Развитие речи детей дошкольного возраста через совершенствование мелкой моторики
статья (младшая группа)
Дети, попавшие в дошкольное образовательное учреждение, имеют возможность непосредственного погружения в образовательную среду. В рамках системного подхода к развитию мелкой моторики можно выделить ряд методов, среди них:
- Пальчиковые игры и упражнения
- Игры с тактильным дидактическими материалами
- Дидактические игры с мелкими предметами, такими как бусины, бисер, крупы, пуговицы, крупы, песок
- Рисование различными способами, например при помощи кисти пальцев, ладони, письменными принадлежностями
- Лепка из пластилина, а также теста разной плотности
- Игры с кубиками, мозаика, пазлы, конструктор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей дошкольного возраста через совершенствование мелкой моторики
За долго до появления словесной речи, человек, в процессе взаимодействия со своими сородичами, активно использовал жестикуляцию рук. Такие жесты имели определенные значения, а также сочетались с различными эмоциональными возгласами и голосовыми реакциями, наделенными важным значением в древнем мире. Позднее, с развитием речи, жестикуляция стала менее активной, но тем не менее полностью не искоренилась. Некоторые народности, например итальянцы и по сей день используют активные движения рук во время речи. В Грузии существует целый перечень жестов, увидев которые можно с легкостью понять, что имел ввиду собеседник.
При исследовании мозга человека, выяснили, что область, отвечающая за движение пальцев рук, находятся в непосредственной близости с частью мозга, взаимодействующей с речью. Из этого следует тот факт, что при активизации мелкой моторики человека, нервные импульсы, идущие в кору головного мозга, стимулируют и расположенные поблизости речевые зоны коры, побуждая их к активной деятельности.
В результате анализа научной литературы, нами был выделен ряд выдающихся деятелей, изучавших феномен взаимосвязи речи и развития мелкой моторики, в рамках педагогического процесса. Выдающийся научный деятель В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, питающие источник творческих мыслей». Выдающийся физиолог И.И. Павлов в одном из своих научных трудов писал: «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией»
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о необходимости развития мелкой моторики у детей с самого раннего возраста, что позволит простимулировать развитие речи. Дети, попавшие в дошкольное образовательное учреждение, имеют возможность непосредственного погружения в образовательную среду. В рамках системного подхода к развитию мелкой моторики можно выделить ряд методов, среди них:
- Пальчиковые игры и упражнения
- Игры с тактильным дидактическими материалами
- Дидактические игры с мелкими предметами, такими как бусины, бисер, крупы, пуговицы, крупы, песок
- Рисование различными способами, например при помощи кисти пальцев, ладони, письменными принадлежностями
- Лепка из пластилина, а также теста разной плотности
- Игры с кубиками, мозаика, пазлы, конструктор
Остановимся подробнее на вышеперечисленных методиках. "Пальчиковые игры"- это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. Пальчиковые игры можно условно разделить в соответствии с возрастными осбенностями детей:
- От 1 года до 2х лет дети хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
- В 3 года малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
- В 4 года дошкольники могут играть в пальчиковые игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.
- В 5 лет и старше детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Рассмотрим некоторые пальчиковые игры:
«Осень»
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи! (зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся (ладони положить на колени)
Солнце нас уже не греет (покачать головой)
Ветер дует все сильнее (синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы, (сделать«птицу» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится.(барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)
Шапки, куртки надеваем(имитируем)
И ботинки обуваем (топаем ногами)
Раз, два, три, четыре, пять,(загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.(сжимаем и разжимаем кулачки)
Лист берёзы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Лист рябины,
Листик тополя,
Лист осины,
Листик дуба мы соберём,(«шагаем» по столу средним
Маме осенний букет отнесём. и указательным пальцем»)
«Ягоды»
Ягоды – это крыжовник,(указательным пальцем одной руки
Клюква, черника, брусника,пересчитывают, сгибая, пальцы на другой
Малина, клубника, шиповник,руке)
Смородина и земляника.
Запомнил ягоды я наконец.(поднимают плечи, удивляются)
Что это значит?
Я – молодец!(большой палец вытягивают вперёд)
Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно, поэтому я последовательно, планомерно знакомлю детей с тактильным восприятием. Для этого использую дидактические игры, где воспитательно-образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.
Практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Использую пальчиковую гимнастику с элементами массажа, что, несомненно, способствует повышению тактильной чувствительности.
В настоящее время ни для кого уже не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира.
Рассмотрим некоторые игры с дидактическим материалом, направленные на развитие тактильных ощущений.
«Угадай на что (кого) похоже»
Эта игра для детей 5-7 лет
Цель: находить ассоциации тактильным ощущениям.
