Конспект НОД с использованием инновационных технологий для подготовительной к школе группы по теме: «Уникальные свойства воды»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Винокурова Елена Николаевна

Конспект НОД с использованием инновационных технологий для подготовительной к школе группы  по теме: «Уникальные свойства воды»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД с использованием инновационных технологий для подготовительной к школе группы  по теме: «Уникальные свойства воды»

              1.Направление:

- Познавательно-речевое развитие.

2.Образовательная область: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Здоровье».

3.Раздел: Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментальной деятельности.

4.Планируемый результат:

Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды, имеющих способность меняться в зависимости от окружающей среды.

Вывод о свойствах воды дети делают самостоятельно на основании собственного опыта по постановке эксперимента.

Проектировочный компонент.

Работа педагога:

Цель: Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире.

1.Образовательная задача: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Обобщение представлений детей о свойствах воды и ее применении человеком.

2.Развивающая задача: Развивать навыки рассказывания на основе личного опыта, с использованием модели.

 - развивать наблюдательность у детей их умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.

3.Воспитывающая задача: Воспитывать самостоятельность, бережное отношение к воде, коммуникативные навыки.

4.Оздоровительная задача: Профилактика нарушения осанки с помощью смены поз, профилактика зрения, создание психоэмоциональной, комфортной обстановки в виде адекватной похвалы, конструктивным взаимодействием с детьми.

Оборудование (материалы, инструментарий):

Прозрачные стаканчики с чистой водой, стеклянные шарики, салфетки, карточки с моделями свойств воды, фишки.

Предварительная работа: (интеграция образовательных областей).

- Чтение: «Большая детская энциклопедия дошкольника», «Волшебница вода» Н. Рыжова, сказка «Путешествие Капельки», загадки и пословицы о воде; стихи «Алёшка и снежок» Е. Андреева, «Трудолюбивая вода» В. Иванова, «Речка зимой» В. Фетисов, «Моряк» Е. Стеквашова, Н. Николаенко «Дождик душ», рассказ «Как люди речку обидели»; знакомство с пословицами, поговорками, загадками по теме.

                                                                 2.

- Коммуникация: Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой, беседа «Волшебница вода», рассказ «Лечение водой»,

 проведение занятий «Необычное в обычном», беседа «Что мы знаем о воде?»

- Художественное творчество: Выполнить индивидуальные и коллективные творческие работы по теме «Водоёмы». Рисование «Круговорот воды в природе», «Природные водоёмы: болото, река, водопад».

- Познание: Опыты: «Снег легче воды», «Превращение в воду», «Вода нужна всем», «Вода не имеет вкуса» «Животворное свойство воды». Просмотр слайд-шоу «Водопады», «Водолазы».

- Безопасность: - Знакомство с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов.

- Социализация: Создание экспериментальной лаборатории в группе, «Освобождение камней из ледяного плена», подвижные игры «Ручейки и река», «Водонос», «Снежинки-пушинки», пальчиковая игра «Ветер на море», физкультурная минутка «Снеговик», дидактическая игра «Моделируем свойства воды» - составление модели «Как человек воду использует», построение запруд в песочнице.

-Здоровье: - Формирование культурно-гигиенических навыков, привычку мыть руки, умываться.

- Музыка: Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах из цикла «Звуки природы»: «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», «Звонкий ручей».

 - Труд: Формирование трудовых навыков в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место, полив комнатных растений, стирка белья, купание кукол.

Словарная работа: активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по данной теме.  

Подготовка к занятию: для каждого ребенка подготовлено рабочее место.

Методические приемы:

 

1. В информационно – рецептивный метод.

 2. Словесный метод.

 3. Репродуктивный метод.

 4. Эвристический метод.

 5. Исследовательский метод.

 6. Метод проблемного изложения.

Организационный компонент:

НОД составлена в соответствии с Санпином. Учтено время занятия в соответствии с возрастными особенностями (30 мин). Оборудование соответствует возрасту детей, выполнена влажная уборка помещения,  расстояние детей от экрана в соответствии с нормами, освещение искусственное.

Индивидуальная работа:

Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

                                                             3.

Воспитатель: - Сегодня в нашей группе много гостей. Они вместе с нами побывают в «загадочной лаборатории» и узнают много интересного.

Мотивационный компонент:

 1часть «Ребус».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем работать по теме, которая спряталась вот в этом ребусе. Помогите мне разобраться, что же это? Дети отгадывают ребус.

  - А как вы догадались?

Правильно, это вода. Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы поговорим о воде и её значении в нашей жизни, а также закрепим ее свойства.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: - А что такое вода? Вода -это жидкость.

Воспитатель поочередно размещает на доске карточки. Дети следят и отмечают фишками ту картинку, о котором свойстве идет беседа.

Ребенок: Что такое вода? Это жидкость из крана,

                 Это волны и шторм на морях- океанах.

                 И в красивой бутылке напиток в руке

                 И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

2 часть. «Вода это жизнь».

Ребенок. Вода- это то, что всем жизнь нам дает.

                Что силы и бодрости нам придает.

                Кристально чиста или очень грязна.

                В любом состоянье полезна она.

3часть. Работа с карточкой. «Свойства воды».

Демонстрационный материал –большие карточки.

1.        Ребус.                 Что такое вода? Это жидкость из крана,

Это волны и шторм на морях океана!

2.        Не имеет формы.                 

Вода,- без запаха, без цвета,

И если ищут вкуса, не найдут.

И принимает форму всех предметов,

В которые ее нальют.

3.        Не имеет цвета.                 

4.        Прозрачна.                 

Я воду в стакан из под крана налил,

На свет посмотрел, она очень прозрачна.

Понюхал ее и немного отпил,

Нет вкуса, нет запаха, все однозначно.

5.        Запах.                 

6.        Вкус.                 

7.        Растворитель.                 

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода-

Растворитель наш всегда.

8.        

Три состояния.                 

Да, бывает вода в состоянии разном

В жидком, твердом и газообразном.

Мы не видим ее или не замечаем,

Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.

9.        Круговорот                 

Круговорот воды в природе,

Кркговорот воды в тебе,

Почаще потребляйте воду

И вы продлите жизнь себе.

10.        Кому нужна.                 

Воду ценит каждый человек,

Дерево не выросло б во век,

Птицы, звери тоже воду пьют,

Рыбки без водички не живут.

11.        Где используем воду.                  

Водой мы можем мыть посуду,

Уборку делаем водой,

Ей поливаем огороды

И удаляем жажду в зной!

12.        

Нужно беречь.                 

Давайте же воду будем беречь,

От трат неразумных ее вск стеречь,

Иначе закончится может вода

И жизнь на планете затихнит тогда.

Раздаточный материал.

                                                  5.

4 часть. Физкультурная минутка.            

                                   Дождик.

           Утром дождику не спится.

           Он в окошко к нам стучится.

           Он и прыгал, и скакал,

           Но под крышу не попал.

                   

                   Долго воду с неба лил,

                   Тротуары все помыл.

                   От работы он устал,

                   Отдыхать на листьях стал.

            Капли лучики пригрели,

           Они к небу полетели.

           Дружно в тучку соберутся

           И обратно к нам вернутся.

Воспитатель.

- О каком явлении воды в природе рассказано в тексте? (круговорот)

 

 5часть. Упражнение для глаз.

«Круговорот воды в природе» - круговое движение глазами.

 6 часть. Практическая часть.

Давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории:

1.        Не толкай соседа во время работы.

2.        Сначала посмотри, потом повтори.

Воспитатель: Я уверена, что вы вспомнили все свойства воды.

                         Воспитатель раздает детям стеклянные шарики.

- Прошу вас доказать: Эти шарики изо льда или нет?

Воспитатель: Давайте попробуем доказать.

№1.Мыслительный эксперимент.                                                          

Воспитатель: Предлагаю обследовать руками.

- Какие шарики на ощупь? (теплые или холодные)

- Они оставляют мокрый след в руке? Форму и размер у них меняется?

6.

 №2. Лабораторный эксперимент.

Погружение в воду.

Воспитатель: Если это лед, то при погружении шарика в воду они…?

Дети высказывают свои предположения. Погружают шарики в воду.

Воспитатель:

-  Что вы видите в стакане? Шарики утонули.

- А лед тонет?  Почему? Какие сделаем выводы? - Это не лед.

 7. часть. Рассказы о воде по плану схеме.

Рефлексивный компонент.

-  Уважаемые коллеги, мы с вами доказали, что это не лед!

Мне очень хочется узнать:

- Костя, что больше всего тебе сегодня понравилось?

- Что мы можем определить, только посмотрев на воду? (Состояние, цвет, форму, прозрачность.)

- Миша, что было полезным для тебя?

- Как ты думаешь, что нашим гостям понравилось?

- Какое пожелание ты бы хотел сказать своим коллегам - исследователям?

Дорогие ребята, мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования.

 Воспитатель: Ребята, мы сегодня провели лабораторный эксперимент. Он нам помог закрепить свойства воды и помог нам выделять ее среди других веществ.

Я предлагаю вам рассказать дома о том, что мы сегодня делали.

Работа педагога. (самоанализ).

Поставленные мной задачи раскрыты. Используемые методы и приемы помогли целенаправленно активизировать детей. Наглядные методы подняли интерес детей. Практическая работа детей отразила их настрой и показала умения детей.

Список литературы:

 1. - Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96с.:ил.

2. - ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с

3. - «Твои первые научные опыты». Издательство: ЛитТерра 2011г.

 Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

 4. - Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс,1997.

 5. - Соколова Е.И., Ларина Т.И. Загадки мудрой совы. Ярославль, 2000.

Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников Практические разработки физкультминуток, игровых: упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. -176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе.Тема: «Воздух и вода»

Задачи: Образовательные: Учить детей самостоятельно проводить эксперименты на интересующие их темы. Расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь. Развивающие: Разв...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды  в природе. Свойства вод...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием социоигровых технологий в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи  с использованием социоигровых технологий в подготовительной  к школе группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»...

Конспект НОД В образовательной области «Познавательное развитие » в подготовительной группе на тему: «Уникальные свойства воды»

Формирование основ экологической культуры экологическисообразного поведения в окружающем мире....

Конспект занятия с использованием инновационных технологий для детей средней группы на тему «В гости к осьминогам».

Задачи:Образовательные:*Обучать корректному общению и положительным взаимоотношениям со сверстниками,   умению сопереживать окружающим.*Формировать у детей умения и навыки правильного физиол...

Конспект НОД с использованием ИКТ технологии в подготовительной к школе группе «Учимся играя»

Конспект НОД  с использованием ИКТ технологии в подготовительной  к школе группе «Учимся играя»...