Конспект на тему: «Что мы понимаем под словом «этикет»?»
план-конспект занятия (младшая группа)

Голаева Зульфия Айтековна

Конспект на тему:

«Что мы понимаем под словом «этикет»?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_ponimaem_pod_slovom_etiket.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект на тему:

«Что мы понимаем под словом «этикет»?»

Цели:

• Познакомить детей с понятием «этикет».

•Упражнять в навыках поведения на улице, дома, в общественных местах.

•Развивать способность к самостоятельным суждениям, умение вести диалог. •Воспитывать стремление проявлять заботу о других.

Оборудование: иллюстрации к ситуациям.

Ход занятия

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым понятием «этикет». Что же означает слово «этикет»?

Иногда говорят, что этикет — это как человек себя ведет, как он общается с другими людьми. Все это правильно. Но поскольку нас с вами окружают разные люди, то принято считать, что этикет — это порядок поведения, удобный для всех. Он создан для того, чтобы людям было приятно общаться друг с другом, чтобы они не обижали и не обижались.

Для этого необходимо, чтобы люди соблюдали правила этикета, которые заключаются в том, чтобы:

•не ставить человека в неудобное положение;

•поступать с другими людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Как вы понимаете это выражение: «Не ставить человека в неудобное положение»? (Не высказывать замечания о внешности человека в присутствии других людей; не задавать вопрос, заведомо зная, что человек на него не может ответить; не хвастаться чем-либо в присутствии человека, у которого этого нет, и т.п.)

«Поступать так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Как вы понимаете это правило этикета? Представьте, что Сережа хочет поиграть с мамой, а мама в это время читает интересную книгу. Как поступить в этой ситуации?

А что делать, если:

•мама пришла с работы очень усталая;

•бабушка не может вдеть нитку в иголку;

•другу понравилась твоя машинка;

•девочка упала и больно ударилась;

•ты разбил любимую мамину вазу.

Воспитатель побуждает придумать разные варианты ответов, предлагает послушать стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы», «Знал одного ребенка я», И. Пивоваровой «Был ослик очень вежливый», С. Погорельского «Что значит быть вежливым?», задает вопросы:

—О каких вежливых поступках рассказывается в стихотворениях?

—Какое новое слово вы сегодня узнали?

—Какие правила этикета должен выполнять вежливый человек?

БЕСЕДЫ

«Наше настроение»

Вопросы:

—Почему у людей бывают разные настроения?

—Какое настроение бывает у вас?

—Если у вас день рождения, то какое у вас настроение?

—А если вы набедокурили и мама не желает с вами разговаривать, то какое настроение у вас и вашей мамы?

—Представьте ситуацию, когда вы гуляете по парку и к вам издалека бежит незнакомая собака. Что вы чувствуете?

—Какое настроение бывает у вас на Новый год? Почему?

—А если вы дарите подарки другим людям, что вы испытываете?

—Как сделать так, чтобы у нас всегда было веселое и радостное настроение?

«Моя семья»

1. Вопросы:

—Что такое «семья»?

—Из кого состоит ваша семья?

—Какие вежливые слова вы говорите своим близким?

—Подумайте, вас можно назвать вежливым человеком? Почему?

—Если вы поссорились с кем-то из взрослых, и вы не правы, что надо сделать?

—Почему так принято?

2.0бобщить ответы детей: в ссоре надо уметь мириться первым, ссора никому не нужна, умный человек первым мирится, привести пословицу: худой мир лучше доброй ссоры. 3.Вопросы:

—Как вы заботитесь о маме и папе, бабушке и дедушке?

—Какую семью можно назвать счастливой?

—Что вы делаете, чтобы ваша семья была счастливой?

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Угадай мое настроение»

Цель: упражнять детей определять настроение взрослого, показанное с помощью мимики и жестов.

Ход игры

Воспитатель показывает различное настроение и эмоциональное состояние: радость, грусть, злость, смех, плач, удивление, раздумье — и предлагает детям определить его.

«Передай свое настроение»

Цель: упражнять детей в передаче своего настроения и эмоционального состояния без слов, с помощью мимики и жестов, в разных жизненных ситуациях.

Ход игры

Воспитатель озвучивает ситуации и предлагает детям показать эмоциональное состояние, испытываемое в данное время.

Ситуации:

•У тебя болит зуб.

•Вы с родителями пришли в цирк.

•У тебя болит горло, нельзя идти гулять.

•Ты поссорился с другом.

•Съел вкусную конфетку.

•Откусил кислый лимон.

«Поделись хорошим настроением»

Цель: упражнять детей в игровой форме создавать хорошее настроение для себя и других.

Ход игры

Дети сидят на стульях по кругу. Воспитатель напоминает, что подразумевается под хорошим настроением, и объясняет, что для того, чтобы передать хорошее настроение другим, надо, чтобы сначала оно появилось у тебя самого. А для этого нужно улыбнуться, подумать о чем-нибудь хорошем. Повернувшись к своему соседу, надо передать свое настроение, изобразив, что передаете из рук в руки доброту, любовь, ласку, хорошие пожелания, делитесь с окружающими своим хорошим настроением. Можно передавать воздушный шар, мягкое сердечко. Игра проводится в медленном темпе, под спокойную мелодичную музыку.

СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

«Семья»

Цель: формировать умение детей определять настроение человека по мимике и жестам, соотносить свое поведение с настроением и состоянием человека.

Примерное содержание игровых действий

Мама: приходите работы уставшая, несет тяжелые сумки, она плохо себя чувствует. Дочка: встречает маму, радуется ее приходу, но видит мамино настроение, хочет ей помочь. Подает ей домашние тапочки, разбирает продукты, предлагает посидеть и отдохнуть, наливает маме чай.

«Магазин»

Цель: уточнить умение детей понимать эмоциональное состояние других людей и соответственно вести себя.

Примерное содержание игровых действий

В продуктовом магазине много отделов, работают 3 продавца. У продавцов разное настроение: один — раздраженный, другой — медлительный, третий — смешливый.

Покупатели приходят в магазин, рассматривают, выбирают продукты. Учтиво и вежливо обращаются к продавцам. Оплачивают покупки, получают сдачу.

РАЗВЛЕЧЕНИЕ

«Вечер юмора»

(Чтение шуточных стихотворений, небылиц)

Небылица

Парень встретил молодицу,

Задает вопрос девице:

«Сам не мог увидеть я,

Но слухом полнится земля,

Будто звездочки на небе

Завели свой хоровод,

И поэтому у нас

Все идет наоборот.

Повар водит самолет,

Доктор делает компот,

И, конечно, продавец

Целый день пасет овец.

В магазин пришел кондуктор,

Отпускает всем продукты,

Слесарь булочки печет.

Паровоз моряк ведет,

Дворник делает уколы.

Медсестра рисует горы.

Парикмахер точит нож.

Правда это или ложь?»

Отвечает молодица:

«Это просто небылица».

Н.Самсонов

Шутка

У нас в переулке есть дом с чудесами,

Сходите, взгляните — увидите сами:

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет.

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишки.

3. Александрова

Чудеса

Однажды в июле,

В чудесный денек,

Вдруг выпал

Оранжевый снег

На лужок.

И в небо над лугом

Привычно и ловко

Взлетела корова,

Как божья коровка.

А бабочки

Гнезда из прутиков

Вили

И в сети

Зеленое солнце ловили.

Залаяли птицы.

Запели собаки.

Я вас уверяю,

Что это не враки.

Зажмурив глаза,

Я улегся в траву

И все чудеса

Увидал наяву.

Ю. Тувим

Русские народные песенки и потешки

в обработке Л. Завапьпюка

Свинка

Свинка сыну говорила:

—Я тебя хрю-хрю, мой милый!

Ну а ты меня, сыночек?

Слышишь, что я говорю?!

Отвечал сыночек:

—Очень!

Очень я тебя хрю-хрю!

Зайчишка

—Эй, зайчишка, не дрожи! Кем напуган ты, скажи?

—Царь в огороде стоит!

—Какой там царь, это чучело!

—А почему на голове корона?

—Это не корона,

А обыкновенная ворона!

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

«Читаем сказки»

Вам кажется, что у вашего ребенка проблемы в общении, между вами нарушилось взаимопонимание? Капризничает, не слушается, да и с детьми не ладит... Ему сложно, и вы можете помочь ему понять самого себя, его желания и эмоции. Читайте ребенку сказки. Во многих семьях существует очень хорошая традиция — читать сказки, и особенно на ночь. Дети с удовольствием ждут этого момента, когда взрослые отложат свои дела и вместе с ними окунутся в волшебный мир сказок. Чтение сказок — это своеобразная форма речевого общения взрослых и детей, форма речевого этикета, это способ завладеть вниманием маленького ребенка, возбудить его любознательность, стимулировать воображение, развивать интеллект.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально чувственное восприятие мира. Ему еще непонятна логика наших взрослых рассуждений. А сказка не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

«В некотором царстве, в некотором государстве...» — как прост и в то же время загадочен язык сказки. И ваш малыш уже не с вами, он далеко, в мире фантазии, в царстве Сказки. Его воображение развивается, и он проживает целую жизнь с сильным и смелым Иваном Царевичем, спасая прекрасную царевну. В сказке всегда четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший. И малыш знает, что Кощей Бессмертный обязательно будет повержен и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

И вот закрыта книга. Послушайте своего ребенка. Рассказ об отношении к героям сказки поможет вам понять мир его чувств. Поговорите о скрытых неблаговидных желаниях некоторых героев, закрепите отношение к добру и злу, веру ребенка в справедливость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психокоррекционное занятие с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Я тебя понимаю». «Эти разные, разные люди»

Конспект  коррекционно – развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста.  Занятие  помогает     развивать психические процессы, эмоционально...

Консультация на тему: "Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека"

Способность к сочувствию является одним из свойств человека как общественного существа.При воспитании у ребёнка гуманных чувств необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и пережи...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Этикет от «А» до «Я» - «Страна вежливых слов»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Этикет от «А» до «Я» -  «Страна вежливых слов». Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Социализация...

Сценарий - конспект на тему "У нас в гостях Фея Этикета"

Этот материал направлен на формирование и усвоение норм и ценностей этикета у детей старшего дошкольного возраста, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.  Предложенные иг...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области « слоговая структура слова » в подготовительной группе на тему «Путешествие по океану сложных слов»

1.Организационный момент.- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по океану сложных «Сложных слов» искать клад. Для этого у нас есть карта нашего путешествия. Чтобы наш корабль выпусти...

Конспект на тему: «Этикет телефонного разговора»

Конспект на тему: «Этикет телефонного разговора»...

Конспект ООД для детей средней группы с недостатками слухового восприятия по теме: "Автоматизация звука К в словах и фразах. Дифференциация звуков Л, Н в словах и фразах. Интонация".

Данный материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ  (с недостатками слухового восприятия) и студентам специальности "Специальное дошкольное образо...