Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников
учебно-методический материал
Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников
Вы когда- нибудь, слышали, как звучит синий цвет? Одинокий звук замирает в исчезающей дали, остается лишь в памяти, как неясный отсвет, тонкий шлейф бирюзовый, прозрачный. Переливы красочных аккордов, чистый яркий тембр-мелодия духовых - и все многообразие оттенков в инструментах симфонического оркестра….
Звучит музыка. Какие образы она навевает? Дерево на ветру? Или скучающая девочка с мячом? Птенчик на краю гнезда или быстрые капли дождя за окном? А может и не стоит задумываться о том, как именно назвать то, что мы чувствуем, слушая музыкальные произведения?
Что ярче – цвет или звук? Бывает ли «звонкая краска» или «темные звуки»?
Создатели многих научных работ о цветомузыкальном восприятии посвятили годы размышлений и творчества поиску этой до сих пор ускользающей от нас взаимосвязи.
В отечественной педагогике имеется ряд исследований, посвященных взаимосвязи изобразительного искусства и музыки. Музыка рассматривается:
как средство активизации фантазии;
в качестве фона на занятиях по рисованию.
В современных концепциях эстетического развития дошкольников доказывается необходимость раннего приобщения детей к шедеврам мирового музыкального и изобразительного искусства.
В процессе приобщения к высоким образцам классики у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации, способность понимать и ценить прекрасное, закладываются основы художественной культуры и развивается эмоциональная отзывчивость на удивительные творения человеческого гения.
Цветомузыкальное восприятие, понимаемое нами как способность соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, является эффективным средством эстетического развития и формирования основ художественной культуры дошкольников при соблюдении следующих условий:
содержанием эстетического развития детей дошкольного возраста являются высокохудожественные образцы музыкального и изобразительного искусств;
методика развития цветомузыкального восприятия у дошкольников построена поэтапно: от усвоения детьми изобразительных средств музыки и изобразительного искусства до формирования эмоционально-оценочного, ценностного отношения к произведениям искусства;
организация творческой деятельности принимает привлекательные для детей формы (игры, нетрадиционные виды занятий, детско-родительские встречи с искусством).
Основной принцип построения заданий по развитию цветомузыкального восприятия у дошкольников – пропорциональность и равновесие музыки и живописи, равноценность и взаимодополняемость двух видов искусства. Музыка не является фоном по отношению к изобразительной деятельности, так же как и живописные образы не служат лишь иллюстрацией к музыкальным произведениям. Дети как будто «рисуют портреты музыки с натуры», знакомясь с выразительными средствами двух видов искусства в их взаимосвязи.
Еще выделяется принцип инвариантности: предлагаются похожие друг на друга задания – «нарисовать музыку», «передать настроение в цвете». Контрастные музыкальные произведения не дадут детям скучать, а процесс создания цветовых картин усилит интерес и повысит их внимание.
Интеграция музыки и изобразительного искусства оказывает комплексное воздействие на эстетическое развитие личности.
Желание связать музыку и цвет, «увидеть музыку» и «услышать цвет» столь же древнее как стремление человека взлететь в небо. Еще Аристотель, древнегреческий философ сравнивал сочетания красок с музыкальными звуками, аккордами, а Ньютон утверждал, что спектр цветов связан с гаммой звуков. Впервые музыку и цвет связал композитор Александр Николаевич Скрябин, который обладал тем редкостным даром, который называют «видением звука» или «цветовым слухом».
На самом деле это не так трудно, и этому можно научиться, развить в себе чувство музыкального цвета. Ведь сочетание звуков определяется на цвет, можно с точностью заявить, что «холодные» и «горячие» тона соответствуют мажору и минору, каждая тональность имеет свои оттенки, и каждый человек слышит цвет музыки по-своему. Наиболее важные мысли и переживания ребенка, прежде всего, проявляются в виде образов: ярких, неповторимых, много о ребенке говорящих.
Итак: звучание мажора от красного до желтого, минора - от фиолетового, синего, до голубого, включая зеленые тона, бирюзу. Чтобы вслушаться, можно закрыть глаза, а цвет звучащего аккорда или мелодии сам «освежит» или « согреет».
«ХОЛОДНЫЕ» ТОНА СООТВЕТСТВУЮТ МИНОРУ (музыка печальная, тихая, грустная)
« ТЕПЛЫЕ» ТОНА СООТВЕТСТВУЮТ МАЖОРУ (музыка веселого характера, яркая, праздничная)
Не обязательно смотреть и сравнивать результаты друг - друга. Результат может быть совсем неожиданным: минор случится розовым, например, или малиновым, и т.д. Каждый ребенок «видит» музыку индивидуально, так же как слышит, или думает.
Если проанализировать детские работы (музыка в цвете), можно заметить что они представляют собой цветовую характеристику эмоционального содержания музыкального произведения и собственное настроение.
Например: преобладание зеленого цвета является показателем эмоционального комфорта, гармонии, выздоровления, зеленый- это цвет надежды, он уравновешивает и нейтрализует, восстанавливает нервную систему.
Если ребенок чаще всего использует его в своих работах - замечательный показатель! Синий – цвет покоя и размышлений. Расслабляет и приводит в состояние уравновешенности, им «видят» музыку «крепыши», медлительные и спокойные детки. Часто дети используют фиолетовый цвет, он успокаивает, снимает стресс и усиливает восприятие. В психологии фиолетовый цвет иногда считают «гармонией противоречия». Еще можно сделать вывод из наблюдений: фиолетовым слышат музыку коррекционные дети.
Коричневый цвет - цвет комфорта и плотских удовольствий, живое чувственное восприятие. Предпочтение коричневого цвета может быть связано с повышенной потребностью в комфорте, что может быть связано с усталостью, болезнью.
Черный цвет - цвет отказа и отрицания, цвет протеста, депрессии - цвет избавления от внешних раздражителей. Его в самом начале занятий использует небольшое количество детей, активно и сочно. Красный цвет - Цвет жизненной энергии и вегетативного возбуждения. Олицетворяет желания человека в области активных преобразований действительности вокруг. Цвет импульсивности - стремление добиться влияния, завоевать успех. Хорошее присутствие в передаче цветомузыкального образа! Желтый цвет - цвет оптимизма и веселости, он создаёт ощущение легкости, приподнятости, желтый цвет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению, "избавлению от оков". (О, то, что нам надо!) Желтый - это цвет изменений, разрядки, нахождение в рисунке рядом желтого и зеленого означает страстное желание избавиться от довлеющего напряжения, надежде на счастье или ожидание его.
Белый цвет - чистота, добро, свет, любовь - вот что для всех главное, поэтому последними штрихами в работе – это нанесение белого цвета. Если вся работа выполняется акварелью, то последний белый штрих – можно гуашью. Она более густая, а так, как бумага уже влажная и белый цвет довольно быстро и гибко встраивается в раннее нанесенные и теряет свой смысл, то это может быть гуашь, но только одна, и белая!
Потрясающе «слышатся» детьми в цвете такие композиторы как В. Моцарт, И.С. Бах, П.И. Чайковский и А. Вивальди. Какие чудные по своему звучанию возникают на бумаге образы и оттенки!
Чтобы определить педагогические условия для развития цветомузыкального восприятия необходимо учитывать возрастные особенности восприятия цвета и звука детей старшего дошкольного возраста.
Дети старшего дошкольного возраста уже имеют определенный опыт цветового восприятия, т.к. осознанно обращают внимание на роль цвета в окружающей жизни. Окраска картинок из книжек помогает ребенку распознать врагов и друзей (темные цвета для врагов, яркие и светлые – для друзей), а вывески на улицах подсказывают, что цвет не только яркий, но и веселый (парк аттракционов, «Детский мир»). Все нюансы окружающего мира, выраженные в цвете, формируют у ребенка его эмоциональное восприятие, дифференцируя представления ребенка с точки зрения «нравится – не нравится», «красиво – не красиво». Цветовое решение художественных работ детей дошкольного возраста в основном сходно: если ребенку нравится изображаемый объект, он изображает его в ярких, сочных цветах, с прорисовкой деталей. Если объект не нравится – цвета темные, линии небрежные, детали часто отсутствуют.
Необходимо обратить внимание на то, что качество цветового и музыкального восприятия зависит не только от возрастных особенностей ребенка, но и от уровня его общего музыкального и художественного развития, социальной среды. Важно отметить, что цветомузыкальное восприятие следует рассматривать как мощный фактор эстетического развития ребенка старшего дошкольного возраста, способный развить музыкальный и художественный вкус, обогатить внутренний мир ребенка, расширить его кругозор, привить любовь к искусству
Берите кисти в руки, давайте детям, раскрашивайте мир и тогда никакие катаклизмы и концы света нам не страшны!
Дети очень многому обучаются на цветомузыкальных занятиях, но самое главное - развиваются их эстетические чувства и представления о красоте мира, что создали великие мастера прошлого и настоящего.
Существующая программа «Музыкальная палитра» разработана для подготовительной к школе группы ДОУ и расчитана на два полугодия. Ребенку необходимо самому преодолеть привычно возвышаующуюся стену непонимания между его внутренним миром и миром «взрослого» исскуства и всей душой почувствовать, что хорошая музыка и творчество столь же необходимы ему, как игра или общение.
Хотелось бы выделить основные принципы этой программы:
Цикл занятий начинается с тишины. Музыка пока не звучит; это время для разговора с самим собой. «Что я сейчас чувствую, какое у меня настроение?»- спрашивает себя ребенок и учиться подбирать яркие цвета для радости, глуховатые и неопределенные - для тревоги, а светлые и нежные - для ласковой улыбки.
Первый блок-«Мир цвета»- посвящен ознакомлению детей с техникой получения разнообразных оттенков, обогащению представлений о цветовой гамме и созданию непредметных цветовых композиций. Непредметные - значит «ни о чем». Мы не рисуем солнце и дерево, не пытаемся нарисовать портрет плачущего или смеющегося человека - можно выразить свои чувства с помощью одних лишь цветовых сочетаний.
Задача педагога на этом этапе - обучить ребенка свободе и раскованности в использовании всего богатства цветов и оттенков гуаши. Для этого подойдут любые творческие идеи взрослого, перед которым открывается возможность сочинить сказки, придумать игры и подобрать по своему вкусу репродукции художников-живописцев. Например, беседа о картинах. Дети вместе с педагогом отвечают на вопросы, каким образом художник рассказывает нам о своем настроении, какими разными бывают грусть и тревога, радость и печаль? Не без удивления они отмечают, что красный цвет может быть не только «радостным», но выражать тревогу и даже страх, если рядом с ним окажется синий или черный; солнечный желтый превращается в «зловещую напряженность» в присутствии черного, а зеленый «улыбается», если его смешать на палитре с желтым.
Центральный блок - «Цветомузыка» - состоит из заданий, цель которых развивать цветоэмоциональную отзывчивость на классическую музыку, дать детям представление о том, что музыка разных времен, направлений, стилей может вызвать разные цветовые ассоциации и способствовать цветовой визуализации.
Заключительный блок - «Музыкальная форма» - включает в себя занятия по ознакомлению с простой одночастной, контрастной трехчастной формой, рондо и сонатным аллегро. Переход от простого к сложному, постепенное углубление представлений детей об особенностях музыкального построения проходят в игровой деятельности; привлекательная для детей форма преподнесения усложняющихся задач стимулируетих активность и заинтересованность.
Наш мир наполнен звуками. Мы начинаем слышать очень рано; еще не родившись, ребенок уже находится в особом звуковом пространстве, начинает эмоционально реагировать на него. Без приувелечения можно сказать, что набор привычных звучаний формирует сознание и интеллект ребенка. От качества и разнообразия музыкальных впечатлений будет зависеть и психическое благополучие ребенка. Дети должны получать самые лучшие впечатления. Пусть их окружают атмосфера добра и мира, красивые звуки, настоящее искусство. Они способны испытать «взрослые» чувства, обогатится духовно через сопереживание и волнение от созерцания, слушания, чувствования. Ведь они такие чуткие и ранимые и очень нуждаются в настоящем, не фальшивом, но сказочном мире творчества и свободы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tsvetomuzykalnogo_vospriyatiya.docx | 24.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников
Вы когда- нибудь, слышали, как звучит синий цвет? Одинокий звук замирает в исчезающей дали, остается лишь в памяти, как неясный отсвет, тонкий шлейф бирюзовый, прозрачный. Переливы красочных аккордов, чистый яркий тембр-мелодия духовых - и все многообразие оттенков в инструментах симфонического оркестра….
Звучит музыка. Какие образы она навевает? Дерево на ветру? Или скучающая девочка с мячом? Птенчик на краю гнезда или быстрые капли дождя за окном? А может и не стоит задумываться о том, как именно назвать то, что мы чувствуем, слушая музыкальные произведения?
Что ярче – цвет или звук? Бывает ли «звонкая краска» или «темные звуки»?
Создатели многих научных работ о цветомузыкальном восприятии посвятили годы размышлений и творчества поиску этой до сих пор ускользающей от нас взаимосвязи.
В отечественной педагогике имеется ряд исследований, посвященных взаимосвязи изобразительного искусства и музыки. Музыка рассматривается:
как средство активизации фантазии;
в качестве фона на занятиях по рисованию.
В современных концепциях эстетического развития дошкольников доказывается необходимость раннего приобщения детей к шедеврам мирового музыкального и изобразительного искусства.
В процессе приобщения к высоким образцам классики у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации, способность понимать и ценить прекрасное, закладываются основы художественной культуры и развивается эмоциональная отзывчивость на удивительные творения человеческого гения.
Цветомузыкальное восприятие, понимаемое нами как способность соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, является эффективным средством эстетического развития и формирования основ художественной культуры дошкольников при соблюдении следующих условий:
содержанием эстетического развития детей дошкольного возраста являются высокохудожественные образцы музыкального и изобразительного искусств;
методика развития цветомузыкального восприятия у дошкольников построена поэтапно: от усвоения детьми изобразительных средств музыки и изобразительного искусства до формирования эмоционально-оценочного, ценностного отношения к произведениям искусства;
организация творческой деятельности принимает привлекательные для детей формы (игры, нетрадиционные виды занятий, детско-родительские встречи с искусством).
Основной принцип построения заданий по развитию цветомузыкального восприятия у дошкольников – пропорциональность и равновесие музыки и живописи, равноценность и взаимодополняемость двух видов искусства. Музыка не является фоном по отношению к изобразительной деятельности, так же как и живописные образы не служат лишь иллюстрацией к музыкальным произведениям. Дети как будто «рисуют портреты музыки с натуры», знакомясь с выразительными средствами двух видов искусства в их взаимосвязи.
Еще выделяется принцип инвариантности: предлагаются похожие друг на друга задания – «нарисовать музыку», «передать настроение в цвете». Контрастные музыкальные произведения не дадут детям скучать, а процесс создания цветовых картин усилит интерес и повысит их внимание.
Интеграция музыки и изобразительного искусства оказывает комплексное воздействие на эстетическое развитие личности.
Желание связать музыку и цвет, «увидеть музыку» и «услышать цвет» столь же древнее как стремление человека взлететь в небо. Еще Аристотель, древнегреческий философ сравнивал сочетания красок с музыкальными звуками, аккордами, а Ньютон утверждал, что спектр цветов связан с гаммой звуков. Впервые музыку и цвет связал композитор Александр Николаевич Скрябин, который обладал тем редкостным даром, который называют «видением звука» или «цветовым слухом».
На самом деле это не так трудно, и этому можно научиться, развить в себе чувство музыкального цвета. Ведь сочетание звуков определяется на цвет, можно с точностью заявить, что «холодные» и «горячие» тона соответствуют мажору и минору, каждая тональность имеет свои оттенки, и каждый человек слышит цвет музыки по-своему. Наиболее важные мысли и переживания ребенка, прежде всего, проявляются в виде образов: ярких, неповторимых, много о ребенке говорящих.
Итак: звучание мажора от красного до желтого, минора - от фиолетового, синего, до голубого, включая зеленые тона, бирюзу. Чтобы вслушаться, можно закрыть глаза, а цвет звучащего аккорда или мелодии сам «освежит» или « согреет».
«ХОЛОДНЫЕ» ТОНА СООТВЕТСТВУЮТ МИНОРУ (музыка печальная, тихая, грустная)
« ТЕПЛЫЕ» ТОНА СООТВЕТСТВУЮТ МАЖОРУ (музыка веселого характера, яркая, праздничная)
Не обязательно смотреть и сравнивать результаты друг - друга. Результат может быть совсем неожиданным: минор случится розовым, например, или малиновым, и т.д. Каждый ребенок «видит» музыку индивидуально, так же как слышит, или думает.
Если проанализировать детские работы (музыка в цвете), можно заметить что они представляют собой цветовую характеристику эмоционального содержания музыкального произведения и собственное настроение.
Например: преобладание зеленого цвета является показателем эмоционального комфорта, гармонии, выздоровления, зеленый- это цвет надежды, он уравновешивает и нейтрализует, восстанавливает нервную систему.
Если ребенок чаще всего использует его в своих работах - замечательный показатель! Синий – цвет покоя и размышлений. Расслабляет и приводит в состояние уравновешенности, им «видят» музыку «крепыши», медлительные и спокойные детки. Часто дети используют фиолетовый цвет, он успокаивает, снимает стресс и усиливает восприятие. В психологии фиолетовый цвет иногда считают «гармонией противоречия». Еще можно сделать вывод из наблюдений: фиолетовым слышат музыку коррекционные дети.
Коричневый цвет - цвет комфорта и плотских удовольствий, живое чувственное восприятие. Предпочтение коричневого цвета может быть связано с повышенной потребностью в комфорте, что может быть связано с усталостью, болезнью.
Черный цвет - цвет отказа и отрицания, цвет протеста, депрессии - цвет избавления от внешних раздражителей. Его в самом начале занятий использует небольшое количество детей, активно и сочно. Красный цвет - Цвет жизненной энергии и вегетативного возбуждения. Олицетворяет желания человека в области активных преобразований действительности вокруг. Цвет импульсивности - стремление добиться влияния, завоевать успех. Хорошее присутствие в передаче цветомузыкального образа! Желтый цвет - цвет оптимизма и веселости, он создаёт ощущение легкости, приподнятости, желтый цвет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению, "избавлению от оков". (О, то, что нам надо!) Желтый - это цвет изменений, разрядки, нахождение в рисунке рядом желтого и зеленого означает страстное желание избавиться от довлеющего напряжения, надежде на счастье или ожидание его.
Белый цвет - чистота, добро, свет, любовь - вот что для всех главное, поэтому последними штрихами в работе – это нанесение белого цвета. Если вся работа выполняется акварелью, то последний белый штрих – можно гуашью. Она более густая, а так, как бумага уже влажная и белый цвет довольно быстро и гибко встраивается в раннее нанесенные и теряет свой смысл, то это может быть гуашь, но только одна, и белая!
Потрясающе «слышатся» детьми в цвете такие композиторы как В. Моцарт, И.С. Бах, П.И. Чайковский и А. Вивальди. Какие чудные по своему звучанию возникают на бумаге образы и оттенки!
Чтобы определить педагогические условия для развития цветомузыкального восприятия необходимо учитывать возрастные особенности восприятия цвета и звука детей старшего дошкольного возраста.
Дети старшего дошкольного возраста уже имеют определенный опыт цветового восприятия, т.к. осознанно обращают внимание на роль цвета в окружающей жизни. Окраска картинок из книжек помогает ребенку распознать врагов и друзей (темные цвета для врагов, яркие и светлые – для друзей), а вывески на улицах подсказывают, что цвет не только яркий, но и веселый (парк аттракционов, «Детский мир»). Все нюансы окружающего мира, выраженные в цвете, формируют у ребенка его эмоциональное восприятие, дифференцируя представления ребенка с точки зрения «нравится – не нравится», «красиво – не красиво». Цветовое решение художественных работ детей дошкольного возраста в основном сходно: если ребенку нравится изображаемый объект, он изображает его в ярких, сочных цветах, с прорисовкой деталей. Если объект не нравится – цвета темные, линии небрежные, детали часто отсутствуют.
Необходимо обратить внимание на то, что качество цветового и музыкального восприятия зависит не только от возрастных особенностей ребенка, но и от уровня его общего музыкального и художественного развития, социальной среды. Важно отметить, что цветомузыкальное восприятие следует рассматривать как мощный фактор эстетического развития ребенка старшего дошкольного возраста, способный развить музыкальный и художественный вкус, обогатить внутренний мир ребенка, расширить его кругозор, привить любовь к искусству
Берите кисти в руки, давайте детям, раскрашивайте мир и тогда никакие катаклизмы и концы света нам не страшны!
Дети очень многому обучаются на цветомузыкальных занятиях, но самое главное - развиваются их эстетические чувства и представления о красоте мира, что создали великие мастера прошлого и настоящего.
Существующая программа «Музыкальная палитра» разработана для подготовительной к школе группы ДОУ и расчитана на два полугодия. Ребенку необходимо самому преодолеть привычно возвышаующуюся стену непонимания между его внутренним миром и миром «взрослого» исскуства и всей душой почувствовать, что хорошая музыка и творчество столь же необходимы ему, как игра или общение.
Хотелось бы выделить основные принципы этой программы:
Цикл занятий начинается с тишины. Музыка пока не звучит; это время для разговора с самим собой. «Что я сейчас чувствую, какое у меня настроение?»- спрашивает себя ребенок и учиться подбирать яркие цвета для радости, глуховатые и неопределенные - для тревоги, а светлые и нежные - для ласковой улыбки.
Первый блок-«Мир цвета»- посвящен ознакомлению детей с техникой получения разнообразных оттенков, обогащению представлений о цветовой гамме и созданию непредметных цветовых композиций. Непредметные - значит «ни о чем». Мы не рисуем солнце и дерево, не пытаемся нарисовать портрет плачущего или смеющегося человека - можно выразить свои чувства с помощью одних лишь цветовых сочетаний.
Задача педагога на этом этапе - обучить ребенка свободе и раскованности в использовании всего богатства цветов и оттенков гуаши. Для этого подойдут любые творческие идеи взрослого, перед которым открывается возможность сочинить сказки, придумать игры и подобрать по своему вкусу репродукции художников-живописцев. Например, беседа о картинах. Дети вместе с педагогом отвечают на вопросы, каким образом художник рассказывает нам о своем настроении, какими разными бывают грусть и тревога, радость и печаль? Не без удивления они отмечают, что красный цвет может быть не только «радостным», но выражать тревогу и даже страх, если рядом с ним окажется синий или черный; солнечный желтый превращается в «зловещую напряженность» в присутствии черного, а зеленый «улыбается», если его смешать на палитре с желтым.
Центральный блок - «Цветомузыка» - состоит из заданий, цель которых развивать цветоэмоциональную отзывчивость на классическую музыку, дать детям представление о том, что музыка разных времен, направлений, стилей может вызвать разные цветовые ассоциации и способствовать цветовой визуализации.
Заключительный блок - «Музыкальная форма» - включает в себя занятия по ознакомлению с простой одночастной, контрастной трехчастной формой, рондо и сонатным аллегро. Переход от простого к сложному, постепенное углубление представлений детей об особенностях музыкального построения проходят в игровой деятельности; привлекательная для детей форма преподнесения усложняющихся задач стимулируетих активность и заинтересованность.
Наш мир наполнен звуками. Мы начинаем слышать очень рано; еще не родившись, ребенок уже находится в особом звуковом пространстве, начинает эмоционально реагировать на него. Без приувелечения можно сказать, что набор привычных звучаний формирует сознание и интеллект ребенка. От качества и разнообразия музыкальных впечатлений будет зависеть и психическое благополучие ребенка. Дети должны получать самые лучшие впечатления. Пусть их окружают атмосфера добра и мира, красивые звуки, настоящее искусство. Они способны испытать «взрослые» чувства, обогатится духовно через сопереживание и волнение от созерцания, слушания, чувствования. Ведь они такие чуткие и ранимые и очень нуждаются в настоящем, не фальшивом, но сказочном мире творчества и свободы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по развитию зрительного восприятия у дошкольников
Презентация по развитию зрительного восприятия у дошкольников....
Развитие цветомузыкального восприятия дошкольников
Вы когда ни будь, слышали, как звучит синий цвет? Одинокий звук замирает в исчезающей дали, остается лишь в памяти, как неясный отсвет, тонкий шлейф бирюзовый, прозрачный. Переливы красочных акк...
РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА.
использование методики В.В. Воскобовича "Сказчные лабринты" игры в работе с детьми с ЗПР...
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
Развитие фонематического восприятия у дошкольников с задержкой психического развития
Статья содержит общие сведения о фонематическом слухе, особенностях фонематического слуха у дошкольников с ЗПР. А так же примеры упражнений, направленных на развитие фонематического слуха и восприятия...
Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.
Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....
Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников в процессе игры на диатонических колокольчиках
Видеть музыку в цвете наиболее интереснее, чем просто слушать её. Музыка имеет не просто звуки, она имеет свои цвета, помогает творить удивительные картины, вдохновляет на сочинительство разных танцев...