Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды.
консультация по теме

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normativnye_trebovaniya.docx40.68 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды.

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

  • 1.Конституция Российской̆ Федерации.
  • 2.Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • 3.Федеральный закон от 02.07.2013 № 185«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
  • 4.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • 5.Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
  • 6.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года.
  • 7.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • 8.Постановление Главного государственного санитарного врачаРФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
  • 9.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271.
  • 10.Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»).
  • 11.Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».
  • 12.Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста.

1.Каждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования школьного возраста, детей воспитывающихся в семье.

2. Статья 64. Дошкольное образование.

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
2.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Следует обязательно отметить

новые определения, новые не только понятийно, но и действенно. Это понятие –

«инклюзивное образование». Новый закон инклюзивное образование определяет как

«обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Закон «Об образовании» от 1992 года предоставлял возможность детям с особенностями в состоянии здоровья учиться в коррекционных учреждениях, специализированных группах, но не в обычных образовательных учреждениях.

С 1 сентября 2013 года ребёнок с особенностями в состоянии здоровья может посещать

общие образовательные организации, которые в свою очередь, должны создать для таких детей все условия для успешного освоения ими образовательных программ.

Данные изменения потребовали внесения поправок не только по терминологии, но и по содержанию отдельных статей закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Новым является выделение понятия «уход и присмотр» из

понятия «дошкольное воспитание». Ранее дошкольное воспитание по умолчанию предусматривало уход и присмотр за ребёнком. Рассмотрим по порядку: воспитание

есть «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-

нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Дошкольное воспитание определяют как систему мер по обеспечению физического и эмоционального здоровья, формированию интеллектуального и волевого развития.

Понятие «присмотр и уход» определяется новым законом «Об образовании в Российской Федерации» как «комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня».

Таким образом, дошкольное воспитание, а также дошкольное образование чётко отграничены от присмотра и ухода за ребёнком. Эти преобразования влекут изменения в закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». А также способствуют появлению семейных, частных детских садов и других негосударственных организаций, специализирующихся на услугах по присмотру и уходу за детьми.

3. Принятие Федерального закона повлекли за собой внесение поправок во многие другие законы и кодексы РФ. Связано это с необходимостью привести терминологию законов РФ в соответствие с ФЗ N 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.  Законодательно все поправки закреплены ФЗ от 02.07.2013 N 185 ФЗ «Изменения в Законодательстве РФ в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Были внесены поправки в следующие законы и кодексы:

Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,   «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.

 4. Требования к развивающей предметно-пространственной среде: обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и территории (участка), обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Обеспечивать реализацию различных образовательных программ, учёт возрастных особенностей детей, создание условий для инклюзивного образования.

 Среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

5. Минобрнауки России направляет комментарии по отдельным вопросам ведения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155.

Комментарии касаются различных аспектов применения стандарта на практике.

Комментарии к разделу III пункта 3.1 

В данном пункте употребляются два сходных термина, которые, тем не менее, относятся к разному содержанию и которые следует различать: «развивающая предметно-пространственная среда» и «образовательная среда».
Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой программы, организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства организации (группы).
Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в
Стандарте.

6. Правовыми основами развития и функционирования дошкольного и начального образования в России являются документы, принятые международными организациями (Международная конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка), а так же законы Российской Федерации (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании»). Для концепции непрерывного образования особенно важны следующие положения этих документов: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.

Концепция строится на основе таких признанных в современной педагогике ценностей образования, как:

*  гуманизм

* открытость человека изменяющемуся миру;

* самоценность каждого ребёнка;

*индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка;

*создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.

Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

* воспитание нравственного человека;

* охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

* сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физического и психического развития детей.

На дошкольной ступени:

* приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

* обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

* развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

* формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

* развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе;

* включение детей в различные фор мы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Реализация общей цели и задач образования этих возрастов требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

* создания образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

7. 1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

- условиям размещения дошкольных образовательных организаций,

- оборудованию и содержанию территории,

- помещениям, их оборудованию и содержанию,

- естественному и искусственному освещению помещений,

- отоплению и вентиляции,

- водоснабжению и канализации,

- организации питания,

- приему детей в дошкольные образовательные организации,

- организации режима дня,

- организации физического воспитания,

- личной гигиене персонала.

3.6. Зона игровой территории включает в себя групповые площадки - индивидуальные для каждой группы и физкультурную площадку (одну или несколько).

3.11. Для хранения игрушек, используемых на территории дошкольных образовательных организаций, колясок, санок, велосипедов, лыж выделяется специальное место.

3.12. Игровые и физкультурные площадки для детей оборудуются с учетом их росто-возрастных особенностей.

Игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

6.10. В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

8.1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по уходу и присмотру, а также деятельности по воспитанию и/или обучению детей в дошкольных группах, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда (далее - жилые помещения).

