Возможности театрально-игровой деятельности как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)

Дунаева Елена Александровна

Театрально-игровая деятельность - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им подтекста произведения, участия в игре. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит развитие связной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности театрально-игровой деятельности как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

    Огромная роль в развитии связной речи детей дошкольного возраста принадлежит театрально-игровой деятельности. В основе деятельности лежит система движений и предметных явлений.

  Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. 
          Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремлённости проявлению интеллекта, эмоций при разыгрывании ролей.      Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют развитию связной речи, дети учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично; реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки.

       Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

     Воспитательные возможности театрально-игровой деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, строить диалог с партнёром на заданную тему, тем самым, развивая связную речь. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Игра – наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражений эмоций, впечатлений.
          Театрально-игровая деятельность – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит развитие связной речи.

      Детям интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории. 
         Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность действовать в воображаемых обстоятельствах, понимать внутренний мир персонажей. Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, - умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам.
         Развитие у ребёнка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрально-игровой деятельности происходит за счёт умения увидеть, проанализировать ситуацию с позиции разных персонажей, выделить свойства и условия разрешения.
        Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно придумывать замысел, содержание игры, отбирать изобразительно-выразительные средства, организовывать игру. В театрально-игровой деятельности ребёнок проявляет себя как артист, разыгрывающий сюжет, и как сценарист, выстраивающий его канву, и как декоратор, обустраивающий место для игры, и как конструктор, воплощающий технический проект.

    Организация педагогической работы может осуществляться с использованием разнообразных видов совместной театрально-игровой деятельности детей и взрослых:

- театрализованные занятия, спектакли;

- драматизация, арт-терапия;

- музей кукол, музей театра;

- совместная театрализованная деятельность детей и взрослых;
- самостоятельная театрально-художественная деятельность;
посещение драматических и музыкальных театров;

- мини-игры на других занятиях;

- театрализованные игры в повседневной жизни;

- музыкальные театрализации, музыкально-игровое творчество;

- театрализованные игры на праздниках, развлечениях;

- изготовление атрибутов к спектаклю, рисование по сюжету драматизаций.

    Театрализованные игры в дошкольном возрасте основаны на разыгрывании сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствии слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

       Очень важно внимательно выслушивать ответы и предложения детей; при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; спросить, у кого, получилось, похоже и почему, а не у кого лучше; в заключении различными способами вызвать у детей радость.

       В основе руководства театрально-игровой деятельности лежит работа над текстом литературного произведения. Текст произведения необходимо преподносить выразительно, художественно, при повторном чтении вовлекать детей в анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей. 

     Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена с целью, пробудить интерес к предстоящей работе.        Выбирая материал для инсценировки воспитателю необходимо отталкиваться от возрастных возможностей детей, их знаний и умений, обогащая их жизненный опят, пробуждая интерес к новым знаниям, расширяя их творческий потенциал. Десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:

- выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми;

- деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;

- работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;

- поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов;

- переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
           - работа над связной речью; выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
           - репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, музыкальным оформлением; репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций; уточнения темпоритма спектакля; назначение ответственных за смену декораций и реквизит;
- премьера спектакля; обсуждение со зрителями и детьми;

- повторные показы спектакля; подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.

Укреплению интереса к театрально-игровой деятельности способствует участие в оформлении спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование-как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста

Формирование у ребенка обобщенного представления о логической последовательности текста, на которые они ориентируются в самостоятельной речевой деятельности...

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Проект Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации.

Тема: «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации».Введение. Развитие связной речи является центральной задаче...

Интеррактивная игра как средство развития связной речи для детей дошкольного возраста

Использование игры для позитивной социализации и развития речи дошкольников во время приобретения знаний о родном городе...