Игровая деятельность как средство становления общения
статья (младшая группа)

Интерес к другим детям появляется у ребенка достаточно рано, уже на первом году жизни. В конце второго года жизни на фоне усиливающегося интереса к сверстнику ребенок все чаще начинает обращаться к нему как к субъекту, партнеру по общению, а не как объект манипулирования. С этого момента о детских контактах можно говорить как о полноценном общении.К концу второго года жизни и на третьем году между детьми разворачивается особый вид общения – эмоционально-практическая игра. Игры становятся более содержательными. Дети начинают обмениваться игрушками, в их взаимодействии появляются согласованные совместные действия, малыши становятся более инициативными и чуткими к воздействиям друг друга. Поэтому становится возможным включение малышей в разнообразные формы взаимодействия-в совместные игры с предметами, игры с правилами, сюжетные игры.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА «Игровая деятельность как средство становления общения детей со сверстниками». Подготовили: воспитатель I кв.категории - Магомедова М.А. воспитатель I кв.категории - Набиуллина Л.Ф. 2019 г.

Слайд 2

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» Сухомлинский В.А.

Слайд 3

Утреннее приветствие.

Слайд 4

Процессуальные игры .

Слайд 7

Игры направленные на развитие общения между детьми 1 этап - первоначальные игры. Игры в парах. Основная роль принадлежит воспитателю. Здесь преимущественно игры в парах при участии взрослого. 2 этап - совместные игры ( эмоционально-практическое взаимодействие ) Игру начинает взрослый, он является образцом правильных и единых действий и создает необходимую эмоциональную атмосферу. 3 этап - совместные игры с предметами( совместная предметная и продуктивная деятельность) Это возможно лишь после того, как дети научились видеть друг друга и воспринимать субъектность другого ребенка. 4 этап - игры с правилами ( подготавливает к ролевому общению и игровому взаимодействию) Это достигается в организованных воспитателем играх с простыми правилами. Игры с правилами достаточно сложны для маленьких детей.

Слайд 8

Игры в парах.

Слайд 9

Совместные игры с несколькими партнерами.

Слайд 10

Совместные игры с предметами.

Слайд 11

Игры с правилами.



Предварительный просмотр:

 «Игровая деятельность как средство становления общения

детей со сверстниками».

Интерес к другим детям появляется у ребенка достаточно рано, уже на первом году жизни. Малыши с любопытством разглядывают сверстников во время прогулок, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки, одежды ровесника. Сначала, на втором году жизни, дети проявляют только интерес и внимание друг к другу, окрашенные положительными эмоциями, а контакты между ними эпизодичны и кратковременны. Случайные эпизоды взаимодействия быстро прерываются из-за неумения детей общаться друг с другом. Инициатива в обращении к ровесникам встречается редко, слабые попытки одного ребенка привлечь к себе внимание другого часто остаются без ответа или прость не замечаются. Малыши еще не умеют играть друг с другом, ссорятся из-за игрушек, отнимают их друг у друга. Дети обычно стремятся завладеть именно той игрушкой, которая находится в руках у другого ребенка. Но тот факт, что игрушки часто служат помехой к взаимодействию детей, не означает, что предметы должны быть исключены из сферы их общения. Очень важно создавать ситуации, сочетающие предметные игры и общение сверстников. На начало 2 года в контактах детей на первый план выдвигается знакомство детей со сверстниками как с интересным объектом. Объектные качества другого ребенка заслонят его субъектные свойства. Этим и объясняется особая бесцеремонность в обращениях детей с ровесниками: они дергают друг друга за уши, за нос, хлопают рукой или игрушкой по голове, отталкивают другого ребенка, если он мешает пройти. 

 В конце второго года жизни на фоне усиливающегося интереса к сверстнику ребенок все чаще начинает обращаться к нему как к субъекту, партнеру по общению, а не как объект манипулирования. С этого момента о детских контактах можно говорить как о полноценном общении.
   А сейчас, концу второго года жизни и на третьем году между детьми разворачивается особый вид общения – эмоционально-практическая игра. Игры становятся более содержательными. Дети начинают обмениваться игрушками, в их взаимодействии появляются согласованные совместные действия, малыши становятся более инициативными и чуткими к воздействиям друг друга. Поэтому становится возможным включение малышей в разнообразные формы взаимодействия-в совместные игры с предметами, игры с правилами, сюжетные игры.

