"Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_s_foto_gmo.docx | 335.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №2 «Василек»
городского округа Реутов Московской области
Сообщение
по теме "Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"
Для Городского методического объединения г. Реутов
25.09.2015
Подготовила:
Романова Валентина Юрьевна
воспитатель МБДОУ д\с №2 «Василек»
Восприятие и понимание прекрасного начинается в детстве. «Все прекрасное, что существует в окружающем мире и создано человеком для других людей, должно коснуться сердца ребенка и облагородить его», - утверждал В. Сухомлинский.
Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность дошкольника, благодаря которому у воспитуемых формируются чувство вкуса, интерес к искусству, умение наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение художественно - эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка гармоничнее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувственность, украшает жизнь.
В качестве средства формирования творческих способностей у дошкольников, я использую декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность ребёнка, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на непосредственно – образовательной деятельности по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать красоту окружающего мира, познакомит с народными традициями, заложит фундамент художественно - эстетического воспитания.
Организация непосредственно – образовательной деятельности по декоративному рисованию дает возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Моя работа по данной тематике строится в два этапа:
- Знакомство с народным промыслом
- Обучение приемам лепки и рисования
- Работа начинается с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Для родителей проводится различное анкетирование с целью выявления уровня знаний о декоративно – прикладном искусстве, как они приобщают к нему своих детей. Выяснить желают ли они, чтоб их ребёнок изучал декоративно – прикладное искусство в ДОУ. Для детей подбирается познавательная литература о народном промысле, об особенностях узоров, об истории промысла, уточняются методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с декоративно – прикладным искусством.
У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому обучение строится от простого к сложному. В процессе обучения технике рисования дети учатся самостоятельно подбирать и сочетать цвета друг с другом.
Так постепенно развиваются их творческие способности. После того как технические навыки у детей сформированы начинаю развивать у детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время дидактические игры, развивающие воображение, память, творческое умение анализировать.
В процессе приобщения детей к декоративно – прикладному искусству, я пришла к следующим выводам:
- Занятия декоративно-прикладным искусством способствует формированию логического мышления дошкольников. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие национального достояния культуры русского народа, изучаются самобытные традиции, ритуалы и обряды, передаваемые от поколения к поколению.
- Дошкольник учится анализировать результаты своей деятельности и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие, даёт возможность почувствовать себя в качестве дымковских мастеров, позволяет создать «цветное чудо».
- В процессе углубленного изучения народно-прикладного творчества, дети многое узнают об элементах орнамента дымковской игрушки, его символичном значении, связи с окружающей природой.
- Рассматривая иллюстрации дымковских узоров, дети учатся образному восприятию: глиняные игрушки похожи на персонажей из сказки. Описывая изделия вятских мастеров, дети рассказывают об их значении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.
- Многие элементы орнамента рисуют не только кистями, но и целым набором специальных деревянных палочек – тычков. Мы с ребятами экспериментировали используя вместо них ватные палочки, как один из способов нетрадиционного рисования.
Таким образом, можно заключить, что изучение декоративно-прикладного искусства как часть художественно - эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях творческие способности, любознательность и тягу к экспериментам, логическое мышление, воображение, эстетические чувства и гордость за культурное наследие наших мастеров.
Литература:
- "Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирован." Наталья Леонова, 2014.
- "Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников. Парциальная программа. ФГОС" Наталья Леонова, 2014
- "Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации" Радынова, Копцева, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ « Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в условиях ФГОС»
Актуальность темы работы обусловлена тем, что одной из примечательных черт современного этапа культурной революции в нашей стране является рост общественного интереса к практике и теории эстетич...
"Особенности воспитания нравственных и эстетических качеств дошкольников средствами декоративно- прикладного искусства".
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему ...
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ФГОС
Введение ……………………………………………………&hel...
Выступление на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства».
Народное искусство в России занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, му...
Методическая разработка. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного искусства.
Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство....
Доклад "Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"
Доклад "Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"...
Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного творчества
Эстетическое воспитание - это приобщение ребенка к нравственным ценностям, формирование положительного отношения к окружающей действительности, которые выявляются в особом чувственно - эмоциональном п...