"Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
статья по обж
Выступление из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 компенсирующего вида»
Валекайте Данутэ Пятросовна
высшая квалификационная категория
Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
«Театр, словно чародей – волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот, ребёнок скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля…»
Формирование основ безопасности жизнедеятельности является одним из важнейших направлений дошкольного образования, что подтверждено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральными государственными образовательными стандартами.
На протяжении дошкольного детства происходит интенсивное физическое и психическое развитие детей. Дети открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, что позволяет определить дошкольный возраст как сензитивный период для формирования основ и культуры безопасности жизнедеятельности. Актуальной задачей педагогов является поиск эффективных методов формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам безопасности.
Анализ психолого-педагогической литературы, ознакомление с передовым педагогическим опытом, убедил меня в большом потенциале театрализованной деятельности для формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников. В современной отечественной дошкольной педагогике разработано много программ формирования ОБЖ Одним из направлений программы И.А. Лыковой «Мир без опасности», является формирование ОБЖ посредством использования арт-технологии, связанные с приобщением детей к театральному искусству. На сновании этой программы Е.Ю. Александровой была разработана методика формирования ОБЖ у дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Я решила использовать эту методику в работе со старшими дошкольниками.
Цель работы - развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге, в природе, в социуме и быту.
Гипотеза состоит в предположении того, что формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности будет осуществляться более эффективно, если:
- систематично организовывать и проводить мероприятия по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности;
- включать в театрализованную деятельность информацию по безопасности дорожного движения, правилам поведения на природе, в социуме, в быту;
- подобрать наглядно-дидактический материал, предоставляющий широкие возможности для формирования основ безопасности жизнедеятельности;
- способствовать обеспечению доступности содержания приобретения детьми знаний и опыта личной безопасности;
- организовать взаимодействие с воспитанниками и их родителями, которое будет способствовать развитию у них полезных привычек.
Учитывая важность формирования основ безопасности жизнедеятельности воспитанников, и целевые ориентиры, указанные в ФГОС, мною поставлены следующие задачи:
1) формировать у детей необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения в быту, социуме, природе посредством театрализованной деятельности;
2) учить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке;
3) помочь детям овладеть элементарными навыками безопасного поведения.
4) способствовать воспитанию личности, осознающей ответственность за безопасную жизнедеятельность
При разработке плана работы я опиралась на ключевые понятия:
1) под безопасностью жизнедеятельности понимается качество жизнедеятельности, при котором она не создает опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред или ущерб жизненно важным интересам человека;
2) безопасное поведение дошкольников – это поведение, которое основано на знаниях о правилах безопасности жизнедеятельности и отражающее умение обращаться с потенциально опасными предметами и осознанно относиться к соблюдению правил безопасности;
3) культура безопасности жизнедеятельности ребенка представляет собой совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье;
4) театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли, участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре
Педагогическими условиями достижения цели и решения поставленных задач являются систематическая и целенаправленная работа с детьми, активное включение родителей в процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности посредством театрализованной деятельности и создание соответствующей предметно-развивающей среды.
Считаю, что воспитательно-образовательный процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности должен иметь следующую структуру:
1) когнитивный уровень, на котором происходит формирование знаний о безопасности жизнедеятельности;
2) эмоциональный уровень, на котором происходит формирование эмоций, чувств, отношений, и на их основе суждений о правилах безопасности жизнедеятельности;
3) поведенческий уровень, на котором формируются навыки безопасного поведения.
Театрализованная деятельность позволяет осуществлять работу на всех уровнях, благодаря своему огромному воспитательно-образовательному потенциалу. Считаю, что эффективность этого вида детской деятельности обусловлена следующими преимуществами:
1) Театрализованная деятельность является один из самых доступных и интересных видов искусства для дошкольников, так как в ее основе лежит игра.
2) Участвуя в театрализованной деятельности, дети получают знания об окружающем мире во всем его многообразии без нравоучений и назиданий, обогащают свой жизненный опыт, в том числе и опыт по безопасности жизнедеятельности.
3) Театрализованные игры учат детей «проигрывать» различные ситуации, приобретать внутреннюю готовность к сложным жизненным ситуациям.