Что делать взрослым?

Должны ли взрослые вмешиваться в игры детей?

Мы  делаем все, чтобы детям было комфортно друг с другом. Если назревает ссора, то наше вмешательство просто необходимо. Наше воздействие  должно быть направлено на обучение детей позитивным способам разрешения конфликтов - переключением внимания на другие виды деятельности или предметы.В данной ситуации мы можем:

  • отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересным занятием или предложить ему такую же игрушку;
  • организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;
  • помочь детям установить очередность в игре с игрушкой.

В своей работе мы придерживаемся следующих правил при разрешении детских конфликтов:

• избегаем директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию (например, «Отдай куклу», «Не обижай Катю», «Играйте вместе»);

• не унижаем ребенка («жадина», «злюка» и пр.);

• побуждаемребенка высказать свои переживания и желания (например: «Ты хочешь сказать… Очень важно сказать…»);

• моделируем ситуацию: передаем чувства и переживания обиженного ребенка, таким образом даем понять детямего  состояние идоговариваемся с ним (например: «Я думаю, Катя расстроена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»). А вот если дети спокойно играют в песочнице, делятся игрушками, то можно просто наблюдать за происходящим.

     В  группе мы следим не только за последовательностью выполнения игровых действий, но и организуем общение детей по ходу их выполнения: называем малышей по именам, привлекаем их внимание к действиям партнера, его желаниям, предлагаем помощь, хвалим, вместе радуемся полученному результату. Совместные со взрослым и интересные детям занятия, помогают малышам видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре.

Организация общения между детьми в течение дня в нашей группе.

Мы стараемся организовать общение между детьми в течение всего дня. Хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в группу. Для создания настроения и эмоционально-благоприятного контакта мы используем игровой прием «Утреннее приветствие». С этой целью также предлагаем малышам поздороваться друг с другом, называя каждого ребенка по имени, обращаем внимание детей на то, как они красиво одеты. Если в групповой комнате уже есть дети, мы привлекаем их внимание к вновь пришедшему малышу, предлагаем им поздороваться с ним, а уходя домой говорим сверстникам «до свидания».

Во время режимных моментов обращаем внимание малышей на то, как каждый из них хорошо ест, умывается и т. д. Для поддержания интереса детей друг к другу используем различные игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упоминая в них имя каждого малыша.

Хорошим приемом, сближающим детей, является совместный просмотр детских работ: рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и пр. При этом мы стараемся обязательно похвалить каждого ребенка, побуждая других малышей похвалить сверстника.

Созданию доброжелательных отношений между детьми способствуют также совместное рассматривание детских фотографий, празднование детских дней рождений.

Необходимым условием поддержания добрых отношений между детьми является привлечение их внимания к эмоциональному состоянию друг друга. Поэтому мы стараемся побуждать детей радоваться вместе со сверстником, проявлять сочувствие. При этом нельзя принуждать малышей, заставлять их делать что-то против воли, отрывать от занятий.

Сближению детей способствует совместное наблюдение за различными событиями и явлениями, естественно возникающими в течение дня (наблюдение за тем, как умывается кошка на дорожке за окном, как птичка вьет гнездо на дереве, как едет машина, идет дождик, гуляют дети и пр.). Иногда мы предлагаем нескольким детям вместе понаблюдать за тем или иным явлением, задать вопросы, ответить на вопросы малышей. Если дети уже умеют говорить, просим их рассказать сверстнику об увиденном.

Общение со сверстником складывается постепенно и проходит в своем развитии путь, отличный от развития общения со взрослым.

В своей работе, направленной на общение детей со сверстниками, мы используем разнообразные  методы и приемы для привлечения внимания детей друг к другу, поддержку их интересов к сверстникам, стимулирование эмоциональных контактов ровесников, сближающих их друг с другоми организацию предметного взаимодействия между детьми.

Опыт нашей работы показывает, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалит детей в присутствии их сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению, они чаще улыбаются, доброжелательно относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще возникают совместные игры. Опыт общения со сверстниками учит малышей жить в коллективе, ладить с другими детьми. Играя со сверстниками, ребенок учится согласовывать свои действия с действиями другого ребенка.

В работе с детьми раннего возраста мы используем  игры народной педагогики: игры-потешки, песенки и стишки, которые сопровождаются разнообразными движениями и звуками. В этих играх малышей привлекает простота и легкость действий, сочетание в них знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной игры.

Хочется отметить, что вместе с этими приятными переживаниями в жизнь ребенка постепенно входят действия «понарошку» с разнообразными предметами и игрушками, так зарождается новый вид игры – процессуальная игра. Процессуальная игра вносит особый вклад в развитие ребенка раннего возраста. Она является одним из важных средств познания детьми окружающего социального и предметного мира. В этих играх дети моделируют различные ситуации, отражающие их собственный жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых. В процессуальных (или отобразительных) играх, дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина или врача и т.п.). Ребенок может долго ишрать самостоятельно и увлеченно, часто предпочитая игру с сюжетными игрушками другим занятиям. Развитие у детей процессуальной игры, является важной задачей педагогов. Для решения этой задачи мысоздаемразвивающую предметно-пространственную среду, в которой расширяетсяразнообразие игровых предметов с последующим обогащением игровых сюжетов, выстраивается последовательность игровых действий, вводятся в игру предметы-заместители, начинается подготовка детей к принятию роли.

Организация предметной среды для сюжетных игр.

Предметная среда в нашей  группе организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В групповой комнате организованы зоны, предназначенные для разнообразных сюжетных игр. На столике расставлена игрушечная посуда, обустроены уголки для приготовления еды, купания и укладывания спать игрушек. В определенных местах размещены машинки и строительный материал, хранятся наборы игрушек для игры в больницу, парикмахерскую, магазин и т.д. Игровое пространство удобно для детей, дает им возможность играть как поодиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки расположены в открытом доступе. Детям удобнее всего играть в игровых зонах. Но вместе с тем игровое пространство не ограничено. Игра – это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему нравится. Освоение более широкого игрового пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии. Групповая комната оснащена разными видами игрушек. Один из них -  реалистические ( это куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, плита  с конфорками и открывающаяся духовка ). Другой вид игрушек – прототипические, лишь условно воспроизводящие детали предмета(это куклы с нарисованными лицами, плита, на которой нарисованы конфорки и духовка). Третий и особенно важный вид игрушек – предметы-заместители, т.е. предметы, удобные для использования в условном значении. У нас имеются  куклы разных размеров, выполненные из разных материалов, с подвижными частями тела ,имеются куклы с отличительными чертами разных народов (имеют характерные черты лица, цвет кожи, одежду). Помимо кукол у детей есть  игрушечные животные, птицы. Такие игрушки сделаны из разных материалов, имеют разные размеры и разную окраску.

Специальные игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми, которые мы используем в группе.

Для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений используем разнообразные игры. При этом учитываем возраст ребенка, его умение и желание общаться со сверстниками.

Условно приобщение детей к играм мы разделили на несколько этапов:

1 этап - первоначальные  игры.

Игры в парах.Игры в парах – наиболее простой вид взаимодействия малышей. Они способствуют пробуждению интереса ребенка к внешнему виду сверстника, его действиям, приобретению первого опыта совместной деятельности на основе обмена положительными эмоциями и участия в веселых играх-забавах(«Коза рогатая», «Цап» и др.)

2 этап - совместные игры

После проведения первоначальных игр, следующей задачей является расширение круга общения ребенка, приобретение навыков совместной игры с несколькими партнерами. Решить эти задачи можно и с помощью игр, описанных раннее, но с участием большего количества малышей, т.е. совместные игры с несколькими партнерами.Например: «Цветочки», «Катаем мячик», «Пирамида любви», «Прятки с платочками» и др.

В ходе игровой деятельности мы предлагаем малышам вместе выполнить какое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладоши, покружиться и др., побуждаем их подражать действиям друг друга. В дальнейшем игру усложняем, предлагая малышам по очереди выходить в центр круга и самостоятельно придумывать новые движения, которые будут повторять другие дети. Иногда просим малышей передать по цепочке какое-нибудь действие (погладить, обнять, назвать по имени стоящего или сидящего рядом сверстника и т. п.).

Совместные игры должны строиться на простых, хорошо знакомых детям движениях. Такие игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам и взрослому, согласовывать свои действия с действиями ровесника,воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой сверстников.

В нашей работе не остаются в стороне и всеми любимые пальчиковые игры, которыеспособствуют сближению детей, учат согласовывать движения. Кроме того, эти игры направлены на развитие мелкой моторики, внимания, воображения, воспитывают быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Они помогают активизировать чувственное восприятие малыша и одновременно вызывают чувство близости и доверия к взрослому и сверстникам.( Например, «Где же наши ручки?», «Пальчики ходят в гости»)

Развитию совместной деятельности способствуют и хороводные игры, созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом. Они предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании. В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнера. Хороводные игры исключают конкуренцию между детьми. По своему характеру они близки к играм-забавам. Хороводные игры приобщают малышей к образцам народного поэтического творчества. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать и осмыслить содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Нам эти игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание. В хороводные игры мы включаем мелодичные стихи и песни детских поэтов и композиторов.

3 этап- совместные игры с предметами.

Проводить такие игры лучше всего с небольшой группой детей (сначала с двумя малышами, позже с 3–5 детьми).

Эти игры помогают привлечь детей к совместной деятельности и показать, что в одиночку играть не так интересно.

Игрушки для совместных игр должны быть хорошо знакомы малышам, чтобы они не провоцировали индивидуальную исследовательскую деятельность и конфликты между детьми («Домик для куклы», «Бусы для куклы»).В ходе совместных предметных игр мы играем в мяч, собираем и разбираем пирамидки, делаем различные постройки из кубиков (домики, дорожки, поезда и др., песка, выкладываем фигурки из деталей мозаики и колец пирамидок, изготавливаем бусы для кукол т. п. Мы организуем совместные игры с куклами и другими игрушками. Для того чтобы детям было интересно играть в такие игры, действия с предметами лучше всего включать в сюжет.

В ходе игры следует как можно чаще ласково обращаться к детям, делая акцент на том, как хорошо они играют вместе. Это способствует привлечению внимания детей друг к другу.

4этап - игры с правилами.

Игры с правилами достаточно сложны для маленьких детей. Сначала мы эти игры организуем с небольшой группой детей, которые откликаются на приглашение. Те малыши, которые не захотят участвовать в игре, просто наблюдают за сверстниками. Со временем они тоже включаются в игру.

Игры с правилами способствуют развитию организованности детей, которая достигается без принуждения, благодаря заинтересованности малышей в игре.(«Солнышко и дождик»,  «Воробушки и автомобиль»)

Часто разные виды игр сочетаются между собой.  Например, дидактическая игра может включать в себя элементы сюжетной игры или игр-забав; она и сама может стать их частью. Игры-драматизации часто переплетаются с имитационными играми и т.п. все этиигры могут быть подвижными и спокойными, индивидуальными и групповыми.

Предложенные игры основаны на организации непосредственных взаимоотношений между детьми, а не на объяснениях, поощрениях или порицаниях. Ведь дети раннего возраста действуют не в соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных впечатлений и непосредственного опыта.

И работа педагога в данном направлении требует определенной гибкости , умения импровизировать и творить , опираясь на особенности конкретной группы и ситуации.

Поддерживаем инициативу ребенка, если он сам пытается затеять игру со сверстниками, предоставляем детям больше свободы в организуемых играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Консультация "Развитие игровой деятельности как средства формирования культуры общения с детьми"

"Развитие игровой деятельности как средства формирования культуры общения с детьми"...

«Театрализованная деятельность, как средство речевого общения».

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих способностей ребёнка. Она близка и понятна ребёнку, глубоко, лежит в его прир...

Выступление на МО на тему «Театрализованно – игровая деятельность как средство речевого общения»

Для того чтобы достичь мастерства в театрализованной  деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Работу я начала по следующим направления...

Игровая деятельность как средство развитие общения

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя посредством других людей...

Значение игровой деятельности для нормального становления и развития личности ребенка.

Игровая деятельность лежит в основе становления всех психических процессов организма. В дошкольном возрасте игровая деятельность преобладает над иными формами активности, выступая в качестве основного...

Консультация «Развитие игровой деятельности детей средствами макетирования и использования маркеров игрового пространства»

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макет...