1.3. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

- жилым помещениям, оборудованию и содержанию жилых помещений, при размещении в них дошкольных групп;

- организации питания детей дошкольных групп;

- приему детей в дошкольные группы;

- организации режима дня детей в дошкольной группе;

- прохождению медосмотра, гигиенической подготовке и личной гигиене персонала дошкольных групп.

9.Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке, школа будущего?

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Новая школа - это современная инфраструктура, современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Основные направления развития общего образования:

1. Переход на новые образовательные стандарты.

2. Развитие системы поддержки талантливых детей.

3. Совершенствование учительского корпуса.

4. Изменение школьной инфраструктуры.

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

6. Расширение самостоятельности школ.

Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств.

10. В настоящее время в РФ установилась стихийная практика оценки игр и игрушек с точки зрения физической безопасности ребенка, без учета современных психолого-педагогических требований, направленных на развитие ребенка, обеспечение психологического благополучия и защиту от негативных воздействий.

Министерство образования Российской Федерации рекомендует:
1. Региональным органам образования:

- совместно со структурными подразделениями Санэпидемнадзора и Госстандарта проанализировать состояние производства и насыщения рынка отечественными и зарубежными играми и игрушками в регионах;
- ознакомить специалистов дошкольного образования, руководителей предприятий и организаций по выпуску и реализации игр и игрушек с проектами документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек;
- активизировать работу региональных комиссий по игрушке;
- ввести практику консультирования с Художественно-техническим советом по игрушке Министерства образования РФ для ознакомления с экспозициями современных образцов игр и игрушек и получения консультаций специалистов.

2. Региональным органам управления образованием совместно с комиссиями по игрушке:
- развернуть работу педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений по ознакомлению родителей с требованиями, предъявляемыми к играм и игрушкам; проведению консультаций для родителей по отбору и использованию игр и игрушек в семье на основе Методических указаний (
приложение 3);
- предусмотреть с этой целью в планах курсов повышения квалификации педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений тематику по психолого-педагогической ценности игр и игрушек;
- знакомить через средства массовой информации население региона с работой территориальных комиссий по игрушке, рекомендовать обращаться в комиссию за консультацией по отбору и использованию игр и игрушек;
- направить предложения и замечания по доработке проектов документов в Министерство образования Российской Федерации до 1 сентября 1995 года.
Приложение 1. Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек.

1.1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия.
1.2. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людам и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый).
1.3. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.).
1.4. Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.
1.5. Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

1. Полифункциональность игрушки.

2. Возможность применения игрушки в совместной деятельности.

3. Дидактические свойства игрушки.
4. Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов.
Приложение 3. О психолого-педагогической ценности игр и игрушек (Методические указания для работников дошкольных образовательных учреждений).

Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие - способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок.
В настоящее время в РФ установилась стихийная практика односторонней оценки игр и игрушек с точки зрения физической безопасности ребенка, без учета современных психолого-педагогических требований, направленных на развитие ребенка, обеспечение психологического благополучия, его защиты от негативных воздействий.
11.1.1. Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 1).

1.2. Инструкцию о порядке оплаты экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 2).
Приложение 1. Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей

Критерии оценки настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

12.Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.

1. Настоящие Требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье, разработаны с целью оказания помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей с учетом их возраста и интересов. Требования адресуются также воспитателям, заведующим дошкольных образовательных учреждений для организации работы с семьей.
2. Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.
4. Игрушки и материалы должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка и иметь следующие качества:
- полифункциональность
 (возможность гибкого вариативного использования в разных игровых ситуациях);
- дидактическая ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей);
- эстетическая направленность (для художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусства);
- соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребенка.
5. Требования к созданию игровой зоны для ребенка в семье:

- отвести определённое место для игры ребёнка;

- применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено;
- в игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов;
- в игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности
: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.
6. При создании развивающей среды в семье необходимо предусмотреть место для хранения дополнительного материала (различных палочек, пластиковых бутылочек, шишек, камешков, которые можно широко использовать в играх с детьми.

7. Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону.
8. Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и занятий.
9. Взрослым очень важно поддерживать игры детей и, по возможности, принимать в них участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Консультация на тему «Основные требования к организации развивающей предметно- пространственной среде по развитию речи»

Созданию предметно- развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно- игрового пространства...

О выполнении требований к организации развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

О выполнении требований к организации развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...

«Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО по ФГОС"

laquo;Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО"1. Принципы и подходы к организации развивающей предметно - пространственной среды в разных возрастных группах2....

"Основные требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по развитию речи"

Речевая развивающая среда- как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и ре...

Требования к организации развивающей предметно-пространственной и образовательной среды в свете ФГОС.

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей  сред...

Требования к организации развивающей предметно- пространственной среды

Цель рекомендаций – создание образовательного пространства, обеспечивающего охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников....