Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность»
методическая разработка (старшая группа)

Харламова Ольга Герасимовна

План-конспект  совместной образовательной деятельности «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность»в образовательной области«Художественно-эстетическое развитие» в разделе «Музыкальное развитие».

                                                                                                                                                          СОД для детей 5-6 лет.

                                                                                                                                                               «Мы – артисты»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_-_artisty_2.docx579.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 Калининского района Санкт-Петербурга

План-конспект  совместной образовательной деятельности

«Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность»в образовательной области«Художественно-эстетическое развитие» в разделе «Музыкальное развитие».

                                   СОД для детей 5-6 лет.

                                      «Мы – артисты»

                                         Составитель:  Харламова Ольга Герасимовна

Музыкальный руководитель высшей категории

Санкт-Петербург

2019

«Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность».

Цель СОД:  Развитие  интонационной выразительности речи во всех видах музыкальной деятельности  через театрализацию.

Задачи:

  1. Расширить  элементарные знания и понятия о театре.
  2. Дать знания об эмоциональных состояниях.
  3. Формировать умения передавать заданное эмоциональное состояние.
  4. Развивать способности понимать свои чувства и чувства других людей.
  5. Формировать воспроизведение ритма речи.
  6. Формировать восприятие выразительности речи.
  7. Развивать умение использовать фразы с нужной интонацией.
  8. Развивать умение дифференцированно использовать  интонационную выразительность в экспрессивной речи.
  9. Развивать эмоциональную отзывчивость и исполнительство, включая различные виды детской музыкальной деятельности и театрализацию.
  10. Пополнить понятийный словарь, словарь эстетических эмоций за счёт новых знаний о видах театра,  о характере музыки.
  11. Развивать интерес к музыкальной деятельности у детей и расширить эмоциональный опыт детей.
  12. Развивать  внимание, речь, память, выразительность мимики, пантомимики, быстроту реакции, сообразительность, творческое воображение, фантазию, стремиться к  психологическому раскрепощению каждого ребёнка.
  13. Развивать артикуляцию, дикцию
  14. Развивать коммуникативные навыки старших дошкольников.
  15. Способствовать  успешной социализации ребёнка.
  16.  Охранять  психологическое здоровье  детей.

Используемые технологии:

  1.  ИКТ
  2. Проектная деятельность
  3. Мнемотехника

Используемые программы:

  1. «Кукляндия» парциальная авторская программа М.И. Родина

А.И. Буренина.

              2.   «Театр всевозможного» А.И. Буренина

              3.   « Ладушки» парциальная авторская программа И.М. Каплунова

              4.    «Музыкальные шедевры» парциальная авторская программа

О.П. Радынова

Авторские разработки.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», « Социально-коммуникативное развитие», « Физическое развитие».

Методические приёмы.

п/п

Задачи

Методические приёмы

1

Изучение и уточнение эмоциональных состояний

  • Беседы.
  • Игры«Укаких сказочных персонажей такое же настроение?»
  • «Почему плачет киска?»

2

Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние

  • Мимическиесредства (мимическаягимнастика).
  • Пантамимические средства (использование пантамимических этюдов как физминутки и упражнения на релаксацию).Танцевально-игровые композиции «Про осу»музыкаА.Островского слова З.Петровой «Зверобика»

Б.СавельевА.Хайт «Ай,ай, не зевай».

  • Графическиеизображениялица.
  • Игра«Нарисуй настроение»
  • Пиктограмма «Гномики»

3.

Развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей

  • Прослушивание музыкального фрагмента «Осенние листья» В.И.Ребикова и определение эмоционального настроения.
  • Игра «У каких сказочных персонажей такое же настроение»«Почему плачет киска?»

4.

Формированиевоспроизведенияритмаречи

Ритмические упражнения. Прослушивание и отстукивание по подражанию разных ритмических рисунков:  «Ёжик»

  • пропеваниеритмическойпопевки по видео с элементами анемации.
  •  Выкладывание ритмического рисунка на магнитной доске.
  • Музицирование  Шумовой оркестр на ложках  и бубенцах «Лошадка»

Формированиевосприятиявыразительностиречи

Игры «Кто так говорит?» использование варежковой куклы «лиса»

  • Загадки

5.

Использование фразы с нужной интонацией.

Игра-драматизация сказки на магнитной доске «Грибок» по мотивам сказки В.Сутеева

6

Умение дифференцированно использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи

Игра-драматизация сказки на магнитной доске «Грибок» по мотивам сказки В.Сутеева

  • Диалоги.
  • Стихотворения.

7

Расширение понятийного, эстетического словаря.

Видео презентация « Какие бывают театры»  Карты-схемы «Виды театров»

Музыка В.И.Ребикова«Осенние листья».

Предварительная работа:

  1. Подбор  музыкального и литературного материала.
  2. Привлечение к творческому сотрудничеству воспитателей и родителей.
  3. Подбор этюдов, упражнений для создания музыкально-игровых образов, выразительности мимики, пантомимики, эмоциональной выразительности.
  4. Подбор детей на определённые роли.
  5. Разучивание танцев, песен, стихов.
  6. Подбор материала для видео презентациии, изготовление видео презентации.
  7. Подбор музыкального материала для CD диска, запись CDдиска

Виды деятельности: музыкально-художественная (слушание музыки, распевание, пение, музыкальная  игровая, музыкально-ритмическая  двигательная,  танцевально-игровая,  музицирование, коммуникативная,   познавательно-исследовательская.

Оборудование, раздаточный материал:

  • Видео презентация, экран, компьютер.
  • Магнитная доска
  • Фигурки зверей на магнитах  (раздаточный материал).
  • Карты-схемы – виды театра.
  • Варежковая кукла «лиса»
  • Деревянные ложки  и бубенцы по количеству детей.
  • Иллюстрации   «тройка лошадей» «грусная кошечка»
  • Пиктограммы.
  • Контур лица, цветные карандаши по количеству детей.

Интернет-ресурсы:

  1. Международный образовательный портал https://www.maam.ru/
  2. Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/
  3. Фотоматериалы образовательной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki/
  4. Фотоматериалыдостопримечательностей

Санкт-Петербурга https://wikiway.com/russia/sankt-peterburg/dostoprimechatelnosti/

  1. Государственный сайт “Петербургское Образование”https://petersburgedu.ru/
  2. Федеральный портал "Российское Образованиеhttp://fcior.edu.ru/
  3. Каталог детских образовательных сайтов http://интернет.дети/

Образовательный сайт Санкт-Петербурга http://www.edu.cankt-peterburg.ru/

Использование ЭОР:

  1. Видео презентацияс элементами анемации, компьютер.
  2. CDдиск «Времена года для дошколят» Гурия Османова.
  3. CD диск «Сказки-малышки» М.И. Родина.
  4. CDдиск «Ансамбль ложкарей» И.Каплунова библиотека программы «Ладушки».
  5. CD диск для СОД.

Содержание:

Сегодня я предлагаю  вам  поиграть в театр.  Театры бывают разные. Давайте вспомним, какие бывают театры.

 На экране виды театров:кукольный,  драматический, оперный, балет, филармония, цирк.

Закрепить названия театров при помощи схем-карт.

В любом театре выступают артисты. Чтобы стать артистом, нужно многому научиться.

Давайте  мы сегодня попробуем стать артистами.  (Строимся в круг).  Я предлагаю превращаться в разных животных.

Кто любит морковку

и прыгает ловко

             Портит в огороде грядки

             И удирает без оглядки       (Заяц)

Хитрая плутовка, рыжая головка,

             Хвост пушистый, краса, кто же это? (Лиса)

             Кто зимой холодной

ходит злой, голодный        (Волк)

Неуклюжий, косолапый,

говорят, сосёт он лапу

              Громко может он реветь.

Угадайте, кто?(Медведь)

Игра-сказка  «Дом»  композиция М.И. РодинойИнсценирование.

Музыкальный этюд  «Мишка и оса» на песню «Про осу» музыка А.Островского  словаЗ.Петровой

Использовать подготовительныеэтюды: «мишка сердится», « Оса хвастается», «оса кружит над головой и садится на нос»…

Мы сейчас исполняли движения животных, а сейчас я предлагаю сесть  и попробовать, как настоящие артисты, говорить голосами животных.

Сказка на магнитной доске  по мотивам сказки В.Сутеева

«Под грибком»

Ведущий: Ребята, как вы думаете, кто из героев сказки так говорит? (Дети отвечают) (использовать варежковую куклу «лиса»).

Я предлагаю попробовать  стать оперными артистами. Театр оперы – это там , где артисты поют, содержание спектакля передают пением.

Распевка «Ёжик» поём при помощи видео анимации.

Пробуем выложить ритм песни на магнитной доске.

О грустном запела скрипка,

В пруду услыхала рыбка.

Услышали мак и ромашка

Пастух на лугу и барашки,

На ветке зелёной птица,

Скворчиха, а может, синица,

И чёрная важная кошка…

И все погрустили немножко…И. Михайлова

В.Ребиков «Осенние листья» Слушание: Кому из персонажейна картинках грустно и почему? Пьеро, Гном, Кошечка. Карабас Барабас, Красная Шапочка, Буратино, Чипполино. На экране видео персонажей сказок.

Плачет киска в коридоре

У неё большое горе

            Злые люди бедной киске

не дают украсть сосиски.

Ведущий:  Давайте развеселим кошечку.

Танцевально-игровая композиция «Зверобика» музыка Б. Савельева слова А. Хайта (садятся на стульчики)

Ведущий:  В каждом театре есть музыканты, они сопровождают спектакль своей игрой на музыкальных инструментах. Обычно это целый оркестр и он располагается в оркестровой яме.

Видеоизображение  на экране

Я предлагаю стать музыкантами.  Представим себе. Что мы едем на тройке лошадей с колокольчиками. Цокают копытца у лошадей.  (Цокаем язычком.) Цоканье копыт мы изобразим с помощью деревянных ложек.

Только их нужно взять в руки  вот так (показать детям ямкой положить на ладонь).

Шумовой оркестр «Лошадка» чешская композиция И.М. Каплуновой

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живёт

То куда-то вдруг уйдёт

То внезапно возвратится

Грусть, тоска её боится…(Улыбка)

Пиктограммы «Гномики»

Танцевально-игровая композиция «Ай, Ай, не зевай!»

Ведущий: ребята, вы сегодня  молодцы. Все стали настоящими артистами.  Вот здесь на столе лежат очень симпатичные лица мальчиков и девочек и карандаши. Я предлагаю нарисовать на них ротики с тем настроением, которое вам больше нравится.  Посмотреть, что нарисовали дети.

Ведущий: А сейчас пора попрощаться с гостями. Дети уходят.

Литература:

  1. «Ансамбль ложкарей» Ирина Каплунова  Библиотека программы «Ладушки»     «Невская НОТА»                              Санкт-Петербург 2015.
  2. «Слушаем музыку» Ирина Каплунова  Библиотека программы «Ладушки»     «Невская НОТА»                              Санкт-Петербург 2015.
  3. «Слушаем музыку» О.П. Радынова рекомендации к комплекту дисков «Музыкальная шкатулка» к программе «Музыкальные шедевры» издательство «ТЦ  Сфера» 2017
  4. «Кукляндия» М.И.Родина  А.И. Буренина учебно-методическое пособие по театральной деятельности

«Музыкальная палитра» Санкт-Петербург 2008.

C:\Documents and Settings\Ольга\Рабочий стол\Фото Аттестация\P1020410.JPG

C:\Documents and Settings\Ольга\Рабочий стол\Фото Аттестация\P1020395.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада с семьями через совместную театрализованную деятельность воспитателей, родителей и детей. Детский сад №20 группа «Радуга»

Взаимодействие детского сада с семьями через совместную театрализованную деятельность воспитателей, родителей и детей. Детский сад №20 группа «Радуга»...

«Взаимодействие детского сада с семьями через совместную театрализованную деятельность воспитателей, родителей и детей».

Театральная деятельность является одним из результативных средств  сближения взрослого и ребенка и способствует эффективному эмоциональному развитию детей....

План работы по самообразованию «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей»

Театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом ...

Консультация для воспитателей «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей».

Совместное театральное творчество родителей и детей очевидно - театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий. Благодаря сказкам, ребенок познает ми...

Взаимодействие детского сада с родителями через совместную театрализованную деятельность

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие....

Тема самообразования: «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей»самообразование

Тема самообразования:«Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей»Цель: Создание условий для развития детей  через творческую...