Приёмы развития памяти у детей дошкольного возраста.
статья
Анализ возможностей развития памяти у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Память – это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт. | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы развития памяти у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. За это время происходят серьезные качественные и количественные изменения во всех психических процессах. Так, в процессах памяти важнейшим изменением является появление элементов произвольности. Происходит это приблизительно в четырехлетнем возрасте. А к старшему дошкольному возрасту память постепенно трансформируется в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 64 п. 1) указывается на то, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование интеллектуальных и личностных качеств, а также формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста. Ссылаясь на нормативные документы, можно сделать вывод, о том, что интеллектуальному развитию детей в дошкольном образовании необходимо уделять особое внимание и создавать оптимальные условия для развития памяти, использовать специальные приемы для ее развития.
Цель – выявить приемы развития памяти у детей дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. описать особенности памяти у детей дошкольного возраста;
2. выделить приемы и условия развития памяти детей дошкольного возраста.
Основной метод исследования в этой работе – теоретический анализ научной литературы (учебных пособий, публикаций в периодических изданиях), а также интернет-ресурсов по проблематике приемов развития памяти у детей дошкольного возраста.
1. Особенности памяти детей дошкольного возраста
Анализ возможностей развития памяти у детей дошкольного возраста целесообразно начать с ее характеристики. Вообще память – это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений. В развитии сознания дошкольников память занимает ведущую роль. В.С. Мухина отмечает: «Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место».
Ведущая память ребенка дошкольного возраста – наглядно-образная: ребенок хорошо запоминает яркие, эмоционально насыщенные события, также он способен сохранять в памяти предметы, картины, лица, звуки, запахи и цвета. Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов.
Память дошкольника является механической (вид памяти, предполагающий усвоение материала без его осмысления), которая постепенно дополняется и замещается логической памятью (вид памяти, предполагающий осмысление, т. е. сознательное усвоение материала).
Память дошкольника, особенно в первой половине данного возрастного периода, основана на эмоциях, интересе, т.е. ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало – что является характеристикой непроизвольной памяти. Однако в дошкольном возрасте происходит переход от непосредственного запоминания к опосредованному. Последний тип запоминания связан с активным и осознанным использованием запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. Таким образом, непроизвольное запоминание, доминирующее в раннем возрасте, в дошкольном возрасте начинает становиться произвольным.
Итак, в дошкольном возрасте все же преобладает непроизвольная память: ребенок запоминает то, на что обращено его внимание в деятельности, что интересует и производит впечатление. Он еще не может поставить перед собой цель запомнить что-либо, не применяя для этого специальных приемов. К концу дошкольного возраста появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
В дошкольном возрасте, а именно в старшем дошкольном возрасте, достаточно хорошо развита двигательная память, позволяющая дошкольникам не только усвоить, понять и повторить достаточно сложные движения, но и выполнять их быстро и точно, с меньшим напряжением, нежели прежде, гибко изменять освоенные движения. Высокой степени развития достигает у дошкольника эмоциональная память. Однако ребенок запоминает не само чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, т.е. его эмоциональная память неразделима с образной, наглядной. Этот вид памяти очень развит у дошкольников и составляет его основу.
Несмотря на отмеченные нами качественные преобразования процесса памяти в дошкольном возрасте, ее развитие необходимо, так как возможности памяти детей дошкольного возраста все же ограничены и отличаются качественным своеобразием: ограниченность объема памяти, сниженность прочности запоминания, быстрая «забываемость» информации», неточность ее воспроизведения.
Актуальность развития памяти у дошкольников обусловлена и требованиями к выпускнику дошкольного учреждения – будущему первокласснику. Адекватный уровень развития памяти является важным компонентом готовности ребенка к школе.
Далее мы рассмотрим приемы, способы и средства развития памяти у детей дошкольного возраста.
2. Приемы и условия развития памяти детей дошкольного возраста.
Развитие памяти дошкольников осуществляется в процессе воспитания и обучения. Для развития памяти детей дошкольного возраста используются, прежде всего, мнемотехнические приемы. Мнемотехникой называется система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
В основе приемов развития памяти у дошкольников практически всегда лежит игра – ведущий вид деятельности детей данного возраста. Причем игры и игровые упражнения могут быть различными : например С.В. Кривоспицкая и Е.Ю. Мальцева указывают на эффективность применения музыкально-дидактических игр для развития памяти дошкольников, применяемых в процессе пения, слушания музыки, ритмических движений, игры на музыкальных инструментах и пр.: так, музыкально-дидактические игры заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, активизируют развитие психических процессов, помогают более успешно усваивать программный материал, делая их устойчивыми в памяти. В общем, отметим, что продуктивность запоминания у детей в игре намного выше, чем вне игры.
Переход от не произвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа (рис. 1)
Рис. 1. Переход от непроизвольной памяти к произвольной
Отметим, что внутренним, психологическим признаком произвольного запоминания является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.
Для развития произвольной памяти ребенка важно вовремя уловить и максимально использовать его стремление что-нибудь запомнить. При обучении запоминанию необходимо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным.
При развитии памяти дошкольников необходимо учитывать ее особенности. Мы говорили ранее о том, что дошкольник запоминает то, что для него привлекательно – а потому предлагаемый ребенок дидактический материал должен быть привлекательным, интересным. Дошкольник осознает и выделяет мнемические цели только в том случае, если он сталкивается с интересной для него задачей, которая требует активного запоминания и припоминания. Это происходит тогда, когда ребенок участвует в игре, а цель что-то запомнить приобретает для него реальный, конкретный и актуальный смысл, отвечающий игровым интересам.
Важный момент в развитии произвольной памяти дошкольников – обучение приемам запоминания (мнемотехническим приемам). Представим на рис. 2 некоторые из таких приемов:
Рис. 2. Приемы запоминания детей дошкольного возраста
Также выявлено, что в дошкольном возрасте дети в состоянии овладеть в процессе специально организованного обучения такими приемами логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка, и использовать их в мнемических целях. Обучение этим приемам требует сложной и последовательной стратегии и разделяется на два этапа:
- формирование смыслового соотнесения и смысловой группировки как умственных действий;
- формирование умения применять эти действия для решения мнемических задач.
Классификация как умственное действие формируется в три этапа:
- этап практического действия: дети обучаются раскладывать картинки по группам;
- этап речевого действия: после предварительного ознакомления с картинками ребенок должен рассказать, какие картинки можно отнести к той или иной группе;
- этап умственного действия: распределение картинок по группам в уме, затем называние групп.
Овладение смысловым соотнесением также является поэтапным:
- дети учатся находить к предложенной картинке тождественную;
- дети учатся находить к данной картинке не тождественную, а лишь сходную с ней по содержанию, близкую по смыслу;
- к названию (к слову) нужно подобрать картинку с изображением предмета, обозначаемого этим словом, а затем – подобрать картинку, близкую слову по содержанию.
Важно отметить, что дети должны хорошо овладеть не только прямыми, но и обратными операциями (и запомнить, и затем воспроизвести)
Лишь отработанные умственные действия могут стать мнемическим приемом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные приёмы развития запоминания у детей дошкольного возраста с ОНР.
Леонтьев А. Н. отмечал, что для ребёнка дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Игра и будет основной формой развития видов и пр...
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.Внимание является сквозным психическим процесс...
Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»
Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»...
Картотека игр и упражнений для развития памяти у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ
Игры и упражнения способствующие развитию памяти у детей дошкольного возрастаю....
Методы и приёмы развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста на коррекционно-развивающих занятиях
В настоящее время педагоги, психологи и родители отмечают у современных детей взаимосвязь высокого уровня технического развития с низким уровнем развития коммуникативных навыков. Тогда как г...
Развитие памяти у детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям дошкольника по развитию зрительной памяти.
В дошкольном возрасте важное значение имеет развитие памяти ребенка. С ее помощью ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развиваются функции мышления. Развити...