Опыт работа по теме "Развитие речи детей с ОНР посредством организации предметно-развивающей среды "
консультация (средняя группа)
Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, в детском саду испытывают большие трудности в обучении, не находят слов для выражения своих мыслей в школе. Поэтому развитие речи в детском саду имеет большое значение для общего развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_chulyukova.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34»
Выступление по теме:
«Развитие речи детей с ОНР посредством организации предметно-развивающей среды»
к методическому объединению
«Новые критерии оценки качества дошкольного образования: речевое развитие детей»
Подготовила:
Чулюкова Светлана Михайловна,
воспитатель МБОУ «СОШ №34»
31.10.2019
Тема: «Развитие речи детей с ОНР посредством организации предметно-развивающей среды».
Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, в детском саду испытывают большие трудности в обучении, не находят слов для выражения своих мыслей в школе. Поэтому развитие речи в детском саду имеет большое значение для общего развития ребенка.
Прекрасным средством для развития речи является предметно-развивающая среда в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ОНР. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать речь каждого ребенка, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом или объединяться по подгруппам по общим интересам и при этом развивалась бы речь дошкольника.
Правильно организованная предметно-развивающая среда в логопедической группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердится в чувстве уверенности в себя, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности (Н.В. Нищева).
Для этого в старшей группе создан центр «Будем говорить правильно».
В центре «Будем говорить правильно» есть картотека словесных игр, игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи, предметные картинки по всем изучаемым лексическим темам; игра «Чей хвост?», «Назови ласково», «Чего нет?», зеркала для артикуляционной гимнастики.
Кроме этого для развития мелкой моторики имеются шнуровки, трафареты для шнуровки, обводки, мозаика, пазлы, карандаши.
Для развития дыхания: шары для надувания, дудочки, вертушки, игры на воздушную струю, дидактические игры, разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Узнай по контуру», «Цвет и форма».
На звукопроизношение: логопедическое лото, логопедическое домино.
Для обучения грамоте: схемы слов, предложений, игры подбери слово к схеме, составь предложение по схеме, сложи слово, магнитная доска с буквами.
Особое внимание уделяется использованию лэпбука для индивидуальной работы в логопедической группе с ОНР.
Лепбук в переводе «настольная книга». Его мы сделали в начале учебного года. Он привлекает детей, носит познавательный, развивающий характер. Находится в свободном доступе, Дети берут и с удовольствием играют в понравившуюся игру.
Так в октябре месяце нами решались следующие коррекционно-образовательные задачи:
- Закрепление представлений об осени, ее приметах.
- Формирование умения составлять простые предложения по картинке.
- Уточнение, расширение и активизация словаря по темам:
1 неделя: «Осень. Признаки осени. Деревья осенью».
2 неделя: «Огород, овощи».
3 неделя: «Сад, фрукты».
4 неделя: « Лес. Грибы. Лесные ягоды».
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие связной речи, диалогической речи, речевого слуха, интонационной выразительности речи, зрительного внимания, мышления, творческого воображения, артикуляционной тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формирования навыков сотрудничества, взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
- Развитие в игре коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, формирования умения справедливо оценивать свои поступки (работы и поступки товарищей).
Например, проходили в октябре лексическую тему «Осень. Деревья осенью», «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты», «Грибы. Лесные ягоды», то использовали игры такие как:
- С какого дерева упал лист? С листочками разных деревьев. (Лист дуба-дубовый, лист рябины – рябиновый) словообразование.
- Игра «Один-много» деревья, овощи (Один дуб – много дубов, одна береза – много берез…)
- Игра «Большой-маленький» или «Назови ласково» овощи, фрукты (апельсин-апельсинчик, яблоко – яблочко) образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Игра «Из чего приготовлено» (пюре картофельное, каша тыквенная, пирог капустный)
- Игра «Из чего сделан сок» овощи-фрукты (Из фруктов – сок фруктовый, из тыквы - сок тыквенный).
- Игра «Один, два, пять» грибы. Согласование существительного с числительным (один гриб, два гриба, пять грибов).
Следует учитывать то, что ребенок легче усваивает и запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Таким образом, целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в ДОУ развивает речевую деятельность и играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании вызывает чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Литература:
Н.В. Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим нарушением речи с3 до5 лет)
Н.В. Нищева «Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в гдлядетейруппе компенсирующей направленности, ДОО с тяжелым нарушением речи (с 5 до 6 лет).
Н.В. Нищева «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации СПб, «Детство-ПРЕСС», 2010.
И.П. Степанов «Психология личности (текст), монография, И.С.Степанов, Бийский пед.-гос. университет им.В.М.Шукшина. Бийск, РПО БПГУ им.В.М. Шукшина,2005-90с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Презентация итоговой аттестационной работы "Делегирование полномочий в управлении педагогическим коллективом в организации предметно-развивающей среды ДОУ"
Представлена тема, актуальность,цель,задачи, гипотеза, пути и средства организации работы с педагогическим коллективом в создании предметно-развивающей среды...
презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt
Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС. ...
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....
Опыт работы «Оснащение центра «Здоровячок» с учетом интегрированного подхода к предметно-развивающей среде группы».
Оснащение спортивного уголка в группе....
Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".
Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...
"Организация предметно-развивающей пространственной среды группы детского сада"
О том, как организовать зоны в группе...