Педагогические чтения "Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве города: традиции, опыт, перспективы"
статья (старшая группа) по теме

Иволга Светлана Николаевна

Программа взаимодействия МДОУ № 21 "Искоркаи МОУ ДОД ДШИ "Берегиня "Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchtenie_ivolga.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 21 «Искорка» общеразвивающего вида

Педагогические чтения

«Духовно-нравственное воспитание в

образовательном пространстве города: традиции, опыт,

перспективы».

Секция № 2:

Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества.

Тема: Программа взаимодействия МДОУ № 21 «Искорка» и МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры»

Старший воспитатель

МДОУ № 21 «Искорка»

Иволга Светлана Николаевна

Бердск 2010 год

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

В детских садах разработаны программы  по приобщению детей к народной культуре, как своего народа, так и России. Благодаря этому у детей формируются представления о древней русской культуре. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками.

В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с традициями русского народа, но ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В связи с этим именно МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» на протяжении восьми  лет является нашим бессменным социальным партнёром и помощником в решении задачи воспитания детей посредством их приобщения к русской народной культуре

Коллективом МДОУ № 21 было изучено и апробировано несколько методик,  направленных на приобщение дошкольников к  народной культуре. Для того,

чтобы  восполнить пробелы многих новых программ в плане нравственного воспитания, в содружестве с МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» разработана программа взаимодействия   «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры» (рецензия дана кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности и специальной психологии ФП НГПУ, профессором ПФ Новосибирского гуманитарного института Соколовой Е.В.). Цель программы - формирование нравственной личности посредством приобретения детьми культурного богатства русского народа.

В теоретическую базу Программы нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на основе принципов этнопедагогики заложены положения Концепции дошкольного воспитания, Конституция РФ, Закон об образовании.

Данная программа -  результат многолетней совместной работы по  приобщению детей к народной художественной культуре на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными установками и ценностями, традициями, особенностями его культуры.

В МДОУ стало традицией проведение совместных с МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» праздников и досугов: («Осенины», «Масленица», «Рождественские колядки», «Проводы зимы» и др.).

В МДОУ преподавателями МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» организованы дополнительные образовательные услуги в форме кружково -студийоной работы:

Фольклорный кружок «Искорка»,

Кружковое объёдинение «Керамика» (лепка из глины).

Занятия детей фольклорного кружка «Искорка» проводит педагог МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» в соответствии с программой Зенковой Л.Г. «Славянская мифология и календарно-обрядовые праздники» (рецензенты: кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории НГПУ Зверева К.Е., научный сотрудник ИАЭ СО РАН Черемисин Д.В.) по курсу: «Музыкальное воспитание и фольклор».

Преподавателями МДОУ № 21 организованна кружковая деятельность:

студия «Музыкальный театр»;

фольклорная группа «Посиделки»;

фольклорная группа « Веселинка»;

кружковое объединение «Умелые руки».

Занятие кружка  «Умелые руки» проводит  педагог дополнительного образования  высшей категории Кириллова З.С. по технологии «Развитие тонких движений пальцев рук у детей через занятия рукоделием» (рецензенты: доцент кафедры воспитания и дополнительного образования НИПКиРО, канд.пед.наук  Чеснокова Г.С.)

    Педагоги МДОУ с удовлетворением отмечают, что дети, которые занимаются по программе взаимодействия, обладают большим объемом информации культурологического характера и, что более важно — высоким уровнем мотивации к занятиям, содержание и формы которых ориентированы на познание и приобщение к русской национальной и региональной культуре.

в поведении детей отмечается более высокий (по сравнению с обычными группами) уровень культуры отношений (уступить место девочке, подать руку, помочь без напоминания воспитателя);

в ситуациях ролевой игры  выбор и предпочтение роли «сильного, доброго» отдаётся мальчикам;   «заботливой, доброй, красивой» —  девочкам.  Ориентация в игре,  поступках — на героев национального фольклора.

Специалисты детского сада считают, что сотрудничество МДОУ и МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» способствует обогащению  процесса глубокого познания духовного богатства своего народа, формированию эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.   Выпускники детского сада продолжают  обучение в МОУ ДОД ДШИ «Берегиня».

Результат работы можно увидеть при проведении городских праздников и конкурсов. Наши дети  неоднократно были награждены почетными грамотами и благодарственными письмами разного уровня:  совместное участие в Сибирской ярмарке «УчСиб»; региональном конкурсе «Через прошлое к будущему»; городском открытом детско-юношеском фестивале «Творчество» и открытом фестивале-конкурсе фольклорных коллективов и солистов «На красную горку», городском конкурсе «Декоративно-прикладного искусства», всероссийском конкурсе «Росточек» и мн.др.

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение педагогического опыта в городском образовательном пространстве города Дзержинска в рамках панорамы практик по теме "Становление ценностей ЗОЖ в соответствии с ФГОС ДО"

Семинар для воспитателейстарших и подготовительных к школе групп:«Становление ценностей ЗОЖ в соответствии с ФГОС ДО» Тема:«Проведение комплексных занятий по развитию речи и озн...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Эффективная система наставничества образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»

Настоящий образовательный проект раскрывает особенности создания условий и реализации модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении....

Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»

Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы   наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...

Сценарий открытого методического дня "Инновации и традиции в образовательном пространстве дошкольной организации: опыт реализации"

Инновации…. и традиции….., на первый взгляд – это два противоположных понятия. Но ведь любая традиция когда-то была инновационным введением, а постоянно реализуемое новшество обяза...