Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми
консультация по коррекционной педагогике на тему

Рассматриваютс вопросы что такое агрессия, норма это или октклонение.

Понятие гиперактивности, основные причины возникновения и способы работы с гиперактивными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_obshchatsya_s_agressivnymi_i_gaperaktivnymi_detmi.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  №45 «СКАЗКА»

Доклад
на педагогическом совете

на тему:  «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми»

                                                             

                                                                Составил:

Педагог-психолог

Макарова А.М.

                                                                                         
                                                           


п.Развилка 2018 год       

Как общаться с агрессивными и гаперактивными детьми.

Начало формы

Конец формы

Агрессия — это норма или отклонение?

С каждым годом агрессивность в обществе растет. Повышается она и у детей. Во всяком случае, сталкиваемся мы с такими проявлениями все чаще. Что же это такое?

Вначале надо осознать, что агрессия может быть доброкачественной и злокачественной. В первом случае она оправдана действиями окружающих: ребенок или подросток ведет себя агрессивно, потому что он защищается. Во втором — внешних оснований для такого поведения нет. Поведение ребенка (да и взрослого) в первой ситуации может быть оправдано обстоятельствами (не было другого способа защитить себя или своих близких, свое имущество). Но дети и подростки обладают меньшим опытом и потому часто принимают обычную ситуацию за опасную, экстренную. Кроме того, у них меньше навыков «разруливать» ситуации. Нужно целенаправленно учить детей договариваться друг с другом с раннего возраста.

Совсем другое дело — агрессия злокачественная. Здесь причины могут быть разные, в том числе и различные отклонения. Во всяком случае, такой ребенок обязательно должен быть осмотрен психологом. Поведение может объясняться каким-либо заболеванием, которое лучше выявить на ранней стадии.

В целом, выделяют несколько причин агрессивного поведения

  • огрехи воспитания в семье и (или) в школе;
  • ухудшение социальной обстановки в стране (взрослые невольно транслируют на детей свои страхи, беспокойство, недовольство жизнью, неуверенность в будущем и прочее);
  • возросшее число патологий, осложненные роды;
  • популярные модели поведения, предлагаемые киноиндустрией и компьютерными играми.

-Агрессия может быть физической (драка и т.п.)

-словесной (крик, визг, оскорбления)

-это может быть обида, раздражительность, негативизм и тому подобные проявления.

 -При этом ребенок может считать себя правым, так как «весь мир против него», а может раскаиваться и испытывать угрызения совести;

- наконец, он может сознательно выбирать такую модель поведения для того, чтобы добиться лидерства в компании или причинить вред окружающим из-за своих деструктивных убеждений.

Ребенок повел себя агрессивно: что делать?

Во-первых, педагог не должен «заражаться» настроением ребенка или подростка. Помните: надо беречь себя, свои нервы. Не следует сразу реагировать на поведение дошкольника, если агрессивное поведение не слишком ярко выражено. При слабых проявлениях агрессии игнорирование — наиболее приемлемый способ «первой помощи». К проблеме стоит вернуться позже (после занятия, в конце дня) и обсудить ее с ребенком спокойно и доброжелательно.

Следует признать право ребенка на реакцию в такой ситуации. Это можно проговорить («Я понимаю твою обиду, гнев…»), выслушать ребенка, а потом переключить его внимание на что-то другое.

Если же агрессия ребенка не является оправданной, то следует указать на это, но спокойно и исходя из предположения, что ребенок — хороший, добрый, дисциплинированный человек. Можно, например, сказать: «Ты добрый мальчик и умеешь держать себя в руках. Но сейчас твое поведение нетерпимо. Ты хочешь меня обидеть?».

Если конфликт происходит при свидетелях, психологи советуют попытаться свести в их глазах вину ребенка к минимуму: «Наверное, ты не выспался. Может быть, тебе нехорошо, ты приболел?». Необходимо сохранить репутацию ребенка или (особенно!) подростка, это наш союзник в борьбе с агрессивным поведением.

По этой же причине нельзя требовать от подростка буквального и немедленного исполнения требований педагога. Лучше предложить компромисс.

Вообще, необходимо вести себя так, чтобы продемонстрировать неагрессивное поведение, правильную реакцию на раздражитель, умение держать себя в руках, искать компромиссы и решать проблемы адекватными способами.

Краткий справочник детской агрессивности

Причина

Поведение

Что делать

Лидерство (темперамент, авторитарный стиль воспитания; реже — неуверенность в себе)

Несогласие на роль «второго плана», агрессивные притязания на лидерство

Просить о помощи и публично благодарить, но при этом твердо требовать соблюдения правил

Гиперактивность (неспособность Адаптироваться к среде; завышенные требования)

Беспричинные приставания, драки, порча имущества, вспыльчивость

Обратиться к психологу, стремиться сформировать правильную картину мира

Демонстративность (дефицит внимания и любви)

Поведение рассчитано на зрителя

По возможности игнорировать плохое поведение и поощрять хорошее; если наказания не избежать, объяснить его объективной необходимостью

Тревога (неосознанная тревога гнетет подростка)

 

Обычно агрессия направлена «в пространство» (негативизм, раздражительность) или самого себя (переедание, попытки заглушить тревогу играми и т.п.)

Помочь справиться с тревогой; часто требуется помощь специалиста

Заниженная самооценка(ненависть к тем, кто его унижает, часто не имеющая реальных оснований)

Вспыльчивость, обидчивость

Нельзя ругать или высмеивать такого подростка, надо помочь ему поверить в себя

Завышенная самооценка (уверенность в своей «гениальности»)

Ярость, если его исключительность подвергается сомнению, удовольствие от издевательств над слабыми

Требуется помощь психолога и, вероятно, психиатра

Чего нельзя делать?

Вот список того, что нельзя ни в коем случае позволять себе, общаясь с агрессивным ребенком или подростком.

  • Нельзя «заражаться» агрессией от дошкольника: кричать, угрожать, принимать агрессивные позы, говорить сквозь зубы; наверное, нет смысла напоминать, что рукоприкладство и оскорбления недопустимы.
  • Не стоит переходить на издевательский или насмешливый тон, демонстрировать пренебрежение, допускать сарказм и унижения, высмеивать или передразнивать.
  • Абсолютно бессмысленно читать нотации — ребенок их не слышит и не слушает; впрочем, и угрозы наказания не помогут, лишь еще больше обозлят школьника и придадут ему ореол героя в глазах некоторых его приятелей.
  • Не надо вовлекать в конфликт тех, кто в него пока не вовлечен, апеллировать к мнению других детей, сравнивать агрессивного дошкольника с ними.
  • Не дадут положительного результата и попытки давить своим авторитетом («Пока что я здесь учитель, как сказал, так и будет!»), резкие приказы, невыполнимые требования, бескомпромиссность; попытка подкупа только ухудшит положение.

Общаться с агрессивным ребенком трудно, корректировать его поведение — длительная и нелегкая задача, но она по плечу.

Взаимодейстиве  родетелей и детей

Шесть рецептов избавления от гнева

1 рецепт

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

Пути преодоления

- Слушайте своего ребенка.

- Проводите вместе с ним как можно больше времени.

- Делитесь с ним своим опытом .

- Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах.

- Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

2 рецепт

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

Пути выполнения

- Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком ( если это, конечно, возможно).

- Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

 3 рецепт

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

Пути выполнения

- Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:

- «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или:

- «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня.»

4 рецепт

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

Пути выполнения

- Примите теплую ванну, душ.

- Выпейте чаю.

- Позвоните друзьям.

- Сделайте «успокаивающую» маску для лица.

- Просто раслабьтесь, лежа на диване.

- Послушайте любимую музыку.

 5 рецепт

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

Пути выполнения

- Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.

- Не позволяйте выводить себя из равновесия.

Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном) и ситуацией.

 6 рецепт

К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям. 

Пути выполнения

- Изучайте силы и возможности вашего ребенка.

- Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, детский сад и т.д.), отрепетируйте все загодя.

- Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.

Гиперактивность. В литературных источниках термин «гиперактивность» пока не имеет однозначного толкования. Однако многие специалисты к внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность. Среди причин появления у ребенка могут быть генетические факторы, родовые травмы (85%случаев), перенесенные ребенком инфекционные заболевания. К подростковому возрасту повышенная активность, как правило, исчезает, а импульсивность дефицит внимания остаются. Выявив гиперактивного ребенка, педагог или родитель, должны обратится к невропатологу и провести соответствующее медицинское обследование.

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно: работать с ними в начале дня, а не вечером,

-уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе.

-Взрослому необходимо помнить, что инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов). Гиперактивного ребенка необходимо часто поощрять (для укрепления уверенности в себе нужны похвала и одобрение взрослых, только делать это не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить ребенка).

-С ребенком необходимо общаться мягко и спокойно, ведь гиперактивные дети очень чувствительны к крикам, могут легко присоединиться к вашему настроению. Эти дети быстро утомляются, поэтому родителям следует ограничить пребывание детей в местах большого скопления людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей. Соблюдение дома четкого режима дня - тоже одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.

-Полезны гиперактивному ребенку спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.

Ученый Росс Кэмпбелл, считает, что родители гиперактивного ребенка часто допускают три ошибки в воспитании.

Сформулированные им ошибки – «западни»:

Западня

Содержание

Пути преодоления

№ 1

Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом.

Больше общаться с ребёнком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам».

№ 2

Недостаток четкости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребёнка.

Составить список запретов и чётко следовать ему. Составить список: что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю).

№ 3

Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Работу с гневом родители могут осуществлять, используя *«Лестницу гнева»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Приемы и игры для работы с агрессивными, тревожными и гиперактивными детьми».

Ставит своей целью повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов ДОУ по проблеме агрессивности, гиперактивности и тревожности дошкольников....

Консультация для воспитателей "Особенности работы с агрессивными и гиперактивными детьми"

Особенности работы с гиперактивными и агрессивными детьми в ДОУ...

Занятие педагога-психолога с агрессивными и гиперактивными детьми по теме:: «Путешествие на остров Верола»

Развитие социальных эмоций, межличностных отношений среди дошкольников происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, но и  развитие ...

Правила работы с гиперактивными, агрессивными и тревожными детьми.

Шпаргалка для взрослых Или Правила работы с гиперактивными детьми 1.   Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.2.   Уменьшить рабочую нагрузку на ребёнка.3....

Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Приемы и игры для работы с агрессивными, тревожными и гиперактивными детьми».

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме  агрессивности , гиперактивности и тревожности у дошкольников.Задачи:  познакомить педагогов с ...

консультация для воспитателей "Особенности работы с агрессивными и гиперактивными детьми"

чтобы работа с детьми была более успешной, необходимо знать особенности некоторых категорий детей...

Консультация для педагогов «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми»

Консультация для педагогов «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми»  Агрессия — это норма или отклонение?С каждым годом агрессивность в обществе растет. Повышается ...