Развитие логического мышления у дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В дошкольном возрасте важно развивать основные мыслительные действия и приемы: сравнения, определения понятий, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, выведение следствия. Если имеется несформированность полноценной мыслительной деятельности это приводит к тому, что знания, которые усваивает ребенок оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Поэтому развитие мышления дошкольников является очень актуальной на сегодняшний день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx | 14.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное детство – по временной составляющей, не очень продолжительный период в жизни человека. Парадокс в том, что за это время дети усваивают намного больше, чем за всю последующую жизнь. Очень важно именно в дошкольном детстве сформировать у ребенка основы логического мышления. Этот вид мышления – один из наиболее сложных его форм, который при правильном подходе к выстраиванию образовательно-воспитательного процесса складывается лишь к началу обучения в школе (6-7 лет).
В дошкольном возрасте важно развивать основные мыслительные действия и приемы: сравнения, определения понятий, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, выведение следствия. Если имеется несформированность полноценной мыслительной деятельности это приводит к тому, что знания, которые усваивает ребенок оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Поэтому развитие мышления дошкольников является очень актуальной на сегодняшний день.
Навыки и умения – это свое рода фундамент, на котором строится развитие способностей в более старшем возрасте. Развитие логического мышления – это сложный процесс, проходящий не в один этап. Сначала дети должны усвоить базовые свойства, качественные и количественные характеристики предметов. Они уметь использовать из в своей повседневной жизни. Нужно научить детей осуществлять операции мышления с заменой реальной манипуляции с предметом словесными рассуждениями. Потом постепенно переходить к этапу замены речевого сопровождения деятельности внутренними мыслительными операциями. Основные мыслительные операции, которые осваивают дошкольники в этом возрасте – это анализ, синтез, классификация, сравнение, доказательство. Хорошо помогают в развитии логики следующие игры: палочки Кьюзенера, блоки Дьенеша, кубики В. Никитина, «Колумбово яйцо». Они заставляют думать, учат операциям сравнения, обобщения, анализа, включают воображение. Эти игры имеют широкий диапазон действий и в них можно играть с детьми разного возраста. Они содержат как упражнения в 1-2 действия для самых маленьких, так и многоступенчатые задачи для более старших детей.
Например, игра «Коробочка с чудесами». Она решает большой объем образовательных задач. Незаметно дети изучают и запоминают цвета, формы, совершенствует речь и мышление, тренирует мелкую моторику рук, внимание, воображение и память. Предлагая ребенку младшей группы угадать, что лежит в этой коробочке. (в коробочку кладем овощи, фрукты, грибы). Ребенку старшего возраста можно предложить узнать, что в коробочке. (там лежат камешки, ракушки, пуговицы и другой материал). Содержание таких игр, как «Найди такой же», «Найди свой домик», «Подбери матрешкам платочки» и т. д. тоже можно постепенно усложнять от одной возрастной группы к другой. Хорошо, если знания, полученные в детском саду подкрепляются в условиях семьи и здесь важно тесно работать с родителями.
На занятиях в детском саду важно:
- поддерживать интерес детей;
- Связывать новые знания с уже усвоенными;
- не давать ребенку задания, многократно превышающие его интеллектуальные возможности;
- знать чувство меры в занятиях с детьми;
-избегать отрицательной оценки.
Нужно постараться научить ребенка: сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия; разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков; узнавать предметы по заданным признакам; описывать различные свойства окружающих его предметов; находить противоположные по значению понятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению
Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...
Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников.
презентация по теме "Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников."...
Пошаговая технология развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша
Я разработала пошаговую технологию развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.К ней прилагает материал для совместной работы воспитателя с родителями в данном напра...
План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша
В материале определены цели и собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....
Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.
Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша....
"Использование логических игр и упражнений для развития логического мышления старших дошкольников".
Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько ...
Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....