«Театрализованная деятельность, как средство речевого общения».
статья на тему
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих способностей ребёнка. Она близка и понятна ребёнку, глубоко, лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Занятия театральной деятельностью помогают развить способности и интересы ребёнка, помогают развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния, способствуют формированию связной речи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театрализованная деятельность, как средство речевого общения».
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих способностей ребёнка. Она близка и понятна ребёнку, глубоко, лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Занятия театральной деятельностью помогают развить способности и интересы ребёнка, помогают развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния, способствуют формированию связной речи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности.
Наиболее эффективным методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.
Основой педагогической технологии в моей работе является, развитие навыков и умений в театрализованной деятельности через освоение этюдов, упражнений и подведение детей к игре-драматизации, как одной из возможных форм перехода к продуктивной, а, именно, к эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия. Все игры и упражнения, используемые на непосредственно образовательной деятельности, базируются на принципах личностно-ориентированного воспитания.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; Сказки учат слушаться родителей, старших - это «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
В подготовительной группе дети при помощи сценических образов, учатся видеть, слышать и понимать друг друга, пластически выражать поведение сказочных героев, передавать их настроение, характер.
Например, этюд-импровизация «Удивительная история»: детям предлагается выбрать карточку с изображением персонажа. Все дети сидят полукругом, на оставшемся свободном месте расставляются декорации или предметы, которые их заменяют. Карточки отдаются педагогу, как только ребенок озвучит название персонажа. Вот пример импровизации. «У одной кошки совсем не было домика, и ей приходилось жить на улице, настала зима и кошке стало холодно. Однажды мимо проходила мама с дочкой, увидев кошку девочка пожалела ее, погладила по головке приговаривая ласковые слова. Дочка попросила маму забрать кошку домой, потому, что она может замерзнуть. Так у кошки появился новый дом. Теперь она сидела на окошке, смотрела сквозь заледеневшее стекло на улицу и благодарно мурлыкала. В доме, куда ей посчастливилось попасть было тепло и уютно, а девочка гладила кошку и радовалась, что теперь кошке не придется мерзнуть на улице».
Театрализованная деятельность позволяет мне, как педагогу, дать много знаний об искусстве театра: театр – особый, прекрасный, волшебный мир. В этом мире всё необычно. Вместо живой природы – декорации, нарисованные художником, различные герои (персонажи), действия придуманы драматургом и сыграны артистами; театр может перенести нас в далёкое прошлое и в будущее, может перенести в сказку. Артисты – главные волшебники театра. Они по-разному, разными средствами рассказывают о событиях, о переживаниях людей.
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Театрализованная деятельность помогает не только раскрыть творческие способности, но и развить их. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.
В подготовительной группе я с детьми совершенствую художественно-образные исполнительские умения;
Передать характер персонажа в движении помогает музыка. Проиграв пьесу, спрашиваю, подходит ли эта музыка к образу смелого петушка из сказки «Заюшкина избушка», и прошу показать данный образ в движении. После этого предлагаю детям отгадать загадки, имитируя движения различных животных. Причём, наблюдая с детьми за исполнением, учу их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Гриши от лисы Демида»).
При обучении детей средствам речевой выразительности я использую знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка, и предоставляю детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, пение, мимика, пантомима, танцевальные движения и т.д.).
Вначале фрагменты из сказок я применяю в виде упражнений. Например, детям предлагаю попроситься в теремок, как лягушка или медведь, после чего спрашиваю, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз я усложняю задание, предлагаю одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т.д. Таким образом, ненавязчиво и непринуждённо, учу детей словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. В этой работе я предоставляю детям больше свободы в действиях, поощряю фантазию при имитации движений. Помогаю детям развивать творческое воображение и творческие проявления. Далее для обучения детей средствам речевой выразительности использую более сложные упражнения. Предлагаю детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «здравствуй», «помой» и другие – приветливо, небрежно, просяще, требовательно. Или привлекаю внимание к тому, как можно изменить смысл фраз путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т.д. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и т.д.) и способами их невербального и вербального выражения.
Особое внимание детей я обращаю на связь между настроениями и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Работу строю по трёхчастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Таким образом, театральные занятия включают в себя разыгрывание сказок, каких-либо сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и другие). Такая организация театральной деятельности детей, где каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли, помогает развить уверенность в себе и совершенствовать социальные навыки поведения.
В своей работе я применяю разнообразные приёмы:
- Выбор детьми роли по желанию;
- Назначение на главные роли наиболее робких ребят;
- Распределение ролей по карточкам;
- Проигрывание ролей в парах.
Здесь возникает проблема: никто не хочет играть отрицательные роли. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят выполнять роли сильных, добрых и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких и бесчестных. В таких случаях я подчёркиваю мысль, что в театральной деятельности все – и дети, и взрослые – артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причём зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее. Поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.
Развитие театрализованной деятельности в детском саду и накопление эмоционально-чувствительного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Активизацией их интереса способствуют беседы, родительские собрания, консультации и т.д. на которых я привлекаю родителей к изготовлению кукол, костюмов, декораций, атрибутов.
В любом случае, союз педагогов и родителей всегда способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Мы играем много спектаклей («Рукавичка», «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Под грибом»). Каждый ребёнок в них – это отдельная история. Постоянный процесс репетиций и выступлений, в котором мы с детьми находимся, даёт возможность поддерживать интерес к занятиям.
Таким образом театрализованная деятельность всесторонне развивает личность, развивает речь детей, дети имеют возможность проявить свой талант, умеют творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившийся ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность – как средство речевого развития ребенка.
Консультация для родителей....
Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей.
Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей. Методы развивающего обучения и воспитания. 2 слайд Известный писатель Джанни Родари ...
Выступление на МО на тему «Театрализованно – игровая деятельность как средство речевого общения»
Для того чтобы достичь мастерства в театрализованной деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Работу я начала по следующим направления...
Консультация для родителей на тему: "Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста"
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываютс...
Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.
Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Театрализованная деятельность как средство речевого развития младших дошкольников» «В гостях у Сказки…»
Программное содержание: развитие связной диалогической речи, активизация словаря, интонационной выразительности речи, памяти, внимания, умение использовать мимику и жесты для изображения героев с...