Применение инновационных форм и методов работы в проектной деятельности для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
материал (старшая группа)

Дьякова Нияра Изетовна

Тема опыта:  «Применение инновационных форм и методов работы в проектной деятельности для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Педагогический опыт является актуальным и востребованным, т.к. проблема формирования экологической культуры дошкольников на современном этапе приобретает особую актуальность, поскольку является предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.  Главная задача педагогов – организовать детскую деятельность так, чтобы ребенок выступал в роли экспериментатора, исследователя, открывал для себя «взрослые» законы через понятную ему систему действий.

Таким образом, обнаруживается противоречия:  между необходимостью повышения эффективности работы по формированию экологической культуры  у детей дошкольного возраста и отсутствием единой образовательной  системы, направленной на решение данной проблемы; между актуальностью  формированию экологической культуры у воспитанников и недостаточной мотивацией к проявлению познавательного интереса; между объективной потребностью в использовании современных инновационных форм, методов и технологий по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста и их   недостаточной адаптированностью  для внедрения  в образовательную деятельность ДОО.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы образовательной деятельности для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством применения инновационных форм и методов работы в проектной деятельности.

Диапазон опыта представлено внедрение, технологи проектной деятельности  представлено системой работы, в которую входят: организованная образовательная деятельность, развивающая предметно - пространственная среда, взаимодействие педагога с детьми в режиме дня (игры, экскурсии, беседы, наблюдения и т.д.) и вовлечение родителей в педагогический процесс.

Теоретической базой опыта послужили работы С.Н. Глазачева, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, связанные с исследованиями формирования у детей экологической культуры.

Новизна опыта заключается в том, что обоснованное применение инновационных форм и методов работы в проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста приведёт к активизации механизма детского саморазвития. Внедряя опыт инновационного направления, можно получить качественно новые результаты в имеющихся условиях. Обозначены новые пути получения и добывания информации, новый уровень взаимоотношения педагога и ребенка. Предложенный алгоритм организации проектов с учётом возрастной ступени дошкольного детства может быть использован воспитателями ДОО. Такой подход автора заключается в комбинировании инновационных форм, методов и технологий, ориентированных на конечный результат.

Материалы опыта работы имеют практическую направленность и могут использоваться в практике работы в дошкольных образовательных учреждениях при работе с детьми 4-7 лет.

Опыт имеет высокую результативность. Приложения опыта отражают работу автора по его реализации. Опыт рекомендован для внесения в банк данных АПО ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 комбинированного вида города Валуйки Белгородской области

Применение инновационных форм и методов работы в проектной деятельности для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

    Автор опыта:

    Дьякова Нияра Изетовна

    воспитатель МДОУ детский сад № 3

    комбинированного вида

    города Валуйки

                                                                       Белгородской области

Валуйки 2021

Содержание

Информация об опыте ……………..………………………………………..…....3

Технология опыта………………….…………………………………………...…9

Результативность  опыта …………………………………………………..…....19

Библиографический  список…….……………………………………….……...21

Приложение к опыту…………………………………………………………….22

Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта

Свою педагогическую деятельность автор опыта осуществляет в должности воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №3 комбинированного вида города Валуйки Белгородской области.

Возникновение опыта обусловлено реализацией одного из самых значимых направлений работы современных дошкольных образовательных организаций – экологическое воспитания детей дошкольного возраста.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Экологическое воспитание дошкольников прослеживается в интеграции с другими направлениями и не выделяется как самостоятельное. На сегодняшний же день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Поэтому данное направление мы выделили отдельно и включили в часть программы, планируемую участниками образовательных отношений, и оно является одним из  приоритетных направлений детского сада:

- развитие познавательной деятельности детей путём  приобщения детей к экологической   культуре.

Началом работы педагога по теме опыта стало проведение педагогической диагностики по определению исходного уровня сформированности экологической культуры у дошкольников. Экологические знания - это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными, средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов.

Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом - соответствующее отношение к окружающему миру.

Так в мае 2018 года автором опыта было проведено диагностическое обследование по определению исходного уровня сформированности экологической культуры у дошкольников. Для диагностики автор использовал методику, разработанную на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена в исследованиях П.Г. Саморуковой, Л.М. Маневцевой, Т.А. Марковой и др. (Приложение№1).

