Духовно-нравственное воспитание дошкольников
статья
Статья о духовно-нравственном воспитании детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospianie.odt | 94.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития всегда были насущными для общества. Развитие и воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять в свободное от обучения время, так как воспитание и развитие младшего школьника невозможно реализовывать в полной мере в рамках урока, которые накладывают определённые ограничения по времени и форме работы со школьниками. Поэтому решение этой проблемы можно найти во внеурочной деятельности, которая не имеет строгих ограничений ни в форме работы, ни во времени проведения. Основная цель внеурочной деятельности – это создание для ребёнка таких условий, в которых он сможет свободно проявлять и развивать свои интересы, постигать духовно-нравственные ценности и культурные традиции.
Актуальность. В связи с преобразованиями в обществе в соответствии с ФГОС начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания перед образовательными учреждениями поставлены задачи подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств младшего школьника.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема нравственного развития и воспитания детей была предметом пристального внимания известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.
И не теряет своей актуальности в настоящее время. Психолого-педагогические проблемы нравственного развития детей рассматриваются в исследованиях Н.Г. Авериной, Б.С.Волкова, Л.И. Божович, Н.М. Трофимовой и других авторов, которые считают, что формировать и развивать у детей нравственные качества необходимо в процессе всего периода развития и обучения детей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Особенно значимым считается формирование и развитие нравственных качеств в дошкольном детстве и у младших школьников, так как именно в эти возрастные периоды происходит становление всех важных процессов и качеств личности. В начальной школе для этого немало возможностей: в процессе повседневного общения со сверстниками младшие школьники учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами, формируют эталоны поведения.
Как правило, развитие духовно-нравственных качеств у младших школьников осуществляется педагогами в урочной деятельности, через внеклассные мероприятия и внеурочную деятельность в том числе.
Во ФГОС НОО особо отмечена роль внеурочной деятельности в развитии умений младшего школьника применять на практике полученные на занятиях знания, и в воспитании школьников в целом, в том числе и духовно-нравственном.
Таким образом, актуальность вышеизложенного и обусловили тему исследования «Духовно-нравственное развитие младших школьников в условиях внеурочной деятельности».
Цель: изучить духовно-нравственное развитие младших школьников в условиях внеурочной деятельности».
Объект: духовно-нравственное развитие младших школьников.
Предмет исследования: духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в условиях внеурочной деятельности».
Гипотезой исследования послужило предположение, что внеурочная деятельность является эффективным средством духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и понятие духовно-нравственного развития в начальной школе.
2.Рассмотреть процесс формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в начальной школе.
3. Изучить опыт духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников во внеурочной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы Н.Г. Авериной, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Шиловой, где освещены теории нравственного развития и воспитания младших школьников, методические аспекты формирования их нравственности; раскрыта роль внеурочной деятельности в нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод синтеза и обобщения; опыт педагогической деятельности через проекты.
Структура работы обусловлена логикой исследования, включает введение, 2 главы, выводы по главам, заключение, список литературы. Общий объем работы составляет 49 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Сущность и понятие духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника
В младшем школьном возрасте ребенок начинает активно усваивать нормы и правила поведения, принятые в обществе; ученик способен владеть своим поведением, понимать правила поведения и действовать согласно им Решающая роль в нравственном формировании младшего школьника принадлежит педагогической практике, где имеется множество методов и средств, которые применяются в процессе нравственного воспитания и развития младшего школьника (например, рассказ, беседа, положительные примеры, методы наказания и поощрения и др.). Основная их функция – привитие учащимся норм и правил, принятых в обществе.
В процессе воспитания и развития личности немаловажную роль играет формирование ее духовности, нравственности. В научной литературе существуют разные трактовки понятия нравственности, например:
- это «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [19, с.414].
- это «личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [7, с.104].
- особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения);
- один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм, которые получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, долга, справедливости и т.п.
Понятие «нравственность» необходимо рассматривать в контексте сознания и поведения конкретной личности, его нравственных качеств и поступков. Нравственный поступок представляет собой такое действие, которое положительно оценивается с общественных и нравственных позиций. Нравственная деятельность при этом не может существовать сама по себе, а вступает в качестве особой стороны как аспект некоего другого вида деятельности конкретной личности. При этом практически в любых поступках личности предполагается наличие морального аспекта, который может проявляться как в цели либо намерении, так и в выборе средств, а также в организации деятельности, в её результатах и последствиях.
Что касается духовности, то это нравственно-организующее начало жизни народа, понимание идей отечественного единения, идей ответственности морального долга перед собой, свои народом, миром. Источник духовной нравственности человека заключается в совокупности проявлений духа, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций [25, с.128].
Проблеме духовно-нравственного развития и воспитания детей, о чем мы говорили выше отводится огромное место в фундаментальных работах многих отечественных и зарубежных исследователей: (Л.А. Григоровича, А.С. Макаренко, Жан-Жака Руссо, Яна Амоса Коменского и других авторов), которые в своих трудах выявляют сущность теории нравственного воспитания, указывают различные способы развития, содержания, форм и методов нравственного развития детей.
Еще с давних времен развитие личности ребенка рассматривалось с тем, что только нравственное воспитание может обеспечить формирование у него добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Например, чешский педагог Я.А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов» приводит изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней» [цит. по: 2, с.68].
Такую же большую роль нравственному воспитанию и развитию отводил выдающийся швейцарский педагог Генрих Песталоцци, который нравственное воспитание считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.
Из педагогов-классиков прошлого столетия наиболее полно ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «…влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще …» [26, с.34].
На современном этапе понятие, сущность, а также особенности нравственного развития и воспитания детей младшего школьного возраста анализировались такими психологами и педагогами, как Н.Г. Аверина, Р.С. Немов, Д.И. Шилова и другие авторы, которые считают, что от нравственной воспитанности в значительной мере зависят цели жизни человека и их реализация, умение человека вести общение с окружающим миром, его богатство знаний и умений.
Нравственное воспитание и его развитие ориентировано на становление личности в целом. При этом оно осуществляется в течение всей жизни ребёнка: в труде, в игре, учении, общении его с окружающим миром. То есть находится в диалекте (генезис, эволюция). На выполнение задач нравственного воспитания и развития ребенка в первую очередь направлена специальная воспитательная деятельность педагога [11, с.82].
Исследователи считают, что нравственное воспитание развитие и воспитание младших школьников – это своего рода процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей данного возраста [23, с.164].
Нравственное развитие и воспитание младших школьников на современном этапе – это целенаправленная деятельность педагога, направленная непосредственно на формирование у детей младшего школьного возраста нравственных чувств, этических представлений, а также привития норм и правил поведения, которые определяют их отношение к себе, другим людям, природе, обществу в целом.
Основные задачи нравственного развития и воспитания детей заключаются в формировании нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения.
Современная концепция духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников была разработана в прямом соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (см. ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», а также ст. 9 «Образовательные программы» [28]), проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [27]. Данная концепция включает обоснование общенационального педагогического идеала, а также систему требований к задачам, условиям и конечным результатам воспитания и развития российских школьников, требования к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учеников общеобразовательной школы, систему базовых общенациональных ценностей, непосредственно на основе которых должны быть выстроены программы воспитания и социализации учащихся [13].
Согласно названной выше концепции духовно-нравственное развитие школьников является первостепенной важности задачей современного воспитания, это государственный заказ для общеобразовательной школы.
По мнению Н.В. Микляевой, Ю.В. Микляевой и других, для того, чтобы успешно сформировать нравственные качества ребенка младшего школьного возраста, необходимо первоначально сформировать его нравственные убеждения. Именно нравственные убеждения образуют основу нравственного самосознания ребенка, охватывающее знание и четкое осознание нравственных требований, а также возникновение соответствующего к ним отношения. Убеждения предусматривают в свою очередь сознательно усвоенные знания, суждения, понятия моральных норм, а также и требований. Убеждения представляют собой знания, которые выступают в качестве бесспорных для человека основ, в истинности которых он безусловно уверен [16, с.71].
Моральные убеждения непосредственно связанны с формированием мировоззренческой культуры человека, с личностной системой взглядов на мир. Мировоззренческие знания, в свою очередь, включаясь в нравственные убеждения, оказывают содействие на осознанности моральных требований, сознательности поведения [17, с.72].
Воспитание нравственных чувств – это весьма длительный и многосторонний процесс. Он изначально включает воспитание разнообразия эмоциональной жизни детей младшего школьного возраста. Воспринимая определенные явления действительности, учащийся не остаётся равнодушным: что-то его задевает, искренне волнует. Таким образом, происходит постепенное накопление эмоционального опыта и как опыта пережитых чувств, оказывающего весьма глубокое влияние на нравственное развитие ребенка младшего школьного возраста.
Нравственные чувства ребенка могут быть обобщёнными в качестве сложных переживаний весьма многих чувств, а могут быть достаточно простыми (например, гнев, сочувствие, стыд, жалость, сострадание, радость, и др.). При этом общая направленность простых чувств формирует их нравственную характеристику. Так, например, переживание чувств радости может являться нравственным и безнравственным в непосредственной зависимости от того объекта, к которому оно обращено, от определенных обстоятельств, в которых оно ребенком переживается. Основная деятельность взрослого в этом случае заключается в том, чтобы сформировать действенность чувств, скорректировать стремление к поступкам, в основе которых должно лежать настоящее нравственное чувство [20, с.59].
Младший школьный возраст является сензитивным к усвоению норм нравственности: это годы интенсивного развития познавательной активности, приобретения социального опыта, подражания старшим; годы увлечений героическими сказочными и реальными личностями, как образца поведения; годы формирования волевых усилий – ребенок стремится к достижению сознательно поставленных целей; к сознательному руководству своим поведением, к анализу своих поступков и действий [32].
В младшем школьном возрасте происходит активное формирование личностных нравственных ценностей (ценность жизни, ценность природы, ценность добра, ценность истины, а также ценность красоты и гармонии) и общественных (ценность человека, ценность семьи и др.). При этом базовые нравственные ценности становятся личностно - «принятыми» и значимыми в том случае, когда ребенок будет включен в процесс открытия для себя смысла отдельной ценности, определения собственного отношения к ней, а также потребности в поведении в соответствии с ней [5].
Процесс формирования нравственных качеств также активизируется именно в этом возрасте. Нравственные нормы приобретают устойчивость и теряют ситуативный характер, характерный для детей дошкольного возраста, в отличие от которых у младших школьников уже достаточно сформированная определенная нравственная позиция.
Но стоит отметить, что в младшем школьном возрасте, в период духовно-нравственного развития детей, их нравственно-духовная сфера претерпевает определенные изменения. В этом возрасте игру как ведущий вид деятельности дошкольника постепенно сменяет повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что формирует благоприятнейшие условия для углубления его духовного и нравственного сознания и чувств, укрепления его воли [8].
Кроме этого, преобладающая непроизвольная мотивация поведения в новых условиях уступает первенство мотивации произвольной, непосредственно социально направленной. При этом даже самым высоким уровням духовно-нравственного развития младшего школьника характерны свои возрастные ограничения. В данном возрасте учащиеся еще не готовы к достаточно полноценной выработке собственных убеждений. Усваивая определенное моральное требование, учащийся начальных классов пока еще полагается на авторитет взрослых – то есть педагогов, родителей, а также более старших учеников. Такого рода относительная несамостоятельность морального мышления и весьма большая внушаемость младшего школьника обуславливают, в свою очередь, его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к негативному влиянию [29, с.27].
То есть, нравственный облик младшего школьника еще довольно неустойчив: принимая правила поведения, ребенок начинает считать, что соответствует образцу поведения, но если возникает противоречие между образцом и его поведением, легко оправдывает себя, что это случайность. Это способствует формированию у ребенка представлений, что нормы и правила носят формальный характер, что мешает становлению нравственной сферы младшего школьника [18].
Таким образом, духовно-нравственное воспитание и его развитие – неотъемлемый компонент развития детей. Духовно-нравственное развитие рассматривают в контексте сознания и поведения конкретной личности, его нравственных качеств и поступков. В развитии становления нравственных мотивов, качеств, поступков огромную роль играет деятельность взрослых, направленная непосредственно на формирование нравственных чувств, этических представлений, а также привития норм и правил поведения, которые определяют отношение к себе, другим людям, обществу в целом.
Духовно-нравственная сфера младшего школьника характеризуется сложностью и изменчивостью, подвержена подражательности и внушаемости. Поэтому необходимо следить за нравственным ростом ребенка, чтобы не допустить возможные отклонения от нормального развития и сформировать положительные нравственные качества.
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. В связи с чем, далее рассмотрим пути и методы формирования нравственных качеств в начальной школе.
1.2 Формы и методы формирования духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в начальной школе
Начальное образование – основное звено в системе воспитания и развития подрастающего поколения. Перед ним ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение данной задачи, в первую очередь, связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности младшего школьника.
В начальной школе педагогический процесс по нравственному воспитанию и развитию ребенка заключается в том, чтобы помочь младшему школьнику пройти путь от начального уровня развития нравственных качеств – элементарных навыков поведения, к более высокому уровню – развитию у ученика самостоятельности в нравственном выборе [4].
К моменту своего поступления в школу дети, как правило, уже обладают основными нравственными компетенциями. Но уровень их развития у каждого ребенка различен, и в целом далек от желаемого. И для того, чтобы развивать и совершенствовать уровень нравственного развития детей, педагогу начальной школы необходимо максимально разнообразить работу в данном направлении, вести ее систематически и целенаправленно, используя для этого все возможные способы и средства.
Чтобы ученик добился высоких результатов в нравственном развитии, педагог начальных классов ведет целенаправленную работу по развитию и формированию устойчивых моральных мотивов, которые являются основой нравственного поведения и нравственных качеств личности школьника.
Нравственные качества ребенка в большей мере формируются под влиянием личности педагога. Формирование истинных нравственных убеждений необходимо определять в качестве специальной задачи, требующей от педагога таких умений как:
- видеть и учитывать, а также понимать возможности каждого ребенка, оценивать его достигнутый уровень нравственного самосознания, верно определять перспективы его морального роста;
- применять разнообразные пути в процессе учения, труда, общественной работы, коммуникативные отношения младших школьников в среде сверстников, а также образ жизни ребенка, его привычки;
- в ряде случаях не обманываться бесспорностью высказанных ребенком моральных суждений, а видеть их истинное соответствие действительным нравственным убеждениям и взглядам;
- не бояться трудностей изменения сложившихся неверных взглядов и убеждений отдельных младших школьников;
- обязательно учитывать перспективы и определенные закономерности возрастного развития ребенка в формировании нравственной убеждённости [1, с.68-71].
Процесс нравственного развития и воспитания в начальной школе в основном имеет установку на привитие учащимся норм и правил, принятых в обществе. И важным показателем сформированности у учащихся нравственных качеств является внутренний контроль над собственным поведением, который формируется под воздействие активной деятельности учащегося в различных сферах: интеллектуальной, эмоциональной, двигательной и волевой.
За годы своего существования педагогика накопила огромный арсенал методов и средств по развитию и формированию нравственных качеств школьника в том числе и младшего возраста.
Исследователи проблемы нравственного развития и воспитания школьников все методы классифицируют, исходя из различных оснований. Например, Б.Т. Лихачев, исходя из логики целостности педагогического процесса, классифицирует все методы формирования нравственности на три группы: методы организации и самоорганизации коллектива (коллективная игра, единые требования и др.); методы взаимодействия (уважение, убеждение, обсуждение и др.); методы воздействия (например, разъяснение, обращение к воле и поступку) [14, с.33].
Современная классификация методов, которая наиболее популярна в педагогическом процессе, была разработана Щукиной Г.И., выделившей три основные группы методов [см. об этом: 6, с.78-79]: методы формирования сознания личности (иначе методы убеждения); методы организации деятельности с целью формирования опыта нравственного поведения; методы стимулирования деятельности и поведения. Рассмотрим подробнее эти методы.
1. К первой группе методов, относятся методы убеждения: это, например, чтение и анализ рассказов, поговорок, сказок, притч с нравственной подоплекой; различные этические беседы, внушения, разъяснения и диспуты, иллюстрация примеров и др. Данные методы способствуют не только усвоению ребенком понятий, содержания нравственных ценностей, норм и правил, но и вскрытию неприглядности безнравственного поведения, или неверных представлений о нормах морали.
Педагоги начальной школы в процессе нравственного развития и воспитания учащихся на учебных занятиях обращаются к методу рассказа на этическую тему. Как правило, этот рассказ насыщен эмоциональным изложением событий, которые содержат нравственную основу (например, рассказы о подвигах русских солдат на войне, рассказы о противостоянии добра и зла, и т.п.).
Положительную роль данного метода в нравственном воспитании детей отмечала Л.И. Божович. В частности, ею было отмечены несколько важных функций, которые несет в себе этот метод: во-первых, он служит источником знаний; во-вторых, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, помогает понять смысл моральных оценок и норм поведения; в-третьих, обогащает нравственный опыт за счет примера опыта других людей [3, с.104].
Другой метод этой группы – метод разъяснения, который представляет собой метод эмоционально-словесного воздействия на учащихся. Данный метод применяется при формировании и закреплении нравственного качества или формы поведения. Метод разъяснения опирается на внушение, так как младшие школьники подвержены внушению, а значит, опираясь на эту особенность психики детей младшего возраста , педагог может использовать внушение для усиления других методов нравственного воспитания, в частности метода разъяснения.
В процессе нравственного воспитания и развития педагоги начальных классов обращаются и к методу этической беседы. Данный метод используется, когда педагог хочет привлечь учащихся к анализу поступков и поведения героя рассказа, фильма, персонажа с целью выработки у младших школьников способности проводить нравственные оценки суждений. В процессе этической беседы педагог выслушивает точки зрения учеников на анализируемую нравственную ситуацию. Такой метод позволяет ученику намного быстрее постичь сущность нравственного поступка.
После проведения беседы педагогу желательно провести работу по закреплению полученных новых знаний об анализируемом нравственном понятии, например с помощью практической деятельности детей. Например, после беседы о добре, можно попросить детей изобразить примеры добра. Также для того, чтобы этическая беседа была эффективной для формирования нравственных качеств детей, необходимо, чтобы беседа не превратилась в односторонний процесс, где учитель – в качестве лектора; в процессе беседы нужно стимулировать познавательную активность школьника проблемными вопросами, заставить детей самостоятельно найти ответы [21, с.118].
Еще один метод убеждения заслуживает внимания в нравственном развитии и воспитании младших школьников – метод примера. Данный метод активно формирует нравственные чувства и убеждения детей, так как дает образцы для подражания, которыми могут выступать родители, друзья, герои любимых книг и фильмов, реальные исторические личности и др. Имея перед глазами пример, младшие школьники овладевают нравственным опытом.
2. Ко второй группе методов, которые основаны на организации практической деятельности учащихся, относятся такие методы, как:
- упражнение – его сущность заключается в выполнении требуемых действий и доведение их до автоматизма, в результате формируются устойчивые качества – привычки и навыки;
- требование, с помощью данного метода педагогом стимулируется или тормозится определенная деятельность ученика (совет, просьба, намек, приказ и т.п.);
- поручение, с помощью которого педагог приучает школьника к положительным поступкам; метод создания развивающих и воспитывающих ситуаций – с помощью данного метода педагог организовывает необходимую деятельность и поведение детей [21,с.118-119].
3. Третья группа методов – методы стимулирования. К ним можно отнести такие методы как:
- метод поощрения (одобрение, благодарность, ободрение и т.п.), который выражает положительную оценку поступков и поведения учеников; данный метод позволяет закрепить нравственные поступки детей;
- наказание (наложение штрафов, лишение прав или возможностей, выражение осуждения и др.), данный метод способствует торможению нежелательных поступков и поведения у детей;
- метод соревнования направляет потребности детей к соперничеству и приоритету воспитание нужных нравственных качеств [15, с.119-120].
Стоит отметить, что в педагогической практике начальной школы в процессе духовно-нравственного развития и воспитания должны преобладать наглядные методы воспитания нравственности (примеры, просмотры фильмов, мультфильмов, иллюстраций и др.). Это связано с возрастными особенностями развития личности младшего школьника – преобладание наглядно-образного мышления, быстрая переключаемость внимания и др. Эту возможность дает внеурочная деятельность.
Во ФГОС НОО особо отмечена роль внеурочной деятельности в развитии умений младшего школьника применять на практике полученные на занятиях знания, и в развитии способностей школьников в целом, в том числе и нравственных навыков [27].
Внеурочная деятельность младших школьников включает в себя те виды детской деятельности, которые не касаются учебного процесса и в которых ребенок может раскрыть свои таланты, способности, отточить навыки, приобрети опыт. По ФГОС НОО [27] внеурочная деятельность младших школьников должна быть организована максимально, и в разных формах, чтобы ребенка можно было заинтересовать: различные кружки, факультативы, клубы, театр, экскурсии, олимпиады, художественные вечера и др.
Внеурочная деятельность – это особый вид организации труда, общения и познания, которой позволял ученикам овладеть социальным и практическим опытом. Внеурочная деятельность напрямую связана с урочной деятельностью, более того является её продолжением. Развитие и воспитание младшего школьника невозможно реализовывать в полной мере в рамках урока, так как он накладывает определённые ограничения по времени и форме работы со школьниками. Решение этой проблемы можно найти во внеурочной деятельности.
Она не имеет строгих ограничений ни в форме работы, ни во времени проведения. Основная цель внеурочной деятельности это создание для ребёнка таких условий, в которых он сможет свободно проявлять и развивать свои интересы, постигать духовно-нравственных ценности и культурные традиции.
Внеурочная деятельность является обязательной частью образовательного процесса в начальной школе и позволяет реализовать все требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания, развития и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Главное при этом – осуществлять взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения целостности структуры.
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это развитие осуществлять в свободное от обучения время.
В школе должны быть созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность: свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям; помочь удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности; стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор; быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимать активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимать и принимать экологическую культуру.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки и техники.
Таким образом, школа для младшего школьника – та среда, которая должна обусловить его ценностные ориентации, поэтому, необходимо чтобы нравственное воспитание пронизывала все компоненты школьной жизни: уроки и перемены, внеурочную деятельность.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что:
1. Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника – одна из важнейших задач начальной школы, поскольку формирование нравственных качеств особенно значимо у младших школьников, так как именно в этот возрастной период происходит закладка и развитие всех важных процессов и качеств личности.
2. В младшем школьном возрасте ребенок начинает активно усваивать нормы и правила поведения, принятые в обществе; ученик способен владеть своим поведением, понимать правила поведения и действовать согласно им. На формирование нравственных качеств у младшего школьника оказывает влияние особенности развития личности, присущие младшему школьному возрасту (импульсивность и склонность незамедлительно действовать, недостаточность воли и др.).
3. Решающая роль в нравственном развитии и формировании младшего школьника принадлежит педагогическим факторам. И в педагогической практике начальной школы имеется множество методов и средств, которые применяются в процессе нравственного воспитания.
Нравственное развитие и воспитание пронизывает все компоненты школьной жизни: учебную и внеурочную деятельность. Особую значимость развитии и воспитании младших школьников, в том числе и духовно-нравственном, приобретает внеурочная деятельность.
Во второй части исследования на практическом опыте работы раскроем возможности внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании и развитии младшего школьника.
ГЛАВА 2. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Формы духовно-нравственного развития младшего школьника во внеурочной деятельности
В связи с преобразованиями в обществе в соответствии с ФГОС начального общего образования перед образовательными учреждениями поставлены задачи подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности младшего школьника.
Существует множество методов и средств, способствующих нравственному развитию младшего школьника во внеурочной деятельности. К эффективным средствам можно отнести художественную литературу, творческую деятельность, исследовательскую и проектную деятельность, кружковую работу и др.
Учить детей нравственному поведению можно с помощью художественной литературы, просмотров детских фильмов и мультфильмов. Особенно привлекают детей мультфильмы – любимое детское развлечение. Поэтому, на внеурочных занятиях по нравственному воспитанию младших школьников, мы прибегли к эффективному способу решения поставленных задач: мультипликации.
Было неоднократно замечено, что в основе многих детских мультфильмов заложен поучительный воспитательный смысл, в том числе и нравственный, решение многих жизненных проблем; способствуют формированию нравственного поведения, ответственности и многому другому. Мультфильмы – это хороший пример для подражания. И видя, как герои справляются с возникшей проблемой, ребенок вбирает данный опыт, а значит, будет способен в дальнейшем, при столкновении с подобной проблемой, вполне решить ее самостоятельно.
Таким образом, обращение к мультфильмам особенно полезно в решении нравственного развития и воспитания детей младшего школьного возраста, поскольку многие из них (по нашему мнению, особенно мультипликация «советского производства») содержат глубокую содержательную нравственную установку (учат дружить и сочувствовать, помогать и защищать слабого, быть щедрым, любить родителей, учат многим жизненным ситуациям и выходу из создавшихся проблем и др.).
В последнее время особую популярность в начальной школе в качестве средства воспитания, приобретает проектная деятельность, которая обладает благодатным материалом для формирования духовно-нравственных качеств.
Проектная деятельность дает возможность ученику творчески раскрыть себя, реализовать свои стремления индивидуально или в коллективе. Участвуя в проектной деятельности, учащийся приобретает исследовательский опыт, он не впитывает готовые понятия, а сам занимается исследовательской деятельностью, отбирает необходимую информацию из множества впечатлений и знаний.
Проектная внеурочная деятельность помогает организовать для детей такую атмосферу обучения, в которой бы они полнее раскрыли свой внутренний мир в процессе общения друг с другом, были бы индивидуально свободны в процессе коллективного сотворчества, что способствует более успешному духовно-нравственному развитию и воспитанию детей.
В проекте есть возможность для реализации следующих важных для образовательного и воспитательного процесса принципов:
- Системность и целостность организации учебно-воспитательного процесса;
- Развитие индивидуальности каждого ученика во внеурочной деятельности;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренных и талантливых детей.
- Воспитание духовно-нравственных качеств.
Также на занятиях по созданию проекта дети не только приобретают возможность раскрыть свои таланты и способности, но и отточить навыки общения, сотворчества, приобрети коммуникативный опыт в тесном сотрудничестве с педагогами и сверстниками, а педагог, в свою очередь, имеет возможность выявить у своих подопечных их интересы, потенциальные возможности, помочь им их реализовать на практике.
Проектная деятельность как педагогическая технология предполагает поэтапную его реализацию, которая имеет отношение и к этапам формирования социально-нравственного взаимодействия детей в данной деятельности.
- Опыт духовно-нравственного развития младшего школьника во внеурочной деятельности
Рассмотрим опыт нашей работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Нами была разработана программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся 3 б класса школы № 16 города Санкт-Петербурга
Духовно-нравственное воспитание и развитие детей во внеурочной деятельности осуществлялось нами в двух направлениях:
- Организации проектной внеурочной деятельности младших школьников.
- Воспитание нравственности через знакомство детей с соответствующей теме мультипликацией и художественной литературой.
Содержание программы составил внеурочный проектный курс «Я – юный исследователь», который состоит из 2 проектов: проект «Птицы нашего края», проект «Моя малая Родина» и конспект одного занятия на тему «Ответственность». А также в программу были включены занятия-беседы после просмотров детской мультипликации, соответствующей направленности.
Вид программы: информационно-творческий.
По срокам проведения: среднесрочный (количество часов зависит от расписания внеурочной деятельности детей).
Участники программы: классный руководитель, учащиеся 3 класса, родители учащихся.
Цель программы: духовно-нравственное развитие младших школьников в совместной внеурочной деятельности.
Задачи программы:
-создание благоприятных условий для нравственного воспитания и развития детей в совместной творческой деятельности;
-развитие нравственных качеств, взаимопонимания в коллективе;
-создание условий для развития индивидуальных способностей, творческого потенциала каждого учащегося, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса.
Основные направления работы по нравственному развитию и воспитанию:
- Организация проектной деятельности учащихся; выбор и постановка цели проекта, общественно-значимой и привлекательной для детей.
- Создание эмоционального климата в группе, способствующего формированию положительных взаимоотношений у детей друг с другом, развитие сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности.
- Поддержание положительных отношений в классе, предупреждение и пресечение конфликтных ситуаций.
- Поощрение и стимулирование сотрудничества учащихся, развитие нравственных качеств между ними при выполнении коллективных проектов.
- Расширение представлений детей об окружающем мире, родной стране (ее народах, традициях), воспитание у детей чувства сопричастности со своим народом и культурой своей страны, гордости за ее достижения.
Формы работы: в данной программе были осуществлены практические занятия, призванные повысить уровень нравственных качеств детей, исследовать и полюбить окружающий мир.
Формы практических занятий были достаточно разнообразны – это и занятия в форме экскурсий, лабораторные исследования, занятия-беседы, различные творческие проекты.
Календарно-тематический план программы по духовно-нравственному развитию младшего школьника в условиях внеурочной деятельности представлен в таблице ниже:
Таблица 1. Календарно тематический план программы
Формы работы | Цель и задачи программы | Алгоритм содержания занятий проекта, форма деятельности | Сроки |
Проектная деятельность. Проект 1. «Птицы нашего края» Проект 2. «Моя малая Родина». | Цель: создать условия для реализации проектной деятельности учащихся – осуществление развития творческих способностей младших школьников; - социализация детей, - расширения их знаний об окружающем мире; - закрепление коммуникативных навыков и умений - навык работы в коллективе; – сплочение коллектива класса. Задачи: - развитие коммуникативных умений; - развитие творческого потенциала; - развитие способности работать в коллективе, - обучение работе совместной деятельности, – вести обсуждения, - высказывать свое мнение, - подчинятся правилам коллектива. | Занятие №1 - знакомство учащихся с идеей, определение целей и задач, создание групп (по 5-6 учеников) с распределением обязанностей между учащимися. Занятие № 2 – поиск информации, подбор иллюстраций, теоретического материала, занимательного материала (библиотека, Интернет, опрос детьми родителей, старших братьев и сестер). Занятие № 3 – экскурсии на выставку, природу, в музей по теме проекта. На этом занятии выявляются интересные факты, материал по теме проекта, ведется беседа, выясняются детали проекта, уточняются задания по проекту, изучаются выполненные задания, решается вопрос о их доработке и т.п. Занятие №4 - 5 - практические занятия: изготавливаются поделки, рисунки, готовится материал для презентации проекта. Занятие № 6. - оформляются результаты проекта в виде отчетного журнала по проекту «Птицы нашего края», книги по проекту «Животный мир», готовится выставка рисунков и стихов по проекту « Моя малая родина» На этом этапе собирается весь иллюстративный и информативный материал по темам проекта, собранными детьми во время практических занятий, экскурсий, домашнее творчество третьеклассников – их рисунки, стихи, рассказы, заметки-наблюдения Занятие № 7-8 – итоги работы, защита проекта на классном часе. Защита проводится в форме игры с награждением медалями «за проявленную смекалку», «за творческий подход», «за помощь в исследовании» и т.п. | Сентябрь –ноябрь |
Обращение к мультипликации Просмотр мультипликации | Нравственное развитие и воспитание младших школьников. Учить правильным поступкам на примерах | Беседа после просмотра мультфильмов о нравственных поступках, поведении героев | Сентябрь-ноябрь |
Итог программы | подведение итога работы с учащимися. | Итоговая презентация проектов: выставка результатов проектной деятельности «Юный исследователь»; сочинения по любимому герою мультфильмов | Декабрь |
Работа над проектами велась в течение 2 месяцев. С детьми собирались один раз в неделю, где под руководством педагога, дети работали с полученным материалом, делились своими идеями и строили дальнейшие планы по выполнению проекта.
Ниже представлено содержание реализованных нами практических занятий и алгоритм работы педагога с учащимися по проектам.
Проект «Птицы нашего края»
Сбор с детьми проводился 2 раза в неделю, всего на данный проект отводилось 7 практических занятий с учащимися.
Занятия происходили во внеурочной деятельности детей, где под руководством классного руководителя дети работали с полученным материалом, делились своими идеями и строили дальнейшие планы по выполнению проекта.
Алгоритм и содержание работы над проектом
Занятие №1
Первое занятие – это знакомство учащихся с идеей, определение целей и задач, создание групп (по 5-6 учеников) с распределением внутри групп обязанностей между учащимися.
Этот этап работы очень важен, так как именно здесь необходимо нам было эмоционально заинтересовать учащихся в работе над проектом. Мы использовали демонстрацию красочных слайдов разнообразия существующих птиц и прибегали к наводящим вопросам, например, встречали ли они подобных птиц в нашем краю? И дети загорались желанием выяснить, какие птицы живут в нашем крае и что стало первым продуктивным шагом в проекте.
Занятие № 2
На втором занятии – проводили поиск информации, подбор иллюстраций, теоретического материала, занимательного материала (библиотека, Интернет, опрос детьми родителей, старших братьев и сестер).
Также дети самостоятельно проводили наблюдение за птицами и в школьном парке и на территории дома. Например, выясняли, чем питаются встреченные ими птицы, определяли их вид, уточняли название по энциклопедии, книгам, добывали сведения о птицах у родителей и т.д.
Занятие № 3
На третьем занятии проводили выездную экскурсию в городской парк. Здесь дети совместно проводили наблюдения за птицами под руководством классного руководителя, который помогал с помощью наводящих вопросов добывать им необходимые знания о птицах. Дети также на этом этапе проекта наблюдали за поведением птиц, слушали звуки, издаваемые птицами, делали фотографии, записывали их на видео, а голоса птиц – на аудио носители.
На этом занятии педагог рассказывал детям о встреченных на экскурсии птицах различные о них факты, например, где прячутся птицы зимой? Чем питаются в городе? Какие встреченные детьми птицы занесены в «Красную книгу» и почему? Также совместно с детьми вспоминали пословицы, рассказы, сказки, где встречаются эти птицы. Например, увидев ворону, педагог просил детей, сказать, что это за птица? Что они о ней знают? Вспомнить в каком произведении, мультфильме, фильме эта птица упоминалась? Какими чертами наделял ее автор? И т.д. Во время и после экскурсии дети активно делились впечатлениями с друг другом и взрослыми (педагогом, семьей).
Занятие №4-6
Четвертое, пятое и шестое занятия с детьми – это практические занятия, на которых педагог с детьми мастерили кормушки для птиц из подручного материала (пластиковые бутылки, картонные пакеты из под сока), которые развешивались в школьном саду; оформлялись результаты работы в виде книги «Птицы нашего края», в которой собирался иллюстративный и информативный материал о птицах, собранными детьми во время практических занятий, экскурсий, домашнее творчество учащихся – их рисунки, стихи, рассказы, заметки-наблюдения о птицах и т.п.
Занятие № 7
На седьмом (заключительном) занятии подводили итоги работы, и происходила защита проекта «Птицы нашего края». На защиту проекта были приглашены гости: родители учащихся, и учащиеся 3 «А» класса. Вниманию гостей была представлена созданная в результате проекта книга «Птицы нашего края». Защита проводилась в форме игры с награждением медалями «за проявленную смекалку», «за творческий подход», «за помощь в исследовании» и т.п.
Все материалы, собранные в ходе всей проектной деятельности заносились в отдельную классную папку-проект «Юный исследователь».
Ниже представлен конспект внеурочного занятия по проекту «Птицы нашего края».
КОНСПЕКТ ИТОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ПРОЕКТУ «ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
Цель занятия:
- создать условия для реализации проектной деятельности учащихся,
-осуществление развития творческих способностей младших школьников;
- социализация детей,
-расширения их знаний об окружающем мире;
- закрепление коммуникативных навыков и умений
-навык работы в коллективе;
-сплочение коллектива класса
Задачи занятия:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению птиц ближайшего окружения.
Развивающие: развивать активную познавательную деятельность через проект; формировать умение осуществлять действие в сотрудничестве, высказывать свою точку зрения и защищать свое творчество, аргументировать, отвечать на вопросы, планировать работу в паре, группе, проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, составлять небольшие устные монологические высказывания.).
Воспитательные: формировать опыт сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; стимулировать развитие познавательного интереса; нравственное воспитание (воспитание бережного отношения к птицам, к окружающей природе).
Форма занятия: презентация, доклады участников проекта.
Ресурсы занятия: плакат с названием темы проекта, отчетный иллюстрированный журнал «Птицы нашего края» с творчеством учащихся по теме проекта, рисунки и стихи учащихся о птицах, грамоты победителям и участникам проекта, интернет – ресурсы, аудиозаписи голосов птиц, иллюстрации птиц.
Межпредметные связи: экология, география, биология.
Участники занятия: педагог, учащиеся 3 класса - участники проекта «Птицы нашего края», родители учащихся.
Ход занятия
1.Организационный момент. Приветствие учащихся и приглашенных.
2.Актуализация знаний.
-Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный классный час. Он посвящен защите нашего проекта «Птицы нашего края».
Мы с вами на протяжении двух недель проводили занятия по проекту «Птицы нашего края»: ходили на экскурсию в городской парк, собирали информацию о птицах, которые живут в нашей местности, наблюдали за поведением птиц в природе, выясняли различные занимательные факты из жизни птиц, сочиняли стихи и рассказы о птицах.
И сегодня мы с вами подведем итоги нашего проекта – представим приглашенным зрителям, созданный нами журнал «Птицы нашего края».
3. Закрепление пройденного, повторение и обобщение
- Давайте представим зрителям, чем мы с вами занимались (На экране демонстрируется электронная версия журнала «Птицы нашего края»).
А теперь заслушаем каждого участника, какой вклад он внес в создание нашего проекта. (Выступление детей с показом своих рисунков, декламированием стихотворений по теме проекта и т.п.).
- Вы молодцы. Дорогие зрители давайте поаплодируем участникам за их интересные рассказы.
- А теперь, давайте проверим, какие знания о птицах вы получили, создавая этот проект. Я буду задавать вопросы, а вы, кто знает ответ – поднимает руку и отвечает. Приступим.
Вопросы:
- Какие птицы вы встречали в нашем краю во время работы над проектом?
- Какие из них занесены в Красную книгу России?
- Чем питаются эти птицы?
- Как они зимуют в городе?
- Какие интересные повадки птиц вы замечали?
- Какая птица самая маленькая из встреченных вами во время работы над проектом?
- А какая птица самая маленькая в мире?
- Самая быстрая птица (стриж). Встречается ли она в наших краях?
- Чем можно кормить птиц?
10.Самая большая птица на земле? (страус).
- А теперь я буду вам показывать иллюстрации птиц, а вы мне будете называть, что это за птица (учащиеся отгадывают птиц по картинкам)
- Еще одно задание - угадайте птиц по голосам (учитель включает аудиозапись с голосами птиц – учащиеся отгадывают).
4. Подведение итогов
- Молодцы. Вы отлично справились с заданиями. Вы хорошо поработали над проектами и достойны награждения. (Учитель награждает грамотами и сладкими призами всех участников проекта)
5. Рефлексия
-Понравилось ли Вам работа над проектом? Хотели бы Вы провести новые проекты по другим темам? (Дети отвечают).
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
Для того, чтобы развивать и совершенствовать уровень нравственного развития детей, педагогу начальной школы необходимо максимально разнообразить работу в данном направлении, вести ее систематически и целенаправленно, используя для этого все возможные способы и средства.
Существует множество методов и средств, способствующих нравственному развитию младшего школьника во внеурочной деятельности. К эффективным средствам можно отнести художественную литературу, творческую деятельность, исследовательскую и проектную деятельность, кружковую работу и др.
Наш опыт духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях внеурочной деятельности был рассмотрен с помощью обращения к мультипликации и проектной деятельности, где были приведены подробные методы и алгоритм работы в данном направлении.
Считаем, что данный опыт может быть полезен педагогам начальной школы в практической деятельности по формированию нравственных качеств младшего школьника в условиях внеурочной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в соответствии с целью и задачами исследования, можно сделать следующие выводы:
На всех этапах развития педагогической мысли, проблема нравственного развития и воспитания учащихся занимала и занимает одно из центральных мест в педагогике и психологии, поскольку считается, что только нравственное развитие и воспитание может обеспечить формирование у детей добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.
Формирование устойчивых нравственных свойств личности младшего школьника – одна из важнейших задач начальной школы, поскольку формирование нравственных качеств особенно значимо в дошкольном детстве и у младших школьников, так как именно в эти возрастные периоды происходит закладка и развитие всех важных процессов и качеств личности. Поэтому важно, чтобы дети в дошкольном и младшем школьном возрасте получали только положительные поведенческие примеры.
В младшем школьном возрасте ребенок начинает активно усваивать нормы и правила поведения, принятые в обществе; ученик способен владеть своим поведением, понимать правила поведения и действовать согласно им. Решающая роль в нравственном формировании младшего школьника принадлежит педагогической практике, где имеется множество методов и средств, которые применяются в процессе нравственного воспитания и развития младшего школьника (например, рассказ, беседа, положительные примеры, методы наказания и поощрения и мн. др.). Основная их функция – привитие учащимся норм и правил, принятых в обществе.
Мы считаем, что нравственное развитие должно пронизывать все компоненты школьной жизни: не только уроки и перемены, но и внеурочную деятельность, так как именно в ней существует возможность создать для ребёнка такие условия, в которых он сможет свободно проявлять и развивать свои интересы, постигать духовно-нравственных ценности и культурные традиции.
Был представлен практический опыт духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников в условиях внеурочной деятельности с помощью таких эффективных средств нравственного развития, как мультипликация и проектная деятельность. Были осуществлены практические занятия, призванные помочь школьникам исследовать окружающий мир, понимать ценность животного мира, научить любить живых существ и заботиться о них. Формы внеурочных занятий были достаточно разнообразны – это и занятия в форме экскурсий, лабораторные исследования, беседы и творческие проекты по теме исследования.
Считаем, что представленный опыт может быть полезен педагогам начальной школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младшего школьника в условиях внеурочной деятельности.
Таким образом, цель работы достигнута, все задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 – №11 – С. 68-71.
- Бабанский, Ю.К. Педагогика: учебное пособие / Ю.К. Бабанский. – 2-е издание, дополненное и переработанное. – Москва: Просвещение, 1988. – 479 с.
- Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/ Л.И. Божович// Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 1975. – С.104.
- Бозорова, Х.Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе/ Х. Т. Бозорова // Молодой ученый. – 2014. – №9. – С. 458-460.
- Волков, Б.С. Психология младшего школьника/Б.С. Волков. – М.: Альма Матер, 2006. – 208 с.
- Гликман, И.З. Теория и методика воспитания/И.З. Гликман. – М.: Изд.-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. – 176 с.
- Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Педагогика и психология/Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2004. – 480 с.
- Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под.ред. А.В. Петровского. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 439 с.
- Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос. акад. Образования. – М.: Просвещение, 2009. – 75 с.
- Дондокова, Р.Б. Некоторые аспекты развития духовно нравственных ценностей младших школьников / Р.Б. Дондокова // Вестн. БГУ. – 2014. – №4. – С.62-65.
- Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре / Под ред. Т.Д. Попова. – М.: «Мозаика-Синтез», 2010. – 312 с.
- Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников/А.А. Калюжный. – Москва, 2008. – 205с.
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников / Под ред. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // [Электронный ресурс]. – режим доступа: www.r-komitet.ru. – Заглавие с экр. – (дата обращения 25.10.17).
- Лихачев, Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс/Б.Т.Лихачев//Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Прометей, 1995. – 282 с.
- Маслов, С.И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания / С.И. Маслов // Педагогика. – 2008. – № 9. – С.46-51.
- Матвеев, П.Е. Моральные ценности: монография / П.Е. Матвеев. – Владимир: Владим. гос. ун-т, 2008. – 190 с.
- Микляева, Н.В. Социально-нравственное воспитание детей / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, А.С. Ахтян. – М.: «Айрис Пресс», 2009. – 295 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология Феноменология развития / В.С. Мухина. – М, 2007. – 640 с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, А.Н. Российская; Российский фонд культуры; – 3-е изд., стереотипное – М., 1995. – 928 с.
- Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания/ Т.И. Петракова. – М.: Просвещение, 2007. – 234 с.
- Ракова, Н.А. Педагогика современной школы/Н.А.Ракова// Учебно-методическое пособие. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – 215 с.
- Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А.З. Рахимов. – СПб., 2008. – 169 с.
- Сладковский, И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Сладковский. – М.: Изд-во Москва, 2012. – 288 с.
- Соколова, И.И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника/И.И. Соколова // Начальная школа. 2007. – №6. – С. 82-83.
- Степанова, Е.А. Новая духовность и старые религии/ Е.А.Степанова// Научно-теоретический журнал «Религиоведение». – 2011. – № 1. – С.128
- Ушинский, К.Д. Собрание сочинений/К.Д.Ушинский. – Т. 2. – М., 1985. – С.34.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
- Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 13 июля 2015 г. № 238-ФЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. – (дата просмотра – 26.10.2017).
- Хорунжая, И.О. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников в художественно-образовательной среде / И.О. Хорунжая // Человек и образование. – 2008. – № 4. – С. 25 – 28.
- Шегаева, А.В. Способы формирования нравственных качеств у младших школьников/ А.В. Шегаева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014. – С. 144-145.
- Шилова, М.И. Учителю о воспитании школьников/М.И. Шилова. – М.: 1990. – С. 14-35.
- Шитякова, Н.П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях/Н.П. Шитякова// Курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ. – 2004. – 158 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ПРОЕКТУ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Цель занятия:
- формировать представления учащихся о своем крае,
- создать условия для реализации проектной деятельности учащихся,
-осуществление развития творческих способностей младших школьников;
- социализация детей, сплочение коллектива класса;
-расширения их знаний об окружающем мире;
- духовно-нравственное воспитание.
Задачи занятия:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению своей малой Родины.
Развивающие: развивать активную познавательную деятельность через проект; формировать умение осуществлять действие в сотрудничестве, высказывать свою точку зрения и защищать свое творчество, проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Воспитательные: формировать опыт сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; стимулировать развитие познавательного интереса; прививать нравственные качества, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну и свою малую Родину.
Форма занятия: презентация выставки стихов и рисунков участников проекта.
Ресурсы занятия: плакат с названием темы проекта, оформленный стенд в классе с рисунками и стихами учащихся о своей малой Родине.
Участники занятия: педагог, учащиеся 3 класса - участники проекта «Моя малая Родина», родители учащихся.
Оборудование и материалы занятия: использование информационных технологий: ноутбук для презентации; иллюстрации с видами города, стенд с выставкой рисунков участников проекта с достопримечательностями города Санкт-Петербурга и стихов о малой Родине.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Приветствие учащихся и приглашенных.
2.Актуализация знаний.
-Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами подведем итоги нашего проекта «Моя малая Родина».
- Дети, скажите, как называется город, в котором вы живете?
- Правильно. Наш город – Санкт-Петербург, древнейший город, с богатой историей.
- А что вы знаете о нем? Какие достопримечательности нашего города вам известны?
2.Мотивационно-ориентировычный этап.
- Молодцы. Вы хорошо знаете наш город. А теперь представьте, что к вам приезжают гости из другого города, что вы им расскажете? Какие места захотели бы показать? Проводится беседа о том, как много интересных мест есть в нашем городе.
3. Актуализация знаний.
Ведущий предлагает детям отправиться в путешествие по знаменитым местам в городе. Начинается показ презентации «Достопримечательности города Санкт-Петербурга».
