Проект по духовно-нравственному воспитанию ,,Дорогою добра ".
проект (подготовительная группа)
Проект направлен на решение задач по духовно-нравственному развитию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 42.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание.
На наш взгляд, духовно-нравственное направление должно было стать важнейшей частью целостного образовательно-воспитательного процесса в МКДОУ №1.
Основываясь на этом, были разработаны цель и задачи работы в МКДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей.
Были разработаны занятия, анкеты, игры, развлечения по данной теме. В целях сохранения непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания, в семье и детском саду педагогами МКДОУ регулярно проводились совместные мероприятия с родителями:
— тематические встречи
— встречи со священнослужителями;
— развлечение: «Троица» (старший дошкольный возраст»).
Родители активно принимали участие в выставках «Рождество Христово», «Пасхальный благовест».
Результатами проведенной работы стала активизация процесса духовно-нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников и общественными организациями. В это время были проведены разнообразные мероприятия по приобщению наших воспитанников к культурно-историческому наследию страны и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников старшего возраста. Повысился духовно-нравственный потенциал и профессиональная компетентность педагогов в вопросах православного воспитания дошкольников.
Возрос уровень знаний, относящихся к сфере духовного самосознания (понимание нравственных образцов, духовных значений и смыслов, проявление высших религиозных чувств). Повысился интерес родителей к духовной жизни. Родители стали активнее включаться в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей. Выросло число воцерковлённых семей. Дети стараются быть отзывчивыми, применяют свои знания о нравственных нормах в жизни, доносят их до родителей.
Тип проекта: по количеству участников — групповой.
По содержанию: интегрированный.
По продолжительности: краткосрочный с 1 марта по 1 мая 2016 года.
По доминирующему виду: ознакомительно-ориентировочный.
Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
\
Формулирование проекта:
1. Проблема — Патриотизм в современных условиях — это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны — сохранение культурной самобытности каждого народа, синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности. В данный момент Российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Наше государство лишилось официальной идеологии, вследствие этого общество потеряло нравственные и духовные идеалы. Каждый народ имеет свою историю и традиции, а в данный момент разрушается историческая память. Это ведет за собой разрушение личности человека, потому он лишен возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушие, патриотизме.
Основа духовно-нравственного воспитания закладывается в семье и продолжается в детском образовательном учреждении. Это — ценности любви, доброты, тепла семьи, честности и порядочности друзей, надежности, прочности общего дома — Родины. Все эти ценности жизни являются общими для всех людей. Человек, воспитанный в традициях религиозной культуры, назовет, кроме них и, прежде всего, ценности веры, надежды и любви к Богу. Именно современные дети-акселераты при всей их внешне иногда агрессивной форме поведения в поисках точки опоры, как показывает практика, внутренне тянутся к тем вечным ценностям, которыми они были «вскормлены» в годы раннего детства. Для маленьких детей доброта всегда остается самым ценным качеством взрослого человека. Кто самый добрый человек? Мама. Религиозная культура расширяет дружеский круг: добрый человек — святой человек: вот великий русский святой преподобный батюшка Серафим Саровский всех людей добрыми словами утешал, «радостями» своими называл. И душа человека, ребенка в особенности интуитивно ощущает доброту и тянется к ней как живому питающему источнику. Но религиозная культура говорит о том, что абсолютно все совершенны. Источником Добра (доброты) является Господь. Поэтому и душа человека, созданного по образу Божьему (об этом рассказывает великий источник духовной культуры — Библия), тянется к своему Первообразу. И если воспитание в самом прямом смысле понимается как «воспоить, воскормить», то задача духовно-нравственного образования заключается в том, чтобы «воспоить и воскормить» современных детей «водой живой, текущей в жизнь вечную» — познакомить с христианскими ценностями любви и доброты, текущими из вечного Источника, развить на этой основе чувства милосердия, сострадания, стыдливости, ответственности, научить доброделанию.
2. Цель проекта:
В настоящее время как на региональном, так и на федеральном уровне актуализируются задачи духовно-нравственного воспитания, которые находят развитие в постановке цели духовно-нравственного образования в государственных нормативных документах .
Дошкольный возраст важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Поэтому духовно — нравственное воспитание является важной необходимостью в настоящее время для России. На наш взгляд, данное направление должно стать важнейшей частью целостного образовательно-воспитательного процесса в МКДОУ №1.
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в МКДОУ:
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия по средствам коммуникативной деятельности и активной речевой практики детей.
