Выступление «Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр в младшем возрасте».
методическая разработка (младшая группа)
«Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр в младшем возрасте».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oborudovanie_dlya_igr.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы: «Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр в младшем возрасте».
Доклад на педагогическом совете
Воспитателя Шешуновой О.В.
Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр
Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет):
В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям.
Задачи воспитателя:
в совместной с детьми игре учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;
развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;
развивать умение выполнять действия в соответствии с ролями;
развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.
Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны (см. приложение 2)
Вторая младшая группа:
Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков. Задачи воспитателя:
способствовать возникновению игр на темы наблюдений из
окружающей жизни, литературных произведений;
в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками;
в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку;
поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;
учить детей использовать в играх строительный материал.
Исходя из этих задач во второй младшей группе еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются (см. приложение 3 )
Средняя группа:
Задачи воспитателя:
в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей,
совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;
учить детей готовить обстановку для игры — подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место;
развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов;
развивать умение использовать предметы-заместители.
В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница».
Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей.
Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др. (см. приложение 4)
Приложение 2
Обоорудование для группы раннего развития (2-3 года)
Спальня
- кроватки разных размеров (до 5 штук)
- для кроватки — постельные принадлежности (одеяло, простыня, наволочка, пододеяльник, матрац, подушка - до 5 наборов)
- коляски (до 5 штук)
- куклы-младенцы в конвертах (до 4 штук)
- шкаф для одежды, в котором хранятся запасные комплекты постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол-мальчиков и кукол-девочек, наборы зимней и летней одежды для кукол
Столовая
- стол (до 2 штук)
- стулья (до 8 штук)
- кресла и диванчик
- наборы чайной и столовой посуды
- телефон со звонком
- Существует несколько классификаций игр по сюжетам. Достаточно подробно, они описаны в работах Д. Б. Эльконина. Условно все сюжеты делятся на бытовые (игры в семью, парикмахерскую и т. д.), производственные (игры строительные, сельскохозяйственные и д. р., т. е. игры, отражающие профессиональный труд людей), общественно-политические (игры в войну, школу и т. д.).
Ванная
- ванночка для купания кукол
- тазик для стирки
- веревка для белья и прищепки
Магазин продуктов
- маленькие баночки, упаковки от готовых продуктов (йогуртов, творожков, соков и т.п.) — чисто промытые, из пластика или картона
- игровые наборы пластмассовых игрушек — овощей или фруктов (восковые муляжи лучше не использовать)
- таблички, на которых нарисованы наборы продуктов для приготовления различных блюд - супов, компотов, каш, мясных блюд
- возможно, кассовый аппарат
- сумочки, корзиночки разные
«Парикмахерская»
- зеркало
- расчески и щетки, вырезанные из мягкого пластика или линолеума
Рядом с парикмахерской обычно располагается «Уголок ряжения»
Готовые игровые зоны необходимы для того, чтобы побуждать детей к игре, подталкивать их к совершению различных игровых действий. Эти игры будут еще однообразными, дети будут вновь и вновь возвращаться к привычному сюжету.
Воспитатель показывает детям, как использовать в игре предметы-заместители: кубик — хлеб, маленький кирпичик — кусочек мыла, палочка-градусник. Поэтому нам необходим специальный короб (лоток, коробочка, небольшой ящик) с предметами-заместителями.
Зона конструирования
- большой конструктор-строитель деревянный
- настольные строительные наборы из дерена
- крупные пластмассовые конструкторы (типа «Элтик»)
- небольшие игрушки для обыгрывания построек
Транспортные игрушки и двигатели
- автомобили грузовые (не менее 4 шт.)
- автомобили легковые (не менее 4 шт.)
- автобусы
- паровозы (электровозы) с вагончиками;
- лодочки
- самолеты
- крупные игрушки-двигатели
Игрушки-животные: наборы диких и домашних животных
Приложение 3
Оборудование для второй младшей группы
Для игры «Семья»
Куклы: куклы девочки и мальчики, куклы-младенцы и конвертах, наборы кукольной одежды для разных сезонов. Кукольная одежда может помешаться уже не в отдельном шкафу, а в пластиковых или картонных лотках, поставленных на стеллажи. Каждый такой лоток имеет свое условное обозначение: например, на коробку с постельным бельем можно поместить изображение кроватки; на коробку с зимней одеждой - изображение зимней шубы или шапки и снежинку и т.п.
Оборудование для игр с куклами
- постельные принадлежности (до 5 комплектов)
- мебель для кукол (столы, стулья, кровати разных размеров)
- коляски, санки и качели для кукол
- стиральные наборы
- утюги
- телефон со звонком
- наборы кукольной посуды — кухонной, столовой и чайной;
посуду тоже не обязательно помешать в отдельный шкаф или
красиво расставлять на полках, заведите для нее отдельные
красивые коробки
Зона для игры в «Магазин»
- прилавок или витрина
- несколько различных наборов продуктов, которые могут храниться на полочках под прилавком; молочные продукты,
овощи и фрукты из пластика или дерева небольшого размера, бакалейные или гастрономические товары - кассовый аппарат
- сумочки разные
Зона для игры в «Больницу»: здесь содержатся игрушечные атрибуты из пластика — банки, стетоскоп, шпатели, градусники. Во второй младшей группе не должно быть баночек или коробок от таблеток.
«Парикмахерская»: зеркало, различные флаконы из пластика или небьющегося стекла небольшого размера от духов и шампуней, расчески, щетки из пластика, игрушечные фены.
Игрушки-животные: наборы диких и домашних животных
разного размера, сделанные из разных материалов.
Транспортные игрушки: автомобили легковые и грузовые, автобусы, электровозы (паровозы) с вагонами, лодочки и катера разных размеров, самолеты, вертолеты.
Игровые строительные наборы,предметы-заместители.
Приложение 4
Оборудование для средней группы
Куклы и все атрибуты для игры в кукол
- наборы одежды и обуви
- мебель для кукол - столы и стулья, диван, кресла, шкафы для одежды, кроватки
- коляски, сапки и качели для кукол
Посуда кухонная, столовая и чайная. Различные кухонные приборы и приспособления, например игрушечная мясорубка, кухонный комбайн, тостер и др.
- Игровая зона «Магазин»
- Прилавок
- «Продуктовый магазин»: в корзинках или на лотках — раз личные имитаторы продуктов (пластиковые, деревянные на боры овощей и фруктов, гастрономических продуктов, бакалеи; вылепленные из соленого теста и раскрашенные хлебобулочные и кондитерские изделия, колбасы и др.) Необходимо обратить внимание па размеры атрибутов — они должны быть небольшими. Можно сделать несколько магазинов — «Булочная», «Кондитерский», «Овощи-фрукты», «Молочные продукты», «Мясо» и т.д. Это также могут быть отделы одного большого супермаркета.
- «Магазин одежды и обуви»: различные кукольные одежки, которые можно достать из шкафа для кукольной одежды и разложить на прилавке.
- «Магазин игрушек»
Игровая зона «Парикмахерская»: самодельные альбомы с образцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щипцы для завивки; небольшие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней (оформленные в виде фруктов, овощей, забавных фигурок людей) и др.
Игровая зона «Ателье»: «рулоны» ткани, выкройки одежды,
самодельные журналы мод. Здесь же может стоять небольшая коробка с лоскутами тканей, которые дети могут использовать для создания различных атрибутов. Например, из кубика делается стол для кукол, он накрывается лоскутком — скатертью.
Игровая зона «Больница» или «Аптека»: обратите внимание
на то, что ни в коем случае в атрибутах не должно быть баночек или коробочек от лекарственных форм, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Все этикетки смываются, надписи заклеиваются, пузырьки (только пластиковые) и коробки обклеиваются яркой бумагой. В качестве упаковок таблеток используйте картон, на котором нарисованы (или наклеены) поролоновые кружочки, имитирующие таблетки. Игровая зона «Транспорт»; грузовые и легковые автомобили; автомобили специального назначения; автобусы; лодочки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты. Можно вырезать рули из картона или фанеры и сделать таблички с
изображением разных видов транспорта.
Игрушки-животные: наборы домашних животных и диких
животных средней полосы России, сделанные из разных материалов и разного размера.
Зона конструирования: большой напольный конструктор-
строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы; мелкие игрушки для обыгрывания построек.
Игрушки для мальчиков: роботы, трансформеры, солдатики.
Важно, чтобы у детей был бросовый материал, из которого они самостоятельно могли бы создавать атрибуты для сюжетных игр. Он хранится в отдельной коробке (лотке, сундучке).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектная деятельность по формированию навыков сюжетно-ролевой игры" в группе младшего возраста
Цель проекта: Обучение детей младшего возраста элементам сюжетно- ролевых игр.Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, прачки...
"Проектная деятельность по формированию навыков сюжетно-ролевой игры" в группе младшего возраста
учить детей играть в сюжетно -ролевые иргы...Больница, Прачечная .Магазин....
Выступление на семинаре для педагогов "Использование маркеров игрового пространства в развитии сюжетно- ролевой игры детей среднего дошкольного возраста"
Воспитатель делится опытом с педагогами о том, какие маркеры применяет в работе с детьми среднего возраста, как они помогают в развитии игровой деятельности детей....
Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр
В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям.Задачи воспитателя:1.в совместной с детьми игре учить детей действовать с ...
Сообщение из опыта работы «Оборудование для развития сюжетно – ролевых игр детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Оборудование для развития сюжетно – ролевых игр детей старшего дошкольного возраста»...
Отчет на педсовете. Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с профессией «Шофер»
Закрепить ранее полученные знания о труде шофера, знакомить с различными видами транспорта; обогащать словарь, развивать речь; способствовать развитию умения играть по собственному замыслу, стимулиров...
Презентация на тему: "Роль педагога в развитии сюжетно-ролевой игры для детей младшего дошкольного возраста"
Презентация по обмену опытом для педагогов и родителей.Сюжетно ролевая игра – привлекательная для ребенка деятельность, в которой формируется и совершенствуется самоуправление поведением....