По результатам диагностики установлено, что у 61% детей - низкий уровень сформированности экологической культуры, средний уровень - 22% детей, с высоким уровням составляет 17%; 35% совершают негативные поступки (рвут растения, ловят насекомых, пугают животных), 65% позитивно относятся к природе (оказывают помощь, заботятся о живых объектах).

Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по формированию экологической культуры у детей осуществлялась не достаточно, используемые методы, формы работы были не эффективными, игры экологического содержания бедны по содержанию и однообразны.

По мнению автора, это связано с отсутствием новых подходов в организации образовательного процесса по формированию экологической культуры у дошкольников.

Актуальность опыта.

Современные дети должны научиться жить и действовать безопасно в условиях воздействия экологических опасностей и рисков. Задача автора научить их этим навыкам и знаниям.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» дошкольное образование, являются начальным звеном системы образования в нашей стране. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

В соответствии с ФГОС ДО на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирования у дошкольников интереса и потребностей к активной созидательной деятельности.

Назрела необходимость переосмыслить и продумать содержание работы в соответствии с новым утвержденным стандартом. Изменилась система работы экологического воспитания. Она требует обновленных подходов, методов и приемов, направленных на освоение основ экологической культуры.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическое мировоззрение и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, т.к. в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные знания.

Автор опыта остро ощущает свою причастность к проблемам общества, ведь перед педагогами дошкольного образования поставлена ответственная задача: выпускать в жизнь любознательных детей, задающих вопросы взрослым и сверстникам, интересующихся причинно – следствиями связями.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, способных осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющих жить в относительной гармонии с природой.

 Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, но нельзя не признать: ведь это наше общество их так воспитало.

Необходимо, чтобы новые выпускники могли избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям. Работая над опытом, педагог разделяет позицию доктора биологических наук, автора программы экологической направленности «Надежда» Т.В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно таким щадящим и сберегающим образом».

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выделить противоречия между:  

  • между необходимостью повышения эффективности работы по формированию экологической культуры  у детей дошкольного возраста и отсутствием единой образовательной  системы, направленной на решение данной проблемы;
  • между актуальностью  формирования экологической культуры у воспитанников и недостаточной мотивацией к проявлению познавательного интереса;
  • между объективной потребностью в использовании современных инновационных форм, методов и технологий по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста и их недостаточной адаптированностью  для внедрения  в образовательную деятельность ДОО.

Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение технологий обучения. Среди актуальных и эффективных технологий является проектная деятельность.

Актуальность проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В.Ф. утверждает: «Проектная деятельность очень эффективна, и дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения».

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы образовательной деятельности для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством применения инновационных форм и методов работы в проектной деятельности.

Длительность работы над опытом

Работу по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности с применением инновационных форм и методов работы автор опыта разделила на несколько этапов:

1 этап – начальный (констатирующий) – май  2018 - август 2018 года.

2 этап – основной (формирующий) – сентябрь 2018 - апрель 2021 года.        

3 этап – заключительный (контрольный) – апрель 2021 - май 2021 года.

Начальный период предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление исходного уровня сформированности экологической культуры у детей, диагностика отношения к объектам живой природы, анализ методической и научной литературы, изучение рекомендаций по данному направлению.

На формирующем этапе осуществлялась подборка и разработка интересных и эффективных методов и форм образовательной работы с детьми, вовлечение родителей в педагогический процесс при планировании экологических проектов.

На заключительном этапе работы подводился результат успешности использования инновационных форм и методов работы в проектной деятельности при формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Диапазон опыта.

Внедрение инновационных форм и методов работы в проектную деятельность представлено системой работы, в которую входят: организованная образовательная деятельность, развивающая предметно - пространственная среда, взаимодействие педагога с детьми в режиме дня (игры, экскурсии, беседы, наблюдения и т.д.) и вовлечение родителей в педагогический процесс.

Теоретическая база опыта.

По мнению С.Н. Глазачева, формирование экологической культуры является необходимым условием дальнейшего существования всей цивилизации.

 Основы формирования экологической культуры необходимо закладывать с раннего возраста. Это связано, прежде всего, с тем, что на этапе дошкольного детства закладывается фундамент личности и её многогранных отношений с природой и обществом.

Так что же такое экологическая культура? Многолетние изучение экологической проблемы в дошкольном образовании позволило исследователям определить понятие экологической культуры.

По мнению И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважение жизни и её главным показателем является социальная и индивидуальная ответственность за события, происходящие в природе и жизни людей.

Существует множество трактовок, различающихся, в первую очередь, многозначностью термина «культура». Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. Проще говоря, это устоявшиеся взгляды бережного отношения к окружающему миру, отражающиеся в мыслях и действиях каждого члена общества.

Формирование экологической культуры личности – процесс сложный и длительный, подразумевающий под собой буквально «впитывание с молоком матери» экологического мировоззрения, рационального природопользования, осознанного выполнения экологических правил и требований, личной ответственности перед обществом за сохранение окружающей среды.

Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана педагогическими исследованиями Л.С. Игнаткиной, И.А. Комаровой, Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, П.Г.Терентьевой и т. д. Большой вклад в психолого – педагогические исследования экологического образования дошкольников внесла Николаева С. Н. – доктор педагогических наук. По ее мнению экологическая культура личности - совокупность взглядов, знаний и убеждений, отражающих систему «общества - природа» и направленных на разумное, рачительное отношение к ней, активное действия в ее защиту и формирование экологического сознания.

Автор Федорова Т.А. определяет показатели культуры взаимодействия с природой следующим образом. По ее мнению, это экологические представления, интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, эмоциональное отношение к «непорядкам», оценочные суждения о явлениях окружающей среды, соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, действия и поведение, направленные на сохранение ценностей природного мира.

Таким образом, из проведенного выше анализа видно, что в современных исследованиях дано понимание экологической культуры как совокупности экологически развитых интеллектуальной, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.

Экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников. Экологические знания - это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом - соответствующее отношение к окружающему миру.

Рыжова Н.А. подчеркивает необходимость экологизации разных видов деятельности дошкольников, обогащения их содержания за счет экологического компонента. Она придерживается мнения, что в основе экологического воспитания дошкольников должен лежать деятельностный подход, поскольку именно «деятельность строит психику ребенка».

Использование проектной деятельности в экологическом образовании дает важное преимущество. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (определение профессора Е. С. Полата).

В проектной деятельности дети являются не пассивными объектами формирования экологических знаний, они становятся их активными добытчиками. Такие знания эмоционально окрашены, личностно значимы для ребенка, а значит и отношение, формируемое на их основе, носит более осознанный характер, оно глубже, индивидуальнее. Ребенок, участвуя и, в определенных моментах, организуя деятельность по изучению природы, усваивает бережное отношение к ней, накопленный опыт применяет не только в дошкольном учреждении, но и в повседневной жизни.

В последнее десятилетие для развития дошкольного образования характерны инновационные процессы. А. А. Майер отмечает, что основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих проявлению качественных изменений в деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Вопросы осуществления инноваций в дошкольном образовании освещены в работах B.C. Лазарева, Н.Д. Малахова, A.M. Моисеева, М.М. Поташника и др. По мнению М. В. Кларина, педагогическая инновация представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

В.А. Сластениным, И.Ф. Исаевым, А.И. Мищенко, Е.Н. Шияновым инновация рассматривается как процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.). Инновация характеризует поиск, внедрение в образовательный процесс и  творческое переосмысление идеальных методик и программ. Инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.          

Таким образом, применение  инновационных форм и методов работы в проектной деятельности является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного развития дошкольников.

Новизна опыта.

Новизна данной работы заключается в том, что обоснованное применение инновационных форм и методов работы в проектной деятельности приведёт к активизации механизма детского саморазвития. Внедряя опыт инновационного направления, можно получить качественно новые результаты в имеющихся условиях. Обозначены новые пути получения и добывания информации, новый уровень взаимоотношения педагога и ребенка. Такой подход автора заключается в комбинировании инновационных форм, методов работы, ориентированных на конечный результат.

РАЗДЕЛ II

Технология описания опыта

Цель данного педагогического опыта: повышение уровня сформированности экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствам применения инновационных форм, методов работы в проектной деятельности.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1. Уточнить сущность, структуру экологической культуры дошкольников.

2. Рассмотреть особенности организации проектной деятельности с применением инновационных форм и методов работы в дошкольном образовательном учреждении.

3. Выявить, обосновать педагогические условия и создать экологическую предметно – пространственную среду, обеспечивающую реализацию задач экологического образования дошкольников.

4. Провести реализацию экологических проектов с применением инновационных форм и методов работы для развития умения устанавливать причинно-следственные связи между природными и социальными явлениями и формирования модели экологически грамотного поведения детей в природе.

5. Привлекать родителей к активному участию в экологическом воспитании.

Рассмотрим организацию проектной деятельности с применением инновационных методов и форм работы в практике работы. Так, на начальном этапе определяется проблема, тема исследования, определяются участники проекта, уточняется информация по вопросу исследования, обсуждаются задания.

На этапе планирования анализируется проблема, определяются источники информации, задачи, выбор критериев оценки результатов, распределяются роли участников. На этапе принятия решения идет сбор и уточнение полученных материалов, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, подбираются инновационные формы и методы работы,  намечается план действия.

Следующий этап – реализация проекта, работа над ним, его оформлением. Расширяется развивающая предметно–пространственная среда, подбирается демонстрационный, дидактический материал, мультимедийные презентации для каждого проекта.

На протяжении реализации каждого проекта осуществляется взаимодействие с родителями, которое помогает родителям освоить педагогические приемы воспитания у детей, предпосылок экологической культуры.

Оценка результатов – анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).

Заключительный этап – защита проекта: подготовка к защите, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, их оценка.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

Требование к проекту:  

  • Наличие проблемы – исследовательской, информационной, практической.

  Планирование действий по разрешению проблемы, иными словами с проектирование самого проекта, в частности, вида продукта и формы презентации.  

  • Детская самостоятельность (при поддержке педагога) как обязательная составляющая проекта.
  • Наличие исследовательского поиска (Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?)

Таким образом, выявлена одна из отличительных черт проектной деятельности – поиск информации.  

  • Презентация результата проекта, продукт деятельности, подведение итогов.

Обычно проект состоит из трех основных этапов:  

  • 1-й - подготовительный этап: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с дошкольниками, родителями и социумом. Выбор и подготовка оборудования, материалов, инновационных форм и методов работы. Реализация проекта на данном этапе - вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

На донном этапе наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания педагогом используются инновационные формы и методы работы с воспитанниками такие как:

-Форма  «Письмо-жалоба». Интересным приёмом в работе с детьми, является получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода - те, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому, или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края и всей планеты;

- Форма «Диалог с природой» Использование приёма диалога с природой - нацеливает на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности. Диалоги осуществляются в различных вариантах - "секретные" (дети "один на один" общаются с природой) или "открытые" (устные обращения). Например: «Спросим у дерева, какая птица к нему прилетала», «Спроси у жука, на какие растения он сегодня опускалась».

- Форма «Экологический микрофон». В ходе беседы дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную экологическую тему. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. В конце игры обобщаются все высказывания. Микрофон позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства. С помощью микрофона активизируются слабоактивные дети группы - «Говорит тот, у кого микрофон». Эта форма работы помогает формировать у детей осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, а так же развивает критическое мышление дошкольников.

- Метод «Экологической идентификации». Это метод «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей…», «Я – сломанное дерево…», «Я - птенчик, выпавший из гнезда …».

-  Метод «Экологический ай - стоппер». «Экологический ай - стоппер» ловушка для глаза - яркий, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание детей. Для привлечения их внимания необходимо что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо. Например: Ай - стопперами служат необычные предметы, куклы, разнообразные нестандартные и смешные изображения животных, растений, различные виды плакатов, информационных листков: «Ядовитые растения и грибы», «Опасные насекомые», «Береги родную природу - не оставляй после себя мусор!» и т. д. Такой приём применяется для побуждения детей к самостоятельной исследовательской деятельности.

-  Метод «Экологический сторисек» «мешок историй» – это вариант такой традиционной формы работы с детьми, как «чтение вслух». «Экологический сторисек» полотняный мешок или рюкзачок, внутри которого находится хорошая иллюстрированная книга. Дополняют книгу игрушки, реквизит, научно-популярная, энциклопедическая литература по теме, компакт-диск, дидактическая либо развивающая игра, и многое другое. Формат «экологического сторисека» способствует сделать чтение более интересным, а процесс усвоения экологических знаний - увлекательным.

  • 2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей. По необходимости педагог оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.  
  • 3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов. Дети активно помогают в подготовке представления итогов проекта, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

В помощь педагогу, организующему экологический проект, был разработан алгоритм осуществления педагогических действий. На различных этапах дошкольного детства существуют свои особенности организации проектов. Алгоритм действий по организации проектной деятельности дошкольников на подражательно – исполнительском уровне в средней группе.

1 ступень

Интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослым проблемы.

2 ступень

Определение взрослым цели проекта, его мотивация.

3 ступень

Привлечение детей к участию в планировании деятельности с применением инновационных форм, методов работы и реализация намеченного плана.

4 ступень

Совместное движение взрослых и детей к результату.

5 ступень

Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Данный уровень (средняя группа) характеризуется отсутствием у ребенка жизненного опыта, недостаточным уровнем развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит педагогу. Ребенок через свои интересы и потребности выступает заказчиком проекта. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне. Детей увлекает процесс совместной деятельности. Воспитанников этого возраста целесообразно привлекать к участию в планировании деятельности, реализации намеченного плана. Затем, обсудив совместный анализ выполненного проекта, подвести результат. Первые попытки детей самостоятельно решить проблему педагог замечает и поощряет: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!».

В проекте «Волшебница - вода» детям предлагалось разобраться: можно ли прожить без воды? Для этого использовались следующие инновационные методы и формы работы: метод «Экологический ай - стоппер» способствовал определить проблему, с помощью метода «Экологический сторисек» «мешок историй» загадывали загадки о воде и ее различных состояниях. Форма «Экологический микрофон» позволило провести беседы «Кому нужна вода», «Зачем беречь воду», «Значение воды в нашей жизни». Далее совместно были запланированы мероприятия для хода исследования. В совместной деятельности была проведена опытно-исследовательская работа: «Когда льется вода, когда капает», «В какую бутылку быстрее нальется вода».

Применяли метод проблемного обучения: проблемная ситуация что же может произойти, если люди не будут закрывать краны? (Приложение №2).  В результате дети выявили основные свойства воды, осознали необходимость бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу (Приложение №3).

Алгоритм действий по организации проектной деятельности дошкольников на развивающем уровне в старшей группе

1 ступень

Выделение взрослыми или детьми проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон

2 ступень

Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата

3 ступень

Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств, способов, форм и методов реализации проекта.

4 ступень

Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых

5 ступень

Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач

6 ступень

Совместно с детьми определение перспектив проектирования

К концу пятого года жизни дети уже накапливают определенный социальный опыт: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности; развивается самостоятельность, произвольность; самоконтроль и самооценка, они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки и поступки сверстников. Дошкольники принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой для проекта. Помощь педагога незначительна, дифференцирована.

Проект «Эти удивительные животные» послужил толчком в осознании значения каждого органа в живом организме для сохранения его жизни. Дети с помощью формы «Экологический микрофон» рассуждали, объясняли, что может случиться с животным, если из-за больных глаз оно не сможет видеть. Пришли к выводу: орган зрения необходим животному, чтобы ориентироваться в пространстве, увидеть врага и вовремя убежать, иначе оно может погибнуть; что глаза ему нужны и для того, чтобы найти и увидеть пищу, - без пищи животное может умереть. В ходе проекта также дети установили, что недостаточно здоровых глаз, чтобы видеть пищу, нужны ещё здоровые лапы, чтобы двигаться, и здоровые зубы, чтобы питаться. С  помощью метода «Экологической идентификации» «превращения» в образы животных, действуя от их имени, дети осознали, что живое существо может хорошо жить только при условии своей целостности, когда все органы здоровы и правильно функционируют. Проект позволил ребенку почувствовать себя исследователем. (Приложение № 4).

Можно проследить, что на этом возрастном этапе активность педагога несколько снижается. Педагог не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации идеи воспитанников. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить цели и задачи. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Алгоритм действий по организации проектной деятельности дошкольников на творческом уровне в подготовительной группе.

1 ступень

Выделение проблемы детьми или взрослыми, отвечающей потребностям детей или обеих сторон

2 ступень

Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата

3 ступень

Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств способов, форм и методов реализации проекта.

4 ступень

Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, помощь детей друг другу

5 ступень

Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач

6 ступень

Определение перспективы развития проектирования.

К концу шестого и на седьмом году жизни интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно- практическая. Роль педагога – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития опыта. Планируя проект «Дары осени», автор побуждает детей отражать свои впечатления в предпочтительной для них деятельности: игры-имитации («Мы собираем урожай»), игры-импровизации («Грибники»), драматизация стихотворения Ю. Тувима «Овощи», инсценировали фрагменты по сказке В. Сутеева «Под грибом», вести ролевой диалог в сказке «Репка» (настольный театр) (Приложение № 5).