4. Рефлексно-оценочный этап.
- Молодцы. Теперь мы знаем, куда мы поведем наших друзей, и как можно весело и интересно провести время в нашем городе.
- Все это вам хорошо известно, так как вы работали над проектом «Моя малая Родина». Давайте покажем вашим родителям, ваши рисунки и стихи о малой Родине (Все подходят к стенду с рисунками и стихами).
-Понравилось ли Вам работа над проектом? Хотели бы Вы провести новые проекты по другим темам? (Дети отвечают).
5. Подведение итогов
- Молодцы. Вы хорошо поработали над проектами и достойны награждения. (Учитель награждает грамотами и сладкими призами всех участников проекта).
Таким образом, мы видим, что на примере рассмотренных двух проектов вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует развитию не только их творческих способностей, познавательному интересу, но и учит любить природу, беречь и защищать ее (проект «Птицы нашего края»); воспитывать патриотические чувства к своей Родине, интерес к ее традициям, духовным ценностям, знакомство с достопримечательностями родного края способствует воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за свою страну, своих соотечественников (проект «Моя малая Родина»).
Так же учат детей нравственному поведению и помощью художественной литературы, просмотров детских фильмов и мультфильмов.
Ниже представлен конспект такого внеурочного занятия.
Конспект внеурочного занятия
на тему «Ответственность»
Форма занятия: внеурочное мероприятие
Возраст: учащиеся 3 класса.
Направление: нравственное воспитание младших школьников (дать учащимся знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы и идеалы, а также навыки, умения и привычки поведения).
Цель занятия: формирование нравственных качеств и нравственного поведения младших школьников.
Задачи:
Образовательные: расширение представлений младших школьников о нравственных качествах, правилах и нормах поведения.
Развивающие: способствовать развитию трудолюбия; навыков самоконтроля и сотрудничества; развитие мышления, воображения, творческих способностей детей.
Воспитательные: воспитывать чувство дружбы и уважения к друг другу; ответственности за свои поступки, культуру межличностного общения.
Оборудование: плакат с названием мероприятия, музыкальное сопровождение (попурри из мультфильмов); интерактивная доска, ПК, мультфильм «И так сойдет» (производство «Союзмультфильм», 1981 г., режиссер: Юрий Прытков).
Предполагаемые результаты:
Познавательные УУД:
- умение самостоятельно выделять существенную информацию из источника; преобразование практической задачи в познавательную.
Коммуникативные УУД:
- умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Регулятивные УУД: цель деятельности удерживать до получения ее результата; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности; оценивать результаты своей деятельности.
Личностные УУД: проявлять понимание и уважение к друг другу, строить свои взаимоотношения с учетом доброжелательности, внимательности; развивать ответственность за свои поступки: давать оценку чужому поведению, оценивать свое поведение, предвидеть возможные последствия, основываясь на моделях поведения, представленных в мультфильмах.
Схема занятия
- Активизация внимания учащихся.
- Основная часть:
- постановка проблемы занятия (педагог сообщает учащимся тему и подводит вопросом к проблеме занятия);
- просмотр мультфильма;
- обсуждение проблемы занятия через образы, которые были представлены в мультфильме; анализ, преобразование ключевых ситуаций (поиск путей преобразования отрицательных образов в положительные);
-проведение игры, инсценировка предложенных детьми решений.
- Рефлексия. Подведение итогов. Запись основных нравственных понятий, изученных на занятии, в словарик.
Ход занятия
I. Активизация внимания.
- Здравствуйте дети. Вот мы и снова с вами встретились. Пусть хлопнут в ладошки те из вас, у кого сегодня хорошее настроение. А теперь топните ножкой те, у кого среднее настроение. А сейчас те ребята, у кого плохое настроение, улыбнитесь вместе с нами, и мы начнем наше занятие с радостными лицами.
- Сегодня мы с вами будем говорить о наших ежедневных делах.
II. Основная часть.
Постановка проблемы занятия:
- Дети, давайте перечислим и составим список, какие важные и полезные дела вы делаете ежедневно? (помощь по дому, уход за сестрой\братом, за животными и др.). Список пишется учителем на доске.
- Какой большой список у нас получился. Вы такие молодцы, столько добрых дел делаете ежедневно, это говорит о том, что вы очень ответственные люди.
- Но к нему вернемся позже, а сейчас будем смотреть мультфильм, где герои тоже хотели сделать много хороших дел. А вот получилось ли это у них, об этом вы мне расскажите после просмотра.
- Итак, садимся поудобнее и начинаем смотреть мультфильм.
Просмотр мультфильма «И так сойдет» (10 минут)
Обсуждение мультфильма.
- Ребята, вам понравился мультик? (ответы детей).
- А про что мультик? (выслушиваются ответы детей).
- Какие дела пытались делать герои? (дети перечисляют действия персонажей мультфильма).
- А почему у них это не получалось? (дети строят предположения).
Игры. Проигрывание ситуации.
- Ребята, а вы согласны, что у каждого могут быть и хорошие и не очень хорошие качества?
- Сейчас мы с вами разделимся на три команды:
1 команда – команда судей, и вы должны назвать плохие качества героя мультфильма (пример: трус, хвастун, безответственный);
2 команда – команда адвокатов, вам такое задание – назвать хорошие качества героя (пример: веселый, отзывчивый);
3 команда – команда экспертов, вам задание - найти способ превратить плохие качества героя в хорошие (примеры выполнения задания: быть ответственным за свои поступки, доводить начатое до конца).
Ребята выполняют задание, потом происходит совместное обсуждение результатов.
- Рефлексия.
- Как видите, дети, плохой поступок можно исправить, но лучше его не допускать, а делать только хорошие дела, совершать добрые поступки.
- А вы помните, о чем мы говорили в начале занятия, до просмотра мультфильма?
- Правильно. Давайте вернемся к списку ваших хороших дел. Давайте представим, что могло бы быть, если бы мы также делали дела, как герой мультфильма? Почему каждый должен ответственно подходить к своим делам? (ответы детей).
III. Заключение.
- Ребята, мы с вами хорошо сегодня поработали. Вы молодцы. Давайте хлопнем в ладоши, если вам понравилось наше занятие.
- Чему вы научились на занятии? А теперь поднимите руку те, кто теперь будет еще более ответственным и трудолюбивым.
- А сейчас мне помашут рукой те, у кого сейчас такое же замечательное настроение, как и у меня.
На первом этапе ставилась цель работы, выяснялись задачи для реализации проекта; на втором этапе дети активно занимались поиском информации о своей малой родине – с помощью интернета, включали в работу своих родителей; на третьем этапе – составляли и сортировали полученный детьми результат их работы: фотографии, интересные заметки, рассказы и воспоминания детей о местах, которые ими запечатлелись в памяти, создавалась красочная и веселая презентация; на заключительном этапе, проводилась презентация работ, на которую приглашались гости (родители, учащиеся других классов). Детям вручались дипломы и благодарности за проделанную работу. В конце года предполагаем провести с детьми итоговый урок-презентацию по всем проектам, созданными с детьми по данной программе.
На занятиях мы видели, что все дети с нетерпением и удовольствием принимают активное участие в проведении таких занятий, с удовольствием отвечают на вопросы, инициативно проявляют познавательную деятельность, учатся рассуждать, анализировать, давать оценку поступкам как своим, так и чужим.
Главный принцип таких занятий – дать ребенку возможность высказать свое мнение, поразмышлять, ответить на главный вопрос (А как бы ты поступил? Дай совет героям. Помоги им найти выход из ситуации и др.).
На данном занятии в полной мере были реализованы возможности формирования и развития УУД:
- познавательные УДД: дети самостоятельно выделяли существенную информацию о нравственности, практическая задача преобразовывалась ими в познавательную (обсуждение мультфильма);
- коммуникативные УДД: учились строить свои мысли в соответствии с поставленной учителем задачей, развивали монологическую и диалогическую формы речи (анализ ситуации в мультфильме); учились взаимодействовать в коллективе (работа в команде);
- регулятивные УДД:, стремились получить конечный результат (игра в командах); давали оценку своей деятельности (итоги занятия);
- личностные УДД: развитие ответственности за свои поступки; дети учились давать оценку чужому поведению (на примере мультфильма), оценивать свое поведение, преобразовывали модель поведения, основываясь на собственном нравственном опыте, и нравственных представлениях, полученных после просмотра мультфильма (задание для команд).
Итак, с помощью мультфильма детям были показаны примеры правил и эталонов хорошего и примеры плохого поведения, с целью научить их давать оценку чужому поступку, оценивать свое отношение, предвидеть возможные последствия, основываясь на моделях поведения, представленных в мультфильмах; учить их ответственности за свои действия.
ТЕЗАУРУС
Внеурочная деятельность (внеклассная работа) - как деятельность организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время, организуется для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развивать или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Нравственное развитие – это направление в воспитании детей отражающее отношение ко всем значимым сферам жизни будущего члена социума, демонстрирует его патриотизм, нравственность, эстетическое восприятие, толерантность, любовь к природе, культуру поведения.
Младшие школьники – это возраст 6,7- 10,11- летних детей, обучающихся в 1- 3(4) классах современной отечественной начальной школы. Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируется основные психические новообразования.
Ученик - лицо пользующееся уроками и наставлениями педагога в какой либо области знаний.
Моя дипломная работа называется духовно- нравственное развитие младших школьников в условиях внеурочной деятельности. Работа состоит из введения, двух глав, выводов к двум главам, из проекта, два приложения к проектной деятельности и список литературы.
В ведении рассматривается проблема, которая заключается в самом названии темы (духовно- нравственном развитие младших школьников в условиях внеурочной деятельности). Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития всегда были насущными для общества. Развитие и воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять в свободное от обучения время, так как воспитание и развитие младшего школьника невозможно реализовывать в полной мере в рамках урока, которые накладывают определённые ограничения по времени и форме работы со школьниками. Поэтому решение этой проблемы можно найти во внеурочной деятельности, которая не имеет строгих ограничений ни в форме работы, ни во времени проведения. Основная цель внеурочной деятельности – это создание для ребёнка таких условий, в которых он сможет свободно проявлять и развивать свои интересы, постигать духовно-нравственные ценности и культурные традиции.
Актуальность. В связи с преобразованиями в обществе в соответствии с ФГОС начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания перед образовательными учреждениями поставлены задачи подготовки ответственного гражданина. Задачи:
1. Раскрыть сущность и понятие духовно-нравственного развития в начальной школе.
2.Рассмотреть процесс формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в начальной школе.
3. Изучить опыт духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников во внеурочной деятельности.
Мы вышли к 1главе. Теоретико-методологические основы. Для работы исследования послужили работы отечественных исследователей Н.Г. Авериной, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Шиловой и др. где освещены теории нравственного развития и воспитания младших школьников, методические аспекты формирования их нравственности; раскрыта роль внеурочной деятельности в нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Предмет исследования: духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в условиях внеурочной деятельности».
Гипотезой исследования послужило предположение, что внеурочная деятельность является эффективным средством духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
1 глава Теоретические аспекты духовно–нравственного развития младших школьников в условиях внеурочной деятельности
- Сущность и понятие духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника
- Формы и методы формирования духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в начальной школе
Духовно-нравственное воспитание и развитие детей во внеурочной деятельности осуществлялось нами в двух направлениях:
- Организации проектной внеурочной деятельности младших школьников.
- Воспитание нравственности через знакомство детей с соответствующей теме мультипликацией и художественной литературой.
- К первой группе методов, относятся методы убеждения: это, например, чтение и анализ рассказов, поговорок, сказок, притч с нравственной подоплекой; различные этические беседы, внушения, разъяснения и диспуты, иллюстрация примеров и др.
- Метод разъяснения, который представляет собой метод эмоционально-словесного воздействия на учащихся.
- Метод этической беседы. Данный метод используется, когда педагог хочет привлечь учащихся к анализу поступков и поведения героя рассказа, фильма, персонажа с целью выработки у младших школьников способности проводить нравственные оценки суждений.
Мы привыкли, что воспитание нравственности большинство происходит к соответствующей теме мультипликацией и художественной литературой, но по новым стандартам разработаем проект. Я предлагаю проект «Птицы нашего края» который состоит из календарно тематического плана, из 7 занятий, конспекта итогового занятия. И двух проектов в приложении: «Моя малая Родина» и «Отечественность». В конспект вошли: цель занятия, задач. Задачи - образовательные, развивающие, воспитательные состоит из формы занятия, ресурсов, межпредметных связей, участников. Ход занятия конспекта 1. Организационный момент, 2. Актуализация знаний. 3. Закрепление пройденного, повторение и обобщение состоит из вопросов. 4. Подведение итогов. 5. Рефлексия. и двух проектов в приложении: «Моя малая Родина» и «Отечественность». Предлагаю календарно- тематический план проекта «Птицы нашего края».
Итак сделаем выводы ко 2 главе. Существует множество методов и средств, способствующих нравственному развитию младшего школьника во внеурочной деятельности. К эффективным средствам можно отнести художественную литературу, творческую деятельность, исследовательскую и проектную деятельность, кружковую работу и др.
Считаем, что данный опыт может быть полезен педагогам начальной школы в практической деятельности по формированию нравственных качеств младшего школьника в условиях внеурочной деятельности.
Календарно-тематический план программы по духовно-нравственному развитию младшего школьника в условиях внеурочной деятельности представлен в таблице ниже:
Таблица 1. Календарно тематический план программы
Формы работы | Цель и задачи программы | Алгоритм содержания занятий проекта, форма деятельности | Сроки |
Проектная деятельность. Проект 1. «Птицы нашего края» Проект 2. «Моя малая Родина». | Цель: создать условия для реализации проектной деятельности учащихся – осуществление развития творческих способностей младших школьников; - социализация детей, - расширения их знаний об окружающем мире; - закрепление коммуникативных навыков и умений - навык работы в коллективе; – сплочение коллектива класса. Задачи: - развитие коммуникативных умений; - развитие творческого потенциала; - развитие способности работать в коллективе, - обучение работе совместной деятельности, – вести обсуждения, - высказывать свое мнение, - подчинятся правилам коллектива. | Занятие №1 - знакомство учащихся с идеей, определение целей и задач, создание групп (по 5-6 учеников) с распределением обязанностей между учащимися. Занятие № 2 – поиск информации, подбор иллюстраций, теоретического материала, занимательного материала (библиотека, Интернет, опрос детьми родителей, старших братьев и сестер). Занятие № 3 – экскурсии на выставку, природу, в музей по теме проекта. На этом занятии выявляются интересные факты, материал по теме проекта, ведется беседа, выясняются детали проекта, уточняются задания по проекту, изучаются выполненные задания, решается вопрос о их доработке и т.п. Занятие №4 - 5 - практические занятия: изготавливаются поделки, рисунки, готовится материал для презентации проекта. Занятие № 6. - оформляются результаты проекта в виде отчетного журнала по проекту «Птицы нашего края», книги по проекту «Животный мир», готовится выставка рисунков и стихов по проекту « Моя малая родина» На этом этапе собирается весь иллюстративный и информативный материал по темам проекта, собранными детьми во время практических занятий, экскурсий, домашнее творчество третьеклассников – их рисунки, стихи, рассказы, заметки-наблюдения Занятие № 7-8 – итоги работы, защита проекта на классном часе. Защита проводится в форме игры с награждением медалями «за проявленную смекалку», «за творческий подход», «за помощь в исследовании» и т.п. | Сентябрь -ноябрь |
Обращение к мультипликации Просмотр мультипликации | Нравственное развитие и воспитание младших школьников. Учить правильным поступкам на примерах | Беседа после просмотра мультфильмов о нравственных поступках, поведении героев | Сентябрь-ноябрь |
Итог программы | подведение итога работы с учащимися. | Итоговая презентация проектов: выставка результатов проектной деятельности «Юный исследователь»; сочинения по любимому герою мультфильмов | Декабрь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"
Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...
«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»
Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"
Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...
Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...