно разбудить в детях интерес к природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь и не засорять окружающий мир. В этом возрасте развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Поэтому, необходимо привлечь внимание дошкольников и научить делать полезные вещи (игры, пособия) из мусора и бросового материала по технологии «апсайклинг», с целью сокращения количества отходов и создания благоприятной окружающей среды, а также формирования основ нравственно - экологических воспитания личности ребенка.

Структура и содержание доступны детям, что позволяет использовать его как с группой детей, так и во время индивидуальной работы. Вариативность пособия может быть использована отдельно для решения вопросов нравственно – патриотического воспитания дошкольников, через

интеграцию образовательных областей: познавательное, художественно - эстетическое, речевое и социально – коммуникативное развитие.

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о Родине – России.

Благодаря тому, что пособие сделано по «принципу матрешки», дети лучше понимают абстрактные пространственные понятия. Поэтому значительно уменьшается процент ошибок в вопросе: «Что больше - город или страна?». Также упрощается понимание понятия «область».

Коробки могут использоваться как вместе, так и по отдельности, на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Игры позволяют дать детям разнообразные знания о городе, области и стране. Кроме того, содержание коробок может меняться и дополняться другими играми, раскрасками, рисунками детей, т. е. отвечает принципам многофункциональности и вариативности.

Практика показала, что использование коробки дает ребенку осознать целостность каждого понятия. Это пособие позволяет поддерживать интерес ребенка к игре довольно длительное время, что способствует лучшему усвоению знаний.

Дидактическое пособие «Наша Родина – Россия» является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентированного подхода к образованию по нравственно - патриотическому воспитанию. Эта технология представляет собой разновидность метода проекта, и внедрение в воспитательно – образовательный процесс позволяет решать задачи нравственно -  патриотического воспитания детей в соответствии с ФГОС и ФОП дошкольного образования (Образовательная социальная сеть nsportal.ru - https://nsportal.ru/node/6316642).

Интерактивное и мультимедийное сопровождение различных форм организации способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным.

Использование возможностей мультимедийных презентаций и интерактивных игр, просмотр видео- и фотоматериалов,   позволило в наглядной, доступной и запоминающейся форме на занятии и в свободной деятельности познакомить детей с государственными праздниками России, символикой, родным краем, природой, с русским народным декоративно-прикладным искусством и т.п.

В ходе проекта были созданы тематические презентации («Когда мы едины – мы непобедимы!», «Детям о блокаде Ленинграда», «Конституция России – основной закон для всех», «О Неизвестном солдате», «Славный праздник День Победы») для просмотра и интерактивные игры («Народные промыслы», «Молодой солдат», «Моя Родина – Россия», «Военные профессии»), с помощью которых ребенок может непосредственно манипулировать изображенными объектами и выполнять определенные действия (Образовательная социальная сеть nsportal.ru - https://nsportal.ru/node/6316642)

 

Проводимая работа с родителями

Среди форм совместной работы ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию можно выделить следующие:

  • Анкетирование «Нравственно-патриотическое воспитание детей». Необходимо было понять, заинтересует ли данный проект воспитанников и их родителей.
  • Индивидуальные консультации, беседы на тему «Воспитать патриота и гражданина».
  • Консультации и беседы.
  • Организация флешмобов и акций.
  • Совместное творчество родителей и детей (создание рисунков, аппликаций, поделок).
  • Поддержание групповых традиций (мастер – классы, праздники).
  • Оформление информационных стендов.
  1. Заключение

В системе воспитательно - образовательной работы с дошкольниками нравственно - патриотическое воспитание занимает особое место, т.к. основы, заложенные в раннем детстве, помогают воспитать истинного гражданина и патриота своей Родины.

Представленный мною опыт работы направлен на создание педагогических условий, способствующих приобщению детей к нравственно - патриотическим ценностям, а также воспитанию готовности следовать им.  Важно не только дать детям элементарные знания о своей малой Родине, своей стране России, но, и научить замечать и ценить ближайшее окружение, бережно, с любовью относиться к своей семье, дому, родному краю, Родине, природным объектам. 

Я считаю, что воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников старшего дошкольного возраста возможно лишь в процессе правильно организованного систематического обучения и воспитания. Это происходит ежедневно в разных видах деятельности.  Также работа по воспитанию патриотизма и гражданственности требует тесного контакта с детского сада с семьей.

Проведенный анализ результатов диагностики детей показывает, что уровень сформированности представлений о семье, доме, детском саде, родном городе, родном крае, своей Родине у детей повысился. Это говорит о том, что работа по нравственно - патриотическому воспитанию была построена правильно и проводилась регулярно, с учетом возрастных особенностей.

Таким образом, цель моего опыта по теме «Современные подходы и эффективные формы работы с дошкольниками по нравственно – патриотическому воспитанию» полностью достигнута, все задачи полностью решены.  Считаю важным и необходимым продолжать работу в данном направлении. 

 

Результативность

 

• разработана и внедрена в практику современная модель организации работы по патриотическому воспитанию;

• апробированы современные формы работы, педагогические технологии по патриотическому воспитанию дошкольников;

• обогащена предметно – пространственная развивающая среда группы в соответствии с требованиями и реализованным проектом;

• разработаны дидактические и электронные средства обучения по формированию основ нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

    Все это способствует расширению кругозора и повышение познавательной активности детей в данном направлении работы.

 

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников длительный и сложный педагогический процесс. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В его основе лежит развитие нравственных и патриотических чувств.

И хотя некоторые впечатления были еще не осознаны детьми глубоко, но они пропущенные через детское восприятие и, тем самым, играют огромную роль в становлении личности маленького патриота.

Прежде чем начать работу в детском саду, я пыталась изучить отношение родителей к данной проблеме и провела анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что им хотелось бы, чтобы дети были познакомились с историей, традициями, культурой нашей Родины и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности в обществе.

ССЫЛКА НА ФОТОМАТЕРИАЛ:  https://nsportal.ru/node/6835904

 

Литература

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2020.
  2. Артемов В.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2015.
  3. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2017.
  4. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М: Школьная пресса, 2017г.
  5. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России - М.: АРКТИ, 2021.
  6. Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2016 № 8.
  7. Елисеева Т.П. "Детский сад и семья: современные формы взаимодействия". Минск ООО: Лексия, 2014.
  8. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2019.
  9. Зацепина М.Б. “Дни воинской славы”. 2018, Москва.
  10. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева.
  11. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2017.
  12. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург,- 2018.
  13. Кондрыкинская Л.А. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. 2015 г., Москва.
  14. Кочеткова, Т. Ю.  Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям / Т. Ю. Кочеткова [Текст] // Вопросы психологии.  – 2001. – № 8. – С. 17-20.
  15. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2019.
  16. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления».
  17. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.  –  4-е изд., дополн. [Текст] –  М.: ООО «А ТЕМП», 2010.  –  874 с.  
  18. От рождения до школы : пример. образоват. программа дошкол. образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-еизд. [Текст] –  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.  –  352 с. 
  19. Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М., 2019.
  20. Тимофеева Л.О. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края. – Волгоград: Учитель, 2016.
  21. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л. Тимофеева. - СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2018. - 80 с.
  22. Ясева, Н. Ю. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / Н. Ю. Ясева [Текст] // Вектор науки ТГУ.  – 2011. – 3(6). – С. 346-348.

 

Приложение     

 

Диагностика

детей подготовительной группы на выявление уровня знаний

по нравственно – патриотическому воспитанию

за 2023 г. – 2024 г.

С целью подведения итогов, выявления эффективности проделанной работы, мною был проведен сравнительный анализ качественных и количественных результатов диагностики уровня сформированности у дошкольников основ нравственно - патриотического воспитания. Результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы.

Для диагностики использовалась технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

 

Цель: Определить уровень развития  интегративных качеств у детей в процессе формирования у дошкольников   патриотических чувств.

Задачи:

  1. Определить степень освоения ребенком  знаний в рамках реализации проекта.
  2. Выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный подход в работе по нравственно – патриотическому воспитанию.

