воспитание патриотизма средствами декоративно-прикладного искусства
статья (старшая группа)
воспитание детей средствами народного декоративно- прикладного искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание патриотизма средствами русского декоративно – прикладного искусства»
Введение
Воспитание патриотизма через средства декоративно – прикладного искусства очень актуально в современном российском обществе. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы нацеливают педагогов на формирование у подрастающего поколения высоких идейных и морально – политических качеств, трудолюбия, эстетической культуры; на воспитание детей в духе любви к нашей многонациональной Родине, в духе братской дружбы между народами, уважения к их национальному достоянию, национальной культуре.
В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, в рамках которой происходит духовно – нравственное становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их ценности и многообразии.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений.
Человек по натуре своей – художник.
Он всюду, так или иначе, стремится
Возносить в свою жизнь красоту…
Красивые вещи воспитывают
Творческое воображение людей
И уважение к их труду.
М. Горький
Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств: воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в составлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто – нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким – то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриатизма.
Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.
Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна дошкольникам для восприятия в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это требует от педагога более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров, овладения навыками изображения народного орнамента, соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения изделий быта, костюма и др.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Самым благодарным материалом является декоративно-прикладное искусство. Оно в состоянии решить широкий круг задач, как познавательных (познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора, мастерами), воспитательных (научить ребенка гражданственности, патриотизму, гуманизму, творчеству, научить определять художественную ценность произведений, защищать и творить Красоту, хотя бы на уровне детских возможностей), так и вырабатывать умения, навыки, необходимые в такой работе, будить так необходимое в жизни умение и желание трудиться, и трудиться красиво. На материале декоративно-прикладного искусства мы стараемся учить народному искусству не спеша, сохраняя наши корни, но настойчиво и ненавязчиво-всегда, чтобы оно вечно жило в человеческих душах и питало их человечностью.
В любом уголке нашей Отчизны живёт красота – народные промысли. Оренбургская паутинка и каслинское литье, «золотая хохлома» и мороз вологодского кружева…- сколько их, этих чудес, радующих наше сердце! Эти и другие промыслы не минуют сейчас наших воспитанников.
Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства – рукотворность произведений. Каждое изделие мастера неповторимо, оно хранит частичку его души, тепло рук.
Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатываются самими мастерами в процессе их художественной практики и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению. Передача традиций в порядке ученичества составляет характерную черту народного декоративно-прикладного искусства.
Культура и образование помогают совершенствовать духовный мир человека; декоративно-прикладное искусство формирует творческую личность, поможет глубже осознать чувство любви к Родине; поиск, создание новых декоративных форм воспитывает у детей умение мыслить нестандартно, даёт возможность повысить общую культуру ребенка.
В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет. С одной стороны, велик интерес к традициям с другой – новейшие материалы, технологии открывают неограниченные возможности для воплощения композиционного замысла, эмоционального самовыражения личности. Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционального-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме.
Патриотическое воспитание понимается нами как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у детей высокого сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга, потребности в здоровом образе жизни. Патриотическое воспитание – часть воспитания в целом, одно из его основных направлений.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика ребенка, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Для нас это такие личностные качества как:
- любовь к большой и малой родине;
- готовность выполнить свой конституционный долг;
- социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная;
- общественно значимые поведение и деятельность
Необходимо отметить огромную роль и значение национальной культуры и народного искусства как важного компонента эстетического и патриотического восприятия детей и подростков.
Музейная педагогика и декоративно – прикладное искусство воспроизводят связь человека с природой, историей, нравственными и духовными ценностями всех народов, сохраняют преемственность и традиции, важные для жизни всего человечества. Поэтому эстетическое восприятие подрастающего поколения средствами этого вида искусства формирует совокупность черт личности: историческую память, творческую активность, чувство патриотизма и национального самосознания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ « Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в условиях ФГОС»
Актуальность темы работы обусловлена тем, что одной из примечательных черт современного этапа культурной революции в нашей стране является рост общественного интереса к практике и теории эстетич...
"Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"
Изучение декоративно-прикладного искусства как часть художественно - эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях творческие способности, любознательность и тягу к экспериментам...
Презентация для педсовета."Воспитание патриотизма средствами декоративно - прикладного искусства".
Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным, является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, то, что народ пронёс через столетия. ...
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ФГОС
Введение ……………………………………………………&hel...
Выступление на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства».
Народное искусство в России занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, му...
"Воспитание патриотизма средствами декоративно - прикладного искусства"
Обучающий мастер - класс для воспитаттелей по изготовлению с детьми старшего дошкольного возраста объемной звезды....
Презентация "Воспитание патриотизма средствами декоративно –прикладного искусства"
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно с малых лет прививая ребенку уваж...