Выступление для педагогов дошкольных образовательных учреждений: «Духовно – нравственное воспитание в образовательном процессе».
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кожемяко Елена Андреевна

Выступление  для педагогов дошкольных образовательных учреждений: «Духовно – нравственное воспитание в образовательном процессе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_duhnrav_oktyabr2019.docx21.24 КБ
Файл duh-nrav_kozhmyako2.pptx2.2 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 5 ЗАТО ОЗЕРНЫЙ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Выступление  для педагогов дошкольных образовательных учреждений:

«Духовно – нравственное воспитание в образовательном процессе».

Составитель:

воспитатель

Кожемяко Е.А.

Октябрь 2019

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я расскажу вам о духовно- нравственном воспитании в образовательном процессе нашего детского сада.

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться и  родителями, и педагогами. К сожалению, в настоящее время, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В нашем детском саду мы стараемся  заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способствовать к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми; воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми; учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе; Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения; приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Конечно же, воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Как показал опыт исследовательской работы, многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому, в нашем детском саду проводилось анкетирование для родителей – «Духовно – нравственное воспитание дошкольников». Анкетирование показало, что многие родители (65 %) ЗА работу в этом направлении, но 35% не понимают, зачем это нужно. И как бы много не говорилось сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же самое большое влияние на становление личности ребенка имеет институт семьи. Семья является первым этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел.

Задача нашего детского сада – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе. Поэтому в нашей работе мы активно испльзуем следующие виды работы с родителями:  родительские собрания на духовно-нравственные темы; проведение совместных развивающих мероприятий (выставки, конкурсы); факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью оказания консультативной помощи по духовно-нравственному воспитанию; индивидуальные консультации специалистов, наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, газеты, буклеты и т. д., экскурсии; посещение семей на дому; совместные с родителями праздники, спектакли, проектная деятельность.

Стараемся задействовать  родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумыванию герба и девиза, составлению родословной своей фамилии. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.

Большую часть времени ребенок проводит вне дома, в дошкольном образовательном учреждении. Поэтому, нравственное воспитание дошкольников ложится и на плечи воспитателей. Но для того, чтобы реализовать  все задачи духовно – нравственного воспитания, необходимо иметь соответствующие знания в этой сфере. Для этого мы проводим следующую работу с педагогами:  консультации: Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста; использование современных образовательных технологий в целях нравственного воспитания дошкольников; духовно – нравственное воспитание на основе семьи и детского сада; влияние устного народного творчества  на развитие детей 3 -4 лет; семинар – практикум : взаимодействие с родителями по вопросам духовно – нравственного воспитания детей в поддержке семейных ценностей; деловая игра: воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста; мастер – класс по изготовлению народной игрушки из глины и др.

Ну и, конечно же, основной объем работ ведется непосредственно с дошкольниками нашего детского сада. В каждой группе организован духовно – нравственный уголок. Такая развивающая предметно – пространственная среда в группе, направлена на приобщение ребенка к культурным ценностям нашей страны, к ее истокам и традициям, а также на воспитание в ребенке гуманного отношения к окружающему миру, любви к Родине и русскому народу, укрепление духа патриотизма и гордости за нашу страну, на становление полноправным ее гражданином.

Так же особое внимание мы уделяем ознакомлению  с Отечественными писателями: Л. Толстым, К. Д. Ушинским, С. Есениным, А. С. Пушкиным, А. Барто, К. И. Чуковским, Е. Чарушиным, С. Я. Маршаком, С. Михалковым, В. Осеевой, Н. Носовым, В. Катаевым и др.

Нельзя не сказать о «Фольклоре». Целью его является приобщение детей к лучшим произведениям фольклорных жанров, к ценностям родной культуры. Он позволяет  познакомить детей со средствами выразительности родного языка, обогатить познавательный и нравственный опыт детей; учат видеть особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, знакомит с народными праздниками (потешки, русские народные сказки, пословицы, загадки, дразнилки, русские сказания и волшебные сказки, былины.).

«Декоративно-прикладное искусство» знакомит детей с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготовлено изделие, особенностями росписи, историей промысла, а также формировать у детей умение создавать выразительные узоры на бумаге, воспитывать при этом чувство формы, ритма. Декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями, народными праздниками.

Краеведение» призван познакомить детей с жилищем русского человека, предметами русского народного быта, красотой национального костюма; развить интерес к старинным играм и забава.

Мы не можем не затронуть краеведение, здесь мы  знакомим детей с русскими народными игрушками-забавами, во второй младшей группе мы знакомим детей с русским национальным костюмом, в средней группе с жилищем русского человека, с предметами быта, в старшей группе – с промыслами и ремеслами Тверского народа, а в подготовительной группе – мы воспитываем интерес к истории земли русской на примере исторических событий и личностей.

И конечно же, патриотическое воспитание  - призвано воспитывать чувство любви и сопричастности к родной природе, своему дому, детскому саду, городу, стране. С ранних лет формируется представление об окружающем мире, и происходит это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды- местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности культурным и природным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Естественно, что в своей работе всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея Перед игрой рассказать о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т.д.)

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление для педагогов дошкольных образовательных учреждений: «Духовно – нравственное воспитание в образовательном процессе». Составитель: воспитатель Кожемяко Е.А.

Слайд 2

Уголки духовно – нравственного воспитания.

Слайд 3

Экскурсия по улицам нашего города.

Слайд 4

«Гуляния на Масленицу».

Слайд 5

Ознакомительная экскурсия в библиотеку.

Слайд 6

Использование народных костюмов на утренниках.

Слайд 7

Участие родителей в утренниках.

Слайд 8

Калядки .

Слайд 9

Беседа - игра в младшей группе: «Русская народная игрушка».

Слайд 10

Игра в средней группе: « Доброе сердце».

Слайд 11

Познавательная экскурсия в Храм Андрея Первозванного.

Слайд 12

Подготовка к празднику Светлой Пасхи.

Слайд 13

Рассматривание и рисование достопримечательностей нашего города.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическое сопровождение педагогов ДОО по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

В статье раскрываются особенности использования активных форм методической работы в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, формирования компетентности профессионально-личностного совер...

Семинар для педагогов «Сказка – как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Сказки... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства... Какие сказки мы полюбили больше всего? И какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям?......

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «БУРЯТИЯ - НАШ КРАЙ РОДНОЙ»

   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое ...

Семинар с педагогами ДОУ на тему: " Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ".

Формирование у дошкольников нравственности, патриотиза как интегрированного качества личности,заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, сове...

Конкурс методических разработокдля педагогов дошкольных образовательных учреждений «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования»Дата:25.02.2023г.

Конкурс методических разработокдля педагогов дошкольных образовательных учреждений «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования»Дата:25.02.2023г.Диплом за участие...