Методы:

  • Игровые тестовые задания
  • Беседы
  • Наблюдение
  • Анализ продуктов деятельности

 

Уровни оценки усвоения материала по нравственно - патриотическому воспитанию:

  • 3 балла - Высокий уровень - знает свое имя, фамилию, пол,  членов семьи, место работы родителей; проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города (городов Ивановской области); знает некоторые сведения об истории малой Родины, достопримечательностях, знаменитых людях, названия главной улицы и площади, узнает герб города Тейково, герб областного города Иваново, герб Ивановской области); проявляет интерес к стране, в которой живет (знает название столицы России, ее достопримечательностей (по иллюстрации); узнает герб Москвы; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности городов России; знает, узнает и называет государственные символы России (флаг, герб, гимн); называет народные праздники, народные символы России и предметы быта; называет природные богатства России); выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому; правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь, нацелен на самостоятельность, анализирует поступки.
  • 2 балла - средний уровень - знает свое имя, фамилию, может назвать членов семьи; выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города, страны (знает название страны, родного города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; знает название столицы России и некоторые ее достопримечательности; затрудняется назвать достопримечательности, главные улицы, площадь города (делает это после пояснений взрослого); узнает и называет государственные символы России (флаг, герб, гимн), герб родного города Тейково, но затрудняется назвать герб областного города Иваново, герб Ивановской области, герб Москвы; может назвать народные праздники, народные символы России и предметы быта с помощью взрослого); имеет представления о природных богатствах края; внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие; по-доброму относится к людям, живой природе; осуществляет элементарный самоконтроль, анализирует и оценивает поступки с помощью взрослого.
  • 1 балл - низкий уровень – знает свое имя, фамилию, но затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители; имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре; проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, страны и достопримечательностям (не знает названия страны, родного города, своего адреса; но узнает государственные символы (флаг, герб, гимн), герб родного города Тейково, герб областного города Иваново, герб Ивановской области, герб Москвы; не знает название столицы России и ее достопримечательностей; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города, плохо знает названия главных улиц города; не может назвать народные праздники, народные символы России и предметы быта; не называет природные богатства России); слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать и оценивать поступки; наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.
  • 29 - 33 баллов - высокий уровень;
  • 13 - 28 баллов - средний уровень;
  • 1 – 12 баллов - низкий уровень.

 

Методики диагностики уровня патриотического воспитания

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родном городе (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)

Задание 2 «Символика родной страны, города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о государственной символике страны, родного города (герб и флаг).

Задание 3 «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.

Задание 4. «Патриотические чувства к стране»

Цель: Определить чувство и эмоциональное отношение к стране.

Задание 5 «Личностное отношение к родному городу, стране, людям»

Цель: Определить отношения к родному городу. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Диагностическая карта

по нравственно - патриотическому воспитанию детей

в подготовительной группе

Ф.И. ребенка

 

н.г.

к.г.

1.Родной город и область

   - Название города и области.

   - Название реки.

   - Домашний адрес.

   - Название профессий родителей.

   - Название достопримечательностей города

   - Транспорт родного города: виды транспорта, название, назначение, транспортные профессии.

 

 

2.Родная природа. Историко - географический и природный компоненты

- Природные богатства нашей страны.

- Название времен года, приметы сезонных изменений в родном городе.

   - Названия диких животных родного края, их повадки, жилище.

   - Названия зимующих и перелетных птиц родного края.

   - Названия лекарственных растений родного края.

   - Названия растительности родного края: деревья, кустарники, грибы, ягоды.

 

 

3.Родная страна

    - Название нашей страны – Россия.

    - Умение узнавать государственный флаг и герб РФ среди других.

    - Знания символического значения цветов флага и герба.

    - Знание правил поведения во время звучания гимна.

    - Знание столицы России – Москва и ее главных достопримечательностей.

    - Знание имен знаменитых соотечественников.

    - Знание городов России.

 

 

4.Родная культура

    - Знание русских народных сказок. 

    - Знание русских народных пословиц и поговорок о Родине.

    - Знание народных промыслов России и предметов декоративно прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковские и богородские игрушки).

    - Знание народных и государственных праздников и их значения.

 

 

5.Личностный компонент

    - Отношение к окружающей среде.

    - Забота о близких.

    - Проявление дружелюбия.

    - Умение управлять своими чувствами, договориться.

    - Умение анализировать свои поступки и поступки других.

 

 

Уровень знаний

 

 


Диагностика по нравственно – патриотическому воспитанию детей проводилась в начале года (сентябрь 2023 г.) и в конце года (май 2024 г.). Данные имели следующие показатели, из 25 детей подготовительной группы:

  • в начале года высокий уровень (5 детей) – 20%; средний уровень (13 детей) – 52%; низкий уровень (7 детей) - 28%;
  • в конце года высокий уровень (10 детей) – 20%; средний уровень (15 детей) – 60%; низкий уровень (0 детей) - 0%

 

Диаграммы

 

Сентябрь, 2023 г.

Обследовано 25 детей:

высокий уровень – 20 %;                                    

средний уровень  – 52 %;

низкий уровень – 28 %.

Май, 2024г.

Обследовано 25 детей:

высокий уровень – 40 %;                             

средний уровень – 60 %;

низкий уровень – 0 %.

Проанализировав результаты диагностики на начало учебного года, я выявила, что знания крайне не достаточны.  Необходимо расширять, систематизировать и закреплять знания детей  по направлению нравственно – патриотическое воспитание: воспитывать любовь и привязанность к близким людям, стремление заботиться о них; к своему родному городу, восхищаться его красотой; вызвать чувство гордости за свою страну, интерес к ее истории; уважение к людям труда, формировать ценностное отношение к природе родного края, окружающему миру, через современные подходы и эффективные формы работы.

На основании результатов диагностики, проведенной в конце учебного года, можно отметить, положительную динамику в формировании у детей знаний о стране, родном городе, своей семье, а также нравственно – патриотических чувств бережного отношения к природе родного края, окружающему миру и готовности придти на помощь.

Вывод

Таким образом, критериями и показателями уровней развития патриотических чувств дошкольников, исходя из анализа диагностических показателей, выступают:

  • когнитивный критерий, с показателями:
  • наличие знаний названия своего города, района, домашнего адреса;
  • наличие знаний достопримечательностей города, площадей, скверов);
  • мировоззренческо-ценностный критерий, с показателями: способность к аргументированному суждению, оценке;
  • умение выразить свое отношение к объектам;
  • мотивационно - потребностный критерий, с показателями:
  • эмоционально-эстетическая отзывчивость;
  • уважение и интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям, фольклору, стремление к их творческому освоению и сохранению.

Проведенная мною работа по воспитанию нравственно - патриотических чувств детей дошкольного возраста, реализуемая через использование современных подходов и эффективных форм работы, показала, что большинство воспитанников подготовительной группы имеют достаточный уровень развития данных качеств.

Воспитанники действуют творчески, проявляют интерес по данной теме. Сравнительный анализ (количественных и качественных) результатов мониторинга показывает положительную динамику роста уровня развития детей дошкольного возраста по данной теме.

Результатом проведенной работы с семьями воспитанников, являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания: вырабатывается активная позиция, формируется чувство ответственности за нравственное становление своих детей, стремление и умение понимать ребенка, анализировать достижения и ошибки. Повысилась активность участия родителей в мероприятиях, организуемых в детском саду. Родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса.

Таким образом, полученные результаты позволяют считать, что совершенствование нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине, своей семье и родному краю нами достигнуты в процессе решения задач проводимой мной работы.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Современные подходы к организации работы воспитателя с родителями по воспитанию всесторонне развитого ребенка»

Актуальность:За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспи­тания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, о...

Опыт работы на тему: «Современные подходы к организации работы воспитателя с родителями по воспитанию всесторонне развитого ребенка»

Актуальность:За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспи­тания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, о...

Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Презентация на тему "Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи понравственно – патриотическому воспитанию дошкольников"...

Опыт работы по теме "Экологические акции как эффективная форма работы по развитию речи детей подготовительной группы

Публикация содержит опыт работы по использованию экологических акций, как эффективной формы работы по развитию речи детей подготовительной группы...

Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Актуальность:В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её р...

Опыт работы Алтыновой Анны Валерьевны воспитателя МАДОУ ДС КВ «Светлячок» по теме «Нравственно-патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте»

Опыт работыАлтыновой Анны Валерьевнывоспитателя МАДОУ ДС КВ «Светлячок»по теме«Нравственно-патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте»...