Конспект НОД с использованием инновационных технологий для подготовительной к школе группы по теме: «Уникальные свойства воды»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект НОД с использованием инновационных технологий для подготовительной к школе группы по теме: «Уникальные свойства воды»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с использованием инновационных технологий для подготовительной к школе группы по теме: «Уникальные свойства воды»
1.Направление:
- Познавательно-речевое развитие.
2.Образовательная область: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Здоровье».
3.Раздел: Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментальной деятельности.
4.Планируемый результат:
Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды, имеющих способность меняться в зависимости от окружающей среды.
Вывод о свойствах воды дети делают самостоятельно на основании собственного опыта по постановке эксперимента.
Проектировочный компонент.
Работа педагога:
Цель: Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире.
1.Образовательная задача: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Обобщение представлений детей о свойствах воды и ее применении человеком.
2.Развивающая задача: Развивать навыки рассказывания на основе личного опыта, с использованием модели.
- развивать наблюдательность у детей их умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.
3.Воспитывающая задача: Воспитывать самостоятельность, бережное отношение к воде, коммуникативные навыки.
4.Оздоровительная задача: Профилактика нарушения осанки с помощью смены поз, профилактика зрения, создание психоэмоциональной, комфортной обстановки в виде адекватной похвалы, конструктивным взаимодействием с детьми.
Оборудование (материалы, инструментарий):
Прозрачные стаканчики с чистой водой, стеклянные шарики, салфетки, карточки с моделями свойств воды, фишки.
Предварительная работа: (интеграция образовательных областей).
- Чтение: «Большая детская энциклопедия дошкольника», «Волшебница вода» Н. Рыжова, сказка «Путешествие Капельки», загадки и пословицы о воде; стихи «Алёшка и снежок» Е. Андреева, «Трудолюбивая вода» В. Иванова, «Речка зимой» В. Фетисов, «Моряк» Е. Стеквашова, Н. Николаенко «Дождик душ», рассказ «Как люди речку обидели»; знакомство с пословицами, поговорками, загадками по теме.
2.
- Коммуникация: Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой, беседа «Волшебница вода», рассказ «Лечение водой»,
проведение занятий «Необычное в обычном», беседа «Что мы знаем о воде?»
- Художественное творчество: Выполнить индивидуальные и коллективные творческие работы по теме «Водоёмы». Рисование «Круговорот воды в природе», «Природные водоёмы: болото, река, водопад».
- Познание: Опыты: «Снег легче воды», «Превращение в воду», «Вода нужна всем», «Вода не имеет вкуса» «Животворное свойство воды». Просмотр слайд-шоу «Водопады», «Водолазы».
- Безопасность: - Знакомство с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов.
- Социализация: Создание экспериментальной лаборатории в группе, «Освобождение камней из ледяного плена», подвижные игры «Ручейки и река», «Водонос», «Снежинки-пушинки», пальчиковая игра «Ветер на море», физкультурная минутка «Снеговик», дидактическая игра «Моделируем свойства воды» - составление модели «Как человек воду использует», построение запруд в песочнице.
-Здоровье: - Формирование культурно-гигиенических навыков, привычку мыть руки, умываться.
- Музыка: Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах из цикла «Звуки природы»: «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», «Звонкий ручей».
- Труд: Формирование трудовых навыков в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место, полив комнатных растений, стирка белья, купание кукол.
Словарная работа: активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по данной теме.
Подготовка к занятию: для каждого ребенка подготовлено рабочее место.
Методические приемы:
1. В информационно – рецептивный метод.
2. Словесный метод.
3. Репродуктивный метод.
4. Эвристический метод.
5. Исследовательский метод.
6. Метод проблемного изложения.
Организационный компонент:
НОД составлена в соответствии с Санпином. Учтено время занятия в соответствии с возрастными особенностями (30 мин). Оборудование соответствует возрасту детей, выполнена влажная уборка помещения, расстояние детей от экрана в соответствии с нормами, освещение искусственное.
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
3.
Воспитатель: - Сегодня в нашей группе много гостей. Они вместе с нами побывают в «загадочной лаборатории» и узнают много интересного.
Мотивационный компонент:
1часть «Ребус».
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем работать по теме, которая спряталась вот в этом ребусе. Помогите мне разобраться, что же это? Дети отгадывают ребус.
- А как вы догадались?
Правильно, это вода. Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы поговорим о воде и её значении в нашей жизни, а также закрепим ее свойства.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель: - А что такое вода? Вода -это жидкость.
Воспитатель поочередно размещает на доске карточки. Дети следят и отмечают фишками ту картинку, о котором свойстве идет беседа.
Ребенок: Что такое вода? Это жидкость из крана,
Это волны и шторм на морях- океанах.
И в красивой бутылке напиток в руке
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
2 часть. «Вода это жизнь».
Ребенок. Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
3часть. Работа с карточкой. «Свойства воды».
Демонстрационный материал –большие карточки.
1. Ребус. Что такое вода? Это жидкость из крана,
Это волны и шторм на морях океана!
2. Не имеет формы.
Вода,- без запаха, без цвета,
И если ищут вкуса, не найдут.
И принимает форму всех предметов,
В которые ее нальют.
3. Не имеет цвета.
4. Прозрачна.
Я воду в стакан из под крана налил,
На свет посмотрел, она очень прозрачна.
Понюхал ее и немного отпил,
Нет вкуса, нет запаха, все однозначно.
5. Запах.
6. Вкус.
7. Растворитель.
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода-
Растворитель наш всегда.
8.
Три состояния.
Да, бывает вода в состоянии разном
В жидком, твердом и газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем,
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
9. Круговорот
Круговорот воды в природе,
Кркговорот воды в тебе,
Почаще потребляйте воду
И вы продлите жизнь себе.
10. Кому нужна.
Воду ценит каждый человек,
Дерево не выросло б во век,
Птицы, звери тоже воду пьют,
Рыбки без водички не живут.
11. Где используем воду.
Водой мы можем мыть посуду,
Уборку делаем водой,
Ей поливаем огороды
И удаляем жажду в зной!
12.
Нужно беречь.
Давайте же воду будем беречь,
От трат неразумных ее вск стеречь,
Иначе закончится может вода
И жизнь на планете затихнит тогда.
Раздаточный материал.
5.
4 часть. Физкультурная минутка.
Дождик.
Утром дождику не спится.
Он в окошко к нам стучится.
Он и прыгал, и скакал,
Но под крышу не попал.
Долго воду с неба лил,
Тротуары все помыл.
От работы он устал,
Отдыхать на листьях стал.
Капли лучики пригрели,
Они к небу полетели.
Дружно в тучку соберутся
И обратно к нам вернутся.
Воспитатель.
- О каком явлении воды в природе рассказано в тексте? (круговорот)
5часть. Упражнение для глаз.
«Круговорот воды в природе» - круговое движение глазами.
6 часть. Практическая часть.
Давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории:
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, потом повтори.
Воспитатель: Я уверена, что вы вспомнили все свойства воды.
Воспитатель раздает детям стеклянные шарики.
- Прошу вас доказать: Эти шарики изо льда или нет?
Воспитатель: Давайте попробуем доказать.
№1.Мыслительный эксперимент.
Воспитатель: Предлагаю обследовать руками.
- Какие шарики на ощупь? (теплые или холодные)
- Они оставляют мокрый след в руке? Форму и размер у них меняется?
6.
№2. Лабораторный эксперимент.
Погружение в воду.
Воспитатель: Если это лед, то при погружении шарика в воду они…?
Дети высказывают свои предположения. Погружают шарики в воду.
Воспитатель:
- Что вы видите в стакане? Шарики утонули.
- А лед тонет? Почему? Какие сделаем выводы? - Это не лед.
7. часть. Рассказы о воде по плану схеме.
Рефлексивный компонент.
- Уважаемые коллеги, мы с вами доказали, что это не лед!
Мне очень хочется узнать:
- Костя, что больше всего тебе сегодня понравилось?
- Что мы можем определить, только посмотрев на воду? (Состояние, цвет, форму, прозрачность.)
- Миша, что было полезным для тебя?
- Как ты думаешь, что нашим гостям понравилось?
- Какое пожелание ты бы хотел сказать своим коллегам - исследователям?
Дорогие ребята, мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня провели лабораторный эксперимент. Он нам помог закрепить свойства воды и помог нам выделять ее среди других веществ.
Я предлагаю вам рассказать дома о том, что мы сегодня делали.
Работа педагога. (самоанализ).
Поставленные мной задачи раскрыты. Используемые методы и приемы помогли целенаправленно активизировать детей. Наглядные методы подняли интерес детей. Практическая работа детей отразила их настрой и показала умения детей.
Список литературы:
1. - Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96с.:ил.
2. - ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с
3. - «Твои первые научные опыты». Издательство: ЛитТерра 2011г.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
4. - Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс,1997.
5. - Соколова Е.И., Ларина Т.И. Загадки мудрой совы. Ярославль, 2000.
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников Практические разработки физкультминуток, игровых: упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. -176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе.Тема: «Воздух и вода»
Задачи: Образовательные: Учить детей самостоятельно проводить эксперименты на интересующие их темы. Расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь. Развивающие: Разв...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства вод...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием социоигровых технологий в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием социоигровых технологий в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»...
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ ЗДОРОВЬЯ»
С использованием ИКТ-технологии...
Конспект НОД В образовательной области «Познавательное развитие » в подготовительной группе на тему: «Уникальные свойства воды»
Формирование основ экологической культуры экологическисообразного поведения в окружающем мире....
Конспект занятия с использованием инновационных технологий для детей средней группы на тему «В гости к осьминогам».
Задачи:Образовательные:*Обучать корректному общению и положительным взаимоотношениям со сверстниками, умению сопереживать окружающим.*Формировать у детей умения и навыки правильного физиол...
Конспект НОД с использованием ИКТ технологии в подготовительной к школе группе «Учимся играя»
Конспект НОД с использованием ИКТ технологии в подготовительной к школе группе «Учимся играя»...