Задачи:
Познавательные:
1. Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, состраданию и адекватному проявлению этих чувств.
2. Формировать впечатления об исторической, культурной традиции народа через театр, игру, сказку.
3. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
4. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь.
5. Познакомить детей с традиционной кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины).
6. Дать понятие о храме , как о доме Божьем, о месте особого присутствия Бога. Познакомить с правилами поведения в храме.
7. Расширение представлений о родном городе, достопримечательностях.
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию любви к Богу, чувства благоговения перед святыней.
2. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа.
3. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.
4. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.
Основные направления:
Познавательное направление работы способствует более глубокому расширению духовно-нравственных качеств личности ребенка, содействует обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия. Оно включает следующие формы:
— непосредственно-образовательную деятельность;
— дидактические игры;
— беседы;
— экскурсии;
— развлечения;
Познавательное направление работы ставит целью знакомство детей с основами православной культуры русского народа через формирование лексико-грамматического строя и связной речи детей.
Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектно — исследовательской деятельности, экскурсий, просмотр иллюстраций, бесед, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов, прослушивание музыкальных произведений.
Участники проекта:
— Воспитанники старшей группы.
— Учитель-логопед МКДОУ №1, педагог дополнительного образования.
— Родители.
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:
Учитель – логопед
— анкетирование родителей, беседы с детьми, экскурсии, игры, участие в духовно- нравственных мероприятиях;
— фронтальные, подгрупповые занятия;
— индивидуальная работа.
Роль родителей в реализации проекта:
— Беседы со своим ребенком об основах духовности народа и традиция уклада жизни, а также об особенностях подготовки и проведения праздничных дней. Дать понятие о храме, как о доме Божьем, о месте особого присутствия Бога. Познакомить с правилами поведения в храме.
— участие родителей в православных праздниках;
— участие в тематических выставках;
-организация выставки фотографий.
Структура проекта:
Подготовительный этап:
— изучить педагогическую литературу по данному направлению;
— изучить отношение родителей к предполагаемой проблеме в рамках проекта;
— разработать основные методические материалы и изготовление пособий;
Основной этап:
— тематические беседы
— экскурсии
— интегрированные занятия
Результативность работы.
— Повысился духовно-нравственный потенциал и профессиональная компетентность педагогов в вопросах православного воспитания дошкольников.
— возрос уровень знаний, относящихся к сфере духовного самосознания (понимание нравственных образцов, духовных значений и смыслов, проявление высших религиозных чувств);
— Возрос интерес родителей к духовной жизни.
— Родители стали активнее включаться в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей .
— Выросло число семей , посещающих храм .
— Дети стараются быть отзывчивыми, применяют свои знания о нравственных нормах в жизни, доносят их до родителей.
Приложение .
- Анкета для родителей .
- Конспекты фронтальных интегрированных занятий .
- Конспект летнего развлечения «Троица».
Приложение 1
Анкета по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста для родителей и педагогов
1. Считаете ли вы свою семью православной? __________________________
2. С какого возраста, по вашему мнению, должно начинаться духовно-нравственное воспитание? ___________
3. Крестили ли Вы ребёнка в Церкви? _________________________________
4. Посещаете ли Вы православный Храм? ______________________________
5. Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников: Рождество, Пасха, Масленица и др.? (необходимое подчеркните).
а) да, это традиция нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это становится традицией нашей семьи
в) мы не празднуем эти праздников
г) другой ответ
6. Ваше отношение к посещению ребенком православного Храма с воспитателями? ____________________________________________________
7. Знаете ли Вы историю, традиции своего города? _____________________
8. Какие цели должны быть реализованы в МКДОУ по духовно-нравственному воспитанию (необходимое подчеркнуть):
а) Знакомство с национальными обрядовыми праздниками
б) Знание народных обычаев и примет
в) Приобретение практического духовного опыта
г) Формирование нравственных чувств
9. Читаете ли Вы ребёнку русские народные сказки, пословицы, поговорки? ________________________________________________________________
10. Воспитываете ли Вы у детей нравственные чувства? _________________
11. Что вы предпримете, если ребенок совершит:
— плохой поступок? _______________________
— хороший поступок? _______________________________________________
12. Часто ли Ваш ребёнок смотрит телевизор? __________________________
13. Играет ли Ваш ребёнок в компьютерные игры? ______________________
14. Хотели бы Вы, чтобы в ДОУ была организована работа по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях? __________________
15. Ваши пожелания и предложения по организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
Приложение №2
Интегрированное занятие в подготовительной группе
Тема: «Храм Преображения Господня - святыня Острогожска»
Образовательные задачи:
Дать понятие о храме, как о доме Божьем, о месте особого присутствия Бога. Познакомить с правилами поведения в храме.
