Познавательное занятие "Часы"
план-конспект занятия (старшая группа)

Павлова Ирина Николаевна

История возникновения современных часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_chasy.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие "Часы"

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками

Цели урока:

  • Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время.
  • Учить чётко и последовательно излагать свои мысли,  упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений с союзом “Потому, что”.
  • Развивать исследовательский интерес и любознательность.

Активизация словаря: часы солнечные, водяные, механизм, циферблат.

Материал: запись звуков, часы, мячик, магнитофон, карандаши, фонарик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

- Ребята, давайте поиграем в игру “Что сначала, что потом”.

Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку.

Утро – день, вечер – ночь, зима – весна, лето – осень,

Понедельник – вторник, среда - четверг, суббота - воскресенье.

Заканчивает воспитатель словами:

За то, что вы так хорошо играли, я хочу подарить вам звуки утра, которые я услышала. Хотите послушать? Садитесь на ковёр.

- Давайте представим, что мы дома и только начинаем просыпаться.

Магнитофон с записью звуков (крик петуха, звонок будильника, бой курантов)

Воспитатель:

- Какие звуки вы услышали? Я слышала гудок завода. А вы?

Дети:

Крик петуха, звонок будильника, сигнал радио, бой часов и т.д.

Воспитатель:

- Вот какое разнообразие звуков. Как вы думаете, что общего у этих звуков?

Дети:

- Эти звуки будят нас утром. Они выполняют роль будильника.

Воспитатель:

- А будильник, это что такое?

Дети:

Это часы, которые заводят вечером, чтобы они разбудили нас утром.

Воспитатель:

Какие часы вы знаете?

Дети:

Электронные, настенные, детские, с кукушкой, куранты, механические, красивые, разной формы.

Воспитатель:

Где в нашем городе вы видели часы?

Дети:

- Башня у Дворца Алюминщиков, вокзал, у цирка, у ЦУМа, на заводах.

Воспитатель:

- Молодцы, вы были внимательны, вспомнив столько разных мест, где у нас в городе установлены часы. Ребята! А как вы думаете, раньше, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время?

Дети:

По звёздам, по солнцу, по растениям и т.д.

Воспитатель:

- А вы хотите побольше узнать о часах? Тогда предлагаю отправиться в далёкое прошлое.

Дети (считают):

- Раз, два, три, вокруг себя ты повернись,
В далёком прошлом окажись.

Воспитатель:

Вот мы с вами и попали в Египет, древние египтяне изобрели первые часы, где стрелкой работала тень.

Опыт с часами. Фонарь – это Солнце, Солнце движется и тень от палочки показывает время.

Воспитатель:

Какие часы придумали древние египтяне?

Дети:

Солнечные часы.

Индивидуальная работа с детьми.

Воспитатель:

Всегда ли можно определить время по этим часам?

Дети:

- В пасмурный, дождливый, хмурый день это сделать трудно, потому что нет солнца.

Воспитатель:

А как вы думаете, какие часы придумали люди позднее?

Ответы детей.

Воспитатель:

За солнечными часами люди изобрели водяные часы, которые не зависели от солнечного света.

Показ картинки водяных часов.

Воспитатель:

В водяных часах время текло, переливаясь из одного сосуда в другой. Как вы думаете, удобны ли такие часы в использовании?

Дети:

Вода вливалась из сосуда, заканчивалась и её надо было подливать.

Воспитатель:

- Правильно, “водяные часы” требовали постоянного контроля со стороны людей. Поэтому одновременно с “водяными” существовали “песочные” часы, устроенные по такому же принципу.

Показ картинки песочных часов.

Воспитатель:

Песочные часы используются и сейчас. А кто в нашем детском саду пользуется такими часами? Что она с ними делает?

Дети:

Врач Татьяна Алексеевна, когда греет нам горлышко, потому что надо знать точное время, чтобы не сжечь горлышко.

Воспитатель:

Чем неудобны в использовании такие часы?

Дети:

Песочные часы надо часто переворачивать, даже чаще, чем подливать воду в водяные часы.

Воспитатель:

Мы говорим, что в водяных часах время….(текло), а в песочных часах…..(пересыпается). Поэтому на смену песочным часам пришли восковые свечи. Почему люди перестали использовать свечи, как часы?

Дети:

Огонёк в таких часах можно легко задуть. Или потушить мог ветер или дождь.

Воспитатель:

Уже намного позднее появились механические часы. Усовершенствованный механизм таких часов люди используют и сейчас.

Показ часов.

Воспитатель:

Слышите, как они тикают? Давайте и мы с вами превратимся в часы.

Физминутка:

- Тик – так, тик – так, (наклоны головы то к одному,то к другому плечу).
Все часы идут вот так
Тик – так.
Смотри скорей, который час 
(раскачивания в такт маятника)
Тик – так, тик – так, тик- так.
Налево – раз, направо – раз 
(наклоны головы то к одному, то к другому)
Мы тоже можем так плечу.
Тик – так, тик – так, тик – так.

Воспитатель:

Чтобы часы “пошли” мы их заводим, пользуясь специальной кнопкой - ушко.

Саша, скажи, как называется завод у часов? (Маша, Даша и др.)

Дети:

Завод у часов называется - ушко.

Воспитатель:

Внутри часов работает сложный механизм. Видите сколько там разных деталей?

Показ разобранного будильника.

Воспитатель:

Почему часы называют механическими?

Дети:

Внутри у таких часов разные винтики, пружинки, болтики, большие и маленькие.

Воспитатель:

Что мы видим, глядя на часы?

Дети:

Циферблат. Стрелки – маленькую и часовую, цифры.

Воспитатель:

С тех пор часы меняли только с вою внешность. Я предлагаю вам поиграть в игру “Заштрихуй”. Перед вами часы разной формы. Заштрихуйте круглые ч асы горизонтально (слева – направо), квадратные вертикально (сверху – вниз).

Проверьте, все ли правильно выполнили. У кого правильно, поднимите руку.

Воспитатель:

Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы. В каких современных приборах вы встречали электронные часы?

Дети:

В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере.

Воспитатель:

Чем отличаются механические часы от электронных?

Дети:

У электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока.

Воспитатель:

Правильно, ребята. Электронные часы не могут работать без электричества.

- Подумайте, что произойдёт в нашей жизни, если исчезнут часы?

Ответы детей.

Воспитатель:

Будем надеяться, что часы всегда будут с нами, потому что часы – наши верные помощники во всех делах.

- Вот у меня часы.

- Даша, покажи время, когда мы садимся на занятие.

- Миша, покажи время, когда заканчивается передача “Спокойной ночи, малыши”.

- Диана, покажи время, когда мы просыпаемся днём после сна.

Воспитатель:

Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали, выполняли задания, но время не стоит на месте, оно бежит очень быстро, и может, кто-то из вас придумает новые часы и их будут называть “космические”.

- А сейчас нам обратно пора, в настоящее.

Раз, два, три – вокруг себя ты повернись
И в детском саду окажись.

- Предлагаю вам игру “Эволюция часов”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...