Проект "Маленькие волонтеры" старший дошкольный возраст
проект (старшая, подготовительная группа)

Проект разработан для реализации с детьми старшего дошкольного возраста. К проекту прилагается перспективное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkie_volontery_starshiy_doshkolnyy_vozrast.docx41.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Маленькие волонтеры»

( старший дошкольный возраст)

Человек начинается с детства.

Именно в детстве делается посев добра.

Взойдёт он лишь через   годы,  

и тогда будет видно, взошёл ли посев добра

или же сорняки зла заглушили его.

Будет видно, какой человек вошел в жизнь

и стал членом общества.

С.Михалков

 

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.

Психологи П.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин  в качестве доминирующей стороны в развитии  личности называют социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Особенно остро встаёт проблема социализации у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Так как именно посредством речевого общения происходит освоение социального опыта и последующее осознание модели поведения в разнообразных жизненных ситуациях. Ребёнку с тяжёлыми нарушениями речи тяжело, а иногда и совершенно невозможно быть полноценным участником коммуникации.

Социализацию можно рассматривать как процесс адаптации ребенка к социальной среде, а ее итог в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми. Социализация предполагает развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, его саморазвитие и самореализацию, усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей общества, к которому он принадлежит.

Нарушения речи у детей влияют на коммуникативную деятельность, степень социальной достаточности ребёнка, своевременность интеграции его в общество и достижение индивидуального максимального уровня общего развития.

Социализация детей с нарушениями речи имеет свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают затруднения в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе, у них отмечаются трудности взаимодействия с социальной средой, адекватного реагирования на происходящие изменения, в достижении своих целей, что может привести к дисбалансу в поведении.

О важности детской социализации говорит и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п. 4.6.) Он определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «…ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Актуальность: Одним из условий успешной социализации детей является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь».  Для этого, прежде всего, необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей. Поэтому,  детей с ТНР необходимо интегрировать    в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. Их социализация напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки  детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Одной из таких форм работы можно назвать использование педагогической технология «Дети – волонтеры», автором которой является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н.П.

С целью реализации данной технологии нами был разработан  проект «Маленькие волонтеры». Девиз проекта: «Дари добро».

             Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

             Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Работа волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно - нравственных качеств личности дошкольников.

Проблема: Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.

Проблемой является отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Цель: Создание условий для успешной социализации детей с ТНР посредством реализации проекта «Маленькие волонтёры».

Задачи:- способствовать воспитанию духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- способствовать развитию самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;

- создать условия для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;

- способствовать пропаганде здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.).

Участники проекта: дети, родители  подготовительной логопедической группы (2018-2019 у.г.); старшей-подготовительной группы (2019-2021 гг.), педагоги ДОУ, библиотека для семьи.

Сроки реализации: сентябрь 2018 - апрель 2021 г.

Предполагаемый результат: 

-будут развиты духовно-нравственные качества личности, навыки общения в разновозрастном коллективе;

-будет сформирован опыт ответственного взаимодействия, социальной активности;

-будут развиты такие качества как лидерство, исполнительская дисциплина, инициативность.

-у дошкольников будут сформированы основы ЗОЖ.

Этапы работы над проектом

1 этап – организационно - диагностический (сентябрь 2018). 

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства; создание методической базы.

2 этап - формирующий (октябрь 2018-март 2021)

Цель: Организация  волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где дети выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.

3 этап - обобщающий (апрель 2021)

Цель: Итоговая диагностика уровня социализации детей старшего дошкольного возраста. Анализ и подведение итогов работы, обобщение опыта на уровне ДОУ, города и РХ.

Литература.

1.    Гришаева Н.П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

   2. Бахчеева Е. Н., Никитина С. А., Будилова В. Ю. Особенности социализации детей с тяжёлыми нарушениями речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 18–21.

3. Малеванов, Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья : дис. . канд. пед. наук. М.,2009.

5.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

6.Железная Т.С., Елягина Л.Н. Программа воспитания и социализация обучающихся детей в контексте ФГОС нового поколения: Методические рекомендации по разработке программы. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011.

7.Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. - М.: Вентана – Граф.

8.Слабжанин Н.И. «Как эффективно работать с волонтерами» «Питер», СПб. 2000.

    Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно - развивающая программа для детей 5 - 7 лет. М: Аркти 2004.

Перспективное планирование по волонтерскому движению в старшей группе.