4) Любимые герои, благодаря способности детей к идентификации с ними, их поступки становятся для них образцами для подражания и отождествления.
5) Участвуя в театрализованной деятельности, ребенок учится чувствовать и размышлять, переживать и сопереживать, знакомится с законами общества, в том числе с правилами безопасного поведения.
6) Театрализованная деятельность обеспечивает наглядность, что способствует лучшему усвоению знаний, и является одним из главных требований в образовании дошкольников.
7) Театрализованная деятельность активизирует все каналы восприятия ребенка: слуховой, зрительный, кинестетический и тактильный, что способствует лучшему усвоению и сохранению информации
Для формирования основ безопасности жизнедеятельности в работе со старшими дошкольниками я использовала следующие виды театрализованной детской деятельности:
1) инсценировки
2) театрализованные игры: игры – драматизации и режиссерские игры
Опыт работы подтверждает огромный воспитательно-образовательный потенциал инсценировок для формирования ОБЖ,
В инсценировках дети точно воспроизводят авторский текст в действии, осмысливают его, «вживаются» в роль, чувствуют, передавая эмоции героев. Дети переживают за своего героя, действуя от его имени, и привнося в персонаж свою личность.
Литературную основу для инсценировок составляют небольшие произведения, в которых обязательно есть ярко выраженное событие и действие. Для формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников лучшей основой являются фольклорные сказки. Русские народные сказки многослойны, и один из слоёв – уроки безопасности, которые должны освоить дети. Большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности. Литературной основой для инсценировок могут служить и многочисленные сказки о ЗОЖ: «Зубик-зазнайка», «Друзья здоровья», «Про умное Здоровье», Сказка про то, как белка всех зверей приучила к зарядке», «Витамина для Винни Пуха» и др.
Критериями отбора литературной основы служили художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, то есть какие полезные уроки для детей оно несет; соответствие жизненному и художественно-творческому опыту детей, Я сгруппировала литературную основу для инсценировок и театрализованных игр по разделам, которые представлены на слайде. Изучая опыт педагогов, я нашла много вариантов сказок на новый лад, адаптированных под конкретные задачи формирования ОБЖ, и составила их картотеку. Со старшими дошкольниками я организовала инсценировку сказки «Репка», переделанной мною на новый лад. В свой вариант сказки я включила элементы, направленные на формирование здорового образа жизни.
Литературной основой для инсценировок могут служить и детская игровая поэзия, небольшие рассказы или отдельные главы из литературных сказок.
Работа над инсценировкой осуществлялась по традиционной методике, включающей следующие этапы: выбор произведения; знакомство детей с произведением и создание мотивации для его инсценирования; анализ произведения: установление причинно-следственных связей между событиями, целей персонажей, мотивов их поступков, их чувств, переживаний; инсценирование (распределение ролей и работа над ролью); создание костюмов и декораций.
Все этапы работают на достижение образовательного результата, но, считаю, что особенно внимание следует уделять обсуждению события и поведению героев. Так как моей целью было не просто познакомить детей с правилами безопасного поведения, но привести их к осознанию необходимости их соблюдения, к пониманию того, как надо поступать в различных ситуациях и почему именно так. Дети предлагалось обсудить ситуацию (где опасность?); поведение героев в этой ситуации и его последствия; составить план-сценарий правильного поведения в данной ситуации и аргументировать свои ответы.
Главная задача педагогов - натолкнуть детей на мысль о переносе сказочных «спасительных» приёмов в их повседневную жизнь.
Большим потенциалом обладают игры – драматизации, в которых в отличие от инсценировок возможна импровизация, отступление от авторского текста. В них нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Ребенок сам выбирает выразительные средства, что, на мой взгляд, в наибольшей степени способствует эмоциональному восприятию ситуации и выбору путей выхода из нее. Чтобы правдиво изобразить персонаж, ребёнок должен понять, каков он, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, тем самым разбирая разные жизненные ситуации. Умение анализировать ситуацию и поступки героев игр-драматизаций и являются прочной основой для формирования основ безопасного поведения.
Основой для театрализованных игр могут быть и сюжеты, придуманные педагогом и предложенные детям. Я предлагаю детям такие игры - драматизации, как «Незнакомец», которая учит детей отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых; «Один дома», в которой ребенок усваивает правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери и др.
Организуя игры-драматизации, я использую следующие методы:
1) метод моделирования ситуаций, который предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, содержащих определенную опасную ситуацию и различных вариантов выхода из нее;
2) метод беседы, предполагающий анализ детьми ситуации и введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса;
3) метод ассоциаций, который дает возможность путем ассоциативных сравнений проецировать ситуации и поведение героев произведений на ситуации из жизненного опыта детей, и их поведение,
Для организации игр-драматизаций я использую пальчиковый, перчаточный, кукольный театр, театр масок.
Сюжетом для режиссерских игр, в которых ребенок сам создает сцены, ведет роль игрушечного персонала, действует за него, изображает его интонацией, мимикой, чаще всего, становятся знания ребенка, полученные из детских рассказов, сказок, мультфильмов. Как правило, в основе сюжета таких игр лежит событие, которое произвело на ребенка большое впечатление. Чтобы в режиссёрских играх дети использовали сюжеты, в которых есть потенциал для формирования ОБЖ, педагогу необходимо привлекать внимание детей к таким сюжетам, повышать их интерес к ним.
Для организации режиссерских игр я использую настольный театр, теневой театр, театр на фланелеграфе.
Театрализованная деятельность станет эффективным средством формирования ОБЖ при соблюдении определенных требований, на которые я обрилась в работе:
1) насыщенность и многообразие тем;
2) непрерывное, ежедневное вовлечение театрализованных игр в жизнедеятельность детей;
3) максимальная активность детей на всех стадиях подготовки и проведения игр;
4) совместная работа ребенка с взрослыми на всех стадиях организации театрализованной деятельности;
5) создание реальных мотивирующих условий (нельзя заставлять детей играть, личностные мотивы для участия в театральной деятельности должны быть сильнее авторитета взрослого).
Опыт работы убедил меня, что театрализованная деятельность организационно может пронизывать все режимные моменты. Включаться во все занятия (проводиться в форме игрового занятия, или быть частью занятия), в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, где могут проводиться инсценировки, игры-драматизации, как подготовленные, так и импровизации; осуществляться в самостоятельной деятельности детей (режиссёрские игры). Доступная форма проведения занятия позволяет даже самым маленьким детям осмыслить поведение каждого героя – куклы, проанализировать возможный результат их поведения и действий, рассмотреть возможные последствия случившегося.
Для закрепления знаний детей, полученных в процессе театрализованной деятельности, я считаю необходимым создавать условия для того, чтобы дети могли доступными художественными средствами выразить свои мысли по поводу ситуации в литературной основе, свои желания помочь героям. Эффективно для закрепления полученных в ходе театрализованной деятельности навыков безопасного поведение является и проведение квест – игр, которые я активно использую.
Одним из необходимых условия для эффективности театрализованной деятельности, как средства формирования ОБЖ, является создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды. В группе создана среда, включающая различные виды детских театров, разнообразные альбомы на тему безопасности, дидактические игры, художественную литературу по основам безопасности, атрибуты для сюжетно-ролевых игр на тему.
Поведенческие стратегии безопасного поведения у дошкольников формируются эффективно при условии сотрудничества педагогов и родителей. Поэтому очень важно определить четкую стратегию сотрудничества, сформулировать задачи педагогического взаимодействия с родителями по вопросам формирования у детей основ безопасного поведения.
Беседы с родителями показали, что они понимают важность формирования ОБЖ у детей, но недостаточно реализуют на практике свои знания. В основном родители используют метод запретов в формировании знаний детей о правилах безопасного поведения. Недостаточную активность проявляют родители и во взаимодействии с педагогами по данному вопросу. Мне представляется, что отчасти это обусловлено отсутствием большого интереса родителей к традиционным формам работы по повышению их родительской компетенции. Я имею в виду наглядно-информационные формы взаимодействия, родительские собрания, консультации. Не отрицая значимость этих методов, я считаю, что в работе с родителями должны использоваться методы, предполагающие активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс. На мой взгляд, привлечение родителей к участию в театрализованной деятельности способно повысить активность взаимодействия с родителями, их интерес к теме, сделать их полноценными участниками воспитательного процесса.