Способствовать воспитанию любви к Богу, чувства благоговения перед святыней.
Расширение представлений о родном городе, достопримечательностях. Активизация и расширение словаря по теме.
Совершенствование грамматического строя речи: согласование всех членов предложения;
Совершенствование навыка распространения предложения однородными членами. Установление причинно — следственных связей в предложении.
Развивающие задачи: развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координация речи с движением.
Воспитательные задачи: знакомство с Храмом Преображения Господня историко-архитектурной жемчужиной и знаковым символом Острогожского района формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви к родному краю. Познакомить с христианскими ценностями любви и доброты, текущими из вечного Источника, развить на этой основе чувства милосердия, сострадания, стыдливости, ответственности, научить добродетели.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Развитие речи».
Оборудование: презентация « Моя Родина Воронежский край», магнитная доска, изображение Храма Преображения Господня, магнитофон, запись церковных колокольных звонов, церковные предметы.
Предварительная работа: экскурсия в Храм Преображения Господня, экскурсия в музей, рассматривание и изучение русских костюмов, рассматривание русских народны ремесел.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционально-положительного фона (по стихотворению Т. Сикачёвой)
Воспитатель: Я здороваюсь везде -
Дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю
Я соседской… (улице)
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце)
Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо)
Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок»)
Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок»)
Здравствуй, Утро! (Жест вправо)
Здравствуй, День! (Жест влево)
Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, какое архитектурное строение является символом города Острогожска.
Воспитатель: Правильно. Это Храм Преображения Господня. Храм - это дом Божий.
Игра «Какой храм». Воспитатель: Составьте мне по одному предложению, чтобы в нем вы использовали не менее трех слов — признаков. То есть вам надо сказать какой храм? Например: Храм Преображения Господня белый, роскошный, православный, благочестивый. (Ответы детей)
Игра «Установи причину».
Воспитатель: Я начинаю предложение , а вы заканчиваете его.
- Храм Преображения Господня - это достопримечательность нашего города, потому что ……( моё самое любимое место)
- Храм Преображения Господня - это место особенное, потому что….(в нем совершается богослужение.)
-Я люблю слушать в Храме Преображения Господня песнопения, потому что…( пение это служение богу)
-Когда я смотрю в Храме Преображения Господня на икону Николая Угодника, то мне кажется, что… (от неё исходят теплые лучи).
-Глядя на икону Николая Угодника, мне хочется… (помолиться о здоровье моих родных и близких, о том, чтобы Николай Угодник помог всем-всем, кто просит помощи)
-Для чего каждый человек должен найти свою дорогу к Храму, для того чтобы…. (жить по Божеским заповедям, с Господом в душе).
Игровое упражнение «Самый внимательный прихожанин».
Воспитатель: Ребята вспомните экскурсию в наш Храм Преображения Господня. Сейчас вы будете вспоминать то, что вы видели в храме. Я вам буду показывать картинки, которые вам помогут ответить на мои вопросы. Самый внимательный из вас получит приз.
-На сколько частей разделен наш храм. ( На три части в виде креста)
-Как называется первая часть? ( Притвор)
-Как называется вторая часть? (Средняя часть)
-Как называется третья часть? ( Алтарь)
— Что такое алтарь? (означает — Царство Небесное. Это престол, на котором читается литургия и приносится Богу Бескровная Жертва и возносятся молитвы к Гробу Христову.)
— Что такое иконостас? (Иконостас — граница между видимым и невидимым мирами. Он есть явление святых и ангелов.)
— Кто совершает в храме богослужение? (Священнослужители).
— Что означает горящая пред иконой свеча? (это знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию)
— Как нужно вести себя в храме? ( Вести себя надо тихо и благоговейно. Шум, разговоры, а тем более смех при вступлении в храм и пребывание в нём оскорбляют святость храма Божия и величие, обитающего в нем Бога.)
— Как правильно входить в храм? ( Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвами).
3. Физминутка. «Назови звон колокола». Звучит запись колокольных звонов, логопед бросает мяч детям, а дети определяют, какой это звон. (благовест, собственно звон, трезвон, двузвон, перезвон, перебор).
4. Игра «Путешествие по храму» (в групповой комнате находятся церковные предметы: крест, икона, библия и другие предметы)
Дети становятся паровозиком. Глаза первого ребенка закрыты повязкой. Паровозик движется медленно, ведущий ощупывает предметы, которые ему попадаются и старается угадать, что это за предмет. Дети помогают ведущему подсказкой или наводящим вопросом. Ведущего по ходу игры меняют. Воспитатель следит за безопасностью движения ведущего.
5. Итог занятия. Раскрась храм.
Интегрированное занятие в старшей группе.
Тема: «Православные праздники»
Образовательные задачи.
сохранение духовно-нравственного здоровья детей;
приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры;
изучение православной культуры и народных традиций;
формирование общей духовной культуры;
составление рассказов из личного опыта о православном празднике; формирование грамматически правильной речи.
Развивающие задачи:
развитие психических познавательных процессов (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь); развитие навыка анализа храмовой архитектуры.
Воспитательные задачи:
приобщать детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;
формировать гражданское самосознание, любовь к Родине и русскому народу;
охранять и укреплять душевное, духовное и физическое здоровье детей;
заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Развитие речи».
Оборудование: мяч, иллюстрации православных праздников,
Предварительная работа: экскурсия в храм Тихона Задонского.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Игра «Встанем в круг». Дети встают в круг ,логопед держит мяч. Мяч передаёт по кругу детям, а они называют православные праздники. (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение (Богоявление) , Преображение, Вход Господень в Иерусалим ,Вознесение , Пятидесятница, Успение Божией Матери ,Воздвижение животворящего Креста Господня) .
2. Основная часть. Беседа.
Воспитатель: Праздник — это день радости и торжества по поводу чего-нибудь. Долгое время в нашей стране об этих праздниках говорить было не принято, хотя отмечали их во многих домах. Речь идет о праздниках религиозных. Страна наша большая и многонациональная, и уживаются на ее просторах разные религии. Есть такие места, где мирно соседствуют храмы разных вероисповеданий. И все же большую часть населения России составляют православные христиане, поэтому основное внимание мы уделим православным праздникам.
Игра «Угадай по описанию» Воспитатель описывает православный праздник, а дети его называют.
Каждый христианский праздник связан с библейской легендой. Верующие люди, участвуя в праздниках, как бы заново переживают великие события жизни Христа и его близких. Праздников у Русской православной церкви множество, но среди них выделяются основные, называемые двунадесятыми (поскольку их двенадцать).
Игра «Дерево Добра». Дети проговаривают, а затем на «листьях» записывают добрые дела, которые могут сделать или уже сделали. Листья затем вешаются на дерево.
3. Физминутка. Игра: «Охота за зайцами». Воспитатель прячет пасхальные деревянные яйца в групповой комнате в разные места. Дети находят и наполняют ими маленькие корзиночки. Победил тот, кто больше всех нашел яиц.
Воспитатель: Какие стихи о православных праздниках вы знаете?
1. Великий праздник – Крещенье
По снегу в гости пришёл.
Принёс нам благословенье,
А значит — всё хорошо!
Тебя с Крещеньем поздравить
Спешу под пение птиц.
Желаю, счастья без правил,
И радости без границ!
2. В день рождения Христа
В мир вернулась красота.
Январский лед
Сиянье льет.
Январский наст
Пропасть не даст.
Январский снег
Нарядней всех:
Днем искрометный и цветной
И так сияет под луной.
И каждый из январских дней
Чуть-чуть, но прежнего длинней.
И так пригоден для пиров
И встреч — любой из вечеров.
Поздравления с Рождеством
3. Господь вознесся в этот день,
И плоть его взлетела в небо.
Накрыла Землю Солнца тень
И будто бы Иисус и не был.
Желаю крепкой веры вам,
Любовь пусть к Богу станет крепче.
Открыты двери будут в храм,
И жить немного станет легче
4. Составление рассказа из личного опыта о православном празднике, который больше всего запомнил ребенок.
Рассказ из личного опыта о Рождестве Христове — один из самых главных христианских праздников. Дева Мария, так звали мать Христа, и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шел пешком и вел за собой ослика, на котором сидела Мария. Они пришли в Вифлеем поздним вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинце, но все гостиницы и все дома оказались переполненными, ведь в городе собралась очень много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли в непогоду скот, дала им приют. Этой ночью у Марии родился Сын — Иисус Христос. Мать спеленала Младенца и положила в ясли на солому. Не было у нее другой колыбели для ребенка. В ту чудесную ночь зажглась на небесах новая яркая звезда. Она остановилась над пещерой и возвестила людям о рождении Христа. Первыми увидели Рождественскую Звезду пастухи. Когда они пасли овец в долине возле реки, явился светлый, сияющий ангел в белоснежных одеждах. Ангел рассказал пастухам, что в пещере этой ночью родился Христос, Спаситель Мира.
