Проект "Сказка в музыке"
методическая разработка (подготовительная группа)

для детей подготовительных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_proekta_moego.docx37.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                     ПРОЕКТ «Сказка в музыке»

Актуальность проекта: формирование основ музыкальной культуры -  главная задача  музыкального воспитания в детском саду.

«Музыка вводит ребенка в мир добра»  (В. Сухомлинский)

В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в  маленьких слушателях  сопереживания. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий.

 Цель проекта:

Формировать  основу музыкальной  культуры.

  Задачи :

Образовательные: знакомить  с образцами классической музыкальной культуры.

Развивающие задачи: развивать музыкальную память, внимание.

Воспитательные задачи: воспитывать  осознанное отношение к восприятию музыки и художественной литературы.

Участники проекта: дети подготовительных  групп , воспитатели.

Хронометраж: кратковременный   с 1октября по 29 ноября  2019 года

Риски: карантин

Оборудование: доска, акустическая установка , ноутбук.

 Подготовка проекта:

Выбор темы , определение задач, соответствующих возрасту участников,  длительности проекта, написание сценария, его обсуждение,  распределение обязанностей между участниками

Реализация проекта:

 I Вводный этап:

Предварительная работа с детьми по  прослушиванию и обсуждению  музыкальных фрагментов  опер, балетов, программной музыки.

II  Основной этап:

Непосредственно музыкально- образовательная деятельность, проведение вечеров досуга с интеграцией видов искусств.

III Заключительный этап: Проведение музыкальной викторины по прослушанным произведениям.

Проект дал возможность  закрепить и обобщить знания детей ,полученных на музыкальных занятиях, вечерах досугов.  Возник эмоциональный отклик на яркие музыкальные  впечатления. Дети проявили  интерес к представленному материалу. Развитие интереса к музыке русских композиторов важно в музыкальном воспитании , в формировании музыкальной культуры.

«Сказка в музыке» П.И.Чайковский  « Детский Альбом»  «Баба  Яга»

Цель:

Восприятие образного содержания музыкальных произведений русских композиторов;

Освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства.
Задачи

Образовательные:

привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;  познакомить ребят с творчеством русских композиторов;
учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.                             

Воспитательные:

способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к музыке;
способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса , потребности в общении с музыкой, воспитывать культуру слушателя.                                                                                  

Развивающие:

развивать творческие способности , образное и ассоциативное мышление; развивать речь детей.

Ход:

Музыкальный руководитель:

Любите ли выслушать сказки?

Сказки бывают разные: русские народные сказки или сказки, написанные писателями. Какие сказки вы знаете? Сегодня мы поговорим о русской народной сказке, а точнее об одном персонаже русской народной сказки. Сказочных персонажей очень много

Сегодня мы будем говорить о Бабе-Яге.  
В каких русских сказках описывается образ Бабы-Ягы?
(про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку, «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка» ) А где же живет Баба-Яга?.

Баба-Яга — один из злых образов русских народных сказок. А есть ли у Бабы-Яги друзья?

Рассмотрим картину русского художника Васнецова «Баба-Яга». Какой она изображена на картине? Она страшная, костлявые руки, страшные глаза, нос крючком. Она быстро летает в ступе по лесу. Она похищает детей.

Когда она летит над высокими горами и лесами, её полёт сопровождается страшным шумом, воем и свистом. Вихрем носится она по воздуху, нагоняя страх и ужас на людей и животных.
А сейчас вы услышите музыку, которую написал русский композитор П.И.Чайковский. И называется эта пьеса тоже «Баба – Яга». Написана эта пьеса в 1878 году и входит в «Детский альбом» - фортепианный цикл из 24 пьес. «Детский альбом» посвящён племяннику композитора Володе Давыдову  и предназначен для домашнего музицирования..А теперь внимательно послушаем музыку.

Слушаем «Баб Яга» П.И.Чайковский.

Музыкальный руководитель:

Какая прозвучала музыка у образа Бабы Яги?

Какие звуки присутствовали в музыке?

(короткие,  злые, резкие)  Каков темп в музыке? 

На каком инструменте исполняют пьесу?

