Парциальная программа для детей от 2 до 4 лет «Познание народных традиций русского фольклора через истоки родного края»
рабочая программа (младшая группа)

Гайценрейдер Надежда Владимировна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Парциальная программа41.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Зоренька» Курьинского района Алтайского края

Парциальная программа для детей

 от 2 до 4 лет

«Познание народных традиций русского фольклора через истоки родного края»

Срок реализации 1 год период 2017-2018г.

Разработчик: воспитатель

Гайценрейдер Н.В.

Содержание.

1.Нормативные документы………………………………………3

2.Пояснительная записка…………………………………………..4-9

3. Формы работы с детьми по «Познанию народных традиций русского фольклора, через  истоки родного края»  ……….10-11

 4. Календарно-тематическое планирование на 2015г-2016г……………………………………………………………………12-17

5.Целевые ориентиры как результат  освоения рабочей программы……………………………………18

6.Метадические обеспечения………………………………19

Рабочая программа по реализации образовательного содержания ОПДОУ в условиях ФГОС.

Программа - является разделом основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного  дошкольного образовательного  учреждения «Детский сад «Зоренька»,  и направлена на формирование основ краеведения, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду, воспитание  гражданственности, патриотизма у детей.

         При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.12 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Конституция РФ;

3.Конвенция о правах ребёнка;

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН  2.4.1.3049-13 с изменением 2015г «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

5.  Устав МБДОУ  в новой редакции.

6. Образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Зоренька».

Пояснительная записка.

          Рабочая программа направлена на поддержку областей основной части программы. Объем времени, необходимого для реализации части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 40% общего объема Программы. С целью создания условий для удовлетворения дополнительных  образовательных потребностей детей,  улучшения качества образовательного   процесса, для реализации всестороннего развития личности, максимального раскрытия творческого потенциала воспитанников  

          Ценностная  ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.

Задача  детского сада – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.

Рабочая программа   «Познание народных традиций русского фольклора, через  истоки родного края»  реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности   народного фольклора. Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу.

  Программа  построена на единой методологической установке, предполагающей комплексный подход в организации содержания и процесса освоения традиционной отечественной культуры.
Востребованность данной программы очевидна, так как данная программа направлена на активное приобретение детьми  культурных ценностей, богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

    В рабочей программе учтены возрастные и индивидуальные особенности детей, норма числа занятий в течение дня и их длительность.

Занятия ведутся в соответствии с образовательной программой  «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, ФГОС ДО, требованиями СанПиН к учебной нагрузке детей.

Планируемые результаты  программы предусматривает поэтапное знакомство детей с народными традициями русского фольклора, через  истоки родного края. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей народных традиций русского фольклора, через  истоки родного края  . Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, потешки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.

Программа рассчитана на детей с 2 до4 лет.  Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

Актуальность: для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

 Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Новизна Программы состоит в том, что она показывает развивающие функции? если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России.

Целесообразность. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к традиционной культуре через родную природу в условиях дополнительного образования. Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.

Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

     Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что дети работают по ней в течении одного года, занятия дают возможность глубже познакомиться с народными промыслами, традициями родного края.  Содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ. Он позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о регионе, климатических условиях, коренном населении и окружающем нас мире природы Программа знакомства ребёнка с основами русской народной культуры опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Целью данной программы является:

 Создание условий для нравственно - эстетического воспитания детей через изучение народного творчества родного края. Формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей; нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка. 

Задачи:

образовательные: 

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,

- обеспечить знание традиционного русского,  музыкального  творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

Обеспечить знания по народному календарю.

Изучение народных примет, обычаев, обрядов, суеверий русского народа.

воспитательные: 

- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;

развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- формировать навыки пения, пения в движении (хороводы), навыки сценического мастерства

- развивать сенсорное восприятие;

- развивать речевую активность;

Направления:

Приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, традициями с жизнью русского народа.

Формы работы с детьми по «Познанию народных традиций русского фольклора, через  истоки родного края»  

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые   

В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение).

Формы занятий: групповые, индивидуальные,  интегрированные.

  Программа рассчитана на детей 2-4 лет. Проводится занятие один раз в неделю, два раза в месяц, в первой  половине дня. В год проводится  18  занятий. Продолжительность 8-10 минут (в зависимости от возраста детей).

Срок реализации:  1 год.

Предполагаемый результат:

дети должны знать: 

- основные праздники народного календаря;

- заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки;

 - 2-3 потешки, сказки, загадки, песенки,

- правила 2-3 русских народных игр,

 дети должны уметь: 

- называть 2-3 героев сказок,

- называть предметы быта русского народа,

- при помощи родителей мини-музей обогащён экспонатами..

- исполнять песни, выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;

- выразительно декламировать;

 - рассказывать о народных праздниках и календарных приметах

      Тематическое планирование составляется на весь учебный год .Вариативная часть включается в основную сетку занятий ДОУ.

Календарно-тематическое планирование на 2017-2018г.

месяц

Тема деятельности

Пространственное

Планирование.

Сентябрь

«Осенины»

«Во саду ли в  огороде»

- Воспитывать интерес и любовь к фольклору через разучивание и ознакомление обрядовых песен и закличек об осени.

- Формировать знание детей об осенних явлениях природы.

Формировать умения  узнавать овощи по цвету, величине, вкусу, называть их; различать по внешнему виду фрукты и овощи. Дать представление о характерных признаках некоторых овощей, их цвете .Формировать бережное отношение к природе родного края

Разучить заклички про осень: «Осеница - царица», «Осень, осень, в гости просим», «Осень, осень, на порог».

