«Агрессивность у дошкольников. Основные направления работы педагога с детьми»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Есть множество причин, почему дети ведут себя агрессивно. Агрессивное поведение ребенка чаще всего возникает в ответ на такие его чувства, как страх, печаль, разочарование, отчаяние и ревность. Они могут возникнуть как реакция на события или обстоятельства, которые приводят к низкой самооценке, состоянию изоляции или потере контроля. Некоторые дети не имеют возможности или не знают, как контролировать свои действия, в результате их чувства обостряются, и гнев проявляется в виде агрессивного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.2_agressiya.docx | 35.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Агрессивность у дошкольников. Основные направления работы педагога с детьми»
Причины и проявления.
Есть множество причин, почему дети ведут себя агрессивно. Агрессивное поведение ребенка чаще всего возникает в ответ на такие его чувства, как страх, печаль, разочарование, отчаяние и ревность. Они могут возникнуть как реакция на события или обстоятельства, которые приводят к низкой самооценке, состоянию изоляции или потере контроля. Некоторые дети не имеют возможности или не знают, как контролировать свои действия, в результате их чувства обостряются, и гнев проявляется в виде агрессивного поведения.
Агрессия у маленьких детей может проявляться в виде ударов руками, ногами, головой, плевков, укусов, бросания предметов, уничтожения или порчи вещей и игрушек.
В некоторых случаях взаимодействие между темпераментом ребенка и/или генетической предрасположенностью и воздействием окружающей обстановки (например, атмосфера в семье или стрессы) увеличивает вероятность использования ребенком агрессии в качестве основной стратегии выживания.
Возрастные особенности
У детей в возрасте до 3 лет агрессивное поведение чаще всего возникает по поводу игрушек. Дети могут кусаться, плеваться, толкаться, бить других, кидаться различными предметами, устраивать истерики. В этом возрасте они обучаются адекватным способам коммуникации с другими детьми: как предлагать играть, успокаиваться, переключаться. Попытка со стороны родителей воздействовать на ребенка силой может привести только к тому, что он будет действовать более агрессивно в следующий раз или это приведет к желанию нанести ответный удар. В этом возрасте ребенка лучше переключать, давать отдохнуть от деятельности, которая провоцирует агрессию.
С 3 до 5 лет у детей обычно физическая агрессия снижается, они начинают использовать слова, чтобы общаться со сверстниками, в то же время они еще достаточно эгоцентричны и чужую точку зрения еще с трудом могут принять. Для них все или плохое или хорошее, нет нюансов. Дети не способны обдумывать, планировать, им нужны четкие руководства, инструкции, как и что делать. В этом возрасте они не могут разобраться, что фантазия, а что реальность в фильме или телевизионном шоу. Они могут неправильно понять желание другого ребенка присоединиться к его играм и увидеть в этом враждебность, вторжение на их территорию. Соответственно, будут стремиться защититься и, скорее, с применением агрессии. Объяснения, что другой ребенок миролюбив, часто не воспринимаются.
В 6-10 лет дети уже обладают достаточным самоконтролем, чтобы не выражать обиду, неудовольствие или страх через агрессию по отношению к другим детям. Но в то же время они еще могут защищать свои интересы с помощью агрессии.
Мальчики обычно действуют открыто через физическую агрессию. Девочки склонны к косвенной, скрытой – без прямой конфронтации. Например, через вербальное нападение – насмешки, прозвища или, наоборот, через игнорирование, молчание. И мальчики, и девочки, склонные к агрессии, часто имеют низкую самооценку и скрытую депрессию.
В более старшем и подростковом возрасте агрессивное поведение может провоцироваться средой, в которой ребенок формируется (асоциальная среда, стрессовая, напряженная – недостаток любви, заботы, заброшенность ребенка). Это может приводить к стремлению нанести ответный удар, отомстить. При этом сверстники могут закреплять агрессивные проявления ребенка, поощрять их.
Почему так происходит, и что делать?
Часто дети могут действовать агрессивно просто потому, что чувствуют себя расстроенными или беспомощными и не могут выразить это словами. Дети не обладают столь развитыми коммуникативными навыками, бытовыми психологическими знаниями, понятиями, как взрослые. Однако они понимают больше, чем могут сказать. Поэтому важно поощрять ребенка, когда он пытается выразить свои чувства. Здесь бывают очень полезны ролевые игры, вам подойдут игрушки, куклы, различные герои, которые популярны сейчас у ребенка. Вы можете вместе с малышом разыграть противостояние, конфликт, противоречие интересов. Создайте провокацию, во время которой можно на примере игрушек продемонстрировать ребенку, как можно разрешать конфликты, не проявляя агрессию, физическую силу, без унижений и обид: находя общие интересы, компромиссы с помощью переговоров.
Если в семье ребенок не получает необходимых знаний о приемлемом и неприемлемом поведении со сверстниками, например, если он часто дерется с братом/сестрой, и его никто не учит справляться с конфликтами, ему сложно понять, когда он ведет себя агрессивно.
Бранные, злобные слова, и, конечно, физическая агрессия со стороны родителей передают детям образцы агрессивного поведения.
Фильмы, онлайн-игры тоже моделируют поведение ребенка и допустимый уровень агрессии. Телевизионные передачи, шоу бывают достаточно жестокими, и если дети видят это, они просто не понимают разницы между игрой и реальностью, тем более, что часто насилие может выглядеть очень естественно. Если у ребенка есть проблемы с агрессивным поведением, вам обязательно надо ограничить или исключить просмотр ТВ и агрессивных фильмов.
Если ребенок не чувствует себя в безопасности, он может сигнализировать о помощи, становясь агрессивным.
Иногда у детей могут быть вспышки агрессии из-за событий в семье, например, при разводе родителей. Кроме того, у детей есть потребность в контроле. Иногда ребенок может действовать агрессивно, чтобы получить реакцию или восстановить контроль над ситуацией, над другим ребенком. Это нормально для детей 2-6 лет. Маленькие дети еще не умеют регулировать свои реакции, чувства не отделяются от поведения.
Если не управлять агрессивностью ребенка, он не узнает, где находится граница дозволенного, и будет продолжать провоцировать и проявлять себя подобным образом, не понимая, когда он может остановиться. Если не принимать мер, ребенок остается в замешательстве, не зная, ни когда он должен остановиться, ни какие могут быть последствия. Важно указывать детям на последствия своего поведения – это помогает им чувствовать себя эмоционально в безопасности.
Учимся корректировать агрессивное поведение
Методики психологического исследования.
При выборе методик психологического исследования, я опиралась на основной психодиагностический инструментарий, используемый для выявления особенностей проявления тревожности и агрессии у детей дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет провести количественный и качественный анализ полученных результатов. В результате анализа мною были выделены параметрические методики необходимые для оценки уровня тревожности и уровня агрессии детей, их микросоциального окружения.
Пакет исследовательских методик:
1.Первичная беседа.
2. Методика «Цветовой тест отношений».
3. Методика «Выбери нужное лицо» (Р.Теммла, В. Амена).
4. Методика «Рисунок семьи».
5. Методика « Несуществующее животное».
6. Методика «Кактус»
1. Первичная беседа проводится с родителями с целью сбора анамнестических данных для дальнейшей диагностической работы с конкретным ребенком, а также последующего анализа полученных в процессе психодиагностики данных.
2. Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) направлены на изучение характера эмоциональных отношений и базируется на предположении, что существенные компоненты невербальных отношений к самому себе и значимому окружению отражаются в цветовых ассоциациях. Порядок проведения напоминает игру, в которой перед ребенком на белом фоне в случайном порядке раскладывают набор цветных карточек из теста Люшера и ребенку предлагается выбрать цвет который больше всего подходит, чтобы обозначить - маму, папу, себя и т.д. Далее цвета ранжируются ребенком в порядке предпочтения, начиная с самого приятного и заканчивая самым некрасивым. Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, тем с более предпочитаемым цветом люди ассоциируются у ребенка и наоборот.
3. Методика «Выбери нужное лицо» (В. Амена) позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. На основе полученных данных проводится количественный и качественный анализ. В ходе количественного анализа вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.
Высокий уровень тревожности – ИТ больше 50%.
Средний уровень тревожности – ИТ от 20% до 50%.
Низкий уровень тревожности – ИТ до 20%.
4. Тест « Рисунок семьи»
Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Необходимо на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Инструкция: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «Что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию.
При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длиться 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают пределами 15-30 минут.
5.Тест «Несуществующее животное»
Метод построен на теории психомоторной связи.
Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики, рисующей доминантной, правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М.Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально – «Всякая мысль заканчивается движением»).
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем».
6. Графическая методика «Кактус».
Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет, тест используется для исследования эмоционально- личностной сферы ребёнка дошкольника и младшего школьника. При проведении диагностики испытуемому выдаётся лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов. В этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция: на листе бумаги нарисуй кактус- таким, каким ты себе его представляешь. Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам.
Диагностика агрессивности:
Критерии выявления агрессивного ребенка:
С данной таблицей могут работать педагоги, родители (используется на предварительном этапе диагностики), а также психолог в плане наблюдения.
Работа с картой-таблицей: Отметьте в одной из граф («часто», редко») напротив каждого утверждения в соответствии с личностными особенностями наблюдаемого ребенка:
№ | Особенности поведения ребенка | Как проявляются | |
Часто | редко | ||
1. | Спорит, ругается со взрослыми | ||
2. | Теряет контроль над собой | ||
3. | Винит других в своих ошибках | ||
4. | Завистлив, мстителен | ||
5. | Сердится и отказывается что-либо делать | ||
6. | Специально раздражает людей | ||
7. | Отказывается подчиняться правилам | ||
8. | Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их |
Анализ результатов: Подсчитывается общее количество ответов «часто».
Если от 4 до 8 критериев часто проявляются у ребенка не менее чем в течение 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.
Анкета «Признаки агрессивности»
(может быть использована психологом в работе с педагогами. родителями на этапе предварительной диагностики)
Работа с анкетой: На каждое утверждение-показатель поведения необходимо ответить «да» или «нет», сделав отметку в соответствующей графе анкеты-таблицы.
№ | Особенности поведения исследуемого ребенка | Проявление особенностей | |
Да | Нет | ||
1 | «Злой дух» временами вселяется в него | ||
2 | Он не может промолчать, когда чем-то недоволен | ||
3 | Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же | ||
4 | Иногда ему без всякой причины хочется выругаться | ||
5 | Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки | ||
6 | Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение | ||
7 | Он не прочь подразнить животных | ||
8 | Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним | ||
9 | Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих | ||
10 | В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот | ||
11 | Часто не по возрасту ворчлив | ||
12 | Воспринимает себя как самостоятельного и решительного | ||
13 | Любит быть первым, командовать, подчинять себе других | ||
14 | Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых | ||
15 | Легко ссорится, вступает в драку | ||
16 | Старается общаться с младшими и более слабыми | ||
17 | У него нередки периоды мрачной раздражительности | ||
18 | Не считается со сверстниками, не уступает, не делится | ||
19 | Уверен, что любое задание выполнит лучше других |
Ответ «да» на каждое утверждение оценивается в 1 балл.
Подсчитывается общее количество утверждений «да», относящихся к конкретному ребенку.
15 – 20 баллов – высокая агрессивность
7 – 14 – средняя
1 – 6 – низкая
Диагностическая работа психолога:
- Методика «Кактус»
(автор – М.А.Панфилова)
Назначение методики: диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности
Применение методики: с детьми старше 3-х лет (младший, средний и старший дошкольный возраст).
Материал: листы бумаги формата А4, простой карандаш; возможен вариант с использованием цветных карандашей (8 цветов по тесту Люшера), в таком случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Проведение исследования:
Ребенку дается инструкция – «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные пояснения не допускаются.
Обработка результатов:
Во внимание принимается: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша.
Учитываются показатели, специфичные для данной методики:
- характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный);
- характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Личностные особенности | Отражение в рисунке |
Агрессия | Наличие иголок; сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки - высокий уровень агрессивности |
Импульсивность | Отрывистость линий, сильный нажим |
Эгоцентризм, стремление к лидерству | Крупный рисунок в центре листа |
Демонстративность, открытость | Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм |
Неуверенность в себе. Зависимость | Маленький рисунок. Расположение внизу листа |
Скрытность, осторожность | Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса |
Оптимизм | Использование ярких цветов, «радостные» кактусы |
Тревожность | Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями |
Женственность | Наличие украшений, цветов. мягких линий и форм |
Экстравертированность | Наличие на рисунке других кактусов, цветов |
Интровертированность | На рисунке изображен один кактус |
Стремление к домашней защите | Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения |
Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества | Дикорастущие, «пустынные» кактусы». |
Беседа с ребенком после завершения рисунка:
Варианты вопросов:
- кактус домашний или дикий?
- он сильно колется? Его можно потрогать?
- кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
- кактус растет один или с каким-то растением по-соседству? Если растет с соседом, то что это за растение?
- когда кактус подрастет, то как он изменится?
См. по: 1. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: 2001, с. 54 - 59
2. Панфилова М.А. Графическая методика «Кактус» //Обруч, № 5, 2002, с. 12-13
Приложение 1.
Рекомендации родителям агрессивного ребенка
- Наказывайте ребенка только в крайних случаях: наказание может вызвать либо гнев ребенка, либо его постоянное подавление; если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения;
- Учитесь сами владеть собой и показывайте ребенку варианты приемлемого выражения гнева;
- Чаще разговаривайте с ребенком об особенностях его собственных агрессивных состояний;
- Учите агрессивного ребенка говорить словами о том. что ему нравится и не нравится;
- Стимулируйте положительные эмоции ребенка с целью переключения с агрессивной реакции на иное состояние;
- Избегайте негативной оценки ребенка (вариантов «злой», «забияка», «драчун»);
- Говорите о своих чувствах после агрессивной реакции ребенка, давая информацию в форме «Я-сообщений»;
- Предоставляйте ребенку возможность нести ответственность за свои агрессивные реакции;
- Создавайте игровые ситуации, когда ребенок может отреагировать негативные чувства, играйте вместе с ним;
- Игнорирование агрессивных реакций, а также часты наказания закрепляют у ребенка варианты агрессивного поведения;
- Давайте ребенку чувство уверенности в вашей безусловной любви и принятии.
- Признать его чувства, а также не утаивать свои. Делая это, вы научите ребёнка рассказывать, о чём он переживает, в чём нуждается.
- Научить выражать агрессию приемлемыми способами (см. игры).
- Завести правила поведения в семье и требовать их соблюдать.
- Попросить всех членов семьи воспитывать ребёнка в соответствии с единой тактикой.
- Любить ребёнка, помогая ему стать хорошим.
- Демонстрировать собственный положительный пример.
- Предложить ребёнку альтернативные способы выхода энергии (спорт, активные игры).
- Не перегружать ребёнка занятиями.
Приложение 2.
Рекомендации воспитателям:
- Включайте ребенка с агрессивным поведением в продуктивную деятельность чаще, чем других детей;
- Не оставляйте агрессивные реакции ребенка без внимания: давайте понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к ним. Говорите о своем отношении к поведению ребенка;
- Говоря о поведении ребенка, отмечайте конкретный поступок, не оценивайте негативно личность ребенка в целом;
- Избегайте отрицательных оценок («плохой», «агрессивный», «злой» и т.п.);
- Дайте возможность ребенку чаще проявлять заботу о других детях, о младших;
- После проявления ребенком агрессивной реакции выразите свое отношение к нему и переключите ребенка на другую деятельность;
- Не жалуйтесь на ребенка родителям;
- Не ругайте ребенка в присутствии других детей;
- Отмечайте позитивное поведение ребенка в течение дня, его успех на занятиях, в играх;
- В игровой деятельности помогайте ребенку создавать сюжеты и брать на себя роли. в которых ребенок может отреагировать свои эмоции, взять на себя роль сильного и доброго персонажа, который защищает других детей;
- Количество замечаний ребенку сведите к минимуму.
Использованная литература:
- Корепанова М.В. Особенности становления образа «Я» ребенка // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика – Волгоград: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2009. Т.9 №4
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года, № 1155.
- Амосова В.В. Развитие общения у дошкольников. Пособие для воспитателей д/садов и родителей. - Якутск: Бичик, 1995.
- Арон И.С. Основные факторы формирования личности дошкольника в особой социальной ситуацией развития / И.С. Арон // Психолог в детском саду. - 2000. - 1.
- Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ» - М.: Айрис-пресс, 2004.
- Ермолинская М.М. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. - Мн.: Лексис, 2004.
- Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада // Т.А. Репина - М., 1978.
- Чечет В.В., Коростелева Т.М. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка. - М.: Университетское, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления работы с одаренными детьми
Основные направления работы с одаренными детьми на современном этапе....
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Основные направления работы педагогов ДОУ с родителями детей-билингвов (презентация)
Презентация содержит основную информацию об особенностях психологического и языкового развития детей-билигвов, преимуществах и трудностях билингвизма, возможных направлениях мнформационно-методи...
Основные направления работы педагога-психолога дошкольных групп
В презентации показаны основные направления работы педагога-психолога дошкольных групп....
Основные направления работы педагога-психолога. Из опыта работы
В данной презентации представлены виды деятельности педагога-психолога ППМС-центра...
"Основные направления работы педагога по формированию звуковой культуры речи "
Развитие речи - основа успешного школьного обучения детей языку.Сензетивным периодом для полноценного развития речи является дошкольный возраст. Учить ребёнка правильной речи и начинать преодолевать е...
Статья "Основные направления работы педагога-психолога в дошкольном учреждении с часто длительно болеющими детьми "
Статья "Основные направления работы с часто длительно болеющими детьми"...