Педагогические чтения "Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве города: традиции, опыт, перспективы"
статья (старшая группа) по теме
Программа взаимодействия МДОУ № 21 "Искоркаи МОУ ДОД ДШИ "Берегиня "Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchtenie_ivolga.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 21 «Искорка» общеразвивающего вида
Педагогические чтения
«Духовно-нравственное воспитание в
образовательном пространстве города: традиции, опыт,
перспективы».
Секция № 2:
Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества.
Тема: Программа взаимодействия МДОУ № 21 «Искорка» и МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры»
Старший воспитатель
МДОУ № 21 «Искорка»
Иволга Светлана Николаевна
Бердск 2010 год
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
В детских садах разработаны программы по приобщению детей к народной культуре, как своего народа, так и России. Благодаря этому у детей формируются представления о древней русской культуре. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками.
В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с традициями русского народа, но ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
В связи с этим именно МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» на протяжении восьми лет является нашим бессменным социальным партнёром и помощником в решении задачи воспитания детей посредством их приобщения к русской народной культуре
Коллективом МДОУ № 21 было изучено и апробировано несколько методик, направленных на приобщение дошкольников к народной культуре. Для того,
чтобы восполнить пробелы многих новых программ в плане нравственного воспитания, в содружестве с МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» разработана программа взаимодействия «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры» (рецензия дана кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности и специальной психологии ФП НГПУ, профессором ПФ Новосибирского гуманитарного института Соколовой Е.В.). Цель программы - формирование нравственной личности посредством приобретения детьми культурного богатства русского народа.
В теоретическую базу Программы нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на основе принципов этнопедагогики заложены положения Концепции дошкольного воспитания, Конституция РФ, Закон об образовании.
Данная программа - результат многолетней совместной работы по приобщению детей к народной художественной культуре на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными установками и ценностями, традициями, особенностями его культуры.
В МДОУ стало традицией проведение совместных с МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» праздников и досугов: («Осенины», «Масленица», «Рождественские колядки», «Проводы зимы» и др.).
В МДОУ преподавателями МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» организованы дополнительные образовательные услуги в форме кружково -студийоной работы:
Фольклорный кружок «Искорка»,
Кружковое объёдинение «Керамика» (лепка из глины).
Занятия детей фольклорного кружка «Искорка» проводит педагог МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» в соответствии с программой Зенковой Л.Г. «Славянская мифология и календарно-обрядовые праздники» (рецензенты: кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории НГПУ Зверева К.Е., научный сотрудник ИАЭ СО РАН Черемисин Д.В.) по курсу: «Музыкальное воспитание и фольклор».
Преподавателями МДОУ № 21 организованна кружковая деятельность:
студия «Музыкальный театр»;
фольклорная группа «Посиделки»;
фольклорная группа « Веселинка»;
кружковое объединение «Умелые руки».
Занятие кружка «Умелые руки» проводит педагог дополнительного образования высшей категории Кириллова З.С. по технологии «Развитие тонких движений пальцев рук у детей через занятия рукоделием» (рецензенты: доцент кафедры воспитания и дополнительного образования НИПКиРО, канд.пед.наук Чеснокова Г.С.)
Педагоги МДОУ с удовлетворением отмечают, что дети, которые занимаются по программе взаимодействия, обладают большим объемом информации культурологического характера и, что более важно — высоким уровнем мотивации к занятиям, содержание и формы которых ориентированы на познание и приобщение к русской национальной и региональной культуре.
в поведении детей отмечается более высокий (по сравнению с обычными группами) уровень культуры отношений (уступить место девочке, подать руку, помочь без напоминания воспитателя);
в ситуациях ролевой игры выбор и предпочтение роли «сильного, доброго» отдаётся мальчикам; «заботливой, доброй, красивой» — девочкам. Ориентация в игре, поступках — на героев национального фольклора.
Специалисты детского сада считают, что сотрудничество МДОУ и МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» способствует обогащению процесса глубокого познания духовного богатства своего народа, формированию эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. Выпускники детского сада продолжают обучение в МОУ ДОД ДШИ «Берегиня».
Результат работы можно увидеть при проведении городских праздников и конкурсов. Наши дети неоднократно были награждены почетными грамотами и благодарственными письмами разного уровня: совместное участие в Сибирской ярмарке «УчСиб»; региональном конкурсе «Через прошлое к будущему»; городском открытом детско-юношеском фестивале «Творчество» и открытом фестивале-конкурсе фольклорных коллективов и солистов «На красную горку», городском конкурсе «Декоративно-прикладного искусства», всероссийском конкурсе «Росточек» и мн.др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА» обобщенный педагогическтй опыт работы
обобщенный педагогический опыт работы...
Распространение педагогического опыта в городском образовательном пространстве города Дзержинска в рамках панорамы практик по теме "Становление ценностей ЗОЖ в соответствии с ФГОС ДО"
Семинар для воспитателейстарших и подготовительных к школе групп:«Становление ценностей ЗОЖ в соответствии с ФГОС ДО» Тема:«Проведение комплексных занятий по развитию речи и озн...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Эффективная система наставничества образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Настоящий образовательный проект раскрывает особенности создания условий и реализации модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении....
Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...
Сценарий открытого методического дня "Инновации и традиции в образовательном пространстве дошкольной организации: опыт реализации"
Инновации…. и традиции….., на первый взгляд – это два противоположных понятия. Но ведь любая традиция когда-то была инновационным введением, а постоянно реализуемое новшество обяза...
Профессиональное совершенствование деятельности педагогических работников. Практический конструктор моделирования образовательного пространства. «Методы, формы и средства формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Повышение компетенции педагогов по теме «Методы, формы и средства формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»...