Рассказ из личного опыта о Крещение Иисуса Христа. Это зимний праздник. Господь окрестился в этот день, он явил себя миру сыном Господа и Спасителем. Я видел, как воду священник освящает троекратным погружением святого креста. После этого вода считается святой. Вся вода становится святой в течении трех дней. Она не портится весь год. Хранить ее следует за иконостасом. Ею умывают детей, пьют, окропляют жилище. Святая вода одно из божьих чудес! Люди купаются в этот день в нашей реке Тихой Сосне, где устанавливается деревянная пристань. Они три раза опускаются в воду с крестным знамением.
Рассказ из личного опыта о Праздновании Пасхи: Это самый главный день православного церковного года. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот праздник. Праздник Пасхи - это праздник прославления Иисуса Христа. Когда Иисус Христос жил на земле, он делал много хорошего для людей. Народ любил Иисуса Христа и был ему за всё благодарен. Но гордые, завистливые люди возненавидели Христа и решили его погубить. Когда Христос молился ночью в саду, они явились со стражей и схватили его. На суде люди, обманывающие народ ложно обвиняли Иисуса Христа и настроили против него народ. Христос был распят на кресте. Все испугались и поняли, что совершили большую ошибку - ведь они предали того, который их любил. Иисуса Христа похоронили в пещере. Но прошло три дня, и Он воскрес. Христа видели его ученики, Его мать-Дева Мария. Это было настоящее чудо. И радость людей была безмерной, ведь к ним вернулся Бог, который был и будет для них опорой в жизни. Поэтому Пасха-это праздник в честь воскресения Иисуса Христа, праздник в честь его воскрешения к людям на Пасху все дарят друг другу крашенные или расписные яички. В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить ее. В день Воскресения Христова в нашей семье на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году, — пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца.
4. Итог занятия. Нарисуйте, как вы себе представляете добро и зло.
Приложение №3
Праздник Троица.
(летнее развлечение)
Цель: повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение дошкольников к основам православной культуры, ориентированное на воспитание у детей духовности и нравственности посредством знакомства с православными праздниками.
Задачи:
• Приобщить детей к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановление традиций русского народа.
• Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.
• Создать условия для творческой деятельности.
Атрибуты:
«Речка» (голубое полотно). Шапочки с рожками.
Под берёзой лежат разноцветные ленты, венки и шёлковые платочки по количеству девочек.
Ведущий. В начале июня отмечается праздник Святой Троицы. В воскресенье сам праздник Троица. В этот день лес именинник, нельзя дрова рубить, деревья ломать. Хозяйки в этот день украшают свои дома березовыми ветками, цветами. Вода в Троицу тоже именинница. Нельзя бельё стирать, полы мыть.
Это еще и праздник русской березы — символа России. В народе говорят: «Береза русского человека и греет, и лечит, и веселит». Березовыми дровами топили печи. Березовым дегтем люди лечились. А какая баня без березового веника! Вокруг берез русские девушки любили водить хороводы. На праздник девицы присматривали полянку с молодыми берёзками для Троицких гуляний. В конце гулянья они вплетали в березовые веточки красивые ленты.
Под музыку «Во поле берёза стояла» входят девочки в русских сарафанах водят хоровод. По окончании песни они украшают березку ленточками и читают стихи.
1-й ребёнок. Светлый праздник Троица
Постучится в дом —
Выйдем за околицу
Веток наберём.
2-й ребёнок. Дай берёза стройная,
Из твоей косы
Веточку зелёную
Праздник на Руси!
3-й ребёнок. Дом украсим раннею
Светлою листвой
Неужели праздник тот
Был когда-то мой?
4-й ребёнок. И лампадка красная
Перед образком?
И бабуська-крёстная
С беленьким платком?
5-й ребёнок. Светлый праздник Троица
К дому приведёт.
Всё родное вспомнится
Где и кто живёт.
Мальчики: На лугу березоньки
Утром просыпаются.
Улыбаясь солнышку,
Стройные стоят.
Все они как девочки
Утром спозараночку
Надевают праздничный
Белый свой наряд.
На тебе, березонька, соловьи поют,
Под тобой березонька красны — девицы венки плетут.
Ведущий. В праздник Троицы люди украшают храмы и свои дома
березовыми ветками.
Ведущий: Становитесь-ка, ребята
В наш весёлый хоровод.
В нашем чудо – хороводе,
Пусть каждый спляшет и споёт.
Организуется хоровод вокруг березки. Дети водят хоровод вокруг «березки» (ее роль исполняет девочка) и поют песню «Березка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. П. Воронько, пер. с укр. Г. Абрамова).
У красы березки
Платье серебрится,
У красы березки
Зелены косицы.
Выбегают «козы» (дети, на которых надеты шапочки с рожками), скачут вокруг «березки», дергают листочки.
Со двора к березке
Выскочили козы,
Стали гнуть березку,
А березка в слезы.
Девочка-«березка» закрывает лицо руками, делает вид, что плачет. Дети исполняют песню, все ближе подходя к «березке».
Защищать березку
Мы бежим гурьбою,
Чтоб краса березка
Выросла большою.
«Козы», выставив вперед рожки, наступают на детей в хороводе. Те стараются поймать их. Пойманную «козу» удаляют из круга. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все «козы».
После хоровода дети привязывают яркие ленты на березовые ветки.
Ведущий: А какие игры раньше устраивались под березкой. Вот и мы сейчас с вами поиграем.
Объявляется игра «Золотые ворота».
Но «Золотые ворота»
пропускают не всегда.
«Золотые ворота».
Игра «Золотые ворота».
Дети: Смотрите, Сенечка!
Грызет повсюду семечки.
Все карманы до краев
Следом стая воробьев!
Песня «Семечки».
Ведущий: В игру играем, горелки начинаем.
Игра «Гори ясно».
Ведущий: Ох, горелки, хороши,
Словно праздник для души.
Ведущий: Любите ли вы отгадывать загадки?
Дети. Да.
Дети поют «Частушки на Троицу».
Крикну я на всю округу:
Наступила Троица!
Эй, ты, кумушка-подруга,
Выходи-ка строиться!
Заиграй веселей,
Гармонь моя веселая
Мы пришли сюда встречать
Троицу веселую.
Скоро, скоро Троица
Листьями покроется.
Скоро миленький придет
Сердце успокоится.
Платье белое надену
Бусы ровно в три ряда.
Мама скажет, улыбнется.
Вот, красавица, моя.
Меня мама бережет
Мне работать не дает.
Жарит рыбки-окуньки,
Чтоб любили пареньки.
Туфли новые надену
Крашеные пятки.
Как же с вами не сплясать
Милые ребятки
Мы певцы и музыканты
Выступать нам нравиться.
Мы народные таланты
Наш край нами славиться
Мы частушки петь кончаем
И садимся в решето.
Уезжаем в край Воронежский
За частушками еще.
Ведущий: В игру играем, горелки начинаем.
Игра «Гори ясно».
Ведущий: Ох, горелки, хороши,
Словно праздник для души.
Общая пляска всех участников праздника
Ведущий. Сегодня на фольклорном празднике мы рассказали и показали, как в далёкую старину отмечали на Руси Зелёные Святки или Семик – Троицу. Это только малая капля в океане русского народного творчества. Это наша национальная культура, которую мы всегда будем любить, беречь и передавать будущим поколениям.
Список литературы:
Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 3.
Курочкина, И. Воспитание доброжелательно-уважительных отношений в свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования / И. Курочкина /Детский сад от А до Я. - 2015. - № 2.
Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание – 2006. - № 1.
Удальцова Т. К высшему религиозному созерцанию : вероучительные дисциплины : методы активизации внимания детей на занятиях / Т. Удальцова // Духовно-нравственное воспитание. – 2010. – № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию "Дорогою добра"
Программа кружка по основам православной культуры и конспект занятия будут интересны для дошкольных работников, работающих по реализации задач духовно-нравственного воспитания детей в светских дошколь...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...
Открытое занятие по духовно-нравственному воспитанию "Дорогою добра"
Занятия по духовно - нравственному воспитанию...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной группы «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра…»
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является сензитивным периодом для духовно-...
Проект по духовно-нравственному воспитанию "Дорогою добра" (средняя группа)
Основной период в духовно-нравственном становлении и развитии личности это дошкольный возраст. Это период первоначального вхождения ребенка в удивительный и прекрасный мир, формирование у него отношен...