Проект: Ах ты зимушка - зима
проект

Артюшина Наталья Васильевна

Ах ты зимушка, зима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ah_ty._zimushka_zima.docx50.05 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта.

Тема: «Ах, ты Зимушка – зима»

Актуальность: Дети в недостаточной степени имеют представление о зимних явлениях в природе; что происходит со снегом, во что превращается вода, почему ведут себя по-разному животные и птицы, какие изменения происходят в растительном мире. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе.  Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа.

Участие детей в проекте поможет  обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега и льда, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Цель:

- Формирование знаний у детей о живой и неживой природе в зимний период.

Задачи:

1. Расширить и углубить знания детей о зимнем времени года.

2. Расширить представления детей о лесе и его обитателях (заяц медведь, лиса).

3. Расширить представления детей  о растительном мире в зимний период.

4. Закрепить знания детей о свойствах снега и льда.

5. Закрепить знания о зимних развлечениях.

6. Воспитывать бережное отношение к природе.

7. Привлечь детей и родителей в продуктивную деятельность.

Участники: воспитатель, дети средней группы и родители.

Тип проекта: творческо-исследовательский

Вид проекта: краткосрочный

Срок реализации: (с 01.12.2017 по 29. 12.2017)

Форма проведения: фронтальная

План реализации проекта

1-й этап – подготовительный

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2. Разработать конспекты занятий и тематических бесед по теме «Зима».

3. Организовать развивающую  предметно - пространственную среду.

4. Подобрать художественную литературу для чтения детям.

5. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры, раскраски на зимнюю тематику)

6. Составить комплексно – тематическое планирование на 2 недели.

7. Провести первичную диагностику детей.

2-й этап - практический

Познавательное развитие:

- Рассматривание  иллюстраций:  «Прогулка в зимний лес. Деревья»

 «Зима», «Зимние забавы», «Звери зимой», «Художники о зиме».

- Беседы: «Зимушка – зима пришла»,  «Пришел мороз – береги ухо да нос, «Зима в лесу», «Зима полна чудес и забав», «Зимние забавы». 

Художественная литература:

- Чтение русских сказок: «Зимовье зверей», «Рукавичка».

-Чтение и заучивание наизусть стихотворений: М.Родиной «Снежинки».

-Чтение рассказа  Ю.Козловой «Зима».

-Фольклор (загадки, поговорки, пословицы на зимнюю тему).

Игровая деятельность:

-Дидактические игры: «Когда это бывает?»,  «Волшебные кубики», «Расскажи зимнюю сказку»,  «Времена года», «Угадай по описанию».

-Подвижные игры: «Снежинки и ветер», «Бездомный заяц», «Ловишки»,  «Птички и кошка», «Два мороза», «Волк и зайцы », «Зимующие и перелетные птицы», « Охотники и зайцы», «Ровным кругом».

 -Зимние забавы: лепка снежной бабы, катание на санках, катание на ледянках с горы.

Продуктивная деятельность:

- Аппликация: «Падают снежинки»

- Рисование красками: «Зимний лес»

-Лепка: «Снеговик»

Музыкальная деятельность:

- Слушание музыкальных произведений: «Зимняя сказка», «Кабы не было зимы».

Наблюдения в природе:

«Зима на участке», «Одежда людей», «Труд взрослых», «Вечерняя погода», «Птицы зимой», «Снегопад», «Деревья зимой», «Участок нашей группы».

Опыты и эксперименты:

Познавательно – исследовательская деятельность на прогулке и в группе.

Взаимодействие с родителями:

1. Оформление папок-передвижек для родителей.

2. Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно — образовательному процессу в ДОУ.

3. Объявление конкурса: «Столовая для пернатых друзей»

4. Консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке».

5. Домашнее задание на тему «Зимние забавы в детстве родителей».

3-й этап – итоговый

1. Выставка детских работ по теме: «Зимушка – зима!»

2. Дети совместно с родителями изготовили кормушки для птиц.

Ожидаемый результат:

1. Дети расширят знания о зимнем времени  года.

2. Расширят знания  о свойствах снега и льда.

4. Дети узнают, как и где, зимуют животные и птицы.

5. Дети узнают, какие изменения происходят в растительном мире.

6. Дети примут  участие в зимних забавах и развлечениях  (катание на санках, катание с горки, лепка снеговика).

7. Дети продолжат бережно относиться к природе.

8. Совместно с родителями будут вовлечены в продуктивную деятельность.

Результаты проекта:

1. Расширены  знания о зимнем времени года.

2. Получены знания о взаимосвязи  живой и неживой природы.

3. Дети проявляют бережное отношение к природе.

4. Закреплены  знания о зимних развлечениях.

5. Раскрыты творческие способности родителей и детей.

6. Привлечены дети и родители в продуктивную деятельность.

Цели и задачи проекта достигнуты

Продукты реализации проекта:

1. Выставка детских работ по теме: «Зимушка – зима!»

2. В совместной деятельности детей и взрослых изготовлены кормушки для птиц.

Выводы.

Каждый ребенок участвовал в проекте с желанием, проявляя инициативу.

У детей расширились знания о природе зимой, о свойствах снега и льда, появились высказывания: «зима – очень красивое и веселое время года!» Больше всего в проекте детям понравилась игровая и изобразительная деятельность. Родители активно принимали участие в проекте.

Конспект НООД  в области познавательного развития

(ФЦКМ)  для детей 5 - 6 лет.

Тема: «Путешествие в зимний лес»

Цель: обогащение знаний детей о времени года зима и жизни животных в зимний  период.

Задачи:

1.Формировать представление детей о времени года – зима, о жизни лесных зверей зимой;

2. Расширять диалогическую речь детей, развивать умение детей поддерживать беседу;

3. Воспитывать доброе отношение ко всему живому и бережное отношение к природе.

Оборудование:  письмо - снежинка от лесных жителей и письмо от ежа; два «снежных» кома (берлога медведя и норка ежа; белочка и зайчик; модули для препятствий).

Ход НООД:

1.Организационный момент. 

В группе на полу по кругу разложены снежинки.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, что лежит на полу. (снежинки)

(Дети  встают по приглашению воспитателя  в большой круг, каждый у снежинки).

Воспитатель: 

Собрались все дети в круг, (дети встают у снежинки)

Я твой друг и ты мой друг, (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И  друг другу улыбнёмся" (улыбаются)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка, а на ней что-то написано! Давайте прочитаем!

« Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада «Сибирячок»! Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в  игры! Будем очень рады встрече с вами!»

Воспитатель: Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей? (ответы детей)

2. Основная часть.

Воспитатель:  Но чтобы нам пойти в зимний лес, нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и только тогда можно отправляться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!

Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку» 

(выполнение движений по тексту)

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)

Но мы пойдем гулять с тобой (шаги на месте )

Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)

Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)

Я надену шарфик, потуже завяжу («завязываем» шарфик) 

А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)

Крошки – рукавички на ручки натяну (поглаживаем тыльную сторону ладоней)

И хотя я маленький (руки на пояс) 

У меня есть валенки (ноги поочередно выставляем на пяточку)

Возьму с собою санки в лесочек я пойду (шаги на месте)

На горку поднимусь (руки поднять вверх)

И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)

Воспитатель:  Дети, посмотрите, чьи это следы, давайте пойдемте по следам осторожно  ( воспитатель подводит  детей к сугробу)

Воспитатель:  Что же это за сугроб? Да большой какой! Кто же это может быть?  ( дети отгадывают кто под сугробом).

Как он там оказался?  (забрался осенью спать, а весной проснется).

Что ел медведь летом? (ягоды, грибы и т.д)

Есть ли зимой для медведя корм в лесу? (ответы детей) Делает ли медведь запасы на зиму? (На зиму медведь не делает запасов, потому что он всю зиму спит).

Где спит медведь? (в берлоге)

Где он делает берлогу?  (под корнями упавшего дерева).

Медведь натаскал молодых елочек, мха, хвороста. Зимой берлогу накроет снежное одеяло и медведю тепло в ней спать.

Дети идут дальше по лесу и видят на дереве из дупла выглядывает белочка .

Белочка: Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились!

Дети: Здравствуй, белочка!

Белочка: Ребята, а вы знаете, чем я питаюсь? (ответы детей) Правильно орешками, ягодами и грибами. А где я живу? (в дупле) Я заранее сделала запасы орехов, грибов и теперь спокойно могу зимовать в дупле.
Какие вы молодцы, все обо мне знаете! Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.

Дидактическая игра: "Назови, одним словом"

Белочка: бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза

Дети:  насекомые;

Белочка: берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр

Дети: деревья;

Белочка: скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка

Дети:  птицы;

Белочка: брусника, земляника, малина, смородина

Дети: ягоды;

Белочка: ромашка, колокольчик, роза,  ландыш, василек

Дети: цветы;

Белочка: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик

Дети:  звери

Воспитатель: Спасибо, белочка за игры, но нам пора идти дальше!

Белочка: Я рада, что мы поиграли и подружились! Теперь идите через снежные сугробы и там встретите зайчика! До свидания!

Дети: До свидания!

(По дороге разложены различные модули для препятствий: лазы, перешагивание)

Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через сугробы.

Посмотрите, сколько снега намело! Как же нам пройти? А вот и снежный лаз, давайте по нему проползём! Смотрите, какие-то пенёчки, давайте сядем, отдохнём. А кто это там выглядывает из-за березки? Да это же зайчик! Ребята, чем питается заяц зимой?» (корой деревьев) Где спит заяц?» (в снежной ямке) Заяц днем спит, а ночью выходит добывать себе еду. Пойдемте, подойдем к зайчику поближе. Здравствуй, зайчик!

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: А почему ты прячешься?

Зайчик: Я боюсь.

Воспитатель: Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть.

Зайчик:  А тогда давайте сыграем в игру «Зайка беленький сидит»

Игра «Зайка беленький сидит».

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит (круговые вращения головой)

Зайке холодно сидеть.

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так.

Надо лапочки погреть (круговые вращения кистями рук)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать (прыжки на месте)

(дети дают зайке морковку и сажают его под ёлочку)

Зайчик: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, обходя ёлочки, под одной из них живет еж, правда он сейчас спит. Но он вам оставил письмо! Счастливого пути!

Воспитатель: Ребята, почему ежик спит? (он на зиму впадает в спячку и спит всю зиму в своей теплой норке)

Воспитатель с детьми подходят к ели, и из под сугроба достают письмо .

«Здравствуйте, дети! Я узнал, что зимой звери вас будут приглашать в гости, посмотреть на зимний лес и будут с вами играть. Мне тоже очень хочется с вами поиграть, но уже зима и я сплю в своей теплой норке, но я приготовил для вас загадки. Отгадайте их, а ответы воспитатель пусть напишет в моем письме. Положите ответы на загадки под елкой, весной как я проснусь, я их проверю»

Дидактическая игра:  «Загадаю - отгадай»

Рыжая плутовка, 
Спряталась под ёлкой. 
Зайца ждёт хитрюга та , 
Как зовут её? (лиса) 

Рыже-огненный комочек, 
С хвостиком как парашют, 
По деревьям быстро скачет, 
Был он там,

Теперь уж тут. 
Быстрый он как стрелочка. 
Так ведь это…(белочка) 

Лежала между ёлками 
Подушечка с иголками. 
Тихонечко лежала, 
Потом вдруг убежала… (ёж)

Косолапый и большой, 
Спит в берлоге он зимой. 
Любит шишки, любит мёд, 
Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

У косого нет берлоги, 
Не нужна ему нора. 
От врагов спасают ноги, 
А от голода – кора…  (заяц)

Серый, страшный и зубастый, 
Произвел переполох. 
Все зверята разбежались, 
Напугал зверят тех…(волк)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я думаю, ёжик обрадуется тому, что вы правильно отгадали его загадки.  

Воспитатель: Зима – самое трудное время для лесных животных. Зимой им холодно и голодно. Лесники подкармливают зверей. Они летом и осенью заготавливают корм для подкормки лесных зверей: сено, березовые и сосновые ветки, овощи и зерно. Зимой все это раскладывают в кормушки, которые стоят на лесных полянах.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята  в лесу становится темно, вы наверно замерзли. Нам уже пора возвращаться в детский сад.

Двигательное упражнение:  «По снегу побежали».

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех (дети машут руками перед собой)

Друг за другом дружно встали, И по снегу побежали! (бег на месте)

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад.

Рефлексия: Ребята Вам понравилось путешествие в зимний лес? 

Кого мы встретили в лесу? (ответы детей).

С кем вам больше всего понравилось играть? (ответы детей).

Конспект НООД в области познавательного развития

(ФЭМП) для детей 5 – 6 лет.

Тема: «Волшебница зима»

Цель: Формирование  математических знаний и умений посредством игры.

Задачи:

1. Закреплять знания детей о времени года.

2. Обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум и более свойствам:

3.  Упражнять в порядковом и количественном счете в пределах 5;

4.  Развивать умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти.

Раздаточный материал: снежинки из бумаги, 7 игрушек двух видов (елочки, шишечки), числовые карточки, карточки с предметами и геометрическими фигурами

Предварительная работа: Беседа о признаках зимы; наблюдения за явлениями неживой природы (снег, снежинки, сосульки, льдинки);  чтение познавательной литературы по теме; разгадывание загадок о зиме, снеге, зимних явлениях, рисование зимних пейзажей.

Ход НООД

1. Организационный момент.

(Дети становятся в круг, держась за руки.)

Мы ладошку к ладошке сложили

И друг другу дружить предложили.

Будем мы заниматься, играть,

Чтобы добрыми, умными стать.

Воспитатель: Дети, я хочу прочитать вам красивое стихотворение:

Зима

Белый снег, пушистый в воздухе кружиться.

И на землю тихо, падает, ложиться.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой, принакрыло чудной!

И заснул под нею, крепко, непробудно…И. Суриков

Как вы думаете, про какое время года говорится в этом стихотворении?

Дети: Про зиму.

2. Основная часть.

Воспитатель: Назовите признаки зимы. (Ответы детей). В окно залетело несколько снежинок. Давайте их сосчитаем. Дети считают (всего 5 снежинок). Прилетело еще несколько снежинок.

Упражнение на развитие речевого дыхания. Воспитатель предлагает детям взять в руки по снежинке и подуть на нее, чтобы она слетела с руки.

Дети проходят и садятся за столы.

Воспитатель: Ребята перед вами лежат карточки. Я буду показывать цифру, а вы должны поставить на верхнюю полоску столько же елочек, а на нижнюю – шишечек.

Воспитатель: Сколько елочек? Сколько шишек? Что можно сказать про них? (поровну, одинаково, по – четыре …)

Воспитатель: Поставьте еще одну елочку. Что теперь можно сказать про елочки и шишки? Как сделать, чтобы их было поровну.(рассуждения детей).

Давайте немного отдохнем

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите, поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись, руками коленей коснулись.

Сели-встали, сели-встали, и на месте побежали!

Игра «Что изменилось»

Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет местами цифры.

Воспитатель: Что изменилось?

Дети находят ошибку, и ребенок переставляет цифры на места, комментируя свои действия.

Игра «Отсчитай столько же»

У каждого ребенка мешочек со счетными палочками. Один ребенок топает (хлопает) несколько раз. Дети считают, отсчитывают столько же палочек и объясняют свой ответ.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

(ритмичные постукивания пальцами левой руки, по ладони правой руки).

Я зиму, и снег, и снежинки люблю,

(ритмичные постукивания пальцами правой руки, по ладони левой руки).

Но где же снежинки? В ладошке вода!

(на вопрос сжать кулаки, на ответ – разжать).

Куда же исчезли снежинки? Куда?

(на первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать).

Растаяли хрупкие льдинки - лучи. Как видно, ладошки мои горячи!

(потряхивания расслабленными ладонями).

Игра «На что похож предмет»

Детям раздаются карточки с предметами и геометрическими фигурами.

Вопросы и задания детям:

Назовите предметы (снежок, снеговик, сосулька, шапка, шарф, санки).

Назовите геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

Необходимо соединить линией изображение предмета с геометрической фигурой, на которую он похож.

Какую фигуру, с каким предметом соединили? (санки с квадратом, снежок с кругом, прямоугольник с шарфом, треугольник с шапкой, овал с сосулькой).

3. Заключительная часть.

Рефлексия:

Воспитатель: Чем сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?

Воспитатель: Ребята вы все сегодня старались, все молодцы!

Конспект НООД в области речевого развития

 для детей 5 – 6 лет.

                Тема: «Зима. Зимние забавы».

Цель: составление короткого рассказа по сюжетной картинке «Зима. Зимние забавы».

Задачи:

1. Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

2. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков.

3. Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, нравственно-эстетических чувств в общении с природой.

Оборудование: снежинки; сюжетная картинка; магнитофон, фонограмма «Времена года».

Ход НООД:

1. Организационный момент. 

Воспитатель предлагает детям подойти к окну и послушать стихотворение

Воспитатель:

Ай да зимушка – зима

Как украсила дома!

Побелила всё вокруг,

На всех крышах белый пух.

Будут горки во дворе,

На забаву детворе.

Любят зиму, ребятишки?

Дети: – Да!

Воспитатель: – И девчонки? И мальчишки?

Дети – Да!

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Сегодня мы поговорим с вами о зиме, о развлечениях зимой.

Пока нас с вами в группе не было, в окно залетела снежинка, но это не простая снежинка.

Снежинка волшебная с ее помощью мы с вами отправимся в волшебный зимний  лес, закройте глазки . Покружились, покружились  и в лесу мы очутились.

А сейчас откройте глаза и посмотрите,  мы с вами оказались на волшебной полянке (рассматриваем полянку).

Давайте с вами присядем возле елочки (дети присаживаются на коврике).

Давайте ребята вспомним, что вы знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой? Педагог предлагает варианты:

Если на улице идёт снег, то погода…

Снег – (снежная);

Мороз – (морозная) ,

Ветер – (ветреная) ,

Холод – (холодная)

Зима – чудесное время года, не правда ли?

А за что же мы так любим зиму? Что нам нравится зимой? Давайте расскажем, что можно делать зимой, как можно весело проводить время.

Ответы детей: (можно кататься на лыжах,  коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега).

Рассматриваем полянку, воспитатель обращает, внимание под елочкой, лежат картинки.

Ребята это серия картинок,  которая называется: «Зимние забавы»

Давайте мы с вами сейчас развесим картинки на доске и рассмотрим их

Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель демонстрирует серию сюжетных картин по теме: «Зимние развлечения».

Ребята я напоминаю, что серия картин называется: «Зимние забавы»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картины:

- мальчик катается на лыжах;

- девочка катается на коньках;

Мы с вами рассмотрели картину, как дети катаются на санках, а сейчас рассмотрим следующую картину

- дети лепят снеговика;

Примерные вопросы:

-Какое время года изображено на картинке?

-Почему вы думаете, что это зима?

-Посмотрите на снег и скажите, какой он (пушистый, холодный, мягкий)

-А как можно сказать про зиму, какая она? (Снежная, морозная, холодная)

- Кого видим на картине?

- Что делают дети?

- Когда можно кататься на коньках, на лыжах, лепить снеговика, играть в снежки?

- Как  одеты дети?

- Какое настроение у детей во время прогулки?

Воспитатель: Дети все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте.

Физкультминутка.

(Дети встают в кружок).

Наконец пришла зима,     (дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома,         (складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идет,          (двигают руками сверху вниз, кружатся)

Дворник улицу метет,      (имитируют)

Мы катаемся на санках ,  (приседают, руки вытягивают вперед)

Пишем на катке круги ,    (руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах ,  (имитируют)

И играем все в снежки.     (лепят и бросают снежки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами не, заметили под елочкой еще одна картина!

Садитесь  на стульчики  и давайте рассмотрим еще одну картину, сначала мы с вами рассматривали отдельные картинки, а сейчас мы с вами попробуем составить рассказ по общей картине.

Воспитатель предлагает рассмотреть картину

Составление коротких рассказов.

Образец рассказа зачитывает воспитатель.

Наступила снежная и холодная зима. На земле лежит белый, пушистый снег. Дети одеты в тёплые куртки и вязаные шапки. Девочки катаются на санках, коньках. Один мальчики лепит снеговика, а другой катается на лыжах.  Детям зимой очень весело, можно кататься на санках, коньках, и.т.д.

Затем воспитатель предлагает детям составить короткий рассказ по картине (предложить начать одному ребенку, затем продолжить следующему, закончить рассказ предлагает еще одному ребенку)

 (Кто -  то может добавить по картине?)

Оценивая рассказ детей, воспитатель хвалит тех детей, которые включили в рассказ определения белый, пушистый снег, снежная и холодная зима.

Воспитатель: Как дети провели время на прогулке? (было весело)

О каком времени года мы с вами беседовали?

3. Заключительная часть.

Воспитатель: А сейчас ребята нам пора с вами возвращаться в детский сад, закройте глазки и представьте что мы лёгкие, воздушные снежинки…

Покружились, покружились и в детском саду мы очутились.

Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? Что вам понравилось больше всего?

Конспект НООД  в области художественно – эстетического развития (лепка) для детей 5 – 6 лет

            Тема: «Снеговичок»

Цель: развитие умений раскатывать из пластилина круговыми движениями шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке.

Задачи:

1. Вызвать желание лепить снеговика, создавая образ традиционным способом из 3 шаров разной величины.

2. Закрепить знания о величине предмета (большой, средний, маленький шар).

3. Закрепить знания о пространственном расположении и о цвете (белый, оранжевый, черный) .

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, желание помогать друг другу.

5. Развивать эстетическое восприятие формы, симметрии пропорции, мелкую моторику рук.

Предварительная работа: чтение сказки В. Сутеева «Снеговик – почтовик».

Материал: Игрушка Снеговик, образец готового пластилинового снеговика, иллюстрация фона зимнего леса.

Материалы для изготовления пластилинового снеговика для каждого ребенка: доски для раскатывания, пластилин белого, оранжевого цвета, стеки.

Ход НООД:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, какое время года на дворе ? (Зима)

Мотивация:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам  пришел гость. Хотите узнать кто?

Отгадайте загадку:

Появился во дворе он в холодном декабре,

Неуклюжий и смешной. У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык. Наш приятель… (Снеговик)

2. Основная часть.

Снеговик: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Да, да я Снеговик – почтовик. Как же у вас весело ребята, какие вы дружные. А мне так грустно одному на улице. Так хочется, чтобы у меня тоже были друзья. Поможете мне?

Воспитатель: Из чего делают снеговиков? (из снега) А мы из снега сейчас сможем слепить в группе? А почему? (ответы детей). А из чего еще можно сделать снеговика? (из пластилина). Ребята, но перед тем как слепить снеговика, давайте поиграем.

Дидактическая игра «Зимние слова». 

Дети хлопают в ладоши, если слышат слова, связанные с зимой (снежинка, жара, лыжи, мороз, выросли грибы, санки, листопад, лёд, снегопад) .

Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте рассмотрим нашего снеговика. Из каких геометрических тел он состоит? Какие по величине?

Перед вами лежат кусочки пластилина. Он только один. А у снеговика 3 шарика – большой, средний и маленький. Что нам поможет разделить пластилин? (стека) Сначала разделите кусок пластилина пополам, потом другой кусок один маленький кусочек «голова», другой – побольше «туловище».

Раскатываем белые шарики: большой – из большого куска белого пластилина, средний – из среднего куска, маленький – из маленького. После этого ставим их один на другой (внизу большой шар, над ним средний, а сверху маленький) и плотно прижимаем. Теперь из оранжевого пластилина делаем удлиненную капельку, складываем руки лодочкой (это нос – морковка).

Физкультминутка

На дворе у нас мороз            (Дети хлопают себя ладонями по плечам)

Чтобы носик не замерз,        

Надо ножками потопать       (Топают ногами)

 И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки,     (Дети поднимают руки над головой и делают) 

Как на сказочной картинке. (Хватательные движения, словно ловят снежинки).

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,       (Потягивания — руки в стороны).

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,    (Ходьба на месте с высоким подниманием колен).

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идем, идем              (Ходьба на месте).

И к себе приходим в дом.                    

Воспитатель: Начинаем ребята лепить Снеговичка.

Самостоятельная работа детей.

3. Заключительная часть.

Итог: 

Воспитатель: Был Снеговик один. Стало много. Молодцы ребята.

Снеговик: Молодцы, ребята! Порадовали вы меня, теперь у меня много друзей. Но пришла пора прощаться, стало жарко. А жару я не люблю, могу растаять. До свидания! Дети прощаются со снеговиком!

Конспект НООД  в области художественно – эстетического развития

(рисование)  для детей 5 – 6 лет

Тема: «Зимний лес»

Цель: Развитие творческого воображения у детей среднего возраста.

Задачи:

1. Развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.

2. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка.

3. Обогащать словарь детей образной лексикой.

4. Учить рисовать зимний лес, используя метод «тычка».

5. Воспитывать у детей аккуратность при работе с красками, умение доводить начатое дело до конца.

