Теория детской игры
презентация
Систематизация роли и значения игровой деятельности в дошкольном периоде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_detskoy_igry.pptx | 293.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« ИГРА» В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ До ХIХ в. игра рассматривалась как всякая деятельность ребенка, не преследующая в качестве цели получение результатов, ведущаяся для удовольствия, «не всерьез». К. Гросс впервые попытался дать научное определение игры и классифицировать детские игры. Д.Б . Эльконин рассматривал игру как совершенно своеобразную деятельность, объединяющую все виды детских активностей. Л.С. Выготский говорит, что критерием игры является наличие мнимой ситуации. Игра – это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. Д етская игра, возникающая в ходе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте; именно с ее развитием совершаются самые важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, что обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ психологическое : « Игра – деятельность в условной ситуации, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта» дидактическое : « Игра – форма образовательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации и имеющая двуплановый характер: с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и регламентирующими обстоятельствами»
СТРУКТУРА ИГРЫ: роли , взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими . Единица игры, объединяющая все её аспекты, - роль . Сюжет игры - воспроизводимая в ней область действительности; Содержание игры - воспроизведение детьми моментов деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. Характерная особенность игры - ее двупланность , присущая также драматическому искусству.
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ как средство обучения ( учить, играя ) как средство релаксации, создания эмоционально приподнятой и комфортной обстановки ( отдыхаем, играя ) как средство воспитания коммуникативных, волевых и прочих качеств личности ( развиваем, играя ) как средство коррекции ( помогаем решать проблемы в игре ) как средство и форма досуговой деятельности ( развлекаемся в игре ) как средство диагностики ( раскрываемся в игре )
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГР : точность воспитательно -образовательной задачи четкость объяснения правил и методики проведения игры соответствие игры возрасту, уровню развития и интересам детей соответствие игры общему направлению деятельности объединения и задачам конкретного занятия эмоциональность и заинтересованность самого педагога в процессе игры вариативность , повторяемость и сменность игрового репертуара
КЛАССИФИКАЦИИ ИГР Базовая классификация игр отражается аббревиатурой АДИК. А — азартные, Д — дидактические, И - информационные К — комбинаторные. Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В отечественной педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. Она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.
Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка
КАК ИГРА ВОЗНИКАЕТ В РАЗВИТИИ? Возникают своеобразные побуждения и потребности – целый ряд нереализуемых непосредственно желаний Тенденция к удовлетворению желаний без отсрочки во времени Расхождение видимого и смыслового поля Почему ребёнок играет? Это «воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых желаний».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА В ИГРЕ Ребёнок создает мнимую ситуацию В игре ребёнок свободен, но это иллюзорная свобода. Мнимая ситуация всегда будет заключать в себе правила. Наибольшая сила самоуправления у ребёнка возникает в игре. «В игре ребёнок научается действовать в познаваемой, т.е. в мысленной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи»
КАК РАЗВИВАЕТСЯ ИГРА? Ребёнок начинает с мнимой ситуации, первоначально очень близкой к реальной. Правило находится в сжатом, скомканном виде. По мере развития игры идёт движение в сторону осознания цели игры. Игра есть целевая деятельность ребёнка. Постепенно цель становится тем, ради чего предпринимается всё остальное. В конце развития выступает правило. Чем оно жестче, тем игра становится напряженнее и острее.
ИГРА – ВЕДУЩАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В игровой деятельности формируются п сихические качества и личностные особенности В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а является полноправным субъектом деятельности.
Литература : Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2009 Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии № 6.- 1966. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. — 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 324-326. Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг. – М., 1994 Шмаков А. Игры учащихся феномен культуры. М,: 1994 Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е издание. М., 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Теории детской игры».
Начало разработки теории детской игры обычно связывается с именами таких мыслителей 19 века как: Шиллер, Спенсер, Вундт. Согласно взглядов этих факторов, происхождения игры связаны с происхождением ис...
Статья: «Теории детской игры».
Начало разработки теории детской игры обычно связывается с именами таких мыслителей 19 века как: Шиллер, Спенсер, Вундт. Согласно взглядов этих факторов, происхождения игры связаны с происхождением ис...
"Детские игры дома: старинные детские игры"
Консультация для родителей об организации старинных детских игр дома....
Интеллект-карта "Основные теории развития игры"
Представлены основные идеи и взгляды на игру отечественных и зарубежных ученых...
Теория детской культуры Маргарет Мид
Теория детской культуры Маргарет МидПри различном соотношении культурных традиций и новаций по-разному складывается взаимодействие между живущими в обществе поколениями людей. Это привело к различению...
Основные теории детской игры.
В работе представлены основные теории и точки зрения на детскую игру величайшими философами и психологами. Рассмотрим основные подходы к исследованию детской игры различными выдающимися дея...
Проект на тему: «Глубокое усвоение музыкальной теории через игру»
Вся жизнь ребенка связана с игрой. Включение игр в музыкальные занятия с дошкольниками способно придать процессу обучения увлекательную, интересную и занимательную...