Праздник «Осенняя ярморка»

Октябрь

Матрешка душа России.

Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой «матрёшка». Способствовать развитию мышления и восприятия. Активизировать и обогащать описательную речь. Воспитывать у детей чувство прекрасного.

Вызвать радость от слушанья литературного произведения, желание участвовать в рассказывании. Способствовать формированию интонационной выразительности речи.

Ноябрь

«Березка родного края»

Цель: формирование знаний об окружающей действительности путем совершенствования социально-личностных качеств дошкольников по отношению к Родине. Рассмотрение иллюстраций. Чтение стихотворения Есенин Сергей Александрович

«Белая береза»

Пение русских народных песен: «Во поле береза стояла», «Ходит Ваня», «Ах ты, береза», «Ай да березка».

Декабрь

«Уж ты, Зимушка-Зима!»

Цель: создать условия для знакомства детей, с характерными особенностями зимы.

Беседа о характерных особенностях зимы родного края .Изучение пословиц, поговорок о зиме.

Прослушивание песни «Зимняя Сказка» Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

Январь

 «Пришла, Коляда, отворяй ворота!»на музыку.

Цель: развивать интерес к народным праздничным традициям.

- Расширять знание детей о фольклоре, рассказать о календарно-обрядовом празднике .

- Познакомить с традициями праздника, обрядовыми играми, символами, закличками.

- Учить детей выразительно исполнять обрядовые песни, понимать их содержание.Разучивание песенок закличек. Пение колядок «Сею, вею, посеваю », « Колечко моё»

Обрядовые песни «Масленицы»: «Как на масляной неделе», «Масленица-блиноеда», «А мы Масленицу повстречали».

Русская народная песня «Блины».

Обрядовая игра «Кулик». Частушки.

Февраль

«Моя семья»

Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам семьи; познакомить с понятием «семья». Воспитывать уважение к труду взрослых членов семьи.

Прослушивание детской песни «мама, папа, я»

Дидактическая игра «Моя семья».

Март

«Приди, Весна, с радостью»

Дать детям представления о весенних явлениях природы: стало тепло, солнце светит ярко, на деревьях набухают почки, появляются листочки, трава, первые цветы;

Учить детей различать основные цвета и отвечать на вопросы воспитателя,

Развивать умение имитировать заданный образ, развивать воображение, творчество. Разучивание закличек «Весна, весна, красна»

Игра: «солнышко-вёдрышко»,

«Воробей», "Перепрыгни через ручеек". 

Апрель

 «Нет милей дружка, чем родимая Матушка»

Этническая беседа «Моя любимая мама»

Вызвать у детей радостный, эмоциональный настрой, помочь им выразить своё отношение, любовь к маме. Укрепить авторитет матери, послушание ей на основе воспитания добрых чувств.

май

Наша родина- Россия

Воспитывать привязанность ,любовь и заботливое отношение к стране; познакомить с понятием «родина». Воспитывать уважение к жителям России .

Познакомить с государственными символами. Формировать знания о праздниках России.

Формы и способы реализации детской деятельности:

могут служить выставки детского творчества в детском саду ; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвещенных народным праздникам.

Форма взаимодействия с родителями:

Одним из важных условий реализации Образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители—главные участники педагогического процесса.

       Задача: установить партнерские отношения, объединить усилия для развития, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

- Конкурс: Совместная работа детей и родителей «Осень ярмарка».

- Новогодний утренник.

- Памятка для родителей- Как играть с ребенком в народные  игры.

- Консультация «Роль отца в воспитании детей».

- Совместные праздники . Женский день—8   марта!

- Конкурс рисунков «Мама, мамочка, мамуля»

-Совместная работа родителей и детей « Составление семейного древа»

- Оформление уголков для родителей

- Правовой уголок «Это надо знать»

- Родительские собрания Дом, в котором мы живем

Целевые ориентиры как результат освоение рабочей программы –

При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводиться в рамках педагогической диагностики (мониторинг).

Индивидуальная работа, для того чтобы:

Выявить примерный уровень знаниям о народном творчестве через истоки родного края. Учитывая индивидуальные способности детей. Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы). Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Методическое обеспечение, список литературы:

  1. Нагибина М. И. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль «Академия развития». 1998 г.
  2. Ерлыкин «Поделки своими руками». Москва «ТРИЭН». 1997 г.
  3. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Миханева.
  4. «Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками» С.Р.Николаева, И.Б.Катышева.
  5.  «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т.А.Буранина, О.А.Маркива
  6. «Уроки вежливости для малышей» Ольга Александрова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ». Подготовительная группа.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию дет...

«Развитие продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста и приобщение к истокам родного края через декоративно-прикладное искусство».

Эта статья о работе кружка "Народные умельцы" . Основой кружка является знакомство с промыслами Воронежского края и сравнение их с другими промыслами....

Приобщение детей подготовительной группы к истокам русской культуры и культуры родного края.

Приобщение дошкольников к культуре своего народа, приобщение  уважения, гордости за землю, на которой ты живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на ...

«Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор »

Краткосрочный проект по теме«Знакомство с народной культурой и традициями.  Русский фольклор ».Подготовительная группа. Подготовила Глаголева Н.В.,воспитатель высш. кв. кат...

Краткосрочный проект по теме Знакомство с народной культурой и традициями.  Русский фольклор.

Цель: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.Задачи:·Знакомить  детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенк...

Сценарий итогового мероприятия в рамках проекта на тему: «Русские народные традиции и фольклор»

Описание работы: сценарий данного мероприятия «Русские народные традиции и фольклор» предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми...