” Дымковская глиняная игрушка” – как средство воспитания дошкольников старшего возраста”
методическая разработка (старшая группа)

Михайлова Кристина Викторовна
” Дымковская глиняная игрушка” – как средство воспитания дошкольников старшего возраста”
Содержание:
1. Воспитательное значение ознакомления детей с народным декоративно - прикладным искусством – дымковской игрушкой.
2. Особенности народного промысла дымковской игрушки.
3. Задачи декоративной росписи дымковской игрушки в старшей возрастной группе. 
4. Приемы ознакомления детей с декоративно- прикладным искусством – роспись дымковской игрушки в старшей возрастной группе.
5. Методика обучения детей в старшей возрастной группы декоративному рисованию с использованием мотивов народного промысла – дымковской игрушки.
6. Конспект занятия по рисованию в старшей группе: “Дымковские узоры – это культура народа”
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

” Дымковская глиняная игрушка” – как средство воспитания дошкольников старшего возраста”

Содержание:        

  1. Воспитательное значение ознакомления детей с народным декоративно - прикладным искусством – дымковской игрушкой.
  2. Особенности народного промысла дымковской игрушки.
  3. Задачи декоративной росписи дымковской игрушки в старшей возрастной группе. 
  4. Приемы ознакомления детей с декоративно- прикладным искусством – роспись дымковской игрушки в старшей возрастной группе.
  5. Методика обучения детей в старшей возрастной группы декоративному рисованию с использованием мотивов народного промысла – дымковской игрушки.
  6. Конспект занятия по рисованию в старшей группе: “Дымковские узоры – это культура народа”

Введение

О значении декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, А.П. Усова, Р.Н. Смирнов и др. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Рисование и лепка играет важную роль в развитии дошкольников 5 - 6 лет.  Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом.

В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.

Декоративное рисование по мотивам росписей русской народной дымковской игрушки тоже решает эти задачи и не только. Также это знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, соотношение величин, положение предметов в пространстве, то есть способствует овладению детьми элементарными математическими понятиями.

Процесс лепки и росписи детьми по мотивам дымковской игрушки вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ.

Дымковская игрушка очень яркая красочная, фигурки похожи на сказочных персонажей наших русских народных сказок они очень нравятся детям, а когда они сами, своими руками создают эту красоту они попадают в эту сказку.    

Основная часть.

1. Воспитательное значение ознакомления детей с народным декоративно - прикладным искусством – дымковской игрушкой.

Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Лучше отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью и быть доступными восприятию детей.

В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны. В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлеченность детей может возникнуть в лепке из глины (не совсем обычный материал по сравнению с пластилином), при овладении различными техническими приемами художественной обработки вылепленной игрушки, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.

Превращение обычной глины в сверкающую всеми красками керамику увлекает детей, развивает их фантазию и воображение, активизирует творчество, развивает уверенность в себе.

В росписи дымковской игрушки очень ценна возможность несколькими простыми и лаконичными приемами достичь большой художественной выразительности.

Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления детей с произведениями народного прикладного искусства является метод тематических творческих заданий, позволяющих органично сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их в декоративно-прикладном творчестве. Сами названия творческих заданий, такие, как «Веселые узоры», «Сказочные птицы», «Волшебный конь» и др., достаточно полно раскрывают образную их сторону и вызывают у детей определенные ассоциации, творчески настраивают на выполнение той или иной темы.

В основу методики творческих заданий берутся принципы постепенности и последовательности, связанные с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда мы убеждаемся, что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим.

Тематические творческие задания позволяют знакомить детей с такими выразительными художественными признаками дымковской игрушки, как фантастичность и сказочность образов, декоративность, цветовая, пластическая и графическая выразительность.

При знакомстве детей с дымковской игрушкой желательно брать подлинные образцы народного творчества, отмеченными высокими художественными достоинствами, образной поэтической выразительностью, сконцентрировавшими в себе коллективный опыт многих поколений талантливых мастеров.

Красочный мир народного искусства раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем будет эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о дымковской игрушке воспитатель сам должен хорошо знать, понимать и любить народное искусство.

Много полезного можно почерпнуть из книг, но интереснее и увлекательнее бывать в музеях и на выставках, где можно увидеть своими глазами такие неприхотливые и одновременно с этим совершенные в своей пластической, цветовой и композиционной выразительности образы дымковской игрушки из глины.

2. Особенности народного промысла дымковской игрушки.

Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, Горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога.

Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т.п.

Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают. Прежде обжиг проводили прямо в русской печи. Теперь же – в электрических муфельных печах. Обожженные до красно-раскаленного состояния и остывшие в печи игрушки покрывают ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке. По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. На одной фигурке применяют 6-8 цветов. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. Традиционное приготовление состояло в растирании сухих анилиновых красок на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. В прошлом кисточка была самодельной из продернутого холщевого лоскута, намотанного на палочку. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

С развитием промысла появилось много сказочных, исторических и бытовых многофигурных композиций, включающих архитектуру (домики, карусели), элементы пейзажа (деревья, символизирующие лес, грядки с вилками капусты изображены в сцене «Уборка капусты») и т.д. Вместе с тем традиционный круг тем не утрачен, он помогает сохранить специфический неповторимый облик игрушек и в его пределах дает широкий простор творческой фантазии авторов.

Для производства игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная скульптура.

Промысел игрушки уже в XIX в. приобрел самостоятельное значение, выделившись из гончарства. Название игрушки связано с местом изготовления - слободой Дымково (ныне - район г. Вятки). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре. Наиболее характерны женские фигуры ("барыни", "кормилицы"). Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни. Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью по меловому фону, в основе росписи - геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги.

К сожалению, дымковская продукция давно утратила основные качества народной игрушки - простоту, непосредственность и дешевизну. Происхождение промысла связывалось с народным праздником "свистунья", когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этому празднику. И хотя у Дымки действительно сформировалась особая пластика, однако благодаря статичности фигурок, а также их сюжетности, излишней детализованности, Дымка стала просто сувениром.

3. Задачи декоративной росписи дымковской игрушки в старшей возрастной группе.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.

Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи:

развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;

развивать чувство цвета;

развивать способности различать стиль дымковской игрушки в декоративном искусстве и использовать отдельные элементы этого стиля в своем творчестве;

совершенствовать технические навыки в рисовании кистью.

Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.

Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача.

Осуществление этих задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания ребят на новой задаче - расположении этих форм в определенном порядке для получения узора.

Также в старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины или пластилина птички, лошадки... Так как узор дымковской игрушки прост и ритмичен - сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец – то начинать обучать детей расписывать объемную фигурку лучше именно с дымковской игрушки. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами.

4. Приемы ознакомления детей с декоративно- прикладным искусством – роспись дымковской игрушки в старшей возрастной группе.

Прежде всего педагог воспитывает у детей интерес к народному промыслу (к дымковской игрушке). Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным. Для эстетического восприятия характерно заинтересованное, взволнованное отношение к дымковской игрушки (похожи на сказочных персонажей). Необходимо обратить внимание детей на выразительность росписи, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства. Что бы детям понравилось от этого развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.

При рассматривании узоров на вещах, декоративных рисунков можно вносить элементы игры: воспитатель предлагает найти в узоре одинаковые или однородные элементы, указать, как они повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов. Воспитатель подводит детей к суждению о повторяемости элементов, об их правильном чередовании, о разнообразии их использования.

Необычность и сказочность дымковской игрушки позволяют использовать ее  в играх-драматизациях на сказочные сюжеты.

Желательно попросить родителей сводить детей в музей или на выставку декоративного искусства. Познакомившись на занятиях и в играх с аналогичными произведениями, дети с интересом посмотрят экспонаты музея или выставки и послушают пояснения сотрудника музея.

5. Методика обучения детей в старшей возрастной группы декоративному рисованию с использованием мотивов народного промысла – дымковской игрушки.

Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ ("одевание" дымковских игрушек - использование трафаретов с изображением игрушек, "мастерские" народных мастеров, "художественные салоны", "выставки народного искусства" и пр.), что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;

сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;

использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;

упражнения в начале занятия при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность;

показ способов изображения новых элементов;

проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании;

Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце), потом украшают все элементы (точки) и т.д.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика проводится с детьми в начале и в конце года с целью сравнения результата познавательного и эстетического развития, а также с целью выявления уровня знаний, практических умений и навыков.

 Детям старшего дошкольного возраста предлагается сравнить два изделия декоративно-прикладного искусства.

Диагностическое исследование проводится по подгруппам (5-7 человек)

Цель:

Cравнение двух “дымковских игрушек” и выполнение по их мотивам росписи:

Назвать вид народного искусства;

Описать каждую игрушку;

Сравнить две игрушки или два изделия, выделить сходство и различия;

Выразить свое отношение;

Выполнить узор по мотивам понравившегося изделия или игрушки на плоском силуэте и в объемном .

Анализ уровня интеллектуально-эстетического развития детей проводится по следующим показателям:

Называет игрушку правильно - 3 балла, сомневается (ошибается, но в итоге называет правильно) - 2 балла, неправильно - 1 балл, не называет - 0 баллов;

Описывает достаточно полно - 3 балла, называет лишь некоторые признаки - 2 балла, неправильно называет - 1 балл, совсем не называет признаков - 0 балл;

Сравнение правильное и полное - 3 балла, правильное, но частичное - 2 балла, неправильное - 1 балл, не проводит сравнения - 0 баллов;

Ярко выражает свое отношение к произведениям искусства - 3 балла, необоснованное отношение - 1 балла, безразличное отношение - 0 баллов;

Выполнение узора на силуэте и объемной фигурке полностью соответствует - 3 балла, частичное несоответствие - 2 балла, большое несоответствие - 1 балл;

Техника исполнения - высокая - 3 балла, средняя - 2 балла, низкая - 1 балл.

Шкала уровней

Нулевой уровень (от 0 до 2 баллов).

Ребенок затрудняется в описании предмета. Не может сравнить по признакам. Не может выразить своего отношения. Узор не соответствует стилю росписи. Низкий технический уровень исполнения.

Низкий уровень (от 3 до 7 баллов).

Описание неполное. Затрудняется в сравнении. Выражает необоснованное отношение к изделию. Часто полностью копирует роспись. Технические навыки средние.

Средний уровень (от 8 до 13 баллов).

Описывает только характерные признаки. Указывает только по одному признаку различия и сходства. Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию. Вносит изменения в цвет и элементы узора. Высокая техника исполнения.

Высокий уровень (от 14 до 18 баллов).

Называет роспись. Описывает подробно. При сравнении указывает сходство и различия по нескольким признакам. Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию. Четко следует стилю росписи, вносит новые элементы. Высокая техника исполнения.

Работа с родителями.

Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством. При этом используются как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях, консультации, и нетрадиционные: привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений мастер классы, просмотр родителями открытых занятий, "заочные путешествия" и "заочные экскурсии" в музеи народных мастеров.

Заключение.

   В нашем современном городском повседневном мире мы, современные люди (за малым исключением) очень далеко отошли от природы и от своего коренного народного быта. Дымковская глиняная игрушка — это чудо-ремесло хотя бы на время возвращает нас к истокам, к земле и природе, к здоровью нравственному, а следовательно и физическому. Кому-то покажется, что я уж слишком большое значение предала такому виду искусства, но я чувствую именно так. Эти яркие, забавные игрушки, сделанные руками мастеров из села Дымково Кировской области радуют глаз, веселят душу, раскрывают мир веселого праздника, народной сказки...

Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника-декоратора, отразить в свое видение и чувствование окружающего мира. Было бы хорошо, если бы Дымковская игрушка вошла в наш быт, вписалась в интерьеры помещений, стала бы любимым подарком (в разумных пределах), особенно там, где бывают дети. Дети, наше будущее. А будущее нужно строить на прочном фундаменте прошлого, мне кажется, что Дымковская игрушка, да и любое прикладное народное творчество - это и есть наше наше прошлое, о котором можно не только услышать, но которое можно увидеть, потрогать, сделать самому…

А прикоснувшись к нему понять самому, и донести детям, что народное творчество - это творчество у которого нет возраста, нет устаревания, что очень много из него можно привнести и в современную жизнь.

  1. Конспект занятия по рисованию в старшей группе: “Дымковские узоры – это культура народа”

Тема: "Дымковские узоры"

Цель: Обобщение знаний детей о дымковской росписи и развитие умения расписывать объемную игрушку.

Задачи:

- Побуждать детей создавать узор на изделии новой формы из знакомых элементов;

- Совершенствовать умение чередовать в узоре элементы разной формы и величины, выполнять узор в нужной последовательности: сначала крупные элементы, затем мелкие;

- Развивать умение расписывать объемные фигурки.

- Развивать умение пользоваться концом кисти;

- Воспитывать у детей уважение к русскому народному творчеству, к культуре и обычаям русского народа, желание прийти на помощь.

Методы и приемы: сюрпризный момент, поощрение, напоминание, художественное слово, возможность выбора (какую фигурку расписывать).

Предварительная работа:

- Рассказ воспитателя о дымковской игрушке.

- Рассматривание дымковских игрушек.

- Рассматривание и обследование мотивов и композиций узора.

- Рисование: "Дымковский конь", "Дымковский козлик", ”Дымковская утка”.

- Лепка из пластилина “дымковских игрушек”.

- Роспись плоских “дымковских игрушек - трафаретов” с предварительным вырезанием их по контуру.

Ход занятия:

(дети сидят на полу полукругом, раздается стук в дверь)

Воспитатель: Кто это к нам пришел? (входит почтальон с посылкой) Ребята, нам пришла посылка от дымковских мастеров, кто такие дымковские мастера?

Дети: Это люди, которые делают игрушки из глины.

Воспитатель: О, да там письмо. О чем же они пишут? (открывает письмо, читает) Здравствуйте, ребята, пишут вам народные умельцы из села Дымково. С давних пор мастера и умельцы нашего села делали красивые игрушки и расписывали их яркими красками. Село наше называется Дымково, потому что из каждого дома, где мастер в печи обжигает игрушки, высоко в небо поднимается дым. Ребята, в нашем селе случилось несчастье: злой волшебник Чернушка заколдовал все краски, нам нечем расписывать игрушки. Мы прислали вам все, что успели слепить, и просим вас завершить работу и расколдовать краски от заклятия злого волшебника.

- Ребята, поможем мастерам?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрим, что же нам прислали мастера? (достает из ящика-посылки фигурку дымковской утки)

Дети: Утку. 

Воспитатель: Молодцы! А какой узор рисовали на таких уточках?

Дети: Круги, точки, солнышко.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что краски уже начинают растолковываться. Посмотрим, что еще прислали нам мастера (достает фигурку барана). Как называется эта игрушка?

Дети: Баран.

Воспитатель: Правильно!

Бока крутые, Рога золотые.

А каким узором расписывали барана?

Дети: Круг, кольцо, точки.

Воспитатель: А какого цвета в дымковской росписи кольца, круги, точки?

Дети: Красного, желтого, зеленого, и тд.

Воспитатель: В посылке еще что-то лежит (достает из ящика фигурку коня). Какая интересная игрушка, дети, что это?

Дети: Конь.

Воспитатель: Молодцы. А какими узорами расписывали коня?

Дети: Круг, кольцо, точки.

Воспитатель: Правильно. Ребята давайте поможем мастерам расписать все эти игрушки. (воспитатель достает из ящика много разных фигурок и выкладывает их на центральный стол, вокруг него расставлены столы на них краски кисти) Каждый из Вас сейчас подойдет к этому столу и выберет любую игрушку, какую хочет разукрасить. Ребята игрушек много, и можно украсить не одну игрушку.

Дети подходят к центральному столу и выбирают по одной игрушке, идут к столам с красками садятся и начинают расписывать выбранную игрушку, некоторые, кто уже закончил берут еще одну игрушку и возвращаются обратно к столу с красками.  

Воспитатель: Молодцы, мастерам очень понравятся ваши узоры. Какие красивые и яркие узоры у вас получились! Вы становитесь настоящими мастерами - умельцами. Колдовство злого Чернушки закончилось и краски мастеров расколдованы. (стук в дверь) Ребята, это снова почтальон, на этот раз с телеграммой. (читает) "Дорогие ребята, большое спасибо за помощь. Вы постарались на славу и расколдовали наши краски. Примите в подарок нашу карусель. Веселитесь и играйте, мастеров не забывайте! "

(игра "Карусели" (к обручу, по количеству детей привязаны разноцветные ленты)

Какие Вы молодцы, а сейчас из тех игрушек, которые Вы расписали мы сделаем нашу веселую карусель. (воспитатель ставит на круг из картона посередине центр карусели, а расписанные детьми игрушки ставит по краям круга).

Ребята, каким мастерам мы сегодня помогали, какие игрушки расписывали, а какими узорами, какими цветами?

(ответы детей)

 Ребята, и дымковские игрушки и игра, в которые мы с вами играли - народные. Их придумали наши предки. Это наша культура, наши обычаи.

Вам понравилось?

Ответы детей.

Список литературы:

1.   Алексахин Н. Учимся лепить и расписывать// Дошкольное воспитание.-1994-№ 9-23-27с.

2.   Величкина Г. А. Дымковская игрушка. — Мозаика-Синтез, 2004 – 24с

3.   Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985-193с

4.   Лыкова И.А. Дымковская игрушка - Изд. Карапуз-Дидактика, 2005-56с

5.  Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./Под редакцией Т.С. Комаровой – М.: Просвещение,1991-25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест – походы как средство экологического воспитания дошкольников старшего возраста

Методические  рекомендации по организации походов в форме квеста со старшими дошкольниками в рамках экологического восптания детей....

«Использование метода проектов как средства гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста».

Цель:          Формировать нравственно – патриотические чувства, обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране,  активизировать работу п...

Опыт работы авторского коллектива "Использование метода проектов как средства гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста" на конкурс "Элита Российского образования"

Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, которая опр...