Краткосрочный познавательно - творческий проект «Сороки» - встреча весны.
проект (средняя группа)
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по - иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало, и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Большое место в приобщении детей к народной культуре, несомненно занимают народные праздники. Именно в них собраны тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, повелении птиц, насекомых. Весёлые задорные и яркие они очень нравятся детям.
Считаем, что если целенаправленно использовать весь потенциал народной мудрости в отношении окружающей природы, то можно сформировать экологически культурную личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_soroki.docx | 598.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный
познавательно - творческий проект
в средней группе № 5
«Сороки» - встреча весны.
Выполнили: воспитатели
МДОУ «Детский сад №20»
Подобедова С.Н.
Абрамова И.М.
Ярославль 2017
Актуальность
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по - иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало, и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Хочется верить, что все то доброе, что мы стараемся посеять в душах маленького человека, прорастет и даст свои положительные всходы. А на них образуются крепкие и полезные плоды в виде осознанного отношения к природе, желания сделать свой вклад в её сохранение и приумножение.
Большое место в приобщении детей к народной культуре, несомненно занимают народные праздники. Именно в них собраны тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, повелении птиц, насекомых. Весёлые задорные и яркие они очень нравятся детям.
Считаем, что если целенаправленно использовать весь потенциал народной мудрости в отношении окружающей природы, то можно сформировать экологически культурную личность.
Цель: формирование бережного отношения к окружающему миру, живой природе посредством знакомства с народными играми, закличками, приметами, загадками, пословицами, поговорками.
Задачи:
- Познакомить с перелетными птицами, их внешним видом, повадками. Учить описывать птиц по схеме, употреблять в речи прилагательные, сравнение. Пополнять словарный запас народными приметами. Воспитать любовь к пернатым.
- Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства, переживания.
- Расширить и систематизировать знания о весне, способствовать пониманию целостной картины мира; формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;
- Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа, играми и развлечениями на праздниках.
- Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором, активизировать познавательную деятельность.
- Развивать двигательную активность детей.
- Расширить педагогическую грамотность родителей.
Вид проекта: познавательно - творческий.
Состав участников проектной деятельности: воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: средняя группа, дети 4 – 5 лет
Срок реализации проекта: краткосрочный (с 15.03 по 22 03)
Прогнозируемые результаты: повысить интерес к устному народному творчеству, к природе, а также выявить желание беречь природу, понимать и любить её, расширить знания детей о значении птиц в жизни человека.
Основанием для внедрения данного проекта стало:
Необходимость воспитания бережного отношения детей к природе, в частности, к птицам.
Необходимость расширения знаний детей о малом фольклоре, о традициях русского народа.
Форма работы с родителями:
Подготовка материала: консультации для родителей «17 марта – Герасим Грачевник», «Жаворонки», «Сороки. Встреча птиц (22 марта)» «Что такое заклички?»
Интеграция: образовательные области – познание, социализация, физическая культура, коммуникация, чтение художественной литературы, художественно - эстетическое, речевое.
Методы организационной работы: рассказ, беседа, практическая деятельность, художественное творчество, загадки, заклички, русские народные подвижные игры, «поцелуйная игра» (игра на сплочение детского коллектива на Ярославский напев).
Обогащение и активизация словаря: заклички, «птушки», «жаворОнки», скворечник.
Предварительная работа:
Подготовка методической базы: иллюстративный материал, заклички, загадки, рассказы о народных праздниках, консультации для родителей.
Участие в празднике Масленица. Изготовление птичек «птушек» из соленого теста в процессе ДОУ. Изготовление родителями скворечника. Разучивание детских закличек о весне, о птичках.
Подготовка атрибутов к празднику «Сороки».
Этапы | Срок проведения | Задачи |
I этап – подготовительный | Среда, четверг | Выявить уровень знаний детей о перелетных птицах, их внешнем виде, повадках. Знакомство детей с обычаями, традициями, праздниками, играми и развлечениями русского народа, связанными с весенним прилетом птиц. Приобщение детей к встречи весны в форме закличек. |
II этап – основной | Пятница, понедельник, вторник | Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой и практической деятельности. Работа над частями проекта: разучивание закличек о весне, о птичках, разгадывание загадок, чтение художественной литературы и т.д. Выставка детских продуктов деятельность, подведение итогов проекта |
III этап – итоговый
| Среда | Итоговое мероприятие: фольклорный праздник «Сороки – встреча весны». |
Рассказы для детей о птицах.
Скворцы
(Отрывок)
Автор: Куприн Александр Иванович
... Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые — скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.
Итак, мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.
... Воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники.
Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: «Смотрите — скворцы!»
И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными...