Какое настроение вызвала эта музыка? ( Страх,беспокойство)
Музыка рисует Бабу-ягу звуками короткими, острыми и даже злыми. Уже самое начало пьесы Чайковского «Баба-Яга» отличается фантастическим, угрюмым и зловещим характером.

Мы можем представить себе, как она сердито машет клюкой, кричит и грозит костлявым пальцем, смотрит злым, «колючим» взглядом. Баба Яга улетает
мы слышим  исчезновение Бабы-Яги. Вся эта фантастическая пьеса насыщена тревожной стремительностью, беспокойством и имеет мрачный характер.

Сказка в музыке «Кикимора». А.К.Лядов

Цель:

Восприятие образного содержания музыкальных произведений русских композиторов;

Освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства.

Задачи

Образовательные:

привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;  познакомить ребят с творчеством русских композиторов;
учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.                             

Воспитательные:

способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к музыке;
способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса , потребности в общении с музыкой, воспитывать культуру слушателя.                                                                                  

Развивающие:

развивать творческие способности , образное и ассоциативное мышление; развивать речь детей.


А вот ещё одна Баба-Яга. Русский композитор Анатолий Константинович Лядов написал небольшую пьесу для оркестра. Пьеса написана на сюжет «Народных русских сказок» А. Афанасьева: «Баба-Яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и вылетела со двора: пестом стала погонять, помелом след заметать… скоро послышался в лесу шум: деревья затрещали, сухие листья захрустели…»

Во вступлении композитор изобразил свист Бабы-Яги (играет флейта) и подъезжающую ступу. Музыка звучит низко, зловеще, страшно. Слушая ее можно представить темный дремучий лес, в котором живет Баба Яга. Слышатся таинственные шорохи, лесные шумы, потрескивание сломанных сучьев.

И вот Баба-Яга понеслась, погоняя свою ступу. Звуки ксилофона напоминают стук костей. Злые акценты, отрывистые возгласы, короткие мелодические интонации изображают полет Бабы-Яги, которая гремит костями, свистит, злится. Музыка похожа на зловещую пляску, потом начинает звучать высоко, будто ступа Бабы-Яги взвилась высоко в небо и унеслась.

 тембр: звучит оркестр;

динамика: звучит тихо, потом громко, снова тихо – прилетела яга, покружила, снова улетела;

регистр высокий и низкий: спускается и снова улетает вверх;

темп быстрый - полёт бабы яги;

интонации злые, колючие, страшные, диссонансы.

Сказка в музыке «Избушка на курьих ножках».М.П.Мусоргский

Цель:

Восприятие образного содержания музыкальных произведений русских композиторов;

Освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства.

Задачи :

Образовательные:

привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;  познакомить ребят с творчеством русских композиторов;
учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.                             

Воспитательные:

способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к музыке;
способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса , потребности в общении с музыкой, воспитывать культуру слушателя.                                                                                  

Развивающие:

развивать творческие способности , образное и ассоциативное мышление; развивать речь детей.

Еще один русский композитор посвятил свою пьесу Бабе-Яге – это Модест Петрович Мусоргский.

Пьеса русского композитора Модеста Мусоргского "Избушка на курьих ножках. Баба-Яга”

Композитор по-своему " озвучил” рисунки, картины и архитектурные проекты художника. У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. А фантазия Мусоргского изобразила образ жительницы этого "домика” – Бабы-Яги. 
Эту картинку композитор увидел на выставке Гартмана и свой фортепианный цикл так и назвал «Картинки с выставки».
В этой пьесе композитор очень натурально, почти зримо рисует сцену полета Бабы-Яги: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит с посвистом и гиканьем, как и положено нечистой силе.
Слушание произведения «Избушка на курьих ножках» из фортепьянного цикла «Картинки с  выставки» М.П. Мусоргского. 

Какое настроение вызвала эта музыка? Эта пьеса состоит из 3-х частей. Баба – Яга Мусоргского настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения. В первой  части пьесы резкие скачки и свист, но  во второй  части скачки и свист стихают и сменяются звуками волшебного леса. Скользят по небесной  лазури стрекозы, порхают бабочки, весело щебечут птицы, но… чары быстро рассеиваются. В музыке  третьей части снова возникает вихрь резких, скачущих звуков, злая Баба – Яга продолжает свой разбойничий полет. Первая часть рисует образ Бабы Яги злой, хромой, которая опирается на свою метлу, гремит клюкой и ступой. А потом вдруг ступа с Бабой Ягой взвивается в небо, и музыка меняет свой характер.