Проекты, проводимые с детьми, можно классифицировать по следующим основаниям:

1. Доминирующая в проекте деятельность:  исследовательский проект (например, «Дерево», «Птицы нашего края» и др.);

  практико-ориентированный (например, «Праздник у ворот» и др.);

  творческий (например, «Цветы в вазе», «Сказки наоборот» и др.);

  игровой (например, сюжетно-ролевая игра «Колобок и его друзья» и др.).

2. Предметно-содержательная область:  

  • монопроект (в рамках одной области знаний);
  • межпредметный (в рамках несколько областей знания).

 3. Характер контактов:  

  • среди детей одной группы.
  • среди детей нескольких групп;

4. Количество участников проекта:  

  • индивидуальный;

  парный;

  групповой;

  коллективный.

5. Продолжительность проекта:  

  • краткосрочные (1-2 недели);
  • среднесрочный (1-2 недели – 1 месяц);
  • долгосрочный (1 месяц – полугодовой и дольше).

 Проект, который выполняют дети, должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца: «Спасаем Зайчика», «Поможем речке». Такое начало будет осознаваться необходимостью знаний, и они будут лучше усваиваться. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т.е. развиваться интеллектуально. Стимулирует детскую активность создание условий для расширения познавательных интересов, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Таким образом, из опыта работы можно сформулировать основные теоретические позиции проектного обучения следующим образом:

 1. В центре внимания – ребенок.

2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.

3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.

Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Реализация проектного обучения на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя готовых знаний, воспитатель становится организатором образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром людей (сверстниками, общественными организациями и др.). Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. По мнению автора очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это - в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. При организации экологических проектов, педагоги - практики знают, что, играя, ребёнок познает взаимосвязи с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Настольно-печатные игры типа лото, домино, разрезные картинки («Зоологическое лото»; «Ботаническое лото»; «Четыре времени года»; «Подбери листок».) уточняют, систематизируют и классифицируют знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры («Съедобное - несъедобное» «Угадай-ка», «Назови одним словом») проводят для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Игры-предположения («что было бы…») ставит перед детьми задачу, создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга (Приложение №6).

При планировании внедрения экологических проектов в систему образовательной работы с детьми, необходимо соблюдать следующие требования к её использованию:

1. Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Структурирование содержательной части проекта.

5. Использование исследовательских методов («мозговой штурм», эксперименты, опыты, наблюдения и др.).

Внедряя в работу проектную деятельность с применением инновационных форм и методов работы, педагог разрабатывала проекты для детей средней, старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы подбирала в зависимости от их возрастных особенностей. Автор опыта ориентируется на зону ближайшего развития ребенка и создаёт комфортные условия для воспитанников. Дети 4-5 лет выполняют меньший объем работы, обобщают результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. Старший дошкольный возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Говоря о самостоятельной деятельности детей, следует делать поправку на их возраст. Начиная со средней группы, ребятам предоставляется возможность самостоятельно собирать природный материал для поделок на прогулке, под руководством взрослых засушивают листья с деревьев, собирают семена цветов с клумбы, дежурят в уголке природы, проводят опыты и эксперименты, распределяют роли в театрализованной деятельности.

 Результативность проектной деятельности воспитанников во многом обусловлена теми внешними условиями, в которых они находятся.

Традиционный уголок природы группы сегодня преобразован в своеобразный экологический центр, состоящий из нескольких зон: экспериментальная, в которой размещено оборудование для опытов и экспериментов, а также коллекционный материал доступный детям, зона цветов с размещёнными природными объектами для ухода и длительных наблюдений, мини-огород, календарь природы и выставочная зона для рисунков и поделок детей, книг о родном крае, альбомов с фотографиями и иллюстрациями, познавательные «Лэпбуки».

На территории детского сада создана экологическая тропа. Это «экологическое пространство» позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу по сезонам.

Проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы и успешно применять их на практике, открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса. Специфика проектной деятельности с использованием инновационных форм и методов работы заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Например, проект по экологической тропе ДОО заключался в том, чтобы исследовать все природные объекты, находящиеся там. Таким образом, получилось несколько «Остановок», в каждой из которых дети получают информацию, проводят исследования, делают эксперименты и зарисовки. Проектная деятельность хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Тематика и содержание проектов, запланированных и реализованных для детей очень разнообразны: и времена года, и витамины, и животные и др. Проекты планировались как краткосрочные, так и долгосрочные, в зависимости от актуальности задач возрастной группы. В нем обязательно присутствует интересная для дошкольников, новая проблема, с опорой на поисковое поведение.

Проектная деятельность – результат сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия согласовывала со всеми участниками проекта. Перед началом проекта «Волшебница вода» автор обозначает проблему проекта: Что такое вода? В ходе эксперимента, когда набранный снег растаял в группе, дети вдруг открыли для себя, что снег «сделан» из воды и поэтому может растаять, да к тому же еще вода грязная. Значит, снег есть нельзя. В ходе проекта с детьми проведён цикл мероприятий по систематизации знаний детей о свойствах воды, ее качествах, обитателях, и охране водных ресурсов. После проведённой работы дети убедились, что без воды не может быть жизни на Земле, что в природе все взаимосвязано. Родители подготовили листовки с призывом экономного использования природных ресурсов, которые ребята вручили сотрудникам детского сада (Приложение №7).

В современной системе образования важны все звенья, но фундаментом, на котором формируется личность, бесспорно, остается семья. И если фундамент заложен плохо, все остальные звенья дадут серьезные сбои и придётся многое перестраивать в отношении человека к природе, отражающий уровень его культурно-интеллектуального развития. Для поддержки семьи и повышения компетентности родителей педагог размещает тематический материал (Приложение №8).

Родители воспитанников становятся не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и непосредственными участниками образовательного процесса, обогатив при этом свой педагогический опыт, испытав чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Например, по теме проекта дошкольникам предлагались задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Дети вместе с родителями выбирали задание на свое усмотрение. Педагог грамотно учитывал сложность работы, чтобы проектная деятельность была не слишком трудоемкой и выполнялась с «желанием и радостью», а в случае необходимости предоставлял справочный, практический материал или порекомендовал, где его можно найти (Приложение №9).

На защиту проекта, как правило, приглашают гостей, родителей, детей. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта проходит в яркой, интересной и продуманной форме, где демонстрируется вклад каждого ребенка, родителя.

РАЗДЕЛ III

Результативность опыта.

Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень сформированности экологической культуры у дошкольников, проявление устойчивого интереса к миру природы, созидательного отношения к живым объектам. Для итоговой диагностики и сравнения результатов автор использовал методику, разработанную на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена в исследованиях П.Г. Саморуковой, Л.М. Маневцевой, Т.А. Марковой и др.

По результатам диагностики в диаграмме отражена динамика уровня сформированности экологической культуры у детей за три года.

Показатели на начало года

Анализ результатов опыта работы показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем показателям отношения и поступков к «живому». Отмечено расширение и углубление интереса к животному и растительному миру. Увеличилось число детей, которые считают животных и растения самоценными живыми существами, правильно оценивают последствия действий человека с позиции благополучия живых организмов. Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к объектам и явлениям живой природы, научились сопереживать их состоянию в различных ситуациях, выражать доброжелательность по отношению к непривлекательным представителям животного и растительного мира. У воспитанников проявилось желание позитивно взаимодействовать с живыми существами, учитывая их типичные особенности, самостоятельное взаимодействие приобрело гуманный характер.

Полученные в данном опыте результаты позволяют сделать следующий вывод: применение инновационных форм и методов работы в проектной деятельности эффективно влияют на повышение уровня сформированности экологической культуры у дошкольников.

Библиографический список.

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  2. Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.- 2015.- № 1. – С. 16-18.
  3. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.
  4. Никифорова, О.А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.
  5. Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.
  6. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.
  7. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду: книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей / Н. А. Рыжова. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2005. – с. 432.
  8. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет - Волгоград: Учитель, 2015. - 159 с. – ISBN 978-5-7057-3525-9.
  9. Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2014.- № 10. – С. 25-28.
  10. Мингазова, Т. Конкурсные задания к «Экологическому ассорти» // Дошкольное воспитание. – 2012. - №2. – С. 43-44.
  11. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.102013г. №155).
  13. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.12.2015) Об образовании в Российской Федерации.- 233с. 1
  14. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.
  15. Экологические проекты в детском саду. О.М. Масленникова, А.А. Филипенко. – Волгоград: Учитель, 2011.-232 с. ISBN 978-5-7057-1994-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Проектная деятельность, как ресурс для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы...

Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

В современном мире взаимодействие человека с природой является актуальной проблемой. Загрязнение окружающей среды грозит уничтожением всего живого на земле.Многолетний труд в дошкольном образовании по...

Презентация на тему" Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствам проектной деятельности"

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном...