Парциальная программа "Тропинка в экономику"
рабочая программа (подготовительная группа)

Иванова Татьяна Константиновна

В дошкольном детстве есть определенный период, когда ребенка можно вводить в мир экономики, когда экономические ценности превращаются в этические. Демонстрируют уровень нравственного развития ребенка - это старший дошкольный возраст. Личный опыт работы с детьми, наблюдения позволяют мне сказать о том, что, старшие дошкольники в детском саду чувствуют себя взрослыми среди детей других возрастных групп. К пяти-шести годам произвольность поведения, которая является важной психологической характеристикой и особенностью данного возрастного периода: действия ребенка становятся осознанными. Понимая свое поведение, дошкольник приобретает способность строить его в зависимости от создавшейся социальной ситуации и действовать осознано и произвольно. Это одна из определяющих психологических характеристик ребенка для приобщения его к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_tropinka_v_ekonomiku.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Детский сад №110 «Золушка»

Парциальная программа для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)

«Тропинка в экономику»

Руководитель: Иванова Т.К. (воспитатель)

Пояснительная записка

Актуальность кружковой программы.

В современных условиях дошкольного образования, согласно «Закону об образовании в Российской Федерации», стало первым звеном в непрерывной системе образования. Это определило необходимость соблюдения дошкольными образовательными учреждениями положений концепции государственно-общественной системы экономического образования.

Нужно ли детям дошкольного возраста знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями, связанными с современной социальной жизнью и условиями рынка? Может, стоит подождать, пока ребенок достигнет более зрелого возраста, ведь тогда ему многое станет понятным без объяснения взрослых?

 Не всем же быть экономистами по профессии! Так полагают многие педагоги и родители, позиция которых мы, безусловно, считаем ошибочной. Поясню свою точку зрения на эту проблему и попытаюсь убедить всех сомневающихся.

В дошкольном детстве есть определенный период, когда ребенка можно вводить в мир экономики, когда экономические ценности превращаются в этические. Демонстрируют уровень нравственного развития ребенка - это старший дошкольный возраст. Личный опыт работы с детьми, наблюдения позволяют мне сказать о том, что, старшие дошкольники в детском саду чувствуют себя взрослыми среди детей других возрастных групп. К пяти-шести годам произвольность поведения, которая является важной психологической характеристикой и особенностью данного возрастного периода: действия ребенка становятся осознанными. Понимая свое поведение, дошкольник приобретает способность строить его в зависимости от создавшейся социальной ситуации и действовать осознано и произвольно. Это одна из определяющих психологических характеристик ребенка для приобщения его к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.

Между пятью и шестью годами у ребенка формируются определенные понимание и оценка социальных явлений. Ориентация на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. В этот период отчетливо проявляется готовность ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывать не только свою. Но и чужую точку зрения. Эти особенности сознания старших дошкольников убедительно доказывают возможность и необходимость приобщения их к истокам экономики. Эту  сферу деятельности человека обычно соотносят с понятием « выгода», которое как раз и обнаруживается в поведении детей пяти – шести лет. Ребенок начинает осознавать суть понятий « выгодно- не выгодно», «выигрыш – проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации « успеха» и « неуспеха». Взрослые ежедневно сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена – « детского бартера»: ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать. Это тот важный настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещей, осознаваемых ребенком сути ценности и самого факта нечестного обмена. Взаимосвязь экономического образования и нравственного воспитания становятся очевидной.

В процессе нравственно – трудового и экономического воспитания детей начинают осознавать смысл таких  экономически значимых качеств деятельности, как бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие. Эти качества называют базисными качествами экономической деятельности людей.

Цель: Формировать у дошкольника умения понимать и ценить окружающий предметный мир ( мир вещей как результат труда людей).

Задачи: 

1.Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

2.Осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий « труд-продукт-деньги» и

« стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения.

3.Признавать авторитетными качествами человека-хозяина, этическую и экономическую значимость. Которую следует сегодня возрождать: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие.

4.Правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Принципы: учет возрастных, индивидуальных, психических особенностей старших дошкольников, их интереса к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, комплексный подход к развитию личности дошкольника, который выражается в тесной связи этического, трудового и экономического воспитания соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Содержание программы способствует социально – коммуникативному и познавательному развитию детей.

Программа состоит из четырех блоков ( разделов), связанных между собой задачами и содержанием.

1.« Труд – продукт ( товар)».

2.« Деньги, цена (стоимость)».

 3. « Реклама: желание и возможности».

4. « Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика».

Труд – основная деятельность человека, источник его существования.

Основные понятия: труд, работа, продукт, премия, продукция, рабочее место.

Профессии: менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, распространитель рекламы, программист, банкир;

 Орудия, предметы труда, инструменты; рынок, магазин, палатка, супермаркет, универсам.

Педагогические задачи:

- формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая  профессии родителей детей нашей группы.

- учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

- поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.

- стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества и изобретательность.

Деньги, цена (стоимость) – предмет купли- продажи, предмет жизненной необходимости.

Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры, цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, брать в долг; сбербанк, накопить, растратить, проценты; доход, пенсия, зарплата, стипендия. Пособие для детей, бюджет; аукцион, лотерея, выиграл, проиграл, выгодно, не выгодно, бартер, лот.

Педагогические задачи:

- дать представления о том, какие бывают деньги (российские рубли, валюта других стран).

- формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости и части культуры каждой страны.

- воспитывать основы разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, с возможными потребностями своей семьи.

- дать представления о том,  что деньгами оплачивают результаты труда людей, к деньгам следует относиться как к предмету жизненной необходимости, средству и условию благополучия, достатка в жизни людей.

Реклама: желание и возможности – широкое оповещение о свойствах товаров, произведений искусства и услуг в целях привлечения внимания и спроса потребителей.

Основные понятия: реклама, рекламировать, рекламодатель, рекламное агентство, рекламный агент, распространитель рекламы, собственное дело, участники рекламной деятельности ( артисты, дети, животные, герои мультфильмов и др).

Педагогические задачи:

- дать представление о рекламе, ее значении.

- поощрять у детей объективное отношение к рекламе.

- воспитывать разумные потребности.

- учить детей правильно воспринимать рекламу.

Полезные навыки и привычки в быту – соблюдение чистоты и порядка, бережно пользоваться игрушками, книгами, экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам.

Основные понятия:  бережливый, хозяйственный, экономный, рациональный

 ( рачительный), щедрый, добрый, честный, запасливый.

Педагогические задачи:

- воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, навыки взаимодействия с окружающим вещным миром.

- формировать представление о том, что предметный ( вещный) мир – это мир рукотворный.

Диагностика результатов освоения программы.

В диагностике предусмотрены вопросы и задания по каждому из четырех блоков программы. При этом выделены три группы критериев: содержательный  и мотивационный. После проверки по каждому блоку проводится подсчет баллов: если в большинстве случаев ребенок получил оценку «3». Это высокий уровень; преобладание оценки «2» говорит о среднем уровне, оценка «1»- о низком. В конце сентября проводится вводная диагностика детей и анкетирование родителей, а в конце апреле итоговая.

Сроки и форма реализации программы 

Программа может быть реализована в течение как одного года (в подготовительной к школе группе), так и двух лет ( в старшей и подготовительной к школе группах).

Кружок рассчитан на семь месяцев (тридцать недель), проводиться один раз в неделю по 25  - 30 минут, во вторую половину дня, в три часа. Используются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы.

Планируемые результаты освоения программы.

Содержательный критерий:

Адекватно употреблять в играх, общение со сверстниками и взрослыми, на занятиях знакомые экономические понятия. Знает и называет разные места и учреждения торговли ( рынок, магазин, палатка, ярмарка, супермаркет и др). Знает, что торговаться можно только на рынке, а в магазинах нельзя. Знает российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья. Понимает суть обмена денег для предстоящего путешествия. Знаком с понятием «банк», назначением банка. Знает несколько новых профессий, содержание их деятельности ( менеджер, программист и др); профессии рекламного дела (рекламодатель, рекламо-изготовитель, участники рекламной деятельности и др.). Знает и называет разные виды рекламы ( печатная, радио-и телереклама, на транспорте, объявления, рекламные щиты, рекламные ролики и др).

Операционально –деятельностный критерий:

Адекватно ведет себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении. Тревожится, переживает в случае поломки, порчи вещей, делает попытку исправить свою или чужую оплошность. Любит трудиться, делает полезное для себя и радость других. Умеет вести себя в учреждениях торговли ( не кричит, не клянчит, обсуждает с родителями возможность желаемое покупки). Бережно, рационально, экономно использует все, что предоставляет для игр и занятий ( бумага, карандаши, краски, игрушки, игры и др). Следует правилам: « Не выбрасывай вещь, если можно продлить ее жизнь. Если вещь тебе не нужна, лучше отдай ее, подари другому человеку». С удовольствием делай подарки другим и испытывай от этого радость.

Мотивационный критерий:

Появляется интерес к экономической деятельности взрослых ( знает, кем работают родители, чувствует заботу о себе, радуется новым покупкам). Объясняет состояние бедности и богатства. Осознает смысл базисных качеств экономики. Переживает в случае порчи, поломки вещей, игрушек. Сочувствует и проявляет жалость к слабым, больным, старым людям, живым существам, бережно относится к природе. С удовольствием помогает взрослым, объясняет необходимость оказания помощи другим людям.

                     Календарно – тематическое планирование:

Месяц

Тема

Содержание раздела

Средства

сентябрь

диагностика

беседа

-

4 неделя

вводная

Анкетирование родителей

анкета

октябрь

1 неделя

« У каждого человека должно быть интересное дело»      

Беседы, рассуждение

иллюстрации

2 неделя

« Почему все взрослые работают».

Дидактические игры

игры

3 неделя

« Когда продукт труда превращается в товар»

рассматривание

иллюстрации

4 неделя

« Ценность и украшение товара – его качество»

Игра, рассматривание

Посуда, книги, игрушки разного качества

ноябрь

1 неделя

« Менеджер – интересная профессия»

Беседа с представителем профессии

2 неделя

« Продолжаем знакомится с профессией менеджер»

Пластилин желтого или белого цвета

лепка

3 неделя

« Сколько заработал, столько и купил»

Материалы, необходимые для рисования и изготовления аппликации

Рисование

аппликация

4 неделя

Развлечение «Труд – продукт»

рассматривание

Деньги разного достоинства

декабрь

1 неделя

« Что такое деньги?»

Создание альбома

Настоящие деньги

2 неделя

« Что такое цена?»

Рассматривание, игры

Фотоаппарат, Конструктор «Лего»,Заводные игрушки, ручка, ластик, альбом.

3 неделя

« Чем лучше качество, тем дороже вещь»

Изготовление дизайнерской чашки

Чашка с блюдцем обыкновенные и дизайнерские

4 неделя

« Откуда у людей берутся деньги»

Составление рассказа

Иллюстрации с изображением людей разных профессий

январь

1 неделя

« Что было, когда не было денег»

Чтение, рассматривания

Иллюстрации, книги

2 неделя

« Что такое бюджет семьи?»

 Составление диаграммы

Картинки с изображением членов семьи

3 неделя

« Бюджет моей семьи»

Чтение стихотворения

книга

4 неделя

« Экскурсия в ближайший магазин»

Покупка товара

монеты

февраль

1 неделя

« Меценаты. Благотворительная деятельность»

Рассказы о меценатах

иллюстрации

2 неделя

« Деньги разных стран»

Работа по карте мира

Настоящие деньги разных стран

3 неделя

« Закрепление пройденного»

игра

Товарные чеки

4 неделя

Развлечение « Деньги разных стран»

игра

глобус

март

1 неделя

« Зачем нужна реклама»

рассматривание

Рекламные буклеты, листки, книги в которых есть реклама

2 неделя

« Какой бывает реклама»

Рисование, рассматривание

Фотографии щитовой рекламы и рекламы на транспорте

3 неделя

«Кем и где делается реклама?»

Чтение сказки

Иллюстрации с изображением рекламного агентства

4 неделя

«Уличная реклама»

экскурсия

Рекламные щиты

апрель

1 неделя

« Работа с рекламными буклетами ( детского содержания)

Изготовление рекламы

Косметика, игрушки, мебель

2 неделя

« Если бы у меня было собственное дело…»

Экскурсия в кабинет заведующей

3 неделя

« Играем в рекламу»

Изготовление аппликации, рисунка, конструирование

Листы бумаги, карандаши, клей и тд.

4 неделя

Итоговая диагностика

Используемая литература:

1.А.Д Шатова « Тропинка в экономику»: программа методические рекомендации, конспекты занятий с детьми 5- 7 лет. Москва издательский центр « Вентана – Граф» 2015 год.

2.Н.Ф Виноградова, Т.А Куликова. Дети, взрослые и мир вокруг нас. – М: Просвещение, 1993 год.

3. И.А Сасова, А.Ф Аменд. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки. – М. : Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Т.Н. ДЕВЯТОВОЙ

Обобщение опыта по внедрению парциальной программы Т.Н.Девятовой "Звук-волшебник"...

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи).

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи). Е.Н. Колесник....

Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»

Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...

Содержание и реализация парциальной программы «Играем в экономику»

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни....

Парциальная программа "Играем в экономику"

Парциальная программа "Играем в экономику"...

Парциальная программа "Играем в экономику" для детей старшего дошкольного возраста

Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом об...