Два дня скворцы точно набирались сил и все навешали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скюрцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом, искоса, пристально поглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет — высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки — и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. «Слетаю, — думает, — на минутку и сейчас же назад. Авось перехитрю. Авось не заметят». И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома.
И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит — другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься.
... И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй, ты, черноголовый! Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». — «Как? Мне? Да я его сейчас!» — «А ну-ка, ну-ка...»
И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы... дерутся гораздо больше...
Песня скворца
Автор: Куприн Александр Иванович
Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетанье пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие голоса, что, сидя в одиночестве, не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба. И, сделав это неожиданное музыкальное отступление, скворец, как ни в чем не бывало, без передышки, продолжает свою веселую, милую юмористическую песенку.
Жаворонок
Автор: Соколов-Микитов Иван Сергеевич
Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья — самый веселый и радостный звук — песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости. Столбом, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.
Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь...
Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховиками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей.
Пальчиковые игры:
«Птички»
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
(загибают по одному пальчику на обеих руках)
Эта птичка – злой орлан.
(машут сложенными накрест ладонями)
Птички, птички, по домам.
(машут обеими руками, как крыльями)
«Ласточка»
Ласточка, ласточка, - За морем бывала,
Милая касаточка, Весну добывала.
Ты где была? Несу, несу
Ты с чем пришла? Весну красну.
(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой, потом на левой руке)
«Весна»
Иди, весна, иди, красна,
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
(загибают по одному пальчику с мизинца)
Поговорки и приметы на Жаворонки
- Сколько проталинок, столько жаворонков.
- Если в этот день выпадает снег, то святая Пасхальная неделя будет холодная, если будет сухо, то не ожидай дождя и на Пасху.
- Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного.
- Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик — к стуже, к морозу.
- Ранний прилёт журавлей — к ранней весне.
- На Сороки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается.
- Прилетай, кулик, из-за моря, неси Весну из неволи!
- Прилетел кулик из заморья, вывел весну из затворья.
- Прилетел кулик из заморья, принёс воду из неволья.
- Далеко кулику до Петрова дня.
- Прилёт кряков (кряковых уток) и куликов — на скорое тепло.
- На сорок мучеников сорок птиц прилетают.
- Сорок пичуг на Русь пробирается.
- Сороки святые — колобаны золотые (булочки).
- Трясогузку-ледоломку журавль на хвосте принёс.
- Увидел скворца — знай: весна у крыльца.
- Журавль солнце приносит.
- Если на Сороки синица запела — тепло ворожит.
- Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик — к стуже, к морозу.
- Ранний прилёт журавлей — к ранней весне.
- Журавль прилетит на наст — к неурожаю.
- Журавль прилетел — и тепло принёс, на болоте растает.
- Журавли летят низко, быстро, молчком — жди скорого ненастья.
- Ранние ласточки — к счастливому, урожайному году.
- Синка (трясогузка) прилетит, так через 12 дён река подойдёт.
«Приобщение ребёнка к народной культуре»
Консультация для родителей
«В каждом ребёнке дремлет птица, которую нужно разбудить для полёта. Творчество – вот имя этой птицы!»
В. А. Сухомлинский.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.
Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. При знакомстве детей с поговорками, загадками, пословицами, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка можно донести до детей и с помощью народных игр.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. У каждого народа есть традиции, которые пришли из древности, но сохранились практически в своем первозданном виде. Так, славяне уже не одно тысячелетие прыгают через летние костры, встречают весеннее солнышко румяными блинами, а темной зимней ночью рядятся в звериные шкуры, поют песни, звенят бубенцами, зазывая счастье и достаток в каждый дом.
Одна из таких древних традиций – заклички весны. Что такое закличка?
Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. Ребёнок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу просит «перебить дождь»; гром – пожалеть дом, не пугать коней, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить.
С приходом христианства заклички весны, как и большинство других языческих праздников, не канули в небытие. Они обзавелись христианской подоплекой и успешно прижились в обрядодействе новой веры. Это уже часть не космического сакрального праздника, а скорее часть народного гуляния, повод вспомнить историю, порадоваться приближению весны.
Не стоит забывать об этой замечательной традиции! Особенно радуются ей дети. Они с удовольствием учат веселые песенки – заклички. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Поэтому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева. Вместе с эстетическим наслаждением впитывается то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Беседа: «Жаворонки – весну кличут»
Цель: знакомство с традицией встречать весну
Долго длится зимняя пора в России – уже промчались весёлые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны. Робкими и неуверенными шагами приближается к нам красавица весна. А зима то и дело даёт о себе знать, не желает расставаться со своим могуществом. И вот чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни люди придумали ещё один обряд – закликание весны. Много песен складывали люди о весне, посвящали ей хороводные гулянья, призывали её поскорей растопить зимние снега. Этот обряд справляли 22 марта, в день весеннего солнцеворота.
В марте месяце хозяйки пекли из остатков муки маленькие шарики, и каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья.
Мороз Красный нос,
Вот тебе хлеб и овёс,
А теперь убирайся
Подобру-поздорову.
Люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдёт в чужедальние края и уведёт с собой зиму лютую. Просили люди помощи у солнышка красного, чтобы помогло им приблизить весну и растопить снега.
Сначала о приближении весны мы догадываемся потому, что день становится длиннее. А ещё нам об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на родину, домой. В народе говорили: “Сорок сороков птиц летят, весну несут”. Люди давно стали привечать птиц. Строили для них скворечники, обустраивали гнездовья, подкармливали зимой
А больше всего крестьянин любил звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться то зимнего сна. 22 марта, когда день становился, по длине равен ночи, в каждом доме пекли из теста птичек – жаворонков, мазали их сладким душистым мёдом. Детишки лепили птиц из глины, мастерили из тряпочек. Празднично одетые девушки и дети ходили по деревням, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и пели специальные песни – заклички.
«Жаворонки» — вкусные булочки в форме птичек, чтобы отметить начало весны и возвращение птиц из теплых стран.
В представлении наших предков славян пернатые гости приносили оттуда на своих крыльях весну. Настоящая весна начиналась обычно с прилета жаворонков — этих добрых посланников солнца.
По давней традиции в домашнем приготовлении жаворонков принимают участие дети.
Способ для детского творчества:
Простое традиционное оформление жаворонков
завязыванием тестяных жгутиков в узелок
В старину такие булочки пекли ко дню памяти «сорока мучеников» (40 римских воинов-христиан, замученных в IV веке за то, что они отказались поклониться языческим богам) — 9 марта по церковному календарю (22 марта по новому стилю).
Какой это ласковый и жизнеутверждающий праздник, когда оживляется вся природа и наступают радостные и добрые весенние хлопоты.
Праздник встречи весны приходится на время Великого поста, поэтому для верующих жаворонки выпекаются только из постного теста. А остальные могут побаловаться и сдобными весенними булочками.
Тульский подарочный жаворонок (скорее, это целая жар-птица).
Делаем из теста длинную колбаску и сворачиваем в узел.
Один конец расплющиваем и режем. Другой конец немного вытягиваем, формируем голову и клювик.
Теперь делаем глазки. Для этого изюминку режем на кусочки. Прикреплять глазки удобнее зубочисткой. Надеваем изюминку на зубочистку и вдавливаем в тесто.
Готовых птичек перекладываем на смазанный маслом противень.
Перед тем как сажать в духовку, жаворонкам нужно дать немного расстояться.
Помещаем птичек в разогретую духовку.
Готовые жаворонки:
Готовый жаворонок, для блеска смазанный после выпечки растительным маслом
Прежде в крестьянских семьях жаворонками угощали детей и обязательно домашнюю скотину.
Жаворонки можно украсить цукатами.
Детям поменьше можно дать уже вылепленных жаворонков, чтобы они немного их "поправили" по своему вкусу.
Маленькие дети справятся с изготовлением колобков.
Колобки делаются совсем просто: Валик теста нарезать на куски, скатать из них шарики, положить на смазанный маслом металлический лист (противень), дать время для расстойки, после чего смазать с помощью кисточки крепким сладким чаем, тогда после выпечки колобки будут иметь гладкую, блестящую, золотистую поверхность (колобаны золотые).
Результаты детского творчества:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный познавательно-творческий проект "Русская матрешка"
Тематическое поле проекта: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушкиЦель проекта: формирование духовно-нравственного отношения и чувства соприч...
Краткосрочный познавательно-творческий проект "Книга-мой лучший друг"
Образовательная деятельность реализуется всеми видами детской деятельностью...
Краткосрочный познавательно-творческий проект "День космонавтики"
Цель проекта: формирование познавательного интереса детей к истории космонавтики, познакомить с героями космоса, развитие творческих способностей....
Краткосрочный познавательно -творческий проект «Витаминка и ее друзья»
В ходе проекта формируются знания о витаминах и здоровой пище....
Краткосрочный познавательно-творческий проект для средней группы «Волшебный мир цветов»
Тема: «Волшебный мир цветов».Актуальность: Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, дети испытывают потребность в общении с природой. Цветы - это н...
«Краткосрочный познавательно - творческий проект «Витаминка и ее друзья»»
laquo;Краткосрочный познавательно - творческий проект «Витаминка и ее друзья»»...
Информационная карта проекта Краткосрочный познавательно-творческий проект в средней группе «Моя семья – моя радость»
Участники проекта: воспитатель, дети и родители старшей группыТип проекта: познавательно-творческийПродолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь 2020 года)Возраст детей: младший...