Мною разработан информационный материал для родителей, подчеркивающий значимость театрализованной деятельности для формирования ОБЖ. В процессе работы я использую следующие формы привлечения родителей к театрализованной деятельности: помощь ребенку в работе над ролью, изготовление декораций, костюмов, масок, кукол для театрализованной деятельности придумывание сказок и рассказов на новый лад, в которых содержаться элементы ОБЖ.
Для выявления уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников, я использовала диагностическую методику, предложенную Т.И Бабаевой и А.Г. Гогоберидзе (Гогоберидзе А, Мониторинг в детском саду. — М.: Детство-Пресс, 2011. — с. 121 – 125)
Выбор этой диагностической методики обусловлен тем, что она позволяет оценить уровень сформированности основ безопасности жизнедеятельности на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. В основе методики лежит комплексная беседа, состоящая из 4 блоков вопросов:
1) опасность контактов с незнакомыми людьми;
2) опасности на улице;
3) опасности в природе;
4) опасности в быту.
По результатам беседы оценивался уровень сформированности ОБЖ у старших дошкольников по следующим критериям:
1) знания детьми правил безопасности жизнедеятельности: знания об источниках опасности, о мерах предосторожности, о действиях в опасных ситуациях, их объем, полнота;
2) суждения о правилах безопасности жизнедеятельности и отношении к ним: точность и аргументированность, суждений о способах безопасного поведения;
3) поведение в сложных ситуациях: нахождение правильного выхода из сложившейся ситуации.
В соответствии с выделенными критериями по результатам диагностики дети были разделены на три группы по уровню сформированности ОБЖ. Характеристика уровней представлена на слайде.
По результатам мониторинга вы видите значительную положительную динамику в уровне сформрованности ОБЖ на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне.
Обобщение опыта работы позволяет сделать вывод о том, что театрализованная деятельность является эффективным способом формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Эта деятельность интересна детям, игровое содержание позволяет ненавязчиво обучать детей правилам безопасного поведения.
За время работы по данной методике была пополнена методическая копилка.
1) Созданы каталоги:
- методической литературы по использованию театрализованной деятельности в процессе формирования ОБЖ;
- художественной литературы, используемой в качестве литературной основы для инсценировок и игр-драматизаций;
- диагностических методик для определения уровня сформированности ОБЖ.
2) Разработаны:
- сценарии драматизаций на литературной основе;
- сказки на новый лад;
- конспекты ООД с использованием театрализованной деятельности;
- консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в формировании ОБЖ».
Воспитание ОБЖ в дошкольном возрасте предполагает развитие у ребенка элементарных знаний и навыков адекватного поведения в неожиданных и опасных для него и его здоровья ситуациях дома, в быту и на улице, в городском транспорте и на природе, при общении с незнакомыми людьми. Безопасное поведение зависит не только от знаний правил, но и от эмоционально-волевой и ценностной сфер сознания ребенка. Следовательно, формирование ОБЖ должно осуществляться на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Для этого организованная образовательная деятельность должны проходить в увлекательной игровой форме. Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя! Эти игры наиболее доступны для детей, являются интересным способом переработки информации, выражения эмоций, впечатлений. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Тема ОБЖ предлагает ребенку многогранные сюжеты для театрализованных игр. Литературная основа для этих игр включает в себя правила безопасного поведения и дает воспитателю возможность обсудить эти правила в условиях воображаемой ситуации, и закрепить их в условной, но приближенной к реальности жизни. Таки образом, театрализованная деятельность способствует заложению фундамента безопасности, когда ребёнок уже может справиться с множеством преград.
Поэтому я рекомендую воспитателям использовать театрализованную деятельность в процессе формирования ОБЖ у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
"Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.Островский...
Формирование основ безопасности жизнидеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Презентация используется для воспитателей по художественному - эстетическому развитию по ФГОС...
"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Самое главное-здоровье и жизнь ребёнка.Театральные импровизации способствуют умению выплеснуть энергию, передать своё видение мира, а главное- заложению фундамента безопасности, когда ребёнок уже може...
Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»...
Статья "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа. В данной статье описана работа по формированию основ безопасного ...
обобщение опыта работы "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
опыт работы по методической теме...