Родительское собрание. Тема: "Как повысить самооценку ребенка".
методическая разработка

Ирина Артуровна Афанасьева

Цель: формирование у членов группы установки понимания своего ребенка, переживание как положительных, так и отрицательных эмоций.

Задачи:

* объединить и скоординировать усилия все участников встречи и включить их активную творческую работу по воспитанию детей;

*сформировать у родителей установку на бережное отношение к личности ребенка;

*предпринять совместный поиск мер по выходу из проблемных ситуаций;

*создать психологически благоприятный настрой для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад «Кораблик

Родительское собрание в старшей группе

Тема: Как повысить самооценку ребенка.

Подготовила: Афанасьева И.А

Цель: формирование у членов группы установки понимания своего ребенка, переживание как положительных, так и отрицательных эмоций.

Задачи: 

* объединить и скоординировать усилия все участников встречи и включить их активную творческую работу по воспитанию детей;

*сформировать у родителей установку на бережное отношение к личности ребенка;

*предпринять совместный поиск мер по выходу из проблемных ситуаций;

*создать психологически благоприятный настрой для родителей.

Форма проведения: семинар-практикум.

Принцип проведения: сотрудничество.

Материал: стулья по количеству участников, бейджи, игрушка для проведения рефлексии, напечатанные фразы, ватман, фломастерыВедущий:

Ход собрания

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада сегодня всех вас видеть. И для начала я бы хотела с вами познакомиться.

1. Упражнение "Эпитет на первую букву имени"

Цель: знакомство, снятие напряжения

Каждый участник называет свое имя и называет на первую букву имени эпитет, обозначающий какое-то качество ему присущее.

1. Энергизатор: - Давайте всем встанем и поздороваемся друг с другом.

За 30 секунд – поздоровайтесь друг с другом глазами.

За 30 секунд – поздоровайтесь друг с другом пожатием руки.

За 30 секунд – поздоровайтесь друг с другом объятием.

Что вы почувствовали? Всем было хорошо?

Ведущий: Сегодня мы поговорим о самооценки и о том, как важно ее формирование у детей.

2. Что такое самооценка? 

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. [15, стр. 125]

Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица – " Я ". Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое " Я ". На основе представлений ребенка о своем "Я" начинает формироваться самооценка. [10, стр. 56]

В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми. Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. [3, стр. 297] Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже. Впервые появляются они в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и  внешних. В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне  ситуации узнавания. Постепенно изменяет предмет самооценки. Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя. [10, стр. 56] Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Однако здесь наблюдаются определенные возрастные изменения. В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. Например, на вопрос "Какая ты: хорошая или плохая?" они обычно отвечают так: Я не знаю… Я тоже слушаюсь". Ребенок же младшего возраста на этот вопрос ответит: "Я самый хороший".[5, стр. 297]

Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием мотивационной сферы ребенка. В процессе развития личности ребенка меняется иерархия мотивов. Ребенок переживает борьбу мотивов, принимает решение, затем отказывается от него во имя более высокого мотива. То, какие именно мотивы оказываются ведущими в системе, отчетливо характеризуют личность ребенка. Дети в раннем возрасте совершают поступки по непосредственному указанию взрослых.

Совершая объективно положительные поступки, дети не дают себе отчета в их объективной пользе, не осознают своего долга по отношению к другим людям. Чувство долга зарождается под влиянием той оценки, которые дают взрослые поступку, совершенному ребенком. На основе этой оценки у детей начинает развиваться дифференцировка того, что хорошо и что плохо. В первую очередь они учатся оценивать поступки других детей. Позднее дети в состоянии оценить не только поступки сверстников, но и свои собственные поступки.[3, стр.65]

Появляется умение сравнивать себя с другими детьми. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния и оказывается способным в особой форме осознать свое социальное "Я", свое место среди людей.

Достигая старшего дошкольного возраста ребенок уже усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.[13, стр.79] Для шестилеток характерна в основном еще не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками. [17, стр. 13]

Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению.

Неадекватная заниженная самооценка также может сформироваться у ребенка как результат частого неуспеха в какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстративное подчеркивание этого неуспеха взрослыми или другими детьми. Специальными исследованиями установлены следующие причины появления у ребенка заниженной самооценки:

  • Объективные недостатки: низкий рост, непривлекательная внешность и т.п.;
  • вымышленные недостатки: мнимая полнота, кажущееся отсутствие способностей;
  • неуспех в общении: низкий социометрический статус в группе, непопулярность среди сверстников;
  • угроза отчуждения в детстве: нелюбовь родителей, воспитание в "ежовых рукавицах" и т.п.;
  • чрезмерная сензитивность к внешним оценкам, исходящим от значимых других и т.д.

Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своего  потенциала, т.е. неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка. [15,стр.134]

3. Упражнение "Коридор"

Цельформирование у членов группы установки понимания своего ребенка, переживание как положительных, так и отрицательных эмоций.

Участники выстраиваются в коридор, друг напротив друга. Одной колонне раздаются карточки с фразами негативного характера ("Ты совсем тупой", "Ты меня позоришь") другой - фразы позитивного характера ("Я тебя люблю", "Самый лучший ребенок") Выбирается участник, который в роли ребенка проходит через этот коридор и слушает сначала одну колонну, потом другую.с

Рефлексия. Какого было проходить через коридор? Какие чувства вы испытывали? Какие фразы лучше запоминаются?

4. Упражнение «Комплименты».
Мы любим получать комплименты, а умеем ли мы их дарить? Сейчас вы будете кидать друг другу мяч, и говорить комплименты коллегам.

- Как вы думаете, какое поведение свидетельствует о заниженной самооценке? О завышенной? Как ведет себя человек, который адекватно воспринимает себя (обсуждение 10 мин.)

Упражнение «Открытка коллеге».
Ведущий дает ключевые слова: ум, доброта, красота, здоровье. Используя эти слова, подпишите открытку коллеге.

5.  Ведущий: А теперь давайте вместе попробуем придумать какими способами родители могут помочь сформировать адекватную самооценку у ребенка. А для этого разделимся на группы

Составьте правила повышения самооценки ребенка. (10 минут)

Правила повышения самооценки ребенка.

        Правило 1. Поощряйте, хвалите ребенка за старание и усилия так же, как за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Хвалите как можно чаще. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата.

        Правило 2. Помогайте детям ставить реалистические цели. Если они сами или их родители ожидают слишком многого, неудача может стать разрушительной для их личности. Ваш ребенок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие по сравнению с другими, достижения вызовут у вас такую же гордость и такое же восхищение как наивысшие достижения и победы других.

        Правило 3. Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребенка. Допустим ваш ребенок  полез на высокий забор, утыканный гвоздями. Для того, чтобы не разрушить положительную самооценку можно сказать примерно следующее: «Лесть на такой забор опасно. Ты мог упасть и разбиться. Не делай больше этого». Разрушительное для самооценки высказывание звучит так: «Куда ты полез? У тебя что, головы на плечах нет?».

        Правило 4. Давайте ребенку почувствовать настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье, членами «команды». Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение.

        Правило 5. Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Поцелуи, объятия, слова «я тебя люблю!» способствуют тому, что ребенок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые любимые и самые дорогие. Вопреки распространенному мнению, неполные семьи также могут давать ребенку основу для положительной самооценки, как и полные. Конечно при условии, что взаимоотношения с ребенком прочные и любящие.

РЕФЛЕКСИЯ

  • Какому было легко работать в группе?
  • Все ли высказались?
  • Ваши три действия, которые вы сделаете, когда придете домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Вредные привычки у ребенка».

Родительское собрание в младшей группе в форме круглого стола....

Родительское собрание Тема: Как воспитать толерантного ребенка

Здравствуйте, уважаемые родители. Мы собрались сегодня для того, что бы помочь нашим детям стать лучше. Мы видим, что мир наших детей становится жестким, тревожным, нетерпимым. Как избежать ожесточени...

Конспект родительского собрания Тема: «Игра в жизни ребенка»

1.Обеспечить понимание родителями необходимости игры в жизни ребенка как неотъемлемой части его развития.2. Вызвать интерес и желание участвовать в обсуждении проблемы – необходимости детской игры.3. ...

Родительское собрание: Тема: «Забота о здоровье ребенка»

Родительское собрание:  Тема: «Забота о здоровье ребенка»Ход собрания.Уважаемые родители, здравствуйте!Кажется на первый взгляд, какое простое и обыкновенное слово. В нем все: и тепло...

Конспект родительского собрания тема: «Нравственно - патриотическое воспитание ребенка».

Цель собранияРасширение знаний родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств детей...

родительское собрание: тема роль мужчины воспитании ребенка

роль мужчины очень важно в воспитании ребенка....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА: «Как воспитать толерантного ребенка?»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА: «Как воспитать толерантного ребенка?» ЦЕЛЬ: Формирование у родителей представления о важности воспитания толерантности у детей. ЗАДАЧИ: Познакомить родителей с понятием...