Месяц

Название мероприятия

Ответственные

Октябрь

1

Беседа на тему: «Что такое добро?» Цель: Формировать адекватное отношение к своим поступкам; расширять представление о доброте» О.Р.Меремьянова «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет», стр.36

воспитатели

2

Анкетирование детей и родителей.

Цель: Выявление уровня компетентности родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей

воспитатели

3

Слушание и разучивание песен о доброте 

«Что такое доброта?»-«Барбарики»

Воспитатели, муз.рук.

4

Выставка детских рисунков «Какого цвета доброта?», выставка рисунков родителей «Добро и милосердие глазами взрослых»

воспитатели

5

Мероприятие в библиотеке «Что такое доброта и где она живет?»

Воспитатели, Библиотека для семьи

6

Игра «Подумаем о доброте»

Дети встают в круг. Каждому из них по очереди педагог кидает в руки мяч. Поймавший мяч называет какого-либо доброго человека и объясняет, почему он добрый. Например: моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной и помогает мне. Когда все дети расскажут о тех или иных добрых людях, педагог просит кого-либо из детей перечислить всех добрых людей, о которых рассказали его друзья.

воспитатели

Ноябрь

1

Просмотр мультфильма «Приключения поросенка Фунтика»

воспитатели

2

 Чтение худ.лит-ры: А.Барто «Вовка-добрая душа», «Как Вовка стал старшим братом».

воспитатели

3

Знакомство с волонтерским движением. Просмотр видеороликов.

воспитатели

4

Сделать видеозапись высказываний детей о доброте, милосердии и т.п. (показать на родительском собрании)

воспитатели

5

Встреча с волонтерами. Продолжаем знакомиться с волонтерским движением

воспитатели

6

Помогаем малышам одеваться на прогулку, учим убирать игрушки на место, организуем совместные игры на участке.

Воспитатели,

7

Родительское собрание, посвященное вопросам духовно-нравственного воспитания детей, волонтерской деятельности. Анализ анкет. Привлечение родителей к сотрудничеству в работе над проектом.

Воспитатели, уч-логопед

8

Развлечение «Посвящение в юные волонтеры»

Воспитатели, муз.рук.

Декабрь

1

 Беседа на тему: «Что значит добрый человек?»

воспитатели

2

Чтение худ.лит-ры: А.Барто «Шла вчера я по Садовой…», О.Дриз «Доброта»,

воспитатели

3

Помогаем малышам одеваться на прогулку, учим убирать игрушки на место, организуем совместные игры на участке.

Воспитатели, муз.рук.ль

4

Дидактические игры «Чем я могу помочь?», «Что было бы, если бы….», «Хорошо-плохо», «Опасные ситуации»

воспитатели

5

Семинар для педагогов «Волонтерская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»

воспитатели

6

Выставка книг о добрых поступках и делах

воспитатели

7

Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника доктора Айболита»

воспитатели

Январь

1

Беседа на тему: «Легко ли быть добрым?»

воспитатели

2

Чтение худ.лит-ры: Л.Николаенко «Доброта»

воспитатели

3

Слушание и разучивание песен о доброте «Доброта» из м/ф «Приключения поросенка Фунтика»

воспитатели, муз.рук.

4

Учим малышей играть в игры на развитие воздушной струи

Воспитатели,дети

5

 Игра «Доброе сердце». Один человек играет роль «доброго сердца». Он выходит за дверь и думает, что доброго он может сделать для кого-либо из своих друзей. Педагог открывает дверь и громко говорит: «Дверь свою мы распахнем, сердце доброе зовем».

«Доброе сердце» заходит, берет одного из детей за руку, выводит его на середину круга и говорит, что «оно» сегодня сделает для этого человека.

воспитатели

февраль

1

Беседа на тему «Чья доброта нас окружает?»

воспитатели

2

Творческое задание «Доброе дело»

Прочитайте детям пословицу: «Доброе дело, что дождь в засуху». Раздайте детям карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, вода, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда, книга и т. д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья. Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т. д.

воспитатели

3

Акция «Безопасная дорога детства»-раздача листовок водителям возле входа на территории д/с

Воспитатели, муз.рук

4

Учим малышей играть в настольные игры

воспитатели

5

Праздник для пап к Дню защитника Отечества

Воспитатели, муз.рук

Март

1

Неделя добрых дел: Помогаем малышам одеваться на прогулку, учим убирать игрушки на место, организуем совместные игры на участке.

воспитатели

2

 Творческое задание «Поможем другу»

Прочитайте детям пословицу: «Добра желаешь, добро и делай».

Попросите мальчиков подумать и рассказать обо всем добром, что они могут сделать для девочек, а девочек — обо всем добром, что они могут сделать для мальчиков. Затем поделите детей на пары из мальчиков и девочек и попросите каждую пару в течение дня помогать друг другу.

Предложите детям приготовить для тех, кто оказался с ними в паре, какой-либо подарок (рисунок, песенку). В конце дня дети встают в круг доброты и дарят друг другу подарки.

воспитатели

3

Акция к Дню Земли «Чистый участок» - субботник на участке совместно с родителями.

Воспитатели,муз.рук.

4

Создание книги сказок и стихов про доброту и добрые поступки (родители, дети)

воспитатели

Апрель

1

Игра «Добрый дождик» Дети встают в круг. Все они добрые дождинки. В середине круга стоит мама туча. Этому ребенку дается чашечка с волшебной водой доброты. Включается веселая музыка, и все дождинки танцуют и кружатся вокруг мамы тучи. Когда музыка обрывается, дождинки останавливаются, а мама туча по очереди брызгает водой из чашечки на каждого в круге и спрашивает у дождинок, кому они помогли. Каждая дождинка должна придумать ответ.

Например: я увидела цветок, зачахший от жары, и напоила его; я увидела на дороге грязную машину и помыла ее; я развеселила детей и т. д.

После того как все дождинки расскажут туче про свои добрые дела, мама туча должна повторить все, что рассказали ей дождинки.

воспитатели

2

Акция «Посади дерево» - посадка деревьев на территории детского сада (осинка, клен)

воспитатели

3

Неделя добрых дел: организуем совместные игры с малышами на участке.

Воспитатели, муз.рук.

Май

1

Благоустройство и обустройство участка «Подари детям красоту»-(родители и посильная помощь детей)

воспитатели

2

Неделя добрых дел: организуем совместные игры с малышами на участке.

воспитатели

3

Акция к Дню Победы Велокросс и флешмоб «Только вместе мы большая сила»

воспитатели

Диагностика уровня социализации детей старшего дошкольного возраста

Цель: Изучить уровень социализации детей старшего дошкольного возраста.

Методы:

 - наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей в естественных условиях;

 - индивидуальное диагностическое обследование.

В концепции социального воспитания ребенка под руководством М.И.Рожковой и И.И. Фришман определены критерии и показатели социализации старших дошкольников:

3 уровня социализации детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень - ребенок знает нормы социального поведения: «что такое хорошо и что такое плохо»; эффективно взаимодействует со средой, способен поступать так, как принято в культурном обществе; свободно входить в систему игровой деятельности, общения и социального поведения; проявляет эмоции (переживания, восторга или разочарования и недовольства) от результатов этой деятельности; имеет интерес к семейным и народным традициям социума; ориентируется в выборе социального поведения в детской и окружающей среде; проявляет социальные качества (чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи);  бережно относится к результатам своей и совместной детской и взрослой деятельности

Средний уровень - ребенок знает нормы социального поведения: «что такое хорошо и что такое плохо», но не эффективно взаимодействует со средой, способен поступать так, как принято в культурном обществе; свободно входить в систему игровой деятельности, общения и социального поведения; не проявляет эмоции (переживания, восторга или разочарования и недовольства) от результатов этой деятельности; имеет интерес к семейным и народным традициям социума, но не ориентируется в выборе социального поведения в детской и окружающей среде; проявляет социальные качества (чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи, эмпатии);  проявляет себя как члена общества, но не умеет бережно относится к результатам своей и совместной детской и взрослой деятельности.

Низкий уровень - ребенок не знает нормы социального поведения: «что такое хорошо и что такое плохо», не взаимодействует со средой, не способен поступать так, как принято в культурном обществе; не умеет свободно входить в систему игровой деятельности, общения и социального поведения; не проявляет эмоции (переживания, восторга или разочарования и недовольства) от результатов этой деятельности; не имеет интерес к семейным и народным традициям социума, не ориентируется в выборе социального поведения в детской и окружающей среде; не проявляет социальные качества (чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи, эмпатии); не проявляет себя как члена общества, не умеет бережно относиться к результатам своей и совместной детской и взрослой деятельности.

Результаты  диагностики на сентябрь 2019 г.

Всего детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

сент

май

сент

май

сент

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...