Духовно-нравственное воспитание
статья
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание
«Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».
Академик Г.Н.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших
проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к
детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет
его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в
обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и
воспитанием ребенка до школы.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем
младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и
поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем
формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души –
создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но,
очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее
эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование,
навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в
людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте,
возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура
общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой
живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура –
это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она
необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших
ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры –
праздники и обряды.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы поновому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям,
фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному
искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных
достижений, просеянных сквозь сито веков.
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи
старославянские слова и изречения, почти не используются потешки,
поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной
жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в
фольклорных произведениях. Не секрет, что представления выпускников
детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и
поверхностны.
Задача педагога – соединить обучение и воспитание через изучение традиций
нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с
культурным наследием наших предков.
Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является
формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом
аспекте.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка,
воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть
национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что
они – часть великого русского народа.
Фольклор является богатейшим источником познавательного и
нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде,
сохранились особенные черты русского характера.
Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной
культуры должны занимать народные праздники и традиции. В них
фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными
особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц,
насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с
трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей
семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки,
небылицы, промыслы, народные праздники.
Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры
способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным
ценностям, гуманизму. Изучение календарного детского фольклора
осуществляется через участие ребят в народных обрядовых праздниках
(Рождество (Святки), Масленица (Вторник-заигрыш), Троица , Петров день
(Сенокос) и др.). Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой.
Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать
их достоянием наших детей.
Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в
формировании высоконравственной, культурно- образованной личности.
Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети
усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовных
ценностей.
Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством
нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты
нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся
нити, связывающие старшее и младшее поколения. Сейчас очень актуальна
проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на
собрании национальных достижений.
Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников
является формирование у детей общего представления о культуре русского
народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Народная
культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости.
Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка
чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить
духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство
национального патриотизма, гордости за свою страну.
Слово «традиция»- означает исторически сложившиеся и передаваемые из
поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Традиция охватывает объекты социального наследия: материальные и
духовные ценности, процесс социального наследования, его способы. В
качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы
поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д. Народные
традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе
разнообразные средства и формы воспитания.
К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре и традициям
относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том
числе различные жанры устного народного творчества.
К традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
Национальные праздники способствуют выработке мировоззрения,
предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение
его в руководство практической деятельностью. Каждый праздник
сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный
объем знаний. Большою любовью в народе пользовались следующие
праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-
то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную
атмосферу и веселились вместе со всеми.
Детей необходимо знакомить с народным календарем. Он собрал в себя
природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в
себя все краски народной жизни, праздники, народные ремесла – помогает нам
построить свою работу с детьми по естественному циклу, например: осень –
сбор урожая, осенние праздники, народное гулянье, за ней зима: Святки,
Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица – проводы
зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг зеленой березки. Природа не
умирает, а совершает обычный круг жизни.
Одним из средств передачи традиции являются песни, сопровождающая
человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде, на празднике в
быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному
признаку: колыбельные, детские, молодежные и т. д., по признаку
содержания: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и
т. д., по признаку принадлежности к различным видам деятельности:
хороводные, песни, помогающие в труде, игровые песни, и песенки.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон
веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои,
представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными,
ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой,
находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным
спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим
великой воспитательной силой.
В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего
быта. В народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность
самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных
текстов. Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности
детей. «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть
позднее! »
Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему
педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.
Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они
формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них
отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в
сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится
о том, что есть выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой
ситуации. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды,
в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и
усиливает воспитательное значение. Слушая сказочные истории, дети
связывают их со своей жизнью, стремятся воспользоваться примером
положительных героев для борьбы со своими страхами, черпают в них
надежду. Сказки дают ребенку поддержку, которая будет нужна ему на всем
жизненном пути.
Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому
знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс
образования и воспитания каждого ребенка.
Большое значение необходимо придать русским пословицам, поговоркам,
загадкам, потешкам и прибауткам. Они «живут» веками на страницах книг и
«от мала до велика» в них величие и мудрость. Народ вложил в содержание
пословиц все свои чувства. Они, как и люди их создавшие, веселятся, грустят
и плачут и предостерегают, являются камертоном внутренней искренности.
Ни в одном другом жанре фольклора жизнь отражена так широко и
многогранно, как в пословицах и поговорках. Они пронизаны чувством
глубочайшей любви и преданности Родине. В пословицах много материала
практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы,
осуждения.
Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная
жизнь народа. Преемственность старших и младших
основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем
духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют
свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают
обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не
вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона».
Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно
относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное
воспитательное значение имели они у разных народов. Раскрывая роль
традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве
отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».
В образовании традиций входят и обряды.
Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от
рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь.
Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ.
С древнейших времен в обряд входило одаривание. «Любишь подарки - люби
и отдарки», напоминает пословица. У древних считалось, что подарок
обладает магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносит
удачу.
Обязательно дарение подарков на Рождество. Чаще всего это символические
подарки - фигурки из теста, их полагается тут же съесть на счастье. Поскольку
этот праздник тихий, домашний, где за столом собираются только члены
семьи и самые близкие, то можно подарить и немудреные самоделки -
вышивку, плетение, рисунки.
Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для
одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к
культуре своих предков - естественной частичкой бытия.
Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных
народов на земле и в нашей стране. У каждого свои обычаи, песни, сказки,
предания. И очень важно ценить и понимать других людей.
Таким образом, народные традиции народов включали в себя укорененные в
национальном сознании идеи, свойственные ему переживания, передавая
накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись
в праздниках.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы
то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции,
может встать под сомнение само чувствование народа.
Для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:
- создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной
культуры;
- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний,
умений детьми;
- установление сотрудничества с другими учреждениями.
Из всего вышесказанного можно определить для себя следующие приоритеты
в работе с детьми:
1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с
народными праздниками и традициями, в которых фокусируются
накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями
времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых,
растений. Причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами
общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В
устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты
русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о
добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому,
фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного
развития детей.
3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий
традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную
отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной
деятельностью
4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение
в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со
средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость) .
5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с
другом, через знакомство со старинными народными играми.
C воспитанниками можно провести беседы о могуществе нашей страны,
еѐ богатствах, природе. Уделить внимание знакомству дошкольников с тем, что
на территории России живут люди разных национальностей и, у них есть свои
обычаи, традиции и праздники.
Использованная литература:.
Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников». 2008.
Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. – М. : Мозаика-Синтез. 2006..
Петрова, В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду : книга для воспитателя дет. сада / В. И. Петрова. - М. : Мозаика-Синтез. 2007.
Субботский, Е. В. Нравственное развитие дошкольника / Е. В. Субботский Вопросы психологии. - 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»
Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.
Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...
Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.
Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...