Семинар – практикум: «Формирование безопасного поведения на дороге у дошкольников посредством театрализованной деятельности».
материал (старшая, подготовительная группа)

Наталья Алексеевна Бударина

 

Семинар – практикум: «Формирование безопасного поведения на дороге у дошкольников посредством театрализованной деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_seminar.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 г. Павлово

Семинар – практикум: «Формирование безопасного поведения на дороге у дошкольников посредством театрализованной деятельности».

Подготовила: Бударина Н. А.

2019 г.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации формирования и развития осознанного безопасного поведения на дороге у дошкольников, используя театрализованную деятельность.          Актуальность:        

 Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.

Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Важность дошкольного приобретения навыков аргументируется тем, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Гипотеза состоит в предположении того, что положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в театрализованную деятельность будет включена информация по безопасности дорожного движения.  

Предварительная работа:

  • Определение спектра вопросов по проблеме.
  • Знакомство с материалами по проблеме  
  • Опрос педагогов и детей по проблеме.
  • Изучение литературы по теме

 

План  семинара-практикума.

№ п/п

Формы и методы деятельности

Содержание деятельности

Примерное время

Предполагаемый результат

1

Сообщение

Актуализация проблемы.

Введение в тему.

3 мин.

Создана мотивация деятельности.

2

Работа с перфокартой

Проверка знаний педагогов по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения

7 мин.

 Систематизированы знания педагогов по ознакомлению с правилами дорожного движения.

3

Игралочки для взрослых

 Игровой тренинг «Закончи предложение»

«Ах, эти сказки»

«Наши советы»

7 мин.

Сопоставление прогнозируемого и полученного результата.

4

Имитационная игра

Сказка «Теремок на новый лад»

10 мин.

Использование разнообразных методов организации безопасности жизнедеятельности.

5

Моделирование

Сказка «Колобок на новый лад»

7 мин.

Овладение практическими навыками по проблеме.

Приобретение навыков публичного выступления

6

Проблемные ситуации по ПДД

Работа с картами - схемами

5-7 мин.

Внедрение в практику работы игр и игровых

7

Рефлексия

Рефлексия, получение обратной связи.

3 мин.

Оценка эффективности семинара.

Введение в тему.

Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций.

Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и безопасного поведения.

Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу,  так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях.

Необходимо дать детям знания о правильном поведении на улице, в транспорте и т.д.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице,

поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Образовательная деятельность должна строится на основе познавательно-поисковой деятельности. Вначале ООД перед детьми ставится цель в виде проблемы. Затем выстраивается цепочка вопросов и заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний.

Виды вопросов: вопросы на установление причинно-следственных связей (Почему? Что будет если?..); вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа (К какому вида транспорта можно отнести плот? Это грузовой или пассажирский вид транспорта?); проблемная ситуация (Нужно перейти дорогу, а светофора нет. Что делать?); вопросы, требующие осознания способа действия (как ты узнал?).

Использование театрализованной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике. Игры-драматизации, постановка спектаклей старшими дошкольниками, демонстрация их родителям и детям  младшего возраста обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

В работе по формированию знаний о правилах дорожного движения у дошкольников используют различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, театр игрушек, театр картинок.

Для обобщения знаний детей по правилам дорожного движения, начиная со старшей группы, можно и нужно использовать следующие формы работы: беседа-диалог, игра-драматизация, спектакль, инсценировка, кукольный театр, пантомима и другие.

Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой и самостоятельно решает проблемные ситуации. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, тем самым разбирая разные ситуации на дорогах города. Игры-драматизации с пальчиками – атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа.

Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра. Воспитание будущих пешеходов как часть общей культуры закладывается в детстве.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Полученные знания дети закрепляли в театрализованных играх: «В гостях у инспектора ГИБДД», «Пешеходы», «Светофор – лучший друг», «Автошкола»; представлениях: «Школа светофорных наук», «Правила дорожные детям знать положено»; инсценировании сказок «на новый лад» «Колобок», «Теремок», «Репка» и т. д. с использованием элементов ПДД; Реализация данного раздела по безопасности позволяет сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах:

1. Обогащен словарный запас детей по лексическим темам: «Безопасность дорожного движения», «Транспорт в городе», « Профессии на транспорте».

2. Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках.

3. Изготовлены макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для театрализованных игр.

4. Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребёнка на улицах города.

 .

  2 часть. Работа с перфокартой.

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Вопросы

Варианты ответа

Как должен входить в автобус взрослый с ребенком?

1.Входить одновременно с ребенком.

2.Ребенок входит первым, взрослый за ним.

3.Взрослый входит первым, ребенок за ним.

Как должен взрослый с ребенком выходить из автобуса?

1.Входить одновременно с ребенком.

2.Ребенок идет первым, взрослый за ним.

3.Взрослый выходит первый, ребенок за ним.

С какого возраста рекомендуется знакомить детей с назначением желтого цвета светофора?

1.с 3-х лет.

2.с 4-х лет.

3.с 5-ти лет.

4.в зависимости от уровня развития и знаний детей.

Программе, какой возрастной группы соответствует знание детьми  таких правил пешехода: идти можно только по тротуару,  придерживаясь правой стороны, переходить улицу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, держась за руку взрослого.

1.2 младшая группа.

2.средняя.

3.старшая

Какому сигналу светофора соответствует положение регулировщика боком к пешеходу?

1.зеленый.

2.красный.

3.желтый.

 

 

3 часть. Игралочки для взрослых.

1 задание.  Игровой тренинг «Закончи предложение». 

 1 команда

 1. Если съесть грязную сосульку, то… (может возникнуть отравление, дизентерия, заражение глистами, будет болеть горло)

 2. Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло, то. (может случиться большой пожар)

 3. Если ты развёл костёр, то…. (не забудь потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар)

 4. Если попробовать незнакомую ягоду, то (можно отравиться)

 5. Если брать острые предметы, то… (можно порезаться)

2 команда

1. Если у вас поднялась температура, то… (надо вызвать врача, дать лекарство)

2. Если пойти гулять одному по незнакомому городу, то (можно потеряться, заблудиться)

 3. Если вы забыли выключить утюг, то… (может произойти пожар)

4. Если вам предлагают поиграть со спичками, то… (нужно отказаться)

5. Если ты погладишь незнакомую собаку, то (она может тебя укусить)

2 задание.  «Ах, эти сказки».

1 команда

- В каких сказках говорится о том, что опасно оставлять ребенка без присмотра

 («Колобок», «Гуси – лебеди», «Кошкин дом», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д.)

2 команда

-В каких сказках показано, что случается, если маленький герой сбежит в неизвестное место  («Колобок», «Буратино»)

 3 задание  «Наши советы».

 Составьте сказочные советы и выводы для детей по сказке «Заюшкина избушка».                         

 4 часть Имитационная игра

Сценарий театрализованного представления «Правила дорожного движения» (по мотивам русской народной сказки «Теремок»).

Цель: формировать знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках предупреждающего и запрещающего значения.

Задачи:

-закреплять знания детей о дорожных знаках;

-развивать устную связную речь;

-развивать актерское мастерство, фантазию у детей;

-воспитывать навыки осознанного пользования знаниями дорожного движения в повседневной жизни.

Материал: шапочки с изображением животных, настольный макет по ПДД. Игрушки: машина, автобус, велосипед, теремок.

ХОД:

Воспитатель показывает шапочки с изображением героев сказки.

– Дети, как вы думаете из какой сказки эти звери? (ответы детей)

– Правильно. Сказку эту мы знаем. А давайте придумаем новую сказку «Теремок» на новый лад. Как вы думаете, зачем нам дорога с домами и улицами? (ответы детей)

– Молодцы! Мы придумаем сказку «Теремок» с правилами дорожного движения. И так помогайте мне. Дети вместе с воспитателем начинают сказку.

Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, не высок, не высок

Вдруг по дороге Мышка бежит, увидала дорожный знак и стоит (дорожный знак «Пешеходный переход»)

Воспитатель: «Подскажите, ребята, что нужно сделать Мышке? » (перейти дорогу по пешеходному переходу)

– Правильно. Молодцы! Перешла Мышка по пешеходному переходу дорогу и пришла к Теремку. Стучит в дверь.

-Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Никто не ответил Мышке. Зашла она в Теремок и стала жить поживать.

Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, не высок, не высок.

Вдруг по дороге Заяц бежит, увидал дорожный знак и стоит… (дорожный знак «Автобусная остановка»)

Воспитатель: «Подскажите, ребята, что нужно сделать Зайке? » (встать на остановке, дождаться автобуса и доехать на нем до Теремка)

– Правильно. Молодцы! Сел Заяц в автобус и приехал к Теремку. Стучит в дверь.

Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

А Мышка ему отвечает: «Я Мышка-норушка. А ты кто? »

Заяц: «А я Зайка-попрыгайка»

Мышка: «Заходи! Давай вместе жить».

Зашел Зайка в Теремок и стали они жить да поживать. А мы дольше сказку продолжаем.

Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок не высок, не высок.

Вдруг по дороге Лисичка бежит, увидала дорожный знак и стоит… (дорожный знак «Велосипедная дорожка»)

Воспитатель: «Подскажите, ребята, что делать Лисичке? » (ответы детей)

-Правильно. Села Лисичка на велосипед и поехала к Теремку. Стучит в дверь.

Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Мышка ей отвечает: «Я Мышка-норушка»

Зайка: «Я Зайка-попрыгайка. А ты кто? »

Лиса: «А я Лисичка-сестричка. Давайте вместе жить»

Зашла Лисичка в Теремок и стали они вместе жить да поживать. А мы дальше сказку продолжаем.

Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, не высок, не высок.

Вдруг по дороге Волк бежит, увидал чудо трехглазое и стоит… (светофор)

Воспитатель: «Помогите, ребята, Волку. Подскажите, что ему надо делать? (ответы детей).

Правильно. Перешел Волк дорогу на зеленый свет светофора и пришел к Теремку. Сучит в дверь.

Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Мышка ему отвечает: «Я Мышка-норушка»

Заяц: «Я Зайка – попрыгайка»

Лиса: «А я Лисичка-сестричка. А ты кто? »

Волк: «А я Волк – зубами щелк. Давайте вместе жить».

Зашел Волк в Теремок и стали они жить да поживать. А мы дальше будем сказку рассказывать.

Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, невысок, невысок.

Вдруг по дороге Медведь на машине мчится. Увидел знак…

– Какой знак увидел Медведь? (дорожный знак «Проезд запрещен»)

Какой это знак, ребята? (запрещающий).

– Но не обратил внимания Медведь на запрещающий дорожный знак «Проезд запрещен» и помчался дальше. Да так быстро, что со всего маху врезался в Теремок. Теремок пошатнулся и развалился, а из него выскочили испуганные звери. Стали Медведя ругать, что он не соблюдает ПДД. Стыдно стало Косолапому. Попросил Медведь у всех прощения. Предложил построить новый Теремок.

Звери: «Хоть и виноват Медведь, мы ему поможем.

Чем о Теремке жалеть, лучше новый сложим! »

Воспитатель: «И стали они жить поживать и дорожные знаки и правила соблюдать. Вот и сказке конец, а кто слушал молоде

 5 часть   Моделирование

Цель: организовать самостоятельную работу слушателей для усвоения ими эффективных способов обучения.

Задание: составить из набора слов окончание сказки «Колобок» на «новый лад».

 По дорожке Колобок

Вкривь и вкось, и даже в бок

От бабули укатился

И, представьте, заблудился.

Как ему домой добраться,

Чтоб с лисой не повстречаться?

На пути его дорога,

И до дома уж немного…

Но пешеходный переход

Лишь только в метрах ста вперед,

А дом напротив оказался,

Тут Колобок наш растерялся.

1 команда

1) Герой решил не рисковать

И к переходу побежать.

Ведь знают все, и даже дети,

Что жизнь важней всего на свете!

(Рисковать, решил, не, герой, переходу, и, побежать, к, все, и, знают, дети, ведь, даже, важней, на, всего, жизнь, что, свете)

2 команда

2) Подумал: «Здесь пройду легко,

До перехода далеко».

Что было дальше – неизвестно,

Опасно это, скажем честно.

(Легко, подумал, пройду, здесь, далеко, перехода, до, было, неизвестно, дальше, что, честно, скажем, опасно, это)

6 часть. «Проблемные ситуации на дороге»

(Командам раздаются карты с изображением проблемных ситуаций на дороге, размером А-4; по 2 шт. каждой команде).

7 часть. Рефлексия Цель: обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на семинаре.

Завершить наш семинар-практикум мне хочется словами.

Философы говорят, что "жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них" уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего семинара. Спасибо вам! Берегите себя и своих близких.

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности бед  избежать,

А где надо – на помощь позвать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей и совершенствование речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дете...

«Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников через игровую деятельность» "Протокол родительского собрания в младшей группе" " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

laquo;Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников через игровую деятельность» "Протокол родительского собрания в младшей группе""Экологическое в...

Проект "Формирование безопасного поведения на дорогах у дошкольников через проектную деятельность"

Ребенок и улица понятие неразделимое. Что же должен усвоить маленький человечек, чтобы у него сформировались навыки правильного поведения на улице? Это зависит от нас взрослых и только от нас!Воспитан...

Статья "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа.  В данной статье описана работа по формированию основ безопасного ...

«Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников через игровую деятельность»

С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, уме...