Материалы:  репродукции  с зимними пейзажами; альбомные листы синего или голубого цвета; гуашь (темно-коричневая, белая); жесткая и мягкая кисти; стаканчики с водой; салфетки (бумажные, влажные); музыка: Шопен «Вальс», Вивальди «Зима».

Предварительная работа:

Наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и разучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме, прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему.

Ход НООД:

1. Организационный момент.

Дети сидят полукругом на паласе .

Воспитатель читает отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной

И, заснул под нею крепко, непробудно…

Божьи дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозцы - и зима настала.

2. Основная часть.

Вопросы детям:

- Какое время года описано в стихотворении И. Сурикова?

- Какой шапкой принакрылся тёмный лес? Что это за чудная шапка? (Снег)

- С чем еще мощно сравнить пушистый снег на ветках деревьев? (С шубой, покрывалом)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в зимний лес.   Показ  презентации «Зимний лес – полон сказок и чудес».

Воспитатель: Ребята, вам понравился  зимний лес? (ответы детей) Ребята, а какие деревья легко узнать зимой? (Ответы детей: елку, сосну, по зеленым иголкам).

Воспитатель предлагает нарисовать зимний лес, рассказывает о приемах и технике рисования.

Дети под музыку Шопена «Вальс» приступаю к работе с красками.

Физкультминутка

Дети выходят из-за столов.

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег. (приседаем)

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

Дидактическая игра

 «Доскажи словечко».

- Дворник наш совсем не рад

Был ведь ночью ….(снегопад)

- В яркий, солнечный денек

Блестит, сверкает весь….(снежок)

-Летят, кружат снежинки,

Как белые…. (пушинки)

- Вот снежинок карусель,

Значит на дворе….(метель)

Воспитатель:  Ребята  «тычком» нарисуйте  белым цветом снег на деревьях и земле, снег на елках и снегопад. Звучит музыка Вивальди «Зима».

В конце занятия воспитатель организовывает выставку детских работ.

3. Заключительная часть.

Итог:

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, у вас получились замечательные зимние пейзажи. И я хочу в заключении нашего занятия прочитать вам стихотворение:

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес.

Конспект зимней прогулки для детей 5 – 6 лет

Тема: «Зима»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Формы образовательной деятельности: групповая.

Цель: продолжать знакомить с явлениями природы. Побуждать детей активно использовать приобретенные навыки в выполнении разных спортивных упражнениях и играх. Воспитывать положительные отношения к коллективной деятельности, к труду, к здоровому образу жизни, дружелюбие, целеустремленность, наблюдательность, любознательность. Обращать внимание детей на красоту природы.

Предварительная работа: чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание сюжетных картин про зиму.

Оборудование и материал: лопатки для уборки снега на участке, формочки, санки, салазки.

Структура прогулки:

Художественное слово – 2 мин.

Наблюдение за снегом и снежинками – 10 мин.

Опыт со снегом – 5 мин.

Подвижная игра: «Снег и лёд» - 15 мин.

Дидактическая игра: «Что бывает зимой?» - 6 мин.

Трудовая деятельность – 15 мин.

Малоподвижная игра: «Ты медведя не буди» - 10 мин.

Индивидуальная работа – 10 мин.

Самостоятельная игровая деятельность детей – 30 - 40 мин.

Итог – 2 мин.

Ход прогулки:

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.

Откуда снежинки?

Кто вяжет снежинки и с неба бросает?
Узоров таких даже мама не знает
И пряжи нигде не встречали такой -
Наш город весь белый, слегка голубой. А, может быть, их вырезают из ситца
И тихо спускают ко мне на ресницы?
Слезой на щеках они медленно тают...
Откуда снежинки? Хоть кто-нибудь знает?

Наблюдение за снегом, снежинками.

Воспитатель: О каком времени года это стихотворение?

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно, ребята, о зиме. Красивое стихотворение, правда? А скажите, что кружиться в воздухе?

Дети: Снежинки.

Воспитатель: Ребята давайте внимательно посмотрим на белые снежинки, как они кружатся и медленно и плавно опускаются на землю. Давайте вытянем ручки вперёд и посмотрим, на чью варежку упадет больше снежинок!

Опыт со снегом. Снежинка упала ко мне на ладошку,
Её я согрею дыханьем немножко.
Снежинка, ты в прятки решила играть?
Тебя на ладошке моей не видать.

Воспитатель: А как вы думаете, если снежинку поймать на ладонь, что произойдет? (Дети ловят снежинки на голую руку и убеждаются, что снежинки быстро тают).

Дети: Она растаяла.

Воспитатель: Да, они таят, потому что снег – это вода. Зимой холодно, мороз и дождинки замерзают и превращаются в снежинки. А какой снег, потрогайте ладошкой?

Дети (трогают снег): Холодный.

Воспитатель: Да снег для нас холодный. А вот для растений и почвы он служит одеялом. Когда много снега, то растениям и почве теплее. А теперь давайте поиграем в игру «Снег и лёд».

Подвижная игра: «Снег и лёд». Правила игры: Выбирается водящий. Он отворачивается и говорит «снег», в это время все игроки бегают-прыгают-веселятся. Дальше водящий произносит слово «лёд», в это время все должны сразу "заснуть" (замереть в тех позах, в которых на тот момент были). Водящий в этот момент оборачивается, и смотрит игрок, который не шевелиться выбирается водящим. Игра повторяется 4-5 раз.

Дидактическая игра: «Что бывает зимой?»

Воспитатель: Что же бывает зимой?

Дети: Ветер, метель, вьюга, снегопад, снег, снежинки.   

Воспитатель: Правильно ребята. Посмотрите, сколько снега намело на нашем участке. Давайте, возьмем лопатки и преобразим наш участок – уберем весь снег.

Трудовая деятельность: уборка снега на участке (групповая). (Дети носят снег в определенное место и делают из снега кучу).

Воспитатель: Молодцы ребята. А давайте еще поиграем. Для начала отгадайте загадку:

Косолапый и мохнатый,
Греет он в берлоге лапы.
Летом любит погулять,
И зверушек охранять.
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
 Кто же это? Дети: Медведь. Воспитатель: Игра наша называется: «Ты медведя не буди»

Малоподвижная игра: «Ты медведя не буди!». Правила игры:

Дети образуют круг, взявшись за руки. Хороводом идут по кругу вместе с педагогом, который произносит текст. Как на горке снег, снег  и под горкой снег, снег. (Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом.) И под елкой снег, снег, И на елке снег, снег. (Идут к центру круга.) А под елкой спит медведь. Тише, тише! Не буди, Сядь на место, не шуми! (Присаживаются на корточки.)

Индивидуальная работа по развитию движений с Артёмом Б., Неллей З. – отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2 – 3 м. Прогулка заканчивается свободными играми детей с выносным спортивным инвентарем (свободная игровая деятельность детей). Воспитатель: Ребята, вот и закончилась наша прогулка. Нам пора собираться в группу.

Беседа с детьми. Воспитатель: В какие игры мы сегодня играли? Ответы детей. - Что вам понравилось сегодня на прогулке? Ответы детей. - Зачем, мы сегодня наблюдали? Ответы детей. (Вместе с детьми сделать вывод о том, что наступила зима . Зимой стало холодно и выпал снег. Снег – это вода и много снежинок.) .

Воспитатель: Ребята, теперь, приводим себя в порядок, отряхиваемся, собираем игрушки, инструменты и идем в группу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему «Зимушка- зима»

Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит пр...

Межсемейный досугово-познавательный проект "Ух, ты, зимушка-зима".

Цель проекта: создание условий для формирования у детей первоначальных представлений о зиме, сезонных явлениях в природе, об играх и забавах, о подготовке к встрече Нового года....

Межсемейный досугово-познавательный проект "Ух, ты, зимушка-зима".

Цель проекта: создание условий для формирования у детей первоначальных представлений о зиме, сезонных явлениях в природе, об играх и забавах, о подготовке к встрече Нового года....

Тип проекта :творческий игровой . "Зимушка -зима "

Формирование представления детей о зиме ....

Инновационный социальный проект «Ах ты, Зимушка – зима!»

В своей работе каждый педагог ориентируется на государственный заказ. В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования к созданию образовательной среды, с...

Проект на тему "Зимушка-зима!"

Проект во 2младшей группе «Зимушка-зима!»       Актуальность: Наблюдения за изменениями в природе, эксперименты, зимние забавы дают возможность для эмоционального и ...

Проект "Хороша ты, Зимушка-Зима"

Расширение представлений о зимних природных явлениях, научить отражать в работах характерные особенности зимы....