Квест – походы как средство экологического воспитания дошкольников старшего возраста
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Миронова Наталья Павловна

Методические  рекомендации по организации походов в форме квеста со старшими дошкольниками в рамках экологического восптания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_-_pohody.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Квест – походы как средство экологического воспитания дошкольников старшего возраста

Миронова Н.П., старший воспитатель

Дементьева А.Г., воспитатель

 СП детский сад «Колобок» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины

        Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей и об особенностях её природы является одной из задач познавательного  развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Ознакомление с природой положено в основу экологического воспитания детей в детском саду.  У дошкольников  закладываются элементарные знания о закономерностях существования живой и неживой природы, разнообразных формах ее жизни, появляются умения взаимодействовать с ней, формируются основы подлинного человеческого отношения к природе.

Цель экологического воспитания в ДОО – становление начал экологической культуры дошкольников, развитие экологического сознания, мышления, формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи экологического воспитания:

1. Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

2. Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

3. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

4. Усвоение системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях.

5. Закрепить знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножать ее богатство.

Важнейшим фактором экологического воспитания в детском саду является создание условий для наблюдения дошкольниками явлений и объектов природы и предоставления возможности непосредственного общения с живой природой.

 Наиболее эффективной  формой экологического воспитания  являются походы.  Но как сделать поход не только пешей прогулкой и созерцанием ближайшего природного окружения, но и увлекательным, научно-познавательным и практически-деятельностным мероприятием?

В нашем детском саду в работе со старшими дошкольниками второй год практикуются походы с использованием элементов квеста. Слово Quest в переводе на русский означает «поиск», в соответствии с этим и выстраивается концепция похода.

Что  дают квест-походы? Они ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов. С помощью квеста можно реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Квест-походы включают в себя игры, в которых необходимо искать различные предметы, находить им применение,  решать головоломки и т.д.  Идея игр проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию природы. Помимо очевидной пользы от физической и умственной активности, квесты учат дошкольников работать в команде и отлично сплачивают группу, способствуют развитию наблюдательности, смекалки, сообразительности.  

 При подготовке к квест-походу дошкольники учатся работать сначала с картой микрорайона, которая представляет собой белое полотно с условными обозначениями жилых домов, учреждений инфраструктуры, парковая зона и т.п. Дети знакомятся с условными обозначениями, нумерацией домов, находят на карте здание детского сада, дома и учреждения. Далее дети знакомятся с картой близлежащего лесного массива или лесопарковой зоны, где все объекты отмечены условной моделью.  Таким образом, дошкольники узнают, что любой природный объект можно заменить условной моделью – общепринятым топографическим изображением.

Сценарий каждого квест-похода зависит от времени года, тематического плана и направлен на решение определенного круга задач. Так, в конце лета, квест-поход направлен на закрепление и обобщение представлений старших дошкольников о лете (живая и неживая природа,  отдых,  безопасность) и проводится как со всей группой детей, так и с разделенными на две команды.

Группа или команды получают карту с отмеченным на ней местом нахождения подсказки – дети, ориентируясь по карте, ищут соответствующее место. Добравшись до точки остановка, детям предлагается найти предмет, в котором лежит подсказка либо по описанию, либо с помощью загадки или картинки-символа (например, чемодан с кодовым замком). К чемодану приклеены карточки – жук, паук, комар (чтобы это значило?). Надо посчитать лапки у насекомых, чтобы узнать номер замка. В чемодане маршрут похода, отмеченный пунктирной линией (если группа разделена на две подгруппы, то для каждой дается свой маршрут).

На пункте назначения детей ждут очередные задания. Около водоема детям раздаются карточки с изображением насекомых, птиц, земноводных, рыб и т.п, и дети называют места их обитания. Далее, объединившись в подгруппы, дошкольники составляют экологические цепочки (комар-лягушка-цапля, червячок-рыбка-чайка и т.п.).

На полянке дети делятся на две, три команды. Каждая команда  получает задание найти и отметить пять видов деревьев, насекомых, цветов. Далее команды ищут места обитания живых объектов (муравейники, норки сусликов, дупла деревьев, гнезда и т.п.).

Учитывая возраст детей и уровень физической подготовленности можно сделать несколько стоянок. Большой популярностью у детей пользуются задания с собиранием пазлов, детали которых заранее спрятаны на месте стоянки. По определенным подсказкам дети находят части пазла с изображением какого-либо объекта живой или неживой природы и рассказывают о нем. Нравятся игры на внимание типа «Чего не стало», «Цветочный парфюмер», «Четвертый лишний».

Наряду с выполнением определенных заданий детям предоставляется возможность поиграть с подвижные игры, футбол, бадминтон и т.п.

Как правило, ни один поход не обходится без закрепления правил безопасного поведения в природе и охраны природы.  Для этого детям предлагается найти заранее спрятанные карточки-предупреждения и рассказать об их назначении.

В заключение дети собирают «Корзинку чудес» (разойдясь по местности, ищут свои маленькие «чудеса» – лист дерева, похожий на бабочку,  корешок, похожий на паука, камешек, похожий на морду медведя и т.д.)  или записывают «Книгу звуков» (жужжание шмеля, писк комара, пение птиц).
        После каждого экологического квест-похода составляется его схема с подробным описанием маршрута и представителей животного и растительного мира, обозначенных топографическими знаками либо символами, придуманными самими детьми.  

Таким образом,  квест-походы помогают в игровой форме перейти от ознакомления с окружающим миром по картинкам и книгам к его непосредственному исследованию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест - технология, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста. Существу...

Квест - технология, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Квесты – это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, решать головоломки, разговаривать с различными персонажами в игре и т.д. Подробное описание поз...

План работы по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста

План работы по экологическому воспитанию поможет воспитателям организовать непосредственно образовательную деятельность по формированию у дошкольников экологических представлений. Научит понимать...

Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста

Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста...

Картотека игр по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста.

Картотека экологических игр для родителей "Поиграй со мною мама"...