Теория детской культуры Маргарет Мид
статья

Киосе Дарья Михайловна

Теория детской культуры Маргарет Мид

При различном соотношении культурных традиций и новаций по-разному складывается взаимодействие между живущими в обществе поколениями людей. Это привело к различению культуры трех типов:

  • постфигуративной, основанной на том, что подрастающее поколение перенимает опыт у старших;
  • кофигуративной, где и дети и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников;
  • префигуративной, в которой не только дети учатся у родителей, но и родителям приходится учиться у своих детей.

Традиционная культура постфигуративна: она изменяется медленно и незаметно, внуки живут в тех же условиях, что и деды. «Прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения; прожитое ими – это схема будущего для их детей». Такая культура сохраняется при условии совместного проживания трех поколений, при котором старики выступают не только руководителями и наставниками, но и носителями образцов жизни, примером для подражания. Отношения между поколениями не обязательно бесконфликтны. В некоторых постфигуративных обществах от каждого младшего поколения ждут мятежа против старших. Но захватив власть, новое поколение не меняет образ жизни общества и продолжает следовать усвоенным с детства поведенческим стандартам. Повторяющийся из поколения в поколение круговорот одних и тех же жизненных процессов и дел создает ощущение вне-временности. Вся система постфигуративной культуры существует всегда «здесь и сейчас». Лишь небольшая часть норм культуры осознается. Неосознанность, автоматичность, отсутствие сомнений – ключевые условия, обеспечивающие долговременное стабильное существование постфигуративной культуры.

Хотя постфигуративные культуры обычно существуют в обществах, живущих веками на одной и той же территории, их можно встретить среди кочевых народов, среди групп в диаспорах (таких, как армянская или еврейская) или, например, среди индийских каст, состоящих из небольшого числа членов, которые разбросаны по деревням и живут рядом с людьми многих других каст. Эти культуры можно обнаружить в группах аристократов или же отщепенцев общества.

Кофигуративная культура – это культура, в которой преобладают модели поведения, задаваемые современниками. Она существует там, где в обществе происходят перемены, делающие опыт прошлых поколений непригодным для организации жизни в изменившихся условиях. В такой ситуации и старшим, и младшим приходится приспосабливаться к новой ситуации, на собственном опыте вырабатывая другие, отличные от прежних стилей жизни и способов деятельности. Люди учатся жить друг у друга, перенимая найденные сверстниками пути к успеху и избегая сделанных ими ошибок. Те, чей опыт оказывается наиболее удачным, становятся образцами для других представителей своего поколения. В кофигуративной ситуации формы поведения разных поколений становятся неидентичными, что порождает конфликты между поколениями. Эти конфликты особенно обостряются, когда воспитание детей в новых условиях не обеспечивает формирования того стиля жизни во взрослом возрасте, какого они, по мнению их отцов, должны придерживаться.

В кофигуративной культуре старшее поколение хоть и сохраняет ведущую роль в воспитательном процессе, однако не является непогрешимым идеалом для младшего. В своей простейшей форме кофигуративная культура не нуждается в поколении дедов. Для нее характерна нуклеарная семья, состоящая только из родителей и детей. Важную роль играет внесемейное, школьное (и «уличное») воспитание и обучение. Молодые люди знают, что их родители живут не так, как жили деды, и что их собственная жизнь будет непохожа на жизнь отцов и матерей. Нередко дети видят наилучших и наиболее авторитетных наставников не в родителях, а в сверстниках или в тех, кто чуть постарше их. В кофигуративном обществе создаются условия для образования молодежной субкультуры, культуры «тинейджеров» (подростков).

Почва для кофигурации возникает там, где наступает кризис постфигуративной системы. Такой кризис может быть следствием переселения в другую страну, где старшие оказываются чужаками, которым трудно вжиться в новую среду; завоевания или обращения в другую веру, когда старшие не могут освоить иные нравы и идеалы, овладеть новым языком; революции, приносящей новые стили поведения для молодежи; развития новых видов техники, неизвестных старшим. В подобных обстоятельствах поведение следующих поколений начинает отличаться от поведения предшествующих. В современном мире кофигуративный характер приобретает, например, культура семей иммигрантов, которым приходится быстро приспосабливаться к жизни в другой стране: дети, как правило, адаптируются в новой культурной среде быстрее родителей. Кофигуративная культура формируется при социально-политических, хозяйственных и технических преобразованиях в экономически отсталых странах. «В Индии, Пакистане или в новых государствах Африки дети также становятся экспертами по вопросам нового образа жизни, и родители теряют свое право на оценку и руководство их поведением». Подобное наблюдается и в нашей стране при переходе от социалистической системы к современной рыночной экономике.

Кофигуративная культура динамична, способна к быстрой перестройке своих норм и стандартов и соответствует потребностям общества, живущего в условиях социальных перемен и ускоренного научно-технического прогресса. В XX в. она заняла главенствующие позиции в индустриально развитых странах.

Однако темп развития современного общества, по мнению Мид, становится настолько высоким, что прошлый опыт оказывается подчас не только недостаточным, но и вредным, мешающим творческому подходу к новым, небывалым обстоятельствам. Учитывая это, Мид предвидит возможность появления префигуративной культуры.

Префигуративная культура – это культура еще более интенсивных и быстрых трансформаций, чем кофигуративная. Инновации в ней могут происходить в настолько бешеном темпе, что взрослое население просто не будет успевать усваивать их. «Дети стоят сегодня перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять так, как мы это пытаемся делать сегодня, осуществляя изменения в одном поколении с помощью кофигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, несущей в себе много постфигуративных элементов».

Если постфигуративная культура ориентирована на прошлое, а кофигуративная - на настоящее, то префигуративная - на будущее. Решающее значение в ней приобретет духовный потенциал молодого поколения, у которого образуется общность опыта, которого не было и не будет у старших.

Маргарет Мид называли «прижизненным классиком», внесшим выдающийся вклад в понимание человеческой культуры и проблем социализации.

К социализации в раннем детстве можно отнести то, как и когда происходит отлучение ребенка от груди - рано или поздно, постепенно или сразу. В некоторых культурах детей до позднего возраста кормят грудью, удлиняя период телесного контакта. В других культурах его отлучают рано, передают кормилице либо кормят искусственным молоком. Контроль за естественными отправлениями, в том числе плачем, закрывание гениталий, защита от воздействий окружающей среды (холода, сырости) составляют основу физического ухода за ребенком. Напротив, церемонии инициации, наречение имени, крещение, обучение языку, речевому этикету, телесные наказания, словесные инструктаж, проповеди, поучение и выговоры, предостережения, система вознаграждения (одобрение или осуждение соответствующего поведения) относятся к социокультурным процедурам социализации.

Способы социализации зависят от того, к какому полу относится агент первичной социализации - к женскому или мужскому. Отцы, дяди, дедушки, братья совсем иначе воспитывают детей, чем матери, тети, бабушки и сестры. Женщина чаще стремится приласкать ребенка, оградить от холода, действует поощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, чаще отстраняется от него, действует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская опека и уход за ребенком развивают в нем эмоциональную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отец культивирует силовые и военные игры, развивающие самостоятельность и собственную активность ребенка.

Первичная социализация закладывает основы идентификации с полом. Мальчики играют в военные игры, а девочки в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, девочек - мягкими, хозяйственными, заботливыми. Таков отработанный тысячелетиями нормальный путь социализации. Ненормальным он становится тогда, когда мальчиков обучают женским качествам, а девочек - мужским.

Как правило, мужчины предпочитают взаимодействовать с подросшим ребенком, в то время как роль женщины особенно сильна в младенчестве. Именно отец обучает ребенка важнейшим трудовым навыкам - умению столярничать, слесарным работам, навыкам охоты, земледелию и рыболовству. Обычно отцы не занимаются непосредственным уходом за новорожденным, активный контакт начинается, когда ребенку исполняется 1,5-2 года и больше.

Функции родительства

Многие убежде­ны, что родительские чувства пере­дают­ся би­ологически и про­буждаются с появ­лени­ем первого ре­бенка. Действитель­но, у всех живых существ от птиц до млекопитающих родительская забота запрограмми­рована генетически. Однако для человечес­ких су­ществ это справедливо наполовину. Родительство прежде всего социально приобретаемое отношение.

Взаимоотношения, складывающиеся между родите­ля­ми (матерью и отцом) и детьми, являются решающим моментом социализа­ции. Они обнаружи­ва­ют себя в са­мый от­вет­ственный мо­мент, когда человек на­иболее восприимчив к добру и злу, когда он наиболее довери­те­лен и открыт всему но­во­му, а именно в период мла­денчества. Вторая характерная чер­та взаимоотно­ше­ния про­должаются всю жизнь и, следовательно, ока­зы­вают наиболее дли­тель­ное воздействие. Третья черта роди­тельско-детские отношения являются самыми тесными и близ­кими отношениями, которые только могут суще­ствовать в человеческом обществе.

В ходе многовекового развития человеческое общество создало вокруг и по поводу отношений родительства сложные системы ценностей, традиций, норм и правил поведения, механизмов социального контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших, лишение родительских прав).

У высших животных формируется особое явле­ние материнство, которое у людей получает наивысшее развитие. Из инстинктивного оно становится сознатель­ным. На базе материнства позднее возникает новый феномен отцовство. У него нет биологических кор­ней. Это целиком социально приобретенное качество. Мате­ринство и отцовство вместе создают еще одно явле­ние родительство, которое по мере развития общества пре­вращается в специальный социальный институт.

Появление техники ухода за детьми радикально по­влияло на эволюцию обе­зьян. Забота и уход за потомством не в меньшей степени повлияли на процесс превращения обезьяны в человека, чем возникновение орудий труда и "приручение" огня. Вынашивание потомства самый ран­ний этап социализации, который предопределил даль­нейший ход истории человеческого рода. В конеч­ном итоге, уход за детьми, постепенно перерос­ший в сложнейшую процедуру воспитания, необходим был взрослым даже в большей мере, чем самим детям. Он существенно повлиял на их интеллектуальное и со­циальное развитие.

У человека, по мере увеличения мозга, сокращалось количество инстинктов и их место занимали социально приобретенные навыки. Природное начало сужалось, социальное расширя­лось. Оно потребовало особого периода детства, ко­гда ро­дители обучали потомство азам выживания. Чем выше взбиралось человечество по эволюционной лест­ни­це, тем большему количеству знаний приходилось обу­чать, тем большее время для этого требовалось.

В пределах человеческой истории на удлинение дет­ства серьезно влиял переход от одного хозяй­ствен­ного уклада к другому. Собирательство требует наимень­шего времени обучения. Переход от потребления пищи к ее хранению увеличил сроки обучения. Переход от собира­тельства к охоте потребовал еще большего уве­личения родительского вклада в обучение и защиту потомства. Теперь уже успех выживания напрямую зависел от успе­хов обучения.

Другой фактор удлинения детства возникновение се­мьи. Появление моногамии устойчивого брачного со­юза самца и самки на период выращивания хотя бы од­ного выводка вызвано было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потомство: добывать пищу, охранять территорию от врагов, передавать знания. Отсюда про­израстает институт отцовства и начинается история социализации в полном смысле слова. Ее нижняя грани­ца возникновение института отцовства и на его основе формирование института родительства.

Отсюда берет свое начало и общественное разде­ле­ние труда, так как исторически первая его форма от­но­сится не к сфере производства, как мы привыкли ду­мать, а к сфере воспитания потомства. Женщина обес­печивает вынашивание плода, выкармливание мла­денца грудью и психофизиологический уход за ребен­ком. Отец под­ключается к воспитанию позже, но обу­чает детей всей сумме необходимых для жизни в об­ществе знаний.

Подростковый период и юность представляют собой такой возраст, когда агенты первичной социализации начинают играть меньшую роль, за исключением группы сверстников, а вторичной социализации - большую. В зрелом возрасте агенты вторичной социализации выходят на первый план либо уравниваются по степени влияния с агентами вторичной социализации. Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых лю­дей в возрасте от 13 до 19 лет.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_detskoy_kultury_margaret_mid.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Теория детской культуры Маргарет Мид

При различном соотношении культурных традиций и новаций по-разному складывается взаимодействие между живущими в обществе поколениями людей. Это привело к различению культуры трех типов:

  • постфигуративной, основанной на том, что подрастающее поколение перенимает опыт у старших;
  • кофигуративной, где и дети и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников;
  • префигуративной, в которой не только дети учатся у родителей, но и родителям приходится учиться у своих детей.

Традиционная культура постфигуративна: она изменяется медленно и незаметно, внуки живут в тех же условиях, что и деды. «Прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения; прожитое ими – это схема будущего для их детей». Такая культура сохраняется при условии совместного проживания трех поколений, при котором старики выступают не только руководителями и наставниками, но и носителями образцов жизни, примером для подражания. Отношения между поколениями не обязательно бесконфликтны. В некоторых постфигуративных обществах от каждого младшего поколения ждут мятежа против старших. Но захватив власть, новое поколение не меняет образ жизни общества и продолжает следовать усвоенным с детства поведенческим стандартам. Повторяющийся из поколения в поколение круговорот одних и тех же жизненных процессов и дел создает ощущение вне-временности. Вся система постфигуративной культуры существует всегда «здесь и сейчас». Лишь небольшая часть норм культуры осознается. Неосознанность, автоматичность, отсутствие сомнений – ключевые условия, обеспечивающие долговременное стабильное существование постфигуративной культуры.

Хотя постфигуративные культуры обычно существуют в обществах, живущих веками на одной и той же территории, их можно встретить среди кочевых народов, среди групп в диаспорах (таких, как армянская или еврейская) или, например, среди индийских каст, состоящих из небольшого числа членов, которые разбросаны по деревням и живут рядом с людьми многих других каст. Эти культуры можно обнаружить в группах аристократов или же отщепенцев общества.

Кофигуративная культура – это культура, в которой преобладают модели поведения, задаваемые современниками. Она существует там, где в обществе происходят перемены, делающие опыт прошлых поколений непригодным для организации жизни в изменившихся условиях. В такой ситуации и старшим, и младшим приходится приспосабливаться к новой ситуации, на собственном опыте вырабатывая другие, отличные от прежних стилей жизни и способов деятельности. Люди учатся жить друг у друга, перенимая найденные сверстниками пути к успеху и избегая сделанных ими ошибок. Те, чей опыт оказывается наиболее удачным, становятся образцами для других представителей своего поколения. В кофигуративной ситуации формы поведения разных поколений становятся неидентичными, что порождает конфликты между поколениями. Эти конфликты особенно обостряются, когда воспитание детей в новых условиях не обеспечивает формирования того стиля жизни во взрослом возрасте, какого они, по мнению их отцов, должны придерживаться.

В кофигуративной культуре старшее поколение хоть и сохраняет ведущую роль в воспитательном процессе, однако не является непогрешимым идеалом для младшего. В своей простейшей форме кофигуративная культура не нуждается в поколении дедов. Для нее характерна нуклеарная семья, состоящая только из родителей и детей. Важную роль играет внесемейное, школьное (и «уличное») воспитание и обучение. Молодые люди знают, что их родители живут не так, как жили деды, и что их собственная жизнь будет непохожа на жизнь отцов и матерей. Нередко дети видят наилучших и наиболее авторитетных наставников не в родителях, а в сверстниках или в тех, кто чуть постарше их. В кофигуративном обществе создаются условия для образования молодежной субкультуры, культуры «тинейджеров» (подростков).

Почва для кофигурации возникает там, где наступает кризис постфигуративной системы. Такой кризис может быть следствием переселения в другую страну, где старшие оказываются чужаками, которым трудно вжиться в новую среду; завоевания или обращения в другую веру, когда старшие не могут освоить иные нравы и идеалы, овладеть новым языком; революции, приносящей новые стили поведения для молодежи; развития новых видов техники, неизвестных старшим. В подобных обстоятельствах поведение следующих поколений начинает отличаться от поведения предшествующих. В современном мире кофигуративный характер приобретает, например, культура семей иммигрантов, которым приходится быстро приспосабливаться к жизни в другой стране: дети, как правило, адаптируются в новой культурной среде быстрее родителей. Кофигуративная культура формируется при социально-политических, хозяйственных и технических преобразованиях в экономически отсталых странах. «В Индии, Пакистане или в новых государствах Африки дети также становятся экспертами по вопросам нового образа жизни, и родители теряют свое право на оценку и руководство их поведением». Подобное наблюдается и в нашей стране при переходе от социалистической системы к современной рыночной экономике.

Кофигуративная культура динамична, способна к быстрой перестройке своих норм и стандартов и соответствует потребностям общества, живущего в условиях социальных перемен и ускоренного научно-технического прогресса. В XX в. она заняла главенствующие позиции в индустриально развитых странах.

Однако темп развития современного общества, по мнению Мид, становится настолько высоким, что прошлый опыт оказывается подчас не только недостаточным, но и вредным, мешающим творческому подходу к новым, небывалым обстоятельствам. Учитывая это, Мид предвидит возможность появления префигуративной культуры.

Префигуративная культура – это культура еще более интенсивных и быстрых трансформаций, чем кофигуративная. Инновации в ней могут происходить в настолько бешеном темпе, что взрослое население просто не будет успевать усваивать их. «Дети стоят сегодня перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять так, как мы это пытаемся делать сегодня, осуществляя изменения в одном поколении с помощью кофигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, несущей в себе много постфигуративных элементов».

Если постфигуративная культура ориентирована на прошлое, а кофигуративная - на настоящее, то префигуративная - на будущее. Решающее значение в ней приобретет духовный потенциал молодого поколения, у которого образуется общность опыта, которого не было и не будет у старших.

Маргарет Мид называли «прижизненным классиком», внесшим выдающийся вклад в понимание человеческой культуры и проблем социализации.

К социализации в раннем детстве можно отнести то, как и когда происходит отлучение ребенка от груди - рано или поздно, постепенно или сразу. В некоторых культурах детей до позднего возраста кормят грудью, удлиняя период телесного контакта. В других культурах его отлучают рано, передают кормилице либо кормят искусственным молоком. Контроль за естественными отправлениями, в том числе плачем, закрывание гениталий, защита от воздействий окружающей среды (холода, сырости) составляют основу физического ухода за ребенком. Напротив, церемонии инициации, наречение имени, крещение, обучение языку, речевому этикету, телесные наказания, словесные инструктаж, проповеди, поучение и выговоры, предостережения, система вознаграждения (одобрение или осуждение соответствующего поведения) относятся к социокультурным процедурам социализации.

Способы социализации зависят от того, к какому полу относится агент первичной социализации - к женскому или мужскому. Отцы, дяди, дедушки, братья совсем иначе воспитывают детей, чем матери, тети, бабушки и сестры. Женщина чаще стремится приласкать ребенка, оградить от холода, действует поощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, чаще отстраняется от него, действует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская опека и уход за ребенком развивают в нем эмоциональную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отец культивирует силовые и военные игры, развивающие самостоятельность и собственную активность ребенка.

Первичная социализация закладывает основы идентификации с полом. Мальчики играют в военные игры, а девочки в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, девочек - мягкими, хозяйственными, заботливыми. Таков отработанный тысячелетиями нормальный путь социализации. Ненормальным он становится тогда, когда мальчиков обучают женским качествам, а девочек - мужским.

Как правило, мужчины предпочитают взаимодействовать с подросшим ребенком, в то время как роль женщины особенно сильна в младенчестве. Именно отец обучает ребенка важнейшим трудовым навыкам - умению столярничать, слесарным работам, навыкам охоты, земледелию и рыболовству. Обычно отцы не занимаются непосредственным уходом за новорожденным, активный контакт начинается, когда ребенку исполняется 1,5-2 года и больше.

Функции родительства

Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологически и пробуждаются с появлением первого ребенка. Действительно, у всех живых существ от птиц до млекопитающих родительская забота запрограммирована генетически. Однако для человеческих существ это справедливо наполовину. Родительство прежде всего социально приобретаемое отношение.

Взаимоотношения, складывающиеся между родителями (матерью и отцом) и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент, когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он наиболее доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.

В ходе многовекового развития человеческое общество создало вокруг и по поводу отношений родительства сложные системы ценностей, традиций, норм и правил поведения, механизмов социального контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших, лишение родительских прав).

У высших животных формируется особое явление материнство, которое у людей получает наивысшее развитие. Из инстинктивного оно становится сознательным. На базе материнства позднее возникает новый феномен отцовство. У него нет биологических корней. Это целиком социально приобретенное качество. Материнство и отцовство вместе создают еще одно явление родительство, которое по мере развития общества превращается в специальный социальный институт.

Появление техники ухода за детьми радикально повлияло на эволюцию обезьян. Забота и уход за потомством не в меньшей степени повлияли на процесс превращения обезьяны в человека, чем возникновение орудий труда и "приручение" огня. Вынашивание потомства самый ранний этап социализации, который предопределил дальнейший ход истории человеческого рода. В конечном итоге, уход за детьми, постепенно переросший в сложнейшую процедуру воспитания, необходим был взрослым даже в большей мере, чем самим детям. Он существенно повлиял на их интеллектуальное и социальное развитие.

У человека, по мере увеличения мозга, сокращалось количество инстинктов и их место занимали социально приобретенные навыки. Природное начало сужалось, социальное расширялось. Оно потребовало особого периода детства, когда родители обучали потомство азам выживания. Чем выше взбиралось человечество по эволюционной лестнице, тем большему количеству знаний приходилось обучать, тем большее время для этого требовалось.

В пределах человеческой истории на удлинение детства серьезно влиял переход от одного хозяйственного уклада к другому. Собирательство требует наименьшего времени обучения. Переход от потребления пищи к ее хранению увеличил сроки обучения. Переход от собирательства к охоте потребовал еще большего увеличения родительского вклада в обучение и защиту потомства. Теперь уже успех выживания напрямую зависел от успехов обучения.

Другой фактор удлинения детства возникновение семьи. Появление моногамии устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания хотя бы одного выводка вызвано было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потомство: добывать пищу, охранять территорию от врагов, передавать знания. Отсюда произрастает институт отцовства и начинается история социализации в полном смысле слова. Ее нижняя граница возникновение института отцовства и на его основе формирование института родительства.

Отсюда берет свое начало и общественное разделение труда, так как исторически первая его форма относится не к сфере производства, как мы привыкли думать, а к сфере воспитания потомства. Женщина обеспечивает вынашивание плода, выкармливание младенца грудью и психофизиологический уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний.

Подростковый период и юность представляют собой такой возраст, когда агенты первичной социализации начинают играть меньшую роль, за исключением группы сверстников, а вторичной социализации - большую. В зрелом возрасте агенты вторичной социализации выходят на первый план либо уравниваются по степени влияния с агентами вторичной социализации. Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народов мира дружная семья (фестиваль детской культуры)

Сценарии для детей старшей-подготовительной группы. Воспитывание любви к Родине, к Кубани....

Статья: «Теории детской игры».

Начало разработки теории детской игры обычно связывается с именами таких мыслителей 19 века как: Шиллер, Спенсер, Вундт. Согласно взглядов этих факторов, происхождения игры связаны с происхождением ис...

Статья: «Теории детской игры».

Начало разработки теории детской игры обычно связывается с именами таких мыслителей 19 века как: Шиллер, Спенсер, Вундт. Согласно взглядов этих факторов, происхождения игры связаны с происхождением ис...

Конспект развлечения - Фестиваль детской культуры "Народов Поволжья - дружная семья"

Развлечение - Фестиваль детской культуры "Народов Поволжья - дружная семья" проводиться с целью обобщить представления дошкольников о Поволжском национальном крае; воспитывать интерес к культуре своег...

Теория детской игры

Систематизация роли и значения игровой деятельности в дошкольном периоде....

Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей (Эрик Шоплер, Маргарет Ланзинд, Лезли Ватерс)

Рекомендации по использованию упражнений для развития аутичных детей С помощью этой книги мы хотим познакомить родителей, педагогов с опытом, собранным нами при разработке и практическом применен...

Основные теории детской игры.

В работе представлены основные теории и точки зрения на детскую игру величайшими философами и психологами.  Рассмотрим основные подходы к исследованию детской игры различными выдающимися дея...