Особенности гендерного воспитания дошкольников.
статья (старшая группа)
Материал содержит информацию проблемах гендерного воспитания в современном обществе, о формах работы с детьми и их семьями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_gendernogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 16.09 КБ |
Предварительный просмотр:
« Гендерное воспитание в ДОУ»
Составила воспитатель : Федорова Ю.С.
«Нельзя считать один пол
совершение другого, так и нельзя уравнивать их»
Ж.Ж.Руссо.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.
Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искаженным поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая
сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.
Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.
Для повышения компетенции в этом вопросе необходимо систематизировать работу при гендерном подходе в воспитании детей в ДОУ.
Для реализации данной цели нужно осуществлять решения следующих задач:
1.Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей.
- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
2.Формирование у родителей гендерной компетентности, выяснения их мнения в вопросах гендерного воспитания
3.Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о проблемах особенностями гендерного на сегодняшний день.
При работе с родителями существуют много различных форм, таких как:
консультации для родителей,
таблица результатов тестирования детей ( психолог),
анкеты для родителей,
памятки для родителей.
Методы и формы работы с родителями по гендерному воспитанию.
Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья – такой и вырастет в ней человек. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. Гендерное воспитание в семье состоит в целенаправленном создании условий способствующих идентификации личности как представителя определенного пола, закреплению гендерных ролей, воспроизводству соответствующего социального опыта; формирование гендерной культуры личности
Естественно, формирование позитивной половой идентичности у детей невозможно без совместной работы дошкольного учреждения и семьи, проблема остается актуальной. Часто родители, хотя и считают важным осуществление дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам в воспитательно-образовательном процессе, не имеют достаточного уровня необходимых знаний по данному вопросу, не владеют методами и приемами индивидуального подхода к сыну или дочери. Конечно, в этот момент приходит на помощь коллектив дошкольного учреждения.
Задачи этого направления:
• Акцентировать внимание родителей на воспитании мальчика и девочки адекватно половой роли в настоящем и будущем.
• Создать условия для приобретения родителями необходимых знаний
о психофизиологических и психологических особенностях мальчиков и
девочек и средствах, методах полового воспитания ребенка в условиях семьи.
• Обогащать знания родителей о психологических особенностях мальчиков и девочек.
• Помочь родителям осознать необходимость учета психологических
особенностей в воспитании мальчиков и девочек.
• Помочь родителям в подборе методов и приемов дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек, установлении адекватных форм общения с мальчиками и девочками.
• Стимулировать к обмену родительским опытом.
Чтобы достигнуть наиболее высоких результатов необходимо использовать четко разработанную модель взаимодействия с родителями, которая охватывает практически все сферы жизни семьи.
Модель выстраивания работы с родителями:
• анкетирование родителей по теме :
участия мужчин-педагогов воспитательном вопросе
Дифференциация физического воспитания девочек и мальчиков.
• совместная деятельность с семьей/9 проведение мастер-классов,субботников с чаепитием)
• Выставки детских работ
Работа психолога :
• анкетирование детей (Какие черты характера есть у девочек/мальчиков?...)
• анализ наблюдений
предоставления родителям результатов анкетирования,исследований
Теоретическая работа с родителями:
• проведение тематического родительского собрания
• индивидуальные консультации
• оформления материала в папках
• памятки для родителей
Как мы можем убедиться, наглядный материал помогает лучше усвоить полученную информацию, поэтому не стоит забывать про эту форму работы. В нашем «родительском уголке» оформлена консультация для родителей по теме гендерное воспитание:
«Особенности воспитания мальчиков и девочек»,
«Любите дочку и восхищайтесь сыном»,
«"Простые" правила воспитания мальчиков»,
«"Простые" правила воспитания девочек»
Совместная деятельность с семьей
• Проведение совместных праздников и развлечений
• Совместный труд с родителями, проведение мастер-классов с мамами и папами
изготовление подарков для мам на 8 марта к Дню матери с папами и изготовление подарков к 23февраля подарков с мамами.
Такие формы более приемлемы для работы с детьми старшего дошкольного возраста, что позволяет вовлекать родителей в процесс реализации дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек.
В заключении хотелось бы отметить,что по результатам работы были выявлены следующие проблемы
в семьях:
Неполные семьи или семьи с искажением гендерных ролей.
Занятость родителей, недостаточность времени проведенного с ребенком.
Теоретическая работа с родителями
Информационная некомпетентность родителей по данному вопросу, особенно отстают в папы.
В нашей группе вопросы гендерного воспитания активно обсуждались на родительских собрания, что на наш взгляд дает наиболее высокий результат (как известно теория без практики не действенна).Работали по следующим темам: "Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?" консультация психолога о понятии "Половая идентичность", "Дружеские отношения между мальчиками и девочками: что нужно делать, чтобы они возникли?".
Несомненно, работа должна проводиться комплексно и регулярно , на чем и строится успешность любой деятельности. В результате нашей работы мы получили следующие промежуточные данные
-расширение представлений родителей о гендерном подходе в воспитании мальчиков;
- мотивирование родителей на изучение гендерной проблематики;
-освоение родителями своей роли в воспитании гендерной идентичности;
-реализация системы совместных мероприятий.
В дальнейшем планируем продолжать работу в данном направлении, также планируем осуществлять работу над созданием психолого-педагогических условий по развитию гендерной идентификации мальчиков в группе детского сада.
Список литературы и источников
1. Баранникова Н.А «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.
2. Бороздина Г.В. Психология и педагогика. Учебник для вузов и ссузов. Гриф МО. год: 2011.
3. Гендерное образование: учебное пособие / под общ. ред. Л.И. Столярчук.- Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. - 386 с.
4. Гендерный подход в воспитании личности / Авт.-сост. Л.В. Астапович. Мн.: Красико-Принт, 2011.- 128 с.
5. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия, 2014 г. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.
7. http://marypop.ru/psihologiya/vospitanie/gendernoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности гендерного воспитания дошкольников в детском саду
Консультация для педагогов ДОУ...
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Мастер-класс для педагогов по теме "Особенности гендерного воспитания дошкольников"
Данный материал будет интересен не только педагогам. работающим с дошкольниками, но и родителям воспитанников...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...
Гендерное воспитание дошкольников в детском саду и дома. Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации.
Презентация. Гендерное воспитание дошкольников в детском саду и дома. Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации....
Особенности гендерного воспитания дошкольников в детском саду
Особенности гендерного воспитания дошкольников в детском саду...