"Воспитание ЗОЖ через занятия по валеологии и ОБЖ"
консультация (подготовительная группа)

Леонова Елена Александровна

Выступление на педсовет для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_zdorove.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 г. Вязьмы Смоленской области

(выступление на педсовете)

Леонова Елена Александровна

2019

Здоровый образ жизни- это поведение человека , направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологических потребностей

(пищевой, двигательной, познавательной, половой , потребности во сне), способствующие эмоциональному благополучию, профилактике болезней и несчастных случаев

        В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

        Для решения  задач в старшей  и подготовительной группе были введены занятия по валеологии (1 раз в месяц); у малышей  это направление образования осуществлялось   большей частью при помощи дидактических игр и бесед в совместной деятельности, на занятиях  по коммуникации(развитию речи).

        Чтобы  валеологическая работа была в системе, разработала перспективное планирование. Познакомилась с  работами по валеологическому образованию разных авторов:

Л.Ф.Тихомирова «Уроки здоровья»

О.А.Воронкович «Добро пожаловать в экологию»

«М.Ю.Картушина «Зеленый огонек здоровья» , «Оздоровительные занятия»

В.Н.Волчкова «Познавательное развитие». Статьи журнала «Дошкольная педагогика» под ред. Е.И.Слисенко и Н.А.Гуменюк «Новые валеологические технологии».

        Поставив перед собой  цели и задачи , выбрав методы и приемы обучения, занялась подбором  материала, поисками различных оздоровительных технологий: дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, шеи, ушей; дидактические игры, стихи, загадки, опыты; подготовкой  наглядного и демонстрационного материала. Использовала разные формы работы: занятия, совместную деятельность воспитателя и детей; свободную самостоятельную  деятельность самих детей.

        На занятиях включала  цели, реализации  которых   требуют  систематической постановки  перед детьми строгой последовательности специальных заданий, а также  задачи по  формированию у детей  элементов учебной деятельности. Взрослый здесь всегда инициатор.

        В совместной деятельности воспитателя с детьми включала задачи  по развитию социальных  навыков, освоение  разных видов деятельности. Создавала микроклимат , в основе которого лежит уважение к личности маленького ребенка, доверительные отношения  между ребенком и взрослым.  Педагог выступает здесь в позиции партнера детей, партнера инициатора.

        Свободная деятельность обеспечивает возможность  саморазвития  ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его интересам.  

        Формирование здорового образа жизни  начала с младшего дошкольного возраста. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка  в детском саду  направлена  на сохранение и укрепление  здоровья. Основой являются  ежедневные музыкальные и физкультурные занятия, занятия ЛФК, интегрированные  занятия с включением элементов здоровьесбережения, партнерская  совместная деятельность  педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы  в дошкольном учреждении является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

        Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью была моей основной задачей.

 Для этого подобрала материал, изучила литературу, чтобы дать детям в доступной  для них форме элементарные  знания и практически закрепить  эти знания.

        Начала работу с усвоения детьми названий частей тела животных и их предназначение через загадки о животных , рассматривание картинок, чтение сказок. С детьми играли в настолько-печатные игры «Собери картинку» , «Чей хвост» ? , «Чей нос» ? и т.д.

На таких занятиях как «Слушай во все уши», «Смотри во все глаза»,  «Наши помощники, «Зачем человеку желудок» детей знакомила с человеческим организмом.

        При знакомстве с частями тела человека старалась подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле. Для привития навыков  гигиены и профилактики здоровья проводила занятия «Подружись с зубной щеткой» , «Витамины укрепляют здоровье» , «Откуда берутся микробы».  Каждое занятие практически закреплялось в повседневной жизни детей , режимных моментах. Например, при одевании детей на улицу говорила: «Лучше завязывайте шапочки, чтобы вашим ушкам было тепло». Аналогично руки, ноги, и т.д. Хорошо помогает использование в работе пословиц, поговорок , дети сами повторяют их : «Береги нос в большой мороз». Учила детей предвидеть  возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников «Когда овощи могут навредить нашему здоровью, а когда помочь» , «Осторожно, грибы», «Лекарственные  растения», «Как победить грипп». На занятиях использовала  самомассажи, упражнения для глаз, ушей, дидактические игры, физ.минутки. Все занятия старалась проводить в игровой форме. В свободное время  дети рисовали  человека, раскрашивали в книжках- раскрасках фигурки человека, старались отражать все части тела; лепили животных и человека. Учила запоминать части тела человека , сравнивали их с частями тела  животных.

        Используемые мною опыты позволяли преобразовать ситуации с целью выявления скрытых свойств органов, установление связи между ними, причин изменения. Опыты на определение по вкусу и запаху различных продуктов показали взаимосвязь  органов чувств; опыт  «связь уха с носоглоткой проводила после рассмотрения  схемы «Строение уха»; опыт  о расположении «тепловых» и «холодовых» точек  дети сделали вывод , что ощущение тепла или холода  возможно благодаря  чувствительности кожи.

        Применяемый мною наглядный и демонстрационный  материал позволяет уточнить и обогатить представление детей, формировать наглядные образы тех органов, восприятие которых в жизни невозможны.

        Большое внимание уделяю дидактическим играм. Их использую во всех формах работы: на занятиях, в совместной и свободной  деятельности. На упражнение  органов слуха и развитие внимания использовала такие игры: «Определи по звуку» , «Не пропусти свой звук».  Игры «Чьи глаза тебе помогут? » , «Выполни задание» -закрепляют знания детей об особенностях зрения, развивают глазомер. Для закрепления  частей тела  и их функций использую игры «Мое тело» , «Кукла» , «Смешные движения» и др. Игры «Определи на ощупь» , «Найди пару»  развивают тактильные ощущения. Не оставляют без внимания игры на привитие личной гигиены: «Мое лицо» , «Чистые руки» и др.

        Включение фольклора  , как элемента занятия , оживляет процесс обучения, делает его доступным  для дошкольников. В качестве фольклорного материала использую потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки. Например, «Здоровому-все здорово» , «Кто долго жует-тот долго живет» , «Грязнулю всегда выручает вода» и др.

        Еще один из видов  моей работы по валеологии- включение сказок , в которых существует понятие о здоровом образе жизни, о необходимости гигиенических процедур, о товарищеских отношениях: «Федорино горе» , «Мойдодыр» , «Айболит» , «Петька-микроб» и др. Дети с удовольствием слушают сказки, делаем мини-спектакли. Во время мимических и пантомических движений дети  стараются передать путем  выразительных движений мышц лица и своего тела  образ определенного персонажа, или изобразить его  «душевное» состояние.

        Важным условием оздоровления является  организация двигательной активности самих детей, т.к. активные двигательные действия  при эмоциональном подъеме  способствуют  значительному усилению деятельности костно-мышечной , сердечно-сосудистой  и дыхательной систем, благодаря чему  улучшается  обмен веществ в организме и  происходит соответствующая тренировка систем и органов.

        В своей работе использую различные игры. Обязательно учитываю перенесенные заболевания детей верхних дыхательных путей- игры «Выдуй шарик из чашки» , «Веселая птичка» , «Лошадка» и др. Для укрепления психического здоровья «Береги предмет» , «Море волнуется» , «Кто тише» .

С детьми имеющими нарушение  опорно-двигательного аппарата  проводила игры «Гномы и великаны» , «Наседка и цыплята», «Через ручеек».

        В целях профилактики заболеваний провожу различные виды закаливания: воздушные ванны и ходьба по коррегирующим дорожкам, хождение босиком, хождение в облегченной одежде, ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе. На свежем воздухе для кровообращения , газообмена, обеспечения вентиляции легких провожу глубокое  диафрагмальное дыхание «очищающее дыхание». Такое дыхание провожу для  установления ровного дыхания после подвижной игры или концентрации внимания.

        Неотъемлемой частью  оздоровления является уход за полостью рта: полоскание полости рта водой после каждого приема пищи.

        Особенно хорошо закрепляются полученные знания на корригирующей гимнастике после сна. Ребята делали  самомассаж , закрепляли части тела и называли их. Использовала небольшие стихи: ручку правую потрем, потом левую потрем, плечо левое потрем, потом правое потрем  и т.д. Дети хорошо усвоили части тела. Детям нравятся пальчиковые игры  в работе, они их легко запоминают.

        Корригирующая гимнастика , ежедневные утренние пробежки на свежем воздухе  дали более низкую заболеваемость по сравнению с прошлым выпуском детей.

   2010-2011                               2011-2012

14 случаев-64%                    10 случаев- 45%

        Знания о своем теле дали хорошие результаты и в воспитании доброжелательности у детей: дети стали более осторожными в конфликтных ситуациях, меньше толпились при одевании, если такое случалось- делали замечание: «А если бы ты столкнулась головой или ушибла ногу» ,  «Нельзя  стукать по голове-голову надо беречь» , «Глаза-наши помощники» и т.п.

        Оздоровительные занятия , беседы помогли мне  в решении множества задач, таких как :

  • Сохранение и укрепление здоровья;
  • -развитие сенсорных и моторных функций;
  • -формирование потребности в двигательной активности;
  • -профилактика нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
  • -приобретения навыка правильного дыхания;
  • -привитие навыка элементарного самомассажа;
  • -развитие интеллектуальных функций (мышление, памяти, воображения, восприятия, ориентации в пространстве);
  • -развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • -формирование гармоничной личности(умение дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности) и др.

Итак, за учебный год дети получили элементарные знания о строении своего организма и получили необходимые навыки ухода за своим телом.

Все мы  пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый  образ жизни нашим детям»? Ребенок попадает  в различные жизненные ситуации, в которых он может просто потеряться.  Чтобы этого избежать , нужно, во –первых, дать детям  необходимую сумму знаний об общепринятых  человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно,  осознанно действовать  в той или иной  обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками  поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. В третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Перечень выполнения этих задач помогла книга «Основы безопасности жизнедеятельности» , формирующего личность безопасного поведения.

