Проект на тему: «Глубокое усвоение музыкальной теории через игру»
проект

Колотилина Ольга Валерьевна

         Вся жизнь ребенка связана с игрой. Включение игр в музыкальные занятия с дошкольниками способно придать процессу обучения увлекательную, интересную и занимательную  форму.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

J:\герб родничок сад.png

Проект на тему:

«Глубокое усвоение музыкальной теории через игру»

Выполнил: Музыкальный руководитель

 Колотилина О.В.

Г. Советский, 2021 год

         Вся жизнь ребенка связана с игрой. Включение игр в музыкальные занятия с дошкольниками способно придать процессу обучения увлекательную, интересную и занимательную  форму.

Актуальность.

      Великие педагоги, такие как Антон Семенович Макаренко, Надежда Константиновна Крупская, утверждали, что игра должна являться формой организации жизни и деятельности детей в детском саду так как игры выполняют различные функции: образовательную, организующую, воспитательную.

        «Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом».

          Игра – один из тех видов детской деятельности, которые использует педагог в целях воспитания и обучения дошкольников.  

        Под влиянием музыкальных игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно - развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера, чище и грамотнее становится речь.

        Разные виды музыкальных игр по-своему воздействуют на познавательно-речевое развитие дошкольников.

       Особое значение имеют музыкально - дидактические игры, помогающие развить ритмическую, тембровую стороны речи, выразительность, память, внимание. 

       Игры на развитие чувства ритма широко используются в коррекционной работе по устранению нарушений речи.

     В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития памяти, внимания, воображения.

     Игры-эксперименты дают детям возможность научиться видеть проблему, решать её.

      Все виды музыкальных игр способствуют уточнению знаний детей, расширению и активизации словарного запаса, усвоению значений слов как конкретного, так и обобщенного характера, умению использовать усвоенные слова в активной речи.

        А музыкальные игровые технологии К. Орфа позволяют решать проблемы развития речи дошкольников в комплексном подходе.

Таким образом, музыкальные игры имеют огромное значение в познавательно- речевом развитии детей дошкольного возраста.

Поэтому нужно учить детей играть.

Осознавая важность данной проблемы, я разработала и реализовала проект

     «Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Вид проекта:

Познавательно - игровой.

Тип проекта:

Долгосрочный

 Участниками проекта являются дети, педагоги, родители

1.Постановка задачи.

       Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.

 Музыкально-дидактические игры – важное как средство развития музыкальных способностей дошкольников. Я всегда использовала их в своей практике  и сочла нужным систематизировать их применения.

 Цель: 

  • Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством  музыкально - дидактических пособий и игр.  
  • Использование в играх всех видов музыкальной деятельности :  пение, слушание, музыцирования, движение под музыку и т.д.
  • Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.

Задачи:

  • Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
  • Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
  • Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
  • Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

Организация  работы проводится по трем направлениям:

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми.
  • Взаимодействие  с родителями.
  • Совместная работа педагогов ДОУ.

Результаты:

  • Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
  • Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их  в самостоятельной деятельности;
  • В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
  • Повышается  уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

2. Анализ методической литературы.

Я изучила и проанализировала следующую методическую литературу:

  • Ирина Бодраченко «Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет»
  • Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя.
  • Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников
  • Н. А.  Ветлугиной  «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки»;
  • Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр
  • Н. А. Метлов «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма;
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология

     Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.

Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это – осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.

А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы ребёнок подготовился ко  взрослой жизни.

Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.

Как  уже было сказано, игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.

В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры.

Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство.

Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасте. Кроме того, отдельное место в педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.

Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.

Игра также является прекрасным средством диагностики, как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Функции игры.

Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Методика организации дидактических игр.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  • определение кол-ва играющих(вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дид. материала для выбранной игры (игрушки ,разные предметы ,картинки и др.);
  • подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дид. материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры;
  • показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие;
  • определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дид. задачи, игровых правил;
  • подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

 

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

 Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Руководство дидактическими играми.

Успешное руководство дид-ми играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

  Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.п. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, педагогу необходимо постепенно переводить игру

  Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (4-6лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

  Педагог намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

   Следует учитывать, что в дидактической  игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова педагога  и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д.

  Руководя играми, педагог использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.

  Надо помнить, с одной стороны об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения.

  Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры, темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется.

    Заканчивая игру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: "Новая игра будет ещё интереснее". Педагог разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые- полезные и увлекательные.

Педагогическая ценность дидактических игр.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний

Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

3. ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ  В  ПРАКТИКУ.

На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр:

  • сюжетно-ролевые;
  • подвижные;
  • настольные.

Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.

Характерным для каждой дидактической      игры  является наличие в ней:

  • обучающей задачи;
  • содержания и правил;
  • игровых действий.

Я  использую следующие виды музыкально-дидактических игр:

  • для развития звуковысотного слуха;
  • на развитие чувства ритма;
  • на развитие тембрового слуха;
  • на развитие памяти и слуха;
  • на развитие детского творчества.

Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю:

  • в процессе пения;
  • в процессе слушания музыки;
  • в процессе ритмических движений;
  • в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

4. Результаты внедрения программы в практику.

  1. Для систематизации и соблюдения последовательности применения программы  были составлен  тематический и календарный планы. Составила картотеку дидактических игр.
  2. Изготовила МДИ различных видов.
  3. Провожу занятия, развлечения и использованием  МДИ.
  4.  Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал .
  5. Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал.
  6. Провожу диагностику, с помощью которой  сделала выводы о благоприятном влиянии игровых  технологий на процесс музыкального воспитания.

Литература.

  • Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя.;
  • Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников;
  • Н. А.  Ветлугиной  «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки»;
  • Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр;
  • Н. А. Метлов «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма;
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология.
  • И. Бодраченко «Музыкальные игры в д/с для детей 3-5 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей "Развиваем музыкальность дошкольников через игру"

Семинар - практикум для родителей "Развиваем музыкальность дошкольников через игру"...

Проект «Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами»

Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в дошкольное учреждение. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, в которой бы ребёнок чувство...

ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам....

«Развитие музыкально - сенсорного восприятия основных отношений музыкальных звуков через игру на детских музыкальных инструментах у детей 5-7 лет"»

Цель работы является создание условий для развития природной музыкальности и формирование творческого музыкального мышления дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах; знать ...

Проект "Развитие чувства ритма у воспитанников ДОО через игру"

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Без чувства ритма практически невозможна никака...

"Музыкальное развитие дошкольников через игру. Музыкальные игры с предметами на каждый день"

Презентация  для воспитателей  разных возрастных групп и педагогов....