Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми
консультация по коррекционной педагогике на тему
Рассматриваютс вопросы что такое агрессия, норма это или октклонение.
Понятие гиперактивности, основные причины возникновения и способы работы с гиперактивными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_obshchatsya_s_agressivnymi_i_gaperaktivnymi_detmi.docx | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №45 «СКАЗКА»
Доклад
на педагогическом совете
на тему: «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми»
Составил:
Педагог-психолог
Макарова А.М.
п.Развилка 2018 год
Как общаться с агрессивными и гаперактивными детьми.
Начало формы
Конец формы
Агрессия — это норма или отклонение?
С каждым годом агрессивность в обществе растет. Повышается она и у детей. Во всяком случае, сталкиваемся мы с такими проявлениями все чаще. Что же это такое?
Вначале надо осознать, что агрессия может быть доброкачественной и злокачественной. В первом случае она оправдана действиями окружающих: ребенок или подросток ведет себя агрессивно, потому что он защищается. Во втором — внешних оснований для такого поведения нет. Поведение ребенка (да и взрослого) в первой ситуации может быть оправдано обстоятельствами (не было другого способа защитить себя или своих близких, свое имущество). Но дети и подростки обладают меньшим опытом и потому часто принимают обычную ситуацию за опасную, экстренную. Кроме того, у них меньше навыков «разруливать» ситуации. Нужно целенаправленно учить детей договариваться друг с другом с раннего возраста.
Совсем другое дело — агрессия злокачественная. Здесь причины могут быть разные, в том числе и различные отклонения. Во всяком случае, такой ребенок обязательно должен быть осмотрен психологом. Поведение может объясняться каким-либо заболеванием, которое лучше выявить на ранней стадии.
В целом, выделяют несколько причин агрессивного поведения
- огрехи воспитания в семье и (или) в школе;
- ухудшение социальной обстановки в стране (взрослые невольно транслируют на детей свои страхи, беспокойство, недовольство жизнью, неуверенность в будущем и прочее);
- возросшее число патологий, осложненные роды;
- популярные модели поведения, предлагаемые киноиндустрией и компьютерными играми.
-Агрессия может быть физической (драка и т.п.)
-словесной (крик, визг, оскорбления)
-это может быть обида, раздражительность, негативизм и тому подобные проявления.
-При этом ребенок может считать себя правым, так как «весь мир против него», а может раскаиваться и испытывать угрызения совести;
- наконец, он может сознательно выбирать такую модель поведения для того, чтобы добиться лидерства в компании или причинить вред окружающим из-за своих деструктивных убеждений.
Ребенок повел себя агрессивно: что делать?
Во-первых, педагог не должен «заражаться» настроением ребенка или подростка. Помните: надо беречь себя, свои нервы. Не следует сразу реагировать на поведение дошкольника, если агрессивное поведение не слишком ярко выражено. При слабых проявлениях агрессии игнорирование — наиболее приемлемый способ «первой помощи». К проблеме стоит вернуться позже (после занятия, в конце дня) и обсудить ее с ребенком спокойно и доброжелательно.
Следует признать право ребенка на реакцию в такой ситуации. Это можно проговорить («Я понимаю твою обиду, гнев…»), выслушать ребенка, а потом переключить его внимание на что-то другое.
Если же агрессия ребенка не является оправданной, то следует указать на это, но спокойно и исходя из предположения, что ребенок — хороший, добрый, дисциплинированный человек. Можно, например, сказать: «Ты добрый мальчик и умеешь держать себя в руках. Но сейчас твое поведение нетерпимо. Ты хочешь меня обидеть?».
Если конфликт происходит при свидетелях, психологи советуют попытаться свести в их глазах вину ребенка к минимуму: «Наверное, ты не выспался. Может быть, тебе нехорошо, ты приболел?». Необходимо сохранить репутацию ребенка или (особенно!) подростка, это наш союзник в борьбе с агрессивным поведением.
По этой же причине нельзя требовать от подростка буквального и немедленного исполнения требований педагога. Лучше предложить компромисс.
Вообще, необходимо вести себя так, чтобы продемонстрировать неагрессивное поведение, правильную реакцию на раздражитель, умение держать себя в руках, искать компромиссы и решать проблемы адекватными способами.
Краткий справочник детской агрессивности
Причина | Поведение | Что делать |
Лидерство (темперамент, авторитарный стиль воспитания; реже — неуверенность в себе) | Несогласие на роль «второго плана», агрессивные притязания на лидерство | Просить о помощи и публично благодарить, но при этом твердо требовать соблюдения правил |
Гиперактивность (неспособность Адаптироваться к среде; завышенные требования) | Беспричинные приставания, драки, порча имущества, вспыльчивость | Обратиться к психологу, стремиться сформировать правильную картину мира |
Демонстративность (дефицит внимания и любви) | Поведение рассчитано на зрителя | По возможности игнорировать плохое поведение и поощрять хорошее; если наказания не избежать, объяснить его объективной необходимостью |
Тревога (неосознанная тревога гнетет подростка)
| Обычно агрессия направлена «в пространство» (негативизм, раздражительность) или самого себя (переедание, попытки заглушить тревогу играми и т.п.) | Помочь справиться с тревогой; часто требуется помощь специалиста |
Заниженная самооценка(ненависть к тем, кто его унижает, часто не имеющая реальных оснований) | Вспыльчивость, обидчивость | Нельзя ругать или высмеивать такого подростка, надо помочь ему поверить в себя |
Завышенная самооценка (уверенность в своей «гениальности») | Ярость, если его исключительность подвергается сомнению, удовольствие от издевательств над слабыми | Требуется помощь психолога и, вероятно, психиатра |
Чего нельзя делать?
Вот список того, что нельзя ни в коем случае позволять себе, общаясь с агрессивным ребенком или подростком.
- Нельзя «заражаться» агрессией от дошкольника: кричать, угрожать, принимать агрессивные позы, говорить сквозь зубы; наверное, нет смысла напоминать, что рукоприкладство и оскорбления недопустимы.
- Не стоит переходить на издевательский или насмешливый тон, демонстрировать пренебрежение, допускать сарказм и унижения, высмеивать или передразнивать.
- Абсолютно бессмысленно читать нотации — ребенок их не слышит и не слушает; впрочем, и угрозы наказания не помогут, лишь еще больше обозлят школьника и придадут ему ореол героя в глазах некоторых его приятелей.
- Не надо вовлекать в конфликт тех, кто в него пока не вовлечен, апеллировать к мнению других детей, сравнивать агрессивного дошкольника с ними.
- Не дадут положительного результата и попытки давить своим авторитетом («Пока что я здесь учитель, как сказал, так и будет!»), резкие приказы, невыполнимые требования, бескомпромиссность; попытка подкупа только ухудшит положение.
Общаться с агрессивным ребенком трудно, корректировать его поведение — длительная и нелегкая задача, но она по плечу.
Взаимодейстиве родетелей и детей
Шесть рецептов избавления от гнева
1 рецепт
Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.
Пути преодоления
- Слушайте своего ребенка.
- Проводите вместе с ним как можно больше времени.
- Делитесь с ним своим опытом .
- Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах.
- Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.
2 рецепт
Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.
Пути выполнения
- Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком ( если это, конечно, возможно).
- Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения
3 рецепт
Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.
Пути выполнения
- Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:
- «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или:
- «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня.»
4 рецепт
В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.
Пути выполнения
- Примите теплую ванну, душ.
- Выпейте чаю.
- Позвоните друзьям.
- Сделайте «успокаивающую» маску для лица.
- Просто раслабьтесь, лежа на диване.
- Послушайте любимую музыку.
5 рецепт
Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.
Пути выполнения
- Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.
- Не позволяйте выводить себя из равновесия.
Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном) и ситуацией.
6 рецепт
К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.
Пути выполнения
- Изучайте силы и возможности вашего ребенка.
- Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, детский сад и т.д.), отрепетируйте все загодя.
- Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.
Гиперактивность. В литературных источниках термин «гиперактивность» пока не имеет однозначного толкования. Однако многие специалисты к внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность. Среди причин появления у ребенка могут быть генетические факторы, родовые травмы (85%случаев), перенесенные ребенком инфекционные заболевания. К подростковому возрасту повышенная активность, как правило, исчезает, а импульсивность дефицит внимания остаются. Выявив гиперактивного ребенка, педагог или родитель, должны обратится к невропатологу и провести соответствующее медицинское обследование.
Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно: работать с ними в начале дня, а не вечером,
-уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе.
-Взрослому необходимо помнить, что инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов). Гиперактивного ребенка необходимо часто поощрять (для укрепления уверенности в себе нужны похвала и одобрение взрослых, только делать это не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить ребенка).
-С ребенком необходимо общаться мягко и спокойно, ведь гиперактивные дети очень чувствительны к крикам, могут легко присоединиться к вашему настроению. Эти дети быстро утомляются, поэтому родителям следует ограничить пребывание детей в местах большого скопления людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей. Соблюдение дома четкого режима дня - тоже одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.
-Полезны гиперактивному ребенку спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.
Ученый Росс Кэмпбелл, считает, что родители гиперактивного ребенка часто допускают три ошибки в воспитании.
Сформулированные им ошибки – «западни»:
Западня | Содержание | Пути преодоления |
№ 1 | Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом. | Больше общаться с ребёнком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам». |
№ 2 | Недостаток четкости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребёнка. | Составить список запретов и чётко следовать ему. Составить список: что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю). |
№ 3 | Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом. | Работу с гневом родители могут осуществлять, используя *«Лестницу гнева» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Приемы и игры для работы с агрессивными, тревожными и гиперактивными детьми».
Ставит своей целью повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов ДОУ по проблеме агрессивности, гиперактивности и тревожности дошкольников....
Консультация для воспитателей "Особенности работы с агрессивными и гиперактивными детьми"
Особенности работы с гиперактивными и агрессивными детьми в ДОУ...
Занятие педагога-психолога с агрессивными и гиперактивными детьми по теме:: «Путешествие на остров Верола»
Развитие социальных эмоций, межличностных отношений среди дошкольников происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, но и развитие ...
Правила работы с гиперактивными, агрессивными и тревожными детьми.
Шпаргалка для взрослых Или Правила работы с гиперактивными детьми 1. Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.2. Уменьшить рабочую нагрузку на ребёнка.3....
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Приемы и игры для работы с агрессивными, тревожными и гиперактивными детьми».
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме агрессивности , гиперактивности и тревожности у дошкольников.Задачи: познакомить педагогов с ...
консультация для воспитателей "Особенности работы с агрессивными и гиперактивными детьми"
чтобы работа с детьми была более успешной, необходимо знать особенности некоторых категорий детей...
Консультация для педагогов «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми»
Консультация для педагогов «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми» Агрессия — это норма или отклонение?С каждым годом агрессивность в обществе растет. Повышается ...