Воспитание здорового образа жизни через занятия по валеологии и ОБЖ
материал по окружающему миру на тему
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности во сне),способствующие эмоциональному благополучию, профилактике болезней и нечастных случаев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_zdorovogo_obraza_zhizni_cherez_zanyatiya_po_valeologii_i_obzh.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме:
«Воспитание здорового образа жизни
через занятия по валеологии и ОБЖ»
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности во сне),способствующие эмоциональному благополучию, профилактике болезней и нечастных случаев.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена сохранение и укрепление здоровья. Основой является ежедневные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в дошкольном учреждении является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью была моей основной задачей. Для этого надо было дать детям в доступной для них форме элементарные знания и практически закрепить свои знания.
В начале дети усвоили названия частей тела животных и их предназначение через загадки о животных, рассматривание картинок, чтение сказок. С детьми играли в настольно-печатные игры «Собери картинку», «Чей хвост?», «Чей нос?» и т.д.
При знакомстве с частями тела человека старалась подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле. Каждое занятие практически закреплялось в повседневной жизни детей, режимных моментах, например при одевании на улицу говорила: «Лучше завязывайте шапочки, чтобы вашим ушкам было тепло». Аналогично руки, ноги и т. д. Хорошо помогают в работе пословицы и поговорки, дети сами повторяют их: «Береги нос в большой мороз». Все занятия, беседы старалась проводить в игровой форме, дети много рисовали, старались отражать все части тела человека, лепили животных и человека.
Особенно хорошо закрепляются полученные знания на корригирующей гимнастике после сна, которую проводила ежедневно. Ребята делали массаж и самомассаж, где закрепляли названия частей тела. Например: руки (правая, левая), плечо, предплечье, кисти рук, пальцы, голова, брови, нос, подбородок, лоб, затылок и т.д. Детям очень нравятся пальчиковые игры, используя различные пальчиковые игры в работе, они легко запоминали названия пальцев.
Знакомила детей с органами чувств человека. С этой целью провела ряд занятий «Мой замечательный нос», «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» и другие. По этой теме вместе с детьми сочинили несколько валеологических сказок: «Капризная принцесса», «Разноцветные кубики».
Практиковала массаж стопы и ходьбу босиком по коврикам с песком, по массажному коврику и мокрому полотенцу.
Корректирующая гимнастика и закаливающие процедуры дали низкую заболеваемость в нашей группе, что было отмечено на итоговом педсовете нашего детского сада.
Знания о своем теле дали хорошие результаты и в воспитании доброжелательности у детей: дети стали более осторожными в конфликтных ситуациях, меньше толпились, если случалось такое – делали замечание: «А если бы стукнулась головой или ушибла бы ногу», «Нельзя стукать по голове – головку надо беречь», «Глаза – наши помощники» и т.п.
Оздоровительные занятия, беседы помогли мне в решении множества задач, таких как:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие сенсорных и моторных функций;
- формирование потребности в двигательной активности;
- профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, кариеса, простудных заболеваний;
- приобретения навыка правильного дыхания;
- привитие навыков элементарного самомассажа;
- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, ориентации в пространстве);
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формирование гармоничной личности (умение дружить, чувство уважения, доброты, самокритичности) и др.
Итак, в течение года дети получили элементарные знания о строении своего организма и получили необходимые навыки ухода за своим телом.
Все мы - педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.
Чтобы этого избежать нужно:
-во-первых, дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения;
-во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;
-третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Перечень всех этих задач стал причиной введения в системе образования в России специального курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), формирующего личность безопасного типа всесторонне.
Первым делом изучила программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и поставила следующие задачи:
- донести правила личной безопасности до детей дошкольного возраста;
- выработать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в быту или в других экстремальных ситуациях.
Проводила беседы об опасности контактов с незнакомыми людьми, привела примеры из жизни, из мультфильмов, из сказок: «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок», «Маша и медведь», «Кот, лиса и петух».
Занятия проводила в форме обсуждения и разыгрывания типичных опасных ситуаций контактов с незнакомыми людьми:
- «Пойдем в магазин, я куплю тебе конфет»;
- «Твоя мама попросила меня привести»;
- «Хочешь руль покрутить?» и т.д.
После бесед и обсуждений приходили к единому мнению, кто правильно поступил или как надо поступить в той или иной ситуации.
Я считаю, что важно научить ребенка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить хорошо или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так.
Было проведено открытое занятие по сюжету сказки «Три поросенка», где дети закрепили знания о профессии строителя, где сравнивали дома на прочность и сделали вывод: «Наш дом – наша крепость», где можно уберечься от холода, от врагов, от чужих людей и т.д.
Дети с удовольствием мастерили домик из соломы, веток, кирпичиков (деревянный строитель). При конструировании разных построек были закреплены некоторые строитель-ные профессии: архитектор, кровельщик, каменщик, столяр, плотник, маляр и др.
По разделу «Ребенок и природа», познакомила с проблемами окружающей среды и учила детей бережно относиться к живой природе. С детьми играли в различные дидактические игры, такие как: «Съедобное - несъедобное», «Ядовитые растения и грибы», «Хорошо - плохо». Ухудшение экологической ситуации (грязные руки, разоряют птичьи гнезда, муравейники и др.). За основу всех предложений и бесед брала истории из серии «Приключения Стобеда»; например: «Как Стобед улитку проглотил», «Как он бросал в воду бутылки и консервные банки». Рассматривали красочные альбомы, открытки, книжки. Читали и даже сочиняли экологические сказки о бережном отношении к окружающему миру.
Работу по разделу «Ребенок дома» начала с экскурсии на кухню, прачечную, медицинский кабинет. Играли в дидактические игры: «Полезные инструменты», «умные машины», «электроприборы» и др. После этих бесед дети приносили мне множество вещей: найдут на улице или на полу кнопочку или иголочку. Старалась всегда их похвалить за это.
На занятиях по аппликации дети делали друг другу замечание, при неправильном обращении с ножницами, учили правильно их подавать.
Летом прогулку мы начинали с уборки территории. В последствии без напоминания дети сами приносили мне маленькие стеклышки, ржавые гвозди и другие острые предметы.
По разделу «Здоровье ребенка» были проведены различные формы работы с детьми: зарядка, занятие физкультурой, беседы, игры, где старалась объяснить, что здоровье – главная ценность человеческой жизни. Знакомили детей с «докторами природы: Доктор Вода, Доктор Воздух, Доктор Пища» и т.д.
При работе с детьми особое внимание уделяла эмоциональному благополучию детей, старалась воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу. В начале дети обзывали друг друга, или общались по фамилии. Находила в каждом ребенке что-то хорошее. Например, играли в игру: «Ай да имя, что за имя!» и дети стали обращаться по имени, называли разные варианты: «Кирилл – Кирюша – Кириллка, Настя – Настенька – Настена» и т.д.
Огромная работа была проведена по разделу «Ребенок на улицах города». Знакомила ребят с правилами дорожного движения, изучали дорожные знаки, виды транспорта и т.д. Занятия старалась строить разнообразно, приносила наглядный материал, которым очень богат методкабинет. Рассматривали картинки, книжки и всегда с нами был «Стобед», который не знал правил дорожного движения. Мы занимались по серии книжек по дорожному движению Р.П. Бабиной «Увлекательное дорожное путешествие», «Советы дяди Степы», «Уроки Светофорика», «Занимательная дорожная азбука».
Знания должны преподноситься в доступной и увлекательной для детей форме. Я проводила различные эксперименты, например:
- со снегом – на улице белый, чистый, а дома – вода грязная;
- глаза – вода стекает по бровям, движения с закрытыми глазами;
- при работе с утюгом – различные виды тканей.
Проведение опытов и экспериментов – это самый короткий и результативный способ закрепления информации. «»Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – гласит народная мудрость.
Познавательный цикл всех мероприятий по теме помог мне реализовать следующие задачи.
- Ознакомление детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов).
- Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены.
- Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения.
- Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений.
- Развитие творческого, критического и эвристического мышления, вариативных представлений о поведении человека в различных ситуациях.
- Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретные ситуации жизни человека.
- Постоянное внимаение к речевой культуре через проблемные, обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий.
- Развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей, умения сравнивать и обобщать.
- Усвоение системы культурно-гигиенических знаний об организме человека.
- Содействие становлению форм естественного поведения – соблюдение правил личной гигиены в повседневной жизни детей.
Занятия по ОБЖ я провожу в течение всего года, они являются в своем роде «Уроками здоровья» и являются ярким подтверждением замечательных слов Г.Гейне: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 1 "Страна волшебная - здоровье"
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗанятие 1 "Страна волшебная - здоровье"...
Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии
В настоящее время одной из приорететных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....
Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание здорового образа жизни через занятия по валеологии и ОБЖ»
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей(пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности в...
Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание здорового образа жизни через занятия по валеологии и ОБЖ»
Здоровый образ жизни – это поведение человека,направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей(пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности в...
Воспитание здорового образа жизни через занятия по валеологии и ОБЖ.
АннотацияФормирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена сохранен...
«Формирование предпосылок здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»
Консультация «Формирование предпосылок здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»...
Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»
Консультация для воспитателей ...