ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОМЕ РЕБЕНКА: РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
методическая разработка
Проектный метод, как никакой другой, способствует обеспечению каждому ребенку своевременного формирования ведущих умений, характерного для раннего периода жизни и зоны его ближайшего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_proekt.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Стрельцова Г.М., воспитатель
ПНДР №8 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОМЕ РЕБЕНКА:
РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, двигательная активность, речь, воображение, творческая направленность и другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий.
В раннем возрасте состояние ребенка неустойчиво, зависит от настроения других детей, непосредственно самочувствия. Создание и поддержание в группе атмосферы любви и доброжелательности, спокойного ритма жизни, продуманной системы интересных занятий-условия успешного развития детей раннего возраста в Доме ребенка.
Эффективным средством организации современного образовательного процесса является технология проектирования как одна из форм поисковой деятельности. ФГОС ставит задачи развития детской инициативы, активности, умения сотрудничать и делать выбор на основе индивидуальных возможностей каждого ребенка. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым. Активная роль принадлежит взрослому, который определяет проблему на основе своих наблюдений за потребностями и интересами детей. Роль воспитателя - заинтересовать новой полезной деятельностью, стимулировать активность, эмоциональную вовлеченность в развитие игры. Для детей моделируются специальные игровые ситуации, побуждающие к деятельности, создается среда. В ходе экспериментирования выстраивается общение на основе диалога, при необходимости проводится индивидуальная работа по закреплению знаний и способа действий, воспитателем придумываются разные подходы к детям для привлечения к совместной деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации. В ходе осуществления проектной деятельности ребенок получает возможность развивать познавательный интерес к различным видам деятельности, быть самостоятельным, выбирать самому содержание своей деятельности.
Проектная деятельность будет способствовать:
- успешной адаптации
-активизации познавательной деятельности детей
-формированию специфических умений и навыков коммуникативного характера
-развитию творческой активности в процессе игровой и познавательной деятельности.
Выделяются следующие этапы проекта: постановка цели, поиск форм реализации, разработка содержания на основе тематики, организация познавательной, развивающей среды, определение поисковой и практической деятельности, организация совместной деятельности.
Использование проектной деятельности в работе с детьми раннего возраста ставит следующие задачи: создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
Дети раннего возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому выбор темы проекта осуществляю сама, основываясь на интересах детей. Вопрос организации предметно-развивающей среды в Доме ребенка на сегодняшний день стоит особо актуально.
Грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда помогает решить поставленные задачи. Малыш включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.
Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в состоянии исследования различных возможностей, связанных с выполнением поставленной задачи. Это изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, а требует ежедневного творческого, личностного роста. А самое главное, проективная деятельность обеспечивает смену стиля общения взрослого с ребенком ( равноправие в образовательном процессе); основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность, способствует повышению самооценки, что чрезвычайно важно, когда ребенок растет в условиях недостатка внимания в Доме ребенка.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: проектный метод, как никакой другой, способствует обеспечению каждому ребенку своевременного формирования ведущих умений, характерного для раннего периода жизни и зоны его ближайшего развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»
Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения....
Теоретический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»
Игра один из тех видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекает внимание богатой политрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Пр...
Обмен опытом по работе с детьми раннего возраста с ЗПР. Комплексное занятие по сенсорике с детьми раннего возраста (2-3 года). Тема: «Цыплята на лугу».
Комплексное занятие по сенсорике с детьми раннего возраста (2-3 года). Тема: "Цыплята на лугу"...
Взаимодействие специалистов в работе с детьми раннего возраста и детьми с ОВЗ в Службе ранней помощи.
В статье представлен опыт работы в Службе ранней помощи....
Представление опыта работы на ГМО «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» по теме «Духовно-нравственное развитие ребенка» 25.10.2017год на базе МАДОУ «Детский сад №98» Васильева С.В.
Представление опыта работы на ГМО «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» по теме «Духовно-нравственное развитие ребенка» 25.10.2017год на базе МАДОУ «...
Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".
В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...
Использование методов сенсорной интеграции в работе с детьми раннего возраста в доме ребенка.
В ГБУЗ «ТОСДР» проживают и воспитываются дети, имеющие в своем анамнезе различного рода нарушения, в том числе и восприятия. Таким малышам сложно обрабатывать поступающую информацию ...