Адаптация детей раннего возраста
статья (младшая группа)
Данная статоья даст вам представления о адаптации детей к условиям ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_k_usloviyam_dou.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой. Имеются очень много научных статей, ученых, которые рассматривают эту тему, но не смотря на многочисленные рекомендации в детских садах эта тема является одной из главной.
Адаптация — это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано очень много механизмов на физиологическом и на психологически — социальном уровне.
Н. В. Кирюхина выделяла адаптацию в трех аспектах :
биологическая адаптация — процесс активного взаимодействия организма со средой;
социальная адаптация — способность приспосабливаться к социальным условиям; физиологическая адаптация — реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации.
У каждого ребенка адаптация в детском саду проходит по-своему. Можно разделить на три вида: легкая, средняя, тяжелая.
- Легкая адаптация — ребенок чувствует в саду прекрасно и активно вливается в детсадовскую жизнь или происходят незначительные изменения в состоянии, настроении, различные колебания и сдвиги нормализуется в течение 10–15 дней.
- Адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, за это время ребенок может потерять в весе, заболеть и могут быть признаки стресса. Малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго.
- Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдается ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Средняя и тяжелые формы адаптации схожи по своему проявлению, но различаются в продолжительности протекания.
Основные признаки привыкания ребенка к детскому саду:
– Ребенок плачет, собираясь в сад;
– Тяжело расстается с родителями в саду;
– Снижение аппетита (или отказ от еды в детском саду);
– Нарушение сна;
– Различные изменения в поведении (плаксивость, нервозность, апатия, агрессия и т. д.)
– Снижение иммунитета, повышение заболеваемости.
Следует отметить то, что в младшем дошкольном возрасте потребность в общении со сверстниками только формируется. Из-за неумения договориться и отсутствия навыков совместной игры часто возникают конфликты. И, следовательно, первые дни в дошкольном учреждении оставляют негативное впечатление у ребенка.
Результатом чего являются слезы, истерики, отказы от дальнейшего посещения данного учреждения. Есть такие дети, первое время ходят в детский сад с удовольствием. Но, через неделю или больше могут проявить негативизм и отказ посещения детского сада. Происходит это от того, что проходит интерес, так называемый эффект новизны. Когда новые игрушки уже не интересны и возникают сложности установлении контакта со сверстниками.
У ребенка в период адаптации к детскому саду преобладают отрицательные эмоции; двигательная активность либо сильно падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности. Все эти негативные сдвиги в детском организме проходят, когда адаптация заканчивается.
Характер адаптации зависит от нескольких важных факторов:
– Низкий уровень социализации ребенка. Ребенку, который сидит дома под присмотром родителей и не контактирующему со сверстниками, будет сложно адаптироваться, нежели ребенку, который постоянно имеет разлуку с матерью.
– Недооценивание режимных моментов. Часто родители пренебрегают рекомендациями педагогов.
– Низкие навыки самообслуживания или полное их отсутствие. К трем годам ребенок должен уметь элементарные навыки самообслуживания: держать ложку, вилку, одевать колготки, кофту и раздеваться. У ребенка, которого не научили, возможно могут развиться различные комплексы, низкая самооценка.
– Особенности высшей нервной системы, её типа, наличия или отсутствия предшествующей тренировки нервной системы, индивидуальных особенностей, половых различий.
– Отсутствие регулярного посещения детского садика. Иногда родители приводят ребенка «через день», то проспали и т. д. Регулярное посещение, без пропусков приводит к быстрой адаптации.
Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение .Для того чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в работе.
Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребенком комфорта или дискомфорта. Создать условия для бодрого, жизнерадостного настроя у детей — одна из важных задач, стоящих перед воспитателем. Стоить учесть, что маленькие дети эмоционально заражаемы. Плачущий ребенок может вызвать плач и у остальных. Малыши очень чутко реагируют и на состояние окружающих взрослых. Спокойны, ровный настрой воспитателя благоприятствует созданию хорошего настроения у детей. Успокоив ребенка, педагог, получает возможность познакомить его с окружающим, наладить его контакты с другими детьми.
К. Д. Ушинский говорил, что, для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях. Чтобы узнать индивидуальные особенности вновь поступившего ребенка, воспитатель должен беседовать с родителями, наблюдать за ребенком в разные отрезки времени дня и в разных ситуациях. Такое изучение ребенка поможет воспитателю правильно оценить его индивидуальные особенности и направить его поведение в нужное русло.
Педагог должен провести родительское собрание, где вместе с родителями смогут разобрать основные вопросы адаптации ребенка: что нужно делать, а что нельзя. Познакомить родителей с режимными моментами. Перед приемом в группу следует провести анкетирование родителей, сбор анамнеза. Это нужно для того, чтобы больше узнать о ребенке: знать его темперамент, привычки, какими навыками он владеет, тем легче педагогу будет найти к нему подход. Чтобы адаптация ребенка прошла менее болезненно нужно тесно взаимодействовать с родителями, совместно выбрать методы и линию поведения работы с ребенком. Со стороны родителей должно быть уважительное отношение к педагогическому персоналу ДОУ.
При адаптации ребенка, родитель не должен пугать детским садом, чтобы у него не возникало негативного отношения к учреждению. Так же для быстрой адаптации желательно с ребенком гулять на площадке сада, знакомить с детьми, садом. Безусловно будут полезны совместные просмотры мультфильмов, беседы. Успешно пройденный адаптационный период будет считаться, если: – ребенок начал осваивать навыки самообслуживания, придерживается правил поведения в ДОУ, формируются коммуникативные навыки; – эмоциональное состояние в саду спокойное, чувствует себя комфортно;
Литература:
1.Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2-е изд., 2006. — 112 с
2.Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л. И. Капла. — М.: Просвещение, 1983. — 80 с., ил. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. — Воронеж: “Учитель”, 2006. — 236 с.
3. Цыбикжапова Д. С. Адаптация детей к ДОО // Молодой ученый. — 2017. — №18. — С. 346-348. — URL https://moluch.ru/archive/152/43093/ (дата обращения: 05.12.2019).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей, а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...
Сценарий родительского собрания Для родителей детей первой группы раннего возраста Тема: «Адаптация детей раннего возраста к детском саду».
Сценарий родительского собрания...