Например: Колючий, как ёж, пушистый, как лиса, гладкий - лягушка.
Игра-самомассаж “Дровишки”
Вам понадобятся разные карандаши, лучше взять граненые и круглые (можно фломастеры) – это будут наши “дровишки”. Вместе с малышом разложите их на стол, по отдельности гладкие и ребристые карандаши. Положите сверху карандашей ладошку малыша (поперек) и покатайте вперед назад, можно сделать это вместе, положив свои ладошки сверху. Так вы заготавливаете дровишки, можно рассказать стишок:
Рубим-рубим мы дровишки
Целый день, целый день
Ведь у печки в зиму греются
Нам не лень, нам не лень!
Дидактические игры с мелкими предметами так же являются эффективными в процессе развития мелкой моторики ребенка. Рассмотрим ряд игр с мелкими предметами.
«Лабиринт»
Цель: активизация движений большого и указательного пальцев.
Материал: лабиринт - два кусочка ткани, простроченных так, чтобы внутри имелись ходы, по которым можно проталкивать мелкие предметы; набор мелких предметов
Ход игры: педагог дает ребенку набор мелких предметов и лабиринт. Ребенок должен протолкнуть по лабиринту данные предметы.
«Коробочка тактильных ощущений»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.
Влияние рисования на развитие речи доказано научно. Дело в том, что моторное развитие тесно связано с уровнем интеллектуального и речевого развития. Мозговые центры, отвечающие за движения рук находятся совсем рядом с центром речи и стимулируют его работу. Получается, развитие мелкой моторики нужно не только для того, чтобы держать ложку или кисть, но в первую очередь, для формирования важных речевых навыков.
Процесс создания рисунков у детей с речевой патологией заменяет мощную тренировку моторики, поэтому изобразительные упражнения необходимо включить в план коррекционных занятий. Задача родителей и педагогов — помочь малышу вступить во взрослую жизнь, адаптироваться в обществе ровесников, наладить коммуникацию. Пальчиковые игры и творческие задания помогут подрастающему поколению преодолеть языковые нарушения.
Каждое изобразительное упражнение сопровождается разговором — вопросами, объяснениями, описаниями: ребенок не только развивает мелкую моторику, но и пополняет словарный запас. Предложения становятся более грамотными и осмысленными, ребята сами стремятся к общению. Также полезно проводить тематические занятия, например, чередовать тему времен года с животными, птицами и растениями: так ребенок узнает больше информации об окружающем мире.
Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Игры с песком
- Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.
Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.
Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.
Игры с бумагой
Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Игры с природным материалом
Гуляя с детьми, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Игры с конструктором
Свободное конструирование – самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Детали конструктора очень приятно держать и вертеть в маленьких, да и не только, ручках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук, а также полезен для здоровья.
Игры с мозаикой
Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.
Шнуровки
В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно – поэтапная подготовка ребёнка к письму. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. «Шнуровки» способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, и как результат – стимулируют развитие органов артикуляции речевого аппарата.
Игры с веревочкой
Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.
Куклы
Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.
Кубики, пирамидки
Пирамидка – это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка конца первого, всего второго и третьего года жизни. Эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.
Кубики. Данная игрушка появляется в жизни малыша с самого раннего детства. При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Кроме того, продаются деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.
Пазлы
Собирая красочные картинки, ребенок развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.
Деревянные пазлы, или рамки-вкладыши, способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Впервые такие рамки были использованы Марией Монтессори.
Рисование, трафарет – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Игры с прищепками
Игры с прищепками прекрасно развивают мускулатуру пальчиков ребенка, способствуют координации движения рук.
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей не только способствует речевому развитию, но и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.
Не зря существует выражение, что наш ум – находится на кончиках наших пальцев. Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром с использованием современных технологий
В даной статье изложена основная задача воспитателя по ознакомлению детей с предметным миром - это помочь дошкольнику свободно и...
«Развитие речи детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук»
Материал для родителей детей дошкольного возраста...
Мастер-класс с родителями на тему "Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"
Цель: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 2.Познакомить родителей с разнообразием дидактических игр, необходимых для полноценного развития мелкой моторики рук. 3. Показ...
"Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"
Совместная деятельность педагогов с родителями в группе раннего возраста.Круглый стол на тему:"Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"...
Круглый стол с родителями на тему: «Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики»
Цель:Познакомить родителей с понятием мелкой моторики рук и важностью её развитияЗадачи: Раскрыть понятие мелкой моторики;Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей; Повысит...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»
Знание педагогом требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....
Развитие речи детей дошкольного возраста через мелкую моторику и методы ТРИЗ
Проект направлен на формирование и развитие речи детей дошкольного возраста через мелкую моторику и методы ТРИЗ...