Страшная Баба-Яга? Такая же как и в пьесе П.И.Чайковского и А. Лядова?

 А сейчас мы с вами сможем посмотреть мультфильм на музыку М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках».

Сегодня мы услышали замечательную музыку, которую композиторы сочинили благодаря волшебному сказочному образу - Бабе Яге.

            «Сказка  музыке  Н.А.Римского- Корсакова»

Цель: познакомить с музыкой Н.А.Римского Корсакова.

Образовательные задачи:

Расширять представление о музыкально- выразительных средствах.

Закрепить знания детей о музыкальных жанрах.

Развивающие задачи: развивать музыкальную память ,внимание.

Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Музыкальный руководитель:

Великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков- композитор сказочник. Его оперы по сказкам «Сказка о царе Салтане» «Снегурочка», «Золотой петушок», «Шехерезада» любят и взрослые и дети.

     Ель растет перед дворцом

А под ней хрустальный дом,

Белка там живет ручная,

Да затейница, какая!

Белка песенки поет.

Да орешки все грызет.

Изумрудец вынимает.

     А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет.

И с присвисточкой поет.

При честном при всем народе:

Во саду ли в огороде.

Фрагмент «Белка»

Музыкальный руководитель:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

     Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Фрагмент  «Тридцать три богатыря»

     За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

     А сама-то величава,

Выступает, будто пава:

А как речь-то говорит;

Словно реченька – журчит.

Фрагмент «Царевна Лебедь»

Музыкальный руководитель:

Как на славной Руси жил красавец – гусляр.
На пирах он играл, неся людям всем дар.
Песни звонкие пел, забавлял всей душой,
Что прекрасней Руси нет на свете другой.

Садко гусляр из Великого Новгорода. После его игры на гуслях раздвигаются воды и из пучин озера показывается сам морской царь .С помощью Морского царя Садко вылавливает из озера трёх золотых рыбок. С этого дня Садко начинает богатеть. Он решает посмотреть мир и отправляется в путь. Но  на море поднимается шторм ,волны бьют корабль, ветер рвёт паруса.

Это морской царь требует дань, выкупа и не пропускает корабли.

Сбросили в  воду  бочку  серебра , бочку золота .Шторм не успокаивается.

Тогда сам Садко решается прыгнуть в воду и попадает к Морскому царю. Садко играет на гуслях, царь пляшет.

На море от пляски царя поднялась буря ,стали тонуть корабли. Садко рвёт струны на гуслях и буря стихает. Садко засыпает,  а проснувшись  на берегу реки видит вдали свои корабли целехонькие.

Ария Садко «Заиграйте мои  гусельки»  дети играют на инструментах.

Музыкальный руководитель :

Мы послушали с вами музыку великого русского  композитора сказочника Николая Андреевича Римского-Корсакова.

«Сказка в музыке М. И. Глинки»

Цель: познакомить с музыкой М.И.Глинки

Образовательные задачи:

Расширять представление о музыкально- выразительных средствах.

Закрепить знания детей о музыкальных жанрах.

Развивающие задачи: развивать музыкальную память ,внимание.

Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Музыкальный руководитель: С детства Михаил Иванович Глинка любил  русские народные песни , пляски, хороводы. Его музыка похожа на  русские народные  мелодии. В ней он воспел красоту русской земли.  В его музыке  побеждает , торжествует добро и справедливость . Сегодня я хочу познакомить вас о оперой-сказкой Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила» на стихи русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Что же такое «опера»? Музыкальный спектакль , где все действующие лица  поют,  называется  опера.

Пусть дождь и снег стучат в окно,
Но когда услышим  оперное пенье,
Нам  станет хорошо , тепло,
Придёт к нам  счастье, вдохновенье!

Мы в опере! Как здесь пропитан воздух
Седой торжественностью старины,-
Колонны, мрамор лестниц, арки, своды,
Стен древних роспись, занавес, ковры!

И  вот из оркестровой ямы,
Как наважденье, как волшебный сон,
Взлетели звуки мелодичной гаммой,
Сливаясь, водопадом, в унисон.

Ещё мгновение….. сцена ожила...
Взрывая своды оперного зала,
Воздушно, зазвенели голоса!             Автор     Виолетта Ланг
Звучит  «Каватина Людмилы» из оперы «Руслан и Людмила»

Музыкальный руководитель:На свадебном пиру Руслана и Людмилы  крадут  невесту. Безутешный отец  обещает тому, кто отыщет Людмилу, отдать ее в законные жёны. На поиски отправляются три витязя: Руслан, Ратмир и Фарлаф . Молодых и отважных воинов ждет много врагов  и помощников на пути. Храбрый и отважный Руслан благодаря волшебнику Финну узнает, кто же похитил его возлюбленную. Похитителем м оказался злой волшебник Черномор .Вся волшебная злая сила Черномора в его длинной седой бороде. Не все витязи оказались на деле такими отважными, как Руслан.  Фарлаф , на деле  оказался всего лишь обычный трус, который уже готов и вовсе отказаться от поисков Людмилы. Ему на пути попадается  коварная волшебница Наина .Она   помогает  Фарлафу , и не хочет  победы Руслана. На пути храброго и отважного Руслана встречается   громадная Голова – это  брат Черномора. Он передаёт отважному воину меч, с помощью которого можно победить злодея Черномора .

Просмотр видеозаписи  «Марш Черномора».  При повторном слушании дети играют на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель:

В смертельном поединке Руслан  с помощью  волшебного меча,  одерживает победу  над Черномором. Но, коварный злодей заколдовал Людмилу и девушка спит непробудным сном. Руслан везёт спящую Людмилу в   Киев. Фарлаф  дожидается  ночи и крадёт Людмилу. Вот только расколдовать Людмилу под силу только Руслану, ведь у него есть волшебный перстень, который дал ему  добрый волшебник Финн. Во дворце отважный воин Руслан надевает перстень на пальчик Людмилы и она просыпается.  Нет больше злого  Черномора ! Все гости ликуют, славят отважного Руслана и его прелестную невесту Людмилу.

Звучит «Увертюра» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. При повторном слушании дети  играют на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель:

Пусть зло на проделки хитро!

Но всё ж побеждает добро!

Какую чудесную необыкновенно красивую музыку мы с вами слушали! Её написал замечательный русский композитор Михаил Иванович Глинка.

В его музыке  побеждает , торжествует добро и справедливость !

III Заключительный этап

Музыкальная викторина по  прослушанной музыке.

1. О каких сказочных героях мы слушали музыку.

2.Вспомните композитора который написал пьесу «Баба Яга».

3.Как называется опера сказка, в которой композитор покажет в музыке три чуда?

4.Определите жанр звучащей музыки. Назовите её название.

( « Марш Черномора»)

5.Что  такое опера?

6. На каком музыкальном инстременте играл Садко в опере Николая Андреевича Римского- Корсакова «Садко» ?

7.Что звучит перед оперой?

8.Назовите оперы сказки, которые мы слушали.

Достигнутые результаты:

Сформировано эмоционально - оценочное отношение к музыке. Проект способствовал развитию образного мышления и творческого воображения.

Повысился  уровень интереса к различным видам музыкальной деятельности. Проект дал возможность для творческого самовыражения воспитанников.

 Методическая литература:

 О.П.Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.

Радынова О.П., «Сказка в музыке. Музыкальные инструменты» -  М.:ТЦ Сфера, 2016

Соломонов П., «Архив классической музыки»/»Музыка» Санкт-Петербург, 2001.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по музыке "Музыка весны"

Музыкальное занятие для средней и старшей группы по программе И. Каплуновой "Ладушки". Тип занятия  - интегрированное, вид - исследовательское...

Методические материалы по проведению интегрированных занятий в образовательной области музыка. Тема: "Музыка в рисунках детей"

Интегрированное занятие в образовательнойобласти музыка по приобщению детей к слушанию, развитию фантазии, творческого мышления....

Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"

Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...

"Музыка иленэ сэяхэт"-музыка шогыле (М.хэзерлек торкеме)

Мэктэпкэ хэзерлек торкемендэ уткэрелгэн музыка шогыле...

«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки

Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....