Поставила перед собой  следующие задачи:

  • донести до детей правила личной безопасности для детей моей группы;
  • выработать потребность в соблюдении правил безопасности  в быту, на дороге , или в экстремальных ситуациях.

Проводила беседы об опасности контактов с незнакомыми людьми , привела примеры из жизни , из мультфильмов, из сказок: «Волк и семеро козлят» , «Колобок» , «Маша и медведь», « Кот петух и лиса».

        Занятия проводила в форме обсуждения и разыгрывания типичных ситуаций контактов с незнакомыми людьми:

-«Пойдем в магазин, я куплю тебе шоколадку» , «Твоя мама задерживается на работе и просила забрать тебя из садика», «Хочешь покататься на моей машине»?   и т.д.

После бесед и разыгрывания ситуаций  , обсуждения приходили  к единому мнению , как нужно поступить в той или иной ситуации. Очень важно научить ребенка  объяснить собственное поведение. Если он сможет  объяснить  хорошо или плохо , почему это с ним случилось, тогда он сможет понять , что он делает не так.

        Интересно прошло занятие по сюжету сказки «Три поросенка» , где дети закрепили не только  профессии строителя, сравнили дома на прочность и, но и сделали вывод : «Наш дом- наша крепость», где можно уберечься от чужих врагов, чтобы сохранить здоровье, где тебя могут  понять и поддержать.

        По разделу «Ребенок и природа» познакомила детей с проблемами окружающей среды , учила бережно относиться к живой  природе. С детьми играли в  различные дидактические игры :  «Съедобное-несъедобное, «Ядовитые растения и грибы» , «Хорошо-плохо».  Говорила о ухудшении экологической  ситуации» Разоряют птичьи гнезда, муравейники, сжигают весной  траву» . За основу всех  предложения и бесед брала  истории из серии «Приключения Стобеда» .Например, «Как Стобед улитку проглотил» , «Как Стобед бросал в воду бутылки и консервные банки» .Рассматривали красочные альбомы , открытки, книжки .Читали и сочиняли  сказки о бережном отношении к окружающему  миру. Закрепили  с детьми  понятия о влиянии  природы на здоровье человека.

        Работу по разделу  «Ребенок дома» начала с экскурсии на кухню, в прачечную, медицинский кабинет. Играли в дидактические игры «Полезные инструменты» , «Умные  машины» , «Электроприборы» и др. Усвоили понятие , что с электроприборами нужно быть осторожными , т.к. можно получить травму при неправильном их использовании.  В свободной деятельности  учила детей бережно обращаться с ножницами. Сейчас дети старшей группы свободно владеют ножницами, знают как с ними обращаться, чтобы не пораниться. В летнее время обращала внимание детей не брать незнакомые предметы  в руки, ставить в  известность взрослых.

        Большую работу проводила по разделу «Ребенок на улицах города».Знакомила детей с правилами дорожного движения, изучали дорожные знаки, виды транспорта и др. Занятия старалась строить разнообразно: включала обыгрывание ситуаций, разнообразный  наглядный материал , дидактические игры , включение  литературы из серии книжек «Уроки  светофорика» , «Занимательная дорожная азбука» и др.

        Без помощи родителей невозможно  научить детей заботиться о своем здоровье. Они  заинтересованы в воспитании у детей  здорового образа жизни. Они помогают собирать материал , посещают секции вместе с детьми, проводят дома утреннюю гимнастику, постоянно проводят прогулки вместе с детьми. Пропаганда валеологических занятий среди родителей способствует тому, что они стараются  уделять больше внимания своему здоровью и здоровью детей.  Как показала практика, только  планомерная работа приводит   к улучшению состояния здоровья детей, повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе.

        В результате проведенной         работы реализовала следующие задачи:

-дети ознакомлены с анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов) ;

-развито умение обосновать и соблюдать правила гигиены, уход за своим телом, соблюдение правил личной гигиены в повседневной жизни;

-развито умение сознательно вырабатывать полезные привычки правильного

 поведения;

-знают правила поведения в экстремальной ситуации, умение избегать  опасных ситуаций;

-развита наблюдательность, познавательные интересы  к сохранению своего здоровья;

-обогатилась речь детей.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание здорового образа жизни через занятия по валеологии и ОБЖ

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности во с...

Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание здорового образа жизни через занятия по валеологии и ОБЖ»

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей(пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности в...

Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание здорового образа жизни через занятия по валеологии и ОБЖ»

Здоровый образ жизни – это поведение человека,направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей(пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности в...

Воспитание здорового образа жизни через занятия по валеологии и ОБЖ.

АннотацияФормирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена сохранен...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА, ТЕМА: «КАКИЕ МЫ ВНУТРИ» Автор занятия: воспитатель Глазкова И.В.

Цели:Познакомить детей с основными органами человеческого организма (мозг, сердце, легкие, желудок), их названиями, расположением и функциями.Учить детей опытным путем подтверждать полученные знания (...