консультация для воспитателей "Особенности работы с агрессивными и гиперактивными детьми"
консультация
чтобы работа с детьми была более успешной, необходимо знать особенности некоторых категорий детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_douna_temu.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Родничок" Консультация для воспитателей "Особенности работы с агрессивными и гиперактивными детьми" подготовила воспитатель Фенина С.А. г.Сухиничи Все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны. Что же такое агрессивность? Слово "агрессия" произошло от латинского "agressio", что означает "нападение", "приступ". В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: "Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)". Портрет агрессивного ребенка: Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. "Как стать любимым и нужным" - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое "место под солнцем". Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их. Выделяют следующие виды агрессии:
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: - стремление привлечь к себе внимание сверстников; - стремление получить желанный результат; - стремление быть главным; - защита и месть; - желание ущемить достоинство другого, с целью подчеркнуть свое превосходство. Часто дети проявляют агрессивное поведение (щипают, бьют, обзывают) потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон. Работа воспитателей с агрессивными детьми должна проводиться в трех направлениях: 1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. 2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. 3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д. В целях коррекции агрессивности полезно использовать релаксационные техники. У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение таких упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются. На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, "золотую середину", могут научить своих детей справляться с агрессией Что такое гиперактивность? "Гипер..." - (от греч. hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского 'a tivus' и означает "действенный, деятельный". Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним - вполне посильная задача. Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявление у ребенка импульсивности. Что же такое импульсивность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: "Импульсивность - особенность поведения человека (в устойчивых формах - черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все "за" и "против", он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях". Портрет гиперактивного ребенка: - такой ребенок встречается в каждой группе детского сада; |
Взрослому необходимо помнить, что инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов). Гиперактивного ребенка необходимо часто поощрять (для укрепления уверенности в себе нужны похвала и одобрение взрослых, только делать это не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить ребенка). С ребенком необходимо общаться мягко и спокойно, ведь гиперактивные дети очень чувствительны к крикам, могут легко присоединиться к вашему настроению. Эти дети быстро утомляются, поэтому педагогам следует посоветовать родителям ограничить пребывание детей в местах большого скопления людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей. Соблюдение дома четкого режима дня - тоже одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению. Полезны гиперактивному ребенку спокойные прогулки перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.
Таким образом, работать с агрессивными и гиперактивными детьми необходимо и родителям и педагогам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Особенности работы с агрессивными и гиперактивными детьми"
Особенности работы с гиперактивными и агрессивными детьми в ДОУ...
Занятие педагога-психолога с агрессивными и гиперактивными детьми по теме:: «Путешествие на остров Верола»
Развитие социальных эмоций, межличностных отношений среди дошкольников происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, но и развитие ...
Консультация для педагогов "Особенности подбора игр и приемов для работы с агрессивными и тревожными детьми"
Консультация для педагогов дошкольных образовательных организаций....
Работа с агрессивными и тревожными детьми
Материал будет интересен как педагогам так и родителям...
Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми
Рассматриваютс вопросы что такое агрессия, норма это или октклонение.Понятие гиперактивности, основные причины возникновения и способы работы с гиперактивными детьми....
Консультация для педагогов «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми»
Консультация для педагогов «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми» Агрессия — это норма или отклонение?С каждым годом агрессивность в обществе растет. Повышается ...
Консультация для педагогов «Работа с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми в ДОУ»